Дженсон Баттон откровенно рассказал о своей карьере в Формуле 1

Дитер Ренкен
4 сентября 2016 в 14:31

В интервью узкому кругу журналистов в Спа Дженсон Баттон честно и открыто рассказал о перипетиях своей карьеры в Больших Призах...

В Монце в субботу Дженсон заявил, что следующий сезон проведет в ранге посла и резервного пилота команды McLaren-Honda, тогда как его место в кокпите займет юный бельгиец Стоффель Вандорн.

Это означает, что британцу, который в Малайзии проведет свой 300-й Гран При, вполне вероятно, осталось лишь семь раз выйти на старт гонки Формулы 1.

В Спа AUTOSPORT был приглашен в числе журналистов на пространное интервью Баттона, в котором он откровенно рассказал о своей карьере в Больших Призах, длящейся вот уже без малого 17 лет...

Дженсон Баттон о...

...о 300-м старте в Гран При

Когда я только начинал гоняться, я и подумать не мог, что буду продолжать этим заниматься в 30 лет. А сейчас мне уже 36, и я по-прежнему каждую неделю-две сажусь за руль боевой машины Ф1… Как быстро летит время… Это просто поразительно!

Когда начинаешь сезон с не самой конкурентоспособной машиной, то еще до первой гонки думаешь о следующем сезоне. Я провел в Ф1 столько лет, на протяжении которых были как великолепные моменты, так и ужасные. Но хорошего все же было гораздо больше.

А сейчас я уже на пороге 300-й гонки в карьере – просто поразительно…

Когда впервые садишься за руль машины Ф1, то не думаешь о подобных вехах, но мне приятно, что я провел так много лет в спорте и видел столько перемен. От 10-цилиндровых двигателей к 8-цилиндровым, потом к "шестеркам" с использованием батарей, с самыми разными поставщиками резины, в разных командах… Я столько всего узнал.

Именно поэтому я так долго никуда не уходил, я всегда находил для себя что-то новое и учился.

...о первых напарниках по команде и разочаровании

В плане внутрикомандной атмосферы самыми жесткими напарниками были, конечно, Ральф Шумахер и Жак Вильнёв. Я был молод, а они терпеть не могли, когда юнец рядом добивался успеха – это очень влияло на атмосферу в команде.

Вероятно, труднее все же было с Жаком, чем с Ральфом. BAR была, безусловно, командой Жака, и терпеть то, что пришел молодой гонщик с претензией… Но к середине сезона атмосфера наладилась, и все стало нормально – мы начали неплохо ладить и даже получать удовольствие от общения. Но на старте сезона всё было довольно жестко.

...о трудностях в Benetton в 2001-м

Мой первый сезон в Benetton был просто ужасным, а второй уже довольно неплохим. Я пришел из Williams, где к концу года атмосфера наладилась, и всё было просто великолепно.

В то же время в Benetton, где заправлял Флавио [Бриаторе], всё было как-то… странно, что-ли. Но надо признаться, что Флавио оказал мне честь, резко заявив в мой адрес: «Дженсон, работай лучше!» Это мне помогло.

Также я хочу отметить, что Джанкарло [Физикелла] был очень хорош в пилотировании слабых машин – это была его суперсила. Иногда мне кажется, что ему труднее было управлять машиной Ferrari, чем Benetton. Побить его было очень трудно.

Что касается настройки шасси… Это я сейчас всё понимаю, что и куда крутить, а тогда я ничего этого не знал. И мои первые инженеры особенно мне не помогали в этом. Но после смены инженерной группы всё встало на свои места, и уже в следующем году я опередил Ярно [Трулли] и здорово провел сезон.

Именно так я получил место в BAR на сезон-2003. Дэвид Ричардс выбрал меня, поскольку видел мои выступления в 2002-м, иных причин не было. Он изменил мой подход к работе и понимание гоночной машины в целом.

Я чувствовал, что в 2002-м смог выжать максимум из техники, и Дэвид видел мой прогресс, поэтому и остановил свой выбор на мне.

...о первом подиуме в Формуле 1

Это было очень непривычное ощущение. Мой первый подиум в Большим Призах пришелся на Малайзию – и именно там я проведу свой 300-й Гран При.

Это очень особенное место для меня, с ним у меня связана масса приятных воспоминаний. В мой чемпионский год я также выиграл на этой трассе – во второй гонке в сезоне.

...о первой победе в Гран При в сезоне-2006

Не думаю, что это было для меня сюрпризом. В том сезоне мы всё сделали правильно, мы всегда боролись за подиумы, и всё давалось нам довольно легко. Но бывают годы, когда и машина быстра, и всё в порядке, но на подиум никак не взойти.

Сезон-2006 был просто отличным, потому что мы всегда бились за пьедестал. Но при этом, я полагаю, мы не были уверены, что сможем победить в гонке.

Тот уик-энд в Венгрии начался для нас не лучшим образом – мы получили штраф за смену мотора и стартовали 14-ми. В гонке было несколько инцидентов, да и погода была далеко не лучшей, но мы выиграли заезд с преимуществом в полминуты. Отличная победа – это было десять лет назад, и это был последний триумф Honda в Формуле 1. Единственный триумф японской марки в качестве заводской команды начиная с 1967 года.

...о чемпионском титуле с Brawn в 2009-м

Если бы кто-то захотел снять художественный фильм о Формуле 1… Все ведь любят истории о маленьких командах, которые в конце концов выигрывают. Это очень интересная история.

Абсолютно новая команда выигрывает первые несколько гонок, затем следует спад и, наконец, победа в общем зачете – это просто великолепно.

Кстати, у меня осталась в коллекции та машина. Они построили три шасси – одно у меня, одно у Росса Брауна, и еще одно – у Mercedes. В машине установлен 8-цилиндровый рабочий двигатель, всё по-честному, как полагается…

...о победе на Гран При Канады в 2011-м

У меня был штрафной проезд по пит-лейну, я сломал переднее крыло, у меня был прокол колеса и столкновение с Льюисом [Хэмилтоном], так что это была просто сумасшедшая гонка, полная событий. Это один из тех моментов, когда понимаешь, что никогда нельзя сдаваться.

Я стартовал тогда седьмым, дважды откатывался на последнее место и прорывался вперед, выиграв на последнем круге. Это просто гонка-мечта. Я так много раз на протяжении заезда думал, что всё кончено, мы даже хотели сойти с гонки, потому что опасались еще больших повреждений шасси.

Именно в такие моменты понимаешь, что в Формуле 1 никогда не нужно сдаваться, а необходимо сохранять полную концентрацию. Конечно, машина тоже не подвела и отработала на отлично. Команда также сделала все возможное, чтобы тормоза выдержали до конца гонки в таких сложных погодных условиях. У нас шины были лучше прогреты, чем у остальных, и я мог точно пилотировать под дождем.

Когда я догнал Себастьяна [Феттеля] в борьбе за лидерство, он прибавил в темпе. Было очень трудно с ним бороться, так как его шины тоже работали отменно – он смог вывести их в нужный температурный режим и начал атаковать.

Если бы он не допустил ошибку [на последнем круге], возможно, я бы попытался атаковать его на прямой перед заключительной шиканой, не знаю. Это не имеет значения, ведь он ошибся из-за моего напора сзади. Великолепный финиш гонки после пяти часов…

...о своей любимой машине Ф1

Возможно, вы думаете, что я скажу о машине Brawn 2009 года. Но мои симпатии разрываются между двумя шасси. Машина 2009 года была особенной, но автомобиль 2004 года [на фото вверху] – это сплошное великолепие. 10 цилиндров, 900 лошадей, 21 тысяча оборотов и шинные войны… Пилотировать эту машину было очень приятно. В Имоле я взял первый поул за рулем именно этого автомобиля.

В эпоху 8-цилиндровых двигателей можно выделить машину 2011 года с "выдувным" диффузором – сцепление тогда было просто потрясающим, его было так много, что иногда было даже смешно.

В квалификации можно было 90% круга ехать с открытым газом – с этим диффузором всё было нипочем. Он добавлял 100 очков к прижимной силе, это просто фантастика.

...о Льюисе Хэмилтоне и Фернандо Алонсо

Льюис был самым быстрым напарником за всю мою карьеру в Ф1, но наиболее разносторонним и цельным гонщиком я бы все же назвал Фернандо. Но с тех пор [2010-2012 годы] Хэмилтон заметно прибавил.

Когда мы были напарниками, он частенько нервничал, когда мне удавалось неплохо поработать с инженерами или проехать очень быстрый квалификационный круг, как в Спа в 2012-м. Сейчас в Mercedes Льюис выглядит гораздо более расслабленным и спокойным. Он действительно успокоился и обрел себя.

Что касается квалификаций, то Льюис был просто потрясающе быстрым, иногда я даже думал: «Где он, черт возьми, это берёт?» Но временами он не был похож на себя.

У него огромный талант, но он не всегда распоряжается им должным образом. И тут вдруг раз и обгонит тебя в квалификации на четыре десятки! Откуда что берется?..

В то же время в гонке он мог просто раствориться. Едешь впереди и думаешь: «А где же Льюис?» Он был очень нестабильным, но потрясающе быстрым. Возможно, быстрее него никто не пилотировал машины Ф1 – ну, может, еще Сенна, трудно сравнивать. Но ничего быстрее я лично не видел.

Однако в плане цельности в отношении работы с командой Фернандо нет равных. Он очень умен и всегда знает, что нужно делать, и как добиться от машины скорости.

В гонке Фернандо всегда в порядке – будь он впереди или позади, он всегда делает всё правильно. Его невозможно сбросить с хвоста. Это невероятно трудно, но в то же время интересно.

Я очень счастлив, что в последние два года мне удалось с ним поработать и понаблюдать за тем, как он взаимодействует с командой. Да и гоняться против него – одно удовольствие!

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Комментарии для сайта Cackle