Имя русское, фамилия немецкая. Вослед Ивану Мюллеру...

13 октября 2016 в 9:38
Фото: LAT Photographic

В последние три сезона Мирового туринга Хосе-Мария Лопес неожиданно для многих оставил в тени напарника по Citroen Racing Ивана Мюллера. Однако это не делает легендарного француза менее титулованным спортсменом и не ставит под сомнение его звание одного из самых талантливых "кузовных" пилотов в мире… Главные вехи карьеры Ивана вспоминают Джек Козенс, Маркус Симмонс и Мэтт Джеймс...

Не так давно Иван Мюллер объявил о завершении карьеры в чемпионате мира WTCC по окончании нынешнего сезона, таким образом подводя итог своего 11-летнего пути на высшем уровне туринговых гонок.

Четыре чемпионских титула – один с SEAT и три с Chevrolet в конце 2000-х и начале 2010-х – подтвердили его претензии на звание лучшего "кузовного" гонщика в мире. К тому же, француз прочно удерживает все существующие в Мировом туринге рекорды – по количеству выигранных гонок, кругам лидирования и набранным очкам.

Мюллер не стал закрывать за собой калитку и исключать возможность участия в гонках в будущем, однако предстоящие два этапа чемпионата мира наверняка станут завершающими в его карьере постоянного гонщика первенства. И хотя в последние годы на первые роли в чемпионате вышел совсем не француз, а его более молодой аргентинский напарник, это ничуть не умаляет достоинств и достижений Ивана, перечисленных выше.

Однако не все знают, что карьера Мюллера не ограничивалась одним лишь Мировым турингом – он оставил заметный след в гоночной истории многих других серий. Из долгой, почти 30-летней карьеры знаменитого француза AUTOSPORT выбрал самые значимые моменты…

Британская Формула 2, 1992 год

Об этом успехе Ивана часто забывают, а ведь именно он, по сути, дал толчок к развитию карьеры француза

Закоренелые британские фанаты автоспорта прекрасно помнят успех Кэти Мюллер в британской Формуле 3 в 1985 году, но триумф ее младшего брата семь лет спустя в островной Формуле 2 значит ничуть не меньше.

В первенстве участвовало не так много гонщиков, но Ивану удалось выиграть четыре гонки из девяти и еще три раза финишировать вторым за рулем машины далеко не самой сильной команды Omegaland. В результате француз в борьбе за титул оставил не у дел таких именитых гонщиков, как Джейсон Эллиотт и Питер Кокс.

Недопонимания в регламенте относительно выезда на трассу машины безопасности не позволили Мюллеру выиграть и последний заезд в сезоне, но он довольствовался быстрейшим кругом в гонке, в которой вынужден был прорываться наверх.

Героическое выступление за рулем слабой Audi, BTCC, 1998 год

Мюллер подтвердил свой талант и амбиции, управляя откровенно плохой машиной A4

Переход Audi с моделью A4 на передний привод обернулся настоящим провалом именитого бренда в британском туринговом первенстве BTCC 1998 года. И единственным лучом света в этом темном ингольштадтском царстве стал дебют в серии Ивана Мюллера.

Своим потрясающим стилем пилотирования француз удивил многих знатоков первенства, а вишенкой на его торте стала удивительная гонка в Донингтоне: на одном из кругов француз вышел из правого поворота Coppice пятым, но уже на стартовой прямой смог возглавить пелотон!

В результате Иван финишировал пятым, но после финиша отобрал одну позицию у Найджела Мэнселла – стюарды встали на его сторону относительно инцидента за машиной безопасности.

Чтобы улучшить свой результат, французу пришлось ждать окончания сезона и трех своих подиумов.

Брэндс-Хэтч, BTCC, 1999 год

Блестящий двойной обгон в повороте Paddock Hill, приведший в первой победе в серии

Сезон-1998 в целом сложился для Ивана не лучшим образом, но уже в следующем году он перешел в заводскую команду Vauxhall, что позволило ему опередить своего напарника и двукратного триумфатора BTCC Джона Клеланда на 68 очков.

В чемпионате Мюллер не смог подняться выше шестого места, но на то были свои причины – машина явно уступала в скорости Nissan, Honda и Volvo. Но француз и в этих обстоятельствах нашел повод для триумфа.

После финиша на подиуме во второй гонке в Сильверстоуне Иван завоевал свою дебютную победу в британском туринговом первенстве на трассе Брэндс-Хэтч, и сделал это в великолепном стиле.

В гонке открытия он стартовал четвертым и не доставлял хлопот лидерам на начальной стадии заезда, поднявшись на третью позицию после разворота Алена Меню в повороте McLaren.

Воспользовавшись борьбой на прямой Brabham между лидерами гонки Лораном Айелло и Энтони Ридом, Мюллер нырнул на внутренний радиус и уже в первом вираже под названием Paddock Hill вышел на первую позицию!

Этот триумф стал единственным в сезоне для команды Vauxhall, а Иван еще трижды поднимался на подиум в том году, тогда как его именитый напарник ни разу не почтил своим присутствием первую тройку.

Сильверстоун, BTCC, 2001 год

Первая, но не последняя стычка с Джейсоном Плато

Хотя день, о котором мы вспоминаем, нельзя назвать лучшим в карьере Мюллера, безусловно, он был одним из самых бурных.

В том сезоне Иван отчаянно сражался за титул с напарником по команде Джейсоном Плато, и в Сильверстоуне между ними произошел первый громкий конфликт.

За рулем Astra Coupe команды Vauxhall француз немного замешкался на подходе к повороту Bridge, чем решил воспользоваться Джейсон, нырнув на внутренний радиус в одном из следующих виражей – Brooklands. Мюллер закрыл калитку, и между напарниками произошло столкновение.

В результате Иван дотянул до финиша на поврежденной машине на третьем месте следом за Плато. Этот инцидент разделил коллектив надвое – стороны гаража между собой больше не общались.

На следующем этапе в Донингтоне история получила свое развитие, а еще позже в Брэндс-Хэтче Джейсон отобрал титул у Мюллера, когда машина француза загорелась.

Тракстон, BTCC, 2005 год

Еще один конфликт с Джейсоном Плато

"Теплые" отношения между Мюллером и Плато вышли на новый уровень в 2005 году, когда Джейсон пилотировал SEAT, и гонщики снова боролись в верхушке пелотона.

Гром грянул на трассе Тракстон, когда пилоты столкнулись друг с другом в шикане в борьбе за место на подиуме.

Надо сказать, что это был довольно пугающий момент для болельщиков Ивана – часть поворота его Astra Sport Hatch прошла боком в настоящем дрифте. Но француз не растерялся и вовремя встал на газ, отработав занос рулем, и при этом умудрился чудом не потерять позицию.

После гонки Иван был не слишком доволен действиями соперника, несмотря на то, что ему удалось удержать третье место. Покинув машину, он заявил: «Я пришел сюда гоняться, а не погибать!»

Сэндаун 500, V8 SUPERCARS, 2005 год

Австралийский успех с Крейгом Лаундесом

По прибытии в Мельбурн в 2005 году, чтобы поучаствовать в знаменитой гонке Сэндаун 500, Ивану было о чем подумать.

В их с напарником Крейгом Лаундесом распоряжении был Triple Eight Ford – один из лучших автомобилей в пелотоне. Но при этом у Мюллера совершенно не было опыта участия в традиционном австралийском первенстве V8 Supercars, а прогноз погоды на гонку был… в общем, привычным для Мельбурна ранней весной.

Лаундес квалифицировался вторым следом за Гартом Тандером, однако в гонке перехватил лидерство и довел его более чем до 20 секунд на первом отрезке дистанции.

Смена Мюллера наступила ровно тогда, когда погода ухудшилась, но за счет дополнительного пит-стопа он смог удержаться в строю. В какой-то момент Иван опередил в борьбе за лидерство Марка Скайфа, тогда как гонщики один за другим продолжили вылетать с трассы.

Лаундесу необходимо было постараться на финальном отрезке гонки, и он всё сделал блестяще. Таким образом, Иван Мюллер стал первым иностранцем, одержавшим победу в V8 Supercars. Но отпраздновать успех с командой он не смог – уже через несколько минут после подиума он мчался на самолет.

Пара объединила усилия вновь на гонке Батхёрст 1000 через месяц, но тогда им не повезло – отлетевшее колесо пробило стекло автомобиля, что едва не стоило жизни Лаундесу. Остаток дистанции они вынуждены были ехать без стекла, а Мюллер получил полезный опыт пилотирования в гоночных очках.

Последние титулы в "Андрос Трофи", 2006-07 годы

Заключительный успех француза в ледовых побоищах

Опыт Мюллера не ограничивается только гонками на стационарных автодромах. С 2010-го по 2012-й француз поучаствовал в трех домашних этапах чемпионата мира по ралли, но самым главным его достижением вне традиционных гоночных трасс, безусловно, является успех в ледовом состязании "Андрос Трофи".

На данный момент Иван является самым титулованным гонщиком в истории этой своеобразной серии – на его счету десять титулов и 48 побед.

Своих основных успехов на льду Мюллер добился в сотрудничестве с Kia. За рулем Kia Rio он завоевал три трофея, несмотря на недовольство тем, что организаторы "наградили" его автомобиль слишком тяжелым балластом.

«Это был самый сложный ледовый гоночный сезон в моей карьере, – сказал Иван по окончании сезона-2005/06. – А победа была превосходной, несмотря на то, что я играл по правилам, к которым не привык».

В следующем сезоне Мюллер оформил хет-трик. Французу всегда нравилось ездить в заносах, и в 2015 году он принял участие в домашнем этапе чемпионата мира по ралли-кроссу, но не смог пробиться в финал.

Период доминирования в WTCC, 2008 год

Титул с SEAT и окончание эры доминирования Приоля и BMW

Несмотря на то, что современная эпоха Мирового туринга началась довольно живо и весело, одно имя неизменно появлялось на вершине всех протоколов и итоговых зачетов, и имя это было Энди Приоль.

Уроженец острова Гернси довольно долго доминировал в WTCC вместе с BMW, а до образования мирового первенства захватил еще и титул в европейском туринговом чемпионате – предшественнике WTCC.

Но в 2008 году сказка Приоля была закончена блестящим выступлением Мюллера, завоевавшего титул с опережением в личном зачете напарника по SEAT Габриэле Тарквини на 26 очков.

«Исход чемпионата был решен с приходом одного из лучших туринговых пилотов в мире», – написал тогда корреспондент AUTOSPORT Марк Гленденнинг.

В результате Иван набрал очки во всех гонках, кроме двух, и в Макао отправился безусловным фаворитом. А после того, как его ближайший конкурент Тарквини попал в аварию в квалификации и стартовал в гонке на несколько рядов ниже, Мюллеру ничего не оставалось, как завоевать титул за один этап до окончания первенства.

«У всех своя история успеха, но такого превосходства француза, как в этом сезоне, мы не видели давно...», – подвел итог британский AUTOSPORT.

Имола, WTCC, 2009

Терпение и труд всё перетрут

Несмотря на то, что в следующем сезоне Мюллеру не хватило до титула четырех очков, в Имоле он продемонстрировал еще одно свое гоночное качество – терпение.

Иван долго ждал подходящего момента для атаки, а затем, воспользовавшись борьбой в предпоследнем повороте трассы между Тарквини и Робом Хаффом, опередил их обоих.

После этого он оставил не у дел пару пилотов BMW – Серхио Эрнандеса и Алекса Дзанарди, обойдя их по внешнему радиусу в повороте Villeneuve.

Для победы французу оставалось обогнать лишь лидера гонки Алена Меню, с чем он более чем успешно справился.

«Нехарактерные для него ошибки в Брэндс-Хэтче и Ошерслебене стоили Мюллеру большого количества очков, но хуже он от этого ездить не стал, – написал в своей колонке в AUTOSPORT Стивен Инглиш, назвавший Ивана лучшим гонщиком 2009 года. – Он всегда голоден до побед и неприступен – особенно в борьбе с более быстрыми машинами».

Рекорд в Мировом туринге, 2013 год

Четвертый титул сделал Ивана Мюллера королем Мирового туринга

Заключительный сезон эпохи WTCC Super 2000 запомнился прежде всего двенадцатью победителями этапов – по одному на каждый.

Но главным претендентом на титул был Мюллер. Семь побед (у следующего за ним гонщика – лишь три) вознесли пилота RML Chevrolet над всеми его соперниками, а его итоговое опережение ближайшего конкурента в личном зачете, составившее 189 очков, до сих пор остается рекордным для WTCC, несмотря на доминирование в последние годы Хосе-Марии Лопеса.

Но более важным для Ивана достижением было завоевание четвертого чемпионского титула и опережение по этому показателю Энди Приоля.

Тот триумф француз сделал сам. По окончании сезона-2012 заводская команда Chevrolet решила покинуть чемпионат, и Ивану стоило немалых сил, чтобы выйти на старт за рулем Cruze.

По окончании сезона Сэм Тремейн из AUTOSPORT вынес следующий вердикт: «Уже на старте чемпионата Иван показал всем, кто главный претендент на титул, показав лучшие времена во всех без исключения сессиях уик-энда в Монце, взяв поул и выиграв обе гонки.

Именно тот этап задал тон всему сезону, который Мюллер провел практически безупречно и по праву стал четырехкратным чемпионом мира».

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle