Как Нико Росберг перехватил инициативу в чемпионате

Бен Андерсон
10 октября 2016 в 16:01
Фото: LAT Photographic

Надо признаться, Льюис Хэмилтон допустил не так много ошибок на Гран При Японии, но его напарник Нико Росберг сделал всё, чтобы нанести решающий удар перед заключительными четырьмя этапами сезона. События уик-энда анализирует Бен Андерсон...

На протяжении большей части сезона все говорили только о Льюисе Хэмилтоне, о проблемах с надежностью его техники и о его невероятном камбэке на старте сезона после неудач в первых нескольких гонках.

Тем временем Хэмилтон медленно, но верно шел к своему четвертому титулу, и внимание к нему было оправдано. Всем казалось, что нынешний сезон должен ознаменовать собой настоящий прорыв чемпиона, возрождение из пепла неудач на старте сезона и взлет титулованного британца к своему очередному трофею.

Но тут случился Гран При Малайзии… Гонка на трассе Сепанг и возвращение лидерства в личном зачете были у Хэмилтона в кармане. Однако двигатель на его машине решил иначе и в самый неподходящий момент вышел из строя, отказавшись дальше работать. 25 очков – выбросил в пропасть! А с ними и лидерство в чемпионате.

В преддверии этапа в Японии все только и говорили о невезении Льюиса. Кто-то поддерживал теории заговора, кто-то винил высшие силы, а кто-то развлекался на пресс-конференции с телефоном. При этом британец отчетливо понимал, что успех в Сузуке необходим ему как воздух.

За пять гонок до окончания чемпионата всё еще было в руках трехкратного чемпиона. Он приехал в Японию, отставая от напарника по команде на 23 очка. С учетом того, что разница между первым и вторым местами в гонке оценивается в семь баллов, Хэмилтону достаточно было выиграть все оставшиеся гонки, чтобы вновь взять титул.

На фоне всех этих разговоров о невезении Льюиса и о том, что ему нужно сделать в последних гонках сезона, Нико Росберг тихой поступью идет к своему первому в карьере чемпионскому титулу. И если не считать столкновений и дальнейших перепалок с напарником в Испании и Австрии, немец просто делал свою работу. И делал ее хорошо.

«Важна лишь предстоящая гонка», – повторял Нико словно мантру, до Гран При Японии выиграв уже восемь заездов в нынешнем сезоне. Как на это ни посмотри, но это поистине чемпионский график.

При этом Росберг прекрасно понимал, что и для него этап в Японии должен стать определяющим. Проиграй он, и судьба титула вновь будет зависеть не только от него. Выиграй – и можно будет вдохнуть глубже перед заключительными баталиями.

На кону были огромные ставки, и оба гонщика Mercedes осознавали их значение. И если Нико в итоге провел идеальный уик-энд, возглавив все без исключения сессии, выиграв квалификацию, а затем и гонку, то Льюис допустил пару ключевых ошибок, отдав тем самым инициативу в концовке сезона партнеру.

Во-первых, никто не обещал Хэмилтону триумфа в субботней квалификации на Сузуке. В два последних года поул здесь брал именно Нико, к тому же, в пятницу вечером Льюис признался, что ему никак не дается эта трасса, хоть он и очень любит ее.

Британец понимал, что ему нужно кардинально изменить свой подход, чтобы, наконец, добиться здесь успеха. После квалификации он сказал, что пытался применить иной подход к настройкам машины накануне уик-энда. Судя по всему, это и было его первой ошибкой.

Перед квалификационной сессией Льюис вернулся к настройкам Росберга, но было уже поздно – и опоздал он ровно на 13 тысячных секунды, именно таким оказалось его отставание от напарника в субботу.

Таким образом, в гонке Хэмилтон должен был стартовать с невыгодной стороны трассы, на которой еще оставались капли от прошедшего ночью дождя. Но надежды были. Не стоит забывать, что годом ранее здесь Льюис смог жестким маневром оставить Росберга не у дел в первых двух поворотах и выиграть гонку. Наверняка он собирался повторить свой успех и в минувшее воскресенье.

Но все надежды Хэмилтона разбились уже на самом старте – он в очередной раз слишком быстро бросил сцепление, в результате чего колеса ушли в пробуксовку, а его W07 камнем свалилась вглубь пелотона.

«Не думаю, что мокрая трасса как-то повлияла на мой старт, – признался позже сам Льюис. – Я просто допустил ошибку».

Старты – далеко не самая стабильная сторона Хэмилтона в нынешнем сезоне. Иногда он срывается с места просто великолепно, но частенько ошибается и проваливается.

Очевидно, что механизм сцепления Mercedes – не самый простой в управлении. Надо сказать, что Росберг также несколько раз проваливал старты, но Льюис ошибался куда чаще.

«Наша система сцепления далеко не самая лучшая, – заметил руководитель команды Тото Вольф. – С ней очень трудно справляться.

Оба гонщика много работают над этим аспектом, дело доходит даже до смены покроя перчаток, чтобы они позволяли более эффективно отпускать сцепление.

Здесь очень важно плавно работать с рычагами и одновременно поддерживать необходимые обороты двигателя – соединить это вместе невероятно трудно.

Присутствует также и фактор случайности, так что тут всё не так просто».

В Японии Нико не допустил роковой ошибки, оставив эту "привилегию" своему напарнику. Блестяще стартовав с поула, немец вырвался вперед, тогда как следом за ним пристроились Макс Ферстаппен из Red Bull и Серхио Перес, великолепно сошедший со стартовых колодок на Force India. Льюису после прокручивания ведущих колес ничего не оставалось, кроме как провалиться сквозь треть пелотона и довольствоваться восьмой позицией.

В этот момент стало ясно, что для Льюиса гонка превратится в очередной акт минимизации потерь.

Его первой мишенью стал Нико Хюлькенберг. На шестом круге действующий чемпион попытался опередить немца в скоростном вираже 130R, но это не сработало – пришлось ждать первого поворота следующего круга и помощи открытого крыла.

После неудачи на старте Хэмилтон решил проехать более длинный первый отрезок гонки, что позволило ему выехать из боксов впереди Даниэля Риккардо, Переса и Кими Райкконена.

Чуть позже Льюис одного за другим опередил двух пилотов Williams – Фелипе Массу он оставил не у дел в первом повороте, а Валттери Боттаса лишил позиции в вираже 130R.

Таким образом, уже через 15 кругов после старта Хэмилтон поднялся на четвертую позицию, а отставание от Росберга составляло на тот момент порядка 20 секунд.

Что касается Нико, то он уверенно лидировал в гонке, хотя далеко оторваться от Ферстаппена у него не получалось, или в этом просто не было нужды, как позже признался немец.

После первых пит-стопов молодой голландец подобрался к лидеру на дистанцию трех секунд, и ему казалось, что на втором отрезке он сможет приблизиться еще и атаковать Нико в борьбе за лидерство.

Однако Росберг не дал ему такой возможности, постепенно увеличив отрыв до комфортных пяти секунд.

Росберг против Ферстаппена на втором отрезке гонки

«Я уверенно контролировал ход гонки, – признался немец. – Не было никакой необходимости отрываться от преследователя на 15 секунд, так что я просто поддерживал отрыв. Я делал это нарочно.

К тому же, это была заключительная гонка на этом двигателе, так что нужно было его немного поберечь. В Остине мне установят новый агрегат».

Тем временем Хэмилтон вступил в сражение с Феттелем за третью позицию. Себастьян стартовал в гонке с шестого места из-за штрафа в Малайзии, но сделал это отменно и уже к окончанию первого круга опередил своего напарника и Риккардо, выйдя на четвертую позицию.

После этого немец обогнал Переса и устремился было за Ферстаппеном, но тактика пит-стопов и потеря времени за круговыми не позволили ему побороться за подиум.

Феттель против Ферстаппена на втором отрезке гонки

Ощущая прессинг со стороны Ferrari, в команде Red Bull решили позвать Макса второй раз в боксы на 28-м круге. На следующем круге их примеру последовал Росберг, заехав на пит-лейн за составом Hard.

В Ferrari тем временем решили продлить отрезок Феттеля еще на пять кругов, на протяжении которых он даже успел полидировать в гонке. Но это также позволило Хэмилтону серьезно сократить отставание от него.

Хэмилтон догоняет Феттеля на втором отрезке гонки

В конце 33-го круга в боксы поехал Льюис, что позволило ему кругом позже, когда Феттель побывал на пит-лейне, отыграть у него позицию.

Из боксов Себастьян выехал с отставанием от британца в 1,398 секунды, но на мягких шинах. При этом он продолжал сетовать по радио на неадекватное поведение круговых.

Но его понять можно – если бы он не потерял столько времени за Паскалем Верляйном, то, скорее всего, смог бы после череды пит-стопов сохранить свою позицию относительно Хэмилтона.

«Льюис проехал очень хороший круг выезда из боксов, а я как раз в это время попал в трафик, – сказал позже немец, поддержавший решение Скудерии рискнуть с тактикой. – Я потерял секунды полторы в начале круга, когда пытался опередить одного из круговых – кажется, это был Manor.

В 11-м повороте (шпилька) не так много сцепления, так что мне пришлось заблокировать колеса за соперником, на чем я потерял много времени. В результате я проиграл позицию Льюису, хотя мы предполагали, что останемся впереди.

Сегодня нам очень не везло с синими флагами. Из-за круговых мы подарили Льюису секунды четыре. Так бывает – иногда везет с этим, иногда – нет».

Единственной надеждой Феттеля в тот момент оставались его свежие мягкие шины, которые могли позволить ему атаковать Ферстаппена, в отличие от Хэмилтона, который был на составе Hard.

Хэмилтон отрывается от Феттеля на третьем отрезке гонки

Феттель сразу начал агрессивно атаковать, но темпа в сравнении с Mercedes ему явно не хватало, несмотря на мягкие шины и более щадящие настройки двигателя на W07 соперника.

В результате немец практически уничтожил свою резину в слипстриме от машины Хэмилтона, а с ней и шансы на подиум в Японии.

В то же время скорость Льюиса позволяла ему надеяться на очную борьбу на последних кругах дистанции с Ферстаппеном.

Погоня Хэмилтона за Ферстаппеном до финишного флага

За восемь кругов до окончания гонки Льюис смог приблизиться к голландцу на дистанцию открытия крыла, но Макс хорошо защищался и своевременно использовал накопленную электрическую энергию для удержания соперника на дистанции.

То, как умело Ферстаппен использовал выход на прямую из последней шиканы, напомнило гонку в Барселоне, где он смог в схожей манере в заключительной фазе гонки отбить атаки Кими Райкконена на пути к своей первой победе в карьере.

Однако Хэмилтон не снижал давления и на предпоследнем круге смог подготовить решающую атаку. Он лучше соперника вышел из затяжного виража Spoon, приблизился к сопернику при прохождении излома 130R и бросился было внутрь перед шиканой.

Но Ферстаппен прочитал его маневр и в привычной для себя манере, которую уже можно патентовать, в последний момент закрыл калитку в зоне торможения. Льюису ничего не оставалось, кроме как прогуляться по запасному пути.

По радио британец сообщил команде, что Макс сделал недопустимый маневр на торможении, после чего Mercedes подала официальный протест на действия голландца, однако позже отозвала его по инициативе Хэмилтона.

Таким образом, Ферстаппен поднялся на вторую ступеньку подиума, а Льюис довольствовался третьей. Может случиться, что именно этих трех очков в конце чемпионата Льюису не хватит до титула.

В целом действующий чемпион показал очень внушительный пилотаж, пробираясь сквозь пелотон, но он и сам понимает, что в этот уик-энд ему необходимо было сделать куда больше.

Кто-то считает, что Льюис сам себя загнал в ловушку, излишне болезненно отнесшись к неудаче на Сепанге, а впоследствии повздорив с журналистами на пресс-конференции. Но Росберг считает, что это не сказалось на результате уик-энда.

«Я не могу сказать, что Льюис как-то сильно переживал, – сказал Нико. – Я видел все того же мотивированного и нацеленного на успех напарника.

Он очень много часов провел в работе с инженерами за последние несколько месяцев, пытаясь найти те недостающие доли секунды на круге.

В любом случае мне кажется, что я сам показал максимально возможный результат, совершенно не обращая внимания на психологическое состояние Льюиса».

Росберг действительно провел великолепный уик-энд в Японии – он с самых первых сессий задавал темп и никого к себе не подпускал. При этом Хэмилтон справился с ситуацией и подобрался к напарнику вплотную, но в этот раз победу одержал лучший.

«С самого начала я чувствовал себя на трассе очень комфортно, – добавил Нико. – Я мог атаковать на протяжении всего уик-энда, и я все сделал правильно. Это был просто фантастический этап, я абсолютно счастлив».

Одержав девятую победу в сезоне, Росберг увеличил отрыв от напарника в чемпионате до 33 очков при четырех оставшихся гонках. Таким образом, ему достаточно будет все четыре раза финишировать вторым следом за Льюисом, чтобы поднять над головой кубок чемпиона.

И если в Малайзии немцу действительно изрядно повезло, то в Японии он сделал свой успех сам, проведя блестящую гонку.

Крошечное преимущество в квалификации и гораздо лучший старт в гонке – сочетание этих двух факторов и стало определяющим на Сузуке. Теперь судьба титула находится в руках Нико. А чем ответит Льюис?..

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Комментарии для сайта Cackle