Взгляд с обочины: Ставки сделаны

Кевин Тернер
4 марта 2013 в 3:05

Сегодня к Кевину Тернеру, наблюдающему за последней серией тестов Формулы 1 в Барселоне, присоединился бывший механик McLaren Марк Пристли. Вместе они проанализовали поведение машин на трассе в Барселоне

Ну наконец-то – сухой асфальт! В субботу над трассой Каталунья выглянуло долгожданное солнышко, и мы вновь решили отправиться к ее обочине, чтобы понаблюдать за поведением машин в почти боевой конфигурации перед приближающимся стартом Гран При Австралии.

Сегодня моим гостем будет бывший механик McLaren Марк Пристли. Чем объясняется такой выбор? Во-первых, в 2008 году он сыграл одну из ключевых ролей в чемпионской кампании Льюиса Хэмилтона, во-вторых, на протяжении последних нескольких дней Марк много общался с разными командами, так что сможет рассказать много интересного и полезного.

Пристли не понаслышке знает, как обманчивы могут быть тесты в Формуле 1, но считает, что все же есть способы понять истинную расстановку сил.

«Предсезонные тесты на протяжении многих лет остаются наименее показательным периодом, – говорит Марк. – По результатам команд ничего сказать нельзя – на этом этапе они вовсе не гонятся за временами.

Однако в каждой команде есть свой базовый план по количеству топлива в баках на тестах, которого она придерживается из года в год. Переходя из команды в команду, люди делятся друг с другом этими данными, так что в любой момент в паддоке знают, где кто находится, и какова истинная расстановка сил».

Кевин Тёрнер с Марком Пристли © Крис Бёрд
Кевин Тёрнер с Марком ПристлиФото: Крис Бёрд

Помимо этого, многое можно понять, наблюдая за поведением машин на трассе, так что для начала мы решили отправиться в послестартовую связку из правого, левого и вновь правого поворотов.

«Это очень показательный отрезок с жестким торможением и последующей тройной сменой направления движения, – продолжает Пристли. – Важно проходить этот участок как можно более плавно. Любое резкое движение приводит к потере времени».

Также мы понаблюдаем за поведением машин на выходе из пятого (левого) поворота и на входе в связку седьмого и восьмого – что-нибудь полезное да узнаем.

Mercedes

После нескольких установочных кругов машин разных команд на трассе появились Льюис Хэмилтон на Mercedes W04 и Серхио Перес на McLaren MP4-28. Ожидалось, что гонщики будут отрабатывать квалификационные попытки, так что у нас появился шансы увидеть новые машины в их лучшей форме.

Первые же круги новинки Mercedes произвели на Марка очень большое впечатление.

«На этом отрезке трассы Mercedes выглядит немного лучше, чем McLaren, – сказал он. – У нее чуть больше прижимной силы и более плавная смена направления движения.

Стоит отметить, что Перес при этом намного активнее использовал поребрики, чем Льюис, который чуть лучше контролировал ситуацию в целом.

По словам Пристли, W04 выглядит отлично © LAT
По словам Пристли, W04 выглядит отличноФото: LAT

У Mercedes W04 также проглядывалось чуть больше валкости в поворотах – машина "приседала" в центральной части связки на заднее правое колесо. Если проявляется лёгкая избыточная поворачиваемость, более жесткий стабилизатор поперечной устойчивости поможет исправить ситуацию. Но это все компромиссы, в идеале пилот не должен допускать столь резкого перераспределения весовой нагрузки».

Вскоре Хэмилтон вошел в первый поворот чересчур агрессивно – и оказался на широкой траектории. Позже в седьмом левом повороте тоже был момент, когда заднюю часть машины Льюиса на мгновение сорвало.

На следующих кругах Льюис продолжал действовать в том же напористом стиле, и это снова было очень впечатляюще.

«Автомобиль великолепно меняет направление движения, – прокомментировал Марк. – По-моему, в команде Mercedes сильно скромничают, говоря о своей текущей форме. Судя по тому, что я вижу, у них весьма неплохая машина».

McLaren

Перес за рулем MP4-28 выглядел неуверенно. Пристли полагает, что в команде до сих пор не могут выжать из машины максимум, несмотря на приличные времена Баттона на тестах.

«Думаю, в McLaren все еще пытаются понять, почему их машине удаются неплохие круги, – пояснил Марк. – В команде всегда должны знать это – но, похоже, в McLaren пока не знают.

Также мне кажется, что в команде не до конца определились с настройками передней части машины, особенно это касается их подвески с толкающим рычагом. Дженсон говорил, что между быстрыми кругами были слишком большие перерывы».

В McLaren пока не могут разобраться с машиной © LAT
В McLaren пока не могут разобраться с машинойФото: LAT

Единственный позитивный момент для McLaren состоит в том, что они радикально подошли к машине этого года, а, значит, у них будет больше возможностей для доработки шасси по ходу сезона по сравнению с соперниками, выбравшими более эволюционный подход к созданию машин.

«Теоретически у McLaren будет возможность более серьезно усовершенствовать машину по ходу чемпионата, – продолжает Пристли. – Команда из Уокинга традиционно хороша в этом компоненте, и мне кажется, что если они разберутся с настройками своей новой подвески, использовать которую было весьма смелым решением – то вполне могут в какой-то момент сезона выйти в лидеры».

Red Bull Racing

Марк Пристли работал вместе с Эдрианом Ньюи в McLaren и был рад посмотреть на его новое творение – RB9. Нам пришлось немного подождать, но даже по прошествии времени было видно, что команда продолжает тестировать аэродинамику и собирать данные, а вовсе не стремится показать более или менее приличное время.

В субботу на трассу выехал Марк Уэббер, на машине которого, в отличие от пятничных заездов, не были установлены элементы пассивной DRS. Чуть позже RB9 австралийца переобули в шины Medium.

«Машина выглядит великолепно! - тут же воскликнул Пристли. - Она едет плавно и быстро».

Пристли уверен, что Red Bull вновь поедет быстро © LAT
Пристли уверен, что Red Bull вновь поедет быстроФото: LAT

На первом же быстром круге Уэббер без видимых усилий показал третье время. Его машина входила в повороты на высокой скорости, и со сцеплением и стабильностью на выходе тоже не было никаких проблем. Типичный шедевр Ньюи – даже с учетом того, что команда пока не раскрывает своей истинной скорости.

«Не думаю, что в Формуле 1 кто-то нарочно не показывает своих истинных возможностей, – говорит Марк. – Не исключено, машины Red Bull Racing по плану ездят с большим количеством топлива. То есть, вероятно, они делают это не для того, чтобы всех запутать, просто у них такая программа. И кое-кто в паддоке уже озабочен тем, что машины RBR снова будут быстрее всех».

Ferrari и Lotus

«В прошлом году у Lotus была отличная машина, и, похоже, команда довольна новой E21, – продолжил Пристли. – Рад буду посмотреть на Кими на сухой трассе».

Но надеждам Марка не суждено было сбыться, так как финн немного приболел, а резервный пилот Lotus Давиде Вальсекки толком не проехал ни одного быстрого круга.

Поговаривают о том, что недавний запрет FIA на изменение картографии двигателей Renault на этот сезон может навредить команде Lotus, но Марк Пристли с этим не согласен.

«В команде говорят, что это никак не повлияет на их результаты, – пояснил он. – Так что, думаю, большой разницы не будет».

Многие относят Lotus к числу претендентов на титул, но в этой сессии нам не удалось увидеть лучшие качества машины.

С Ferrari похожая история. Фелипе Масса выехал на трассу на жестких шинах и тут же заблокировал колеса F138 в первом повороте. Справедливости ради стоит отметить, что в тот момент он еще только прогревал резину, но и на следующих кругах сцепление передних колес машины с трассой заметно не улучшилось.

Ferrari Массы не хватало сцепления передних колес © LAT
Ferrari Массы не хватало сцепления передних колесФото: LAT

«Низкие температуры плохи для любых шин, – продолжил Марк Пристли. – Но сам Пол Хембри заявил, что резина Medium будет наиболее показательной.

Не думаю, что стоит переоценивать роль температуры асфальта. В любом случае шины придется выводить в рабочий диапазон. Отличие этого сезона от предыдущего лишь в том, что теперь команды знают, как все может быть плохо, если не сделать это вовремя!»

После нашего возвращения в паддок Масса все-таки выехал на трассу на мягких шинах и показал третье время в утренней сессии, проиграв Льюису больше секунды.

Битва середняков

Упорное соперничество в середине пелотона зачастую приводит к очень плотной борьбе, а в случае, если у записных лидеров что-то идет не так, победителем может стать кто-то из этой группы.

Первым из середняков на трассе появился дебютант из команды Sauber Эстебан Гутьеррес.

Поначалу его C32 испытывала в первом повороте недостаточную поворачиваемость, но в целом наблюдать за тем, как молодой мексиканец пытается нащупать предел возможностей машины – одно удовольствие. На выходе из пятого поворота он больше, чем остальные, использует ширину поребриков и выглядит действительно быстро.

«Думаю, у этой машины неплохой потенциал, особенно с Нико Хюлькенбергом за рулем, – говорит Марк Пристли. – Я связываю большие надежды с его выступлением в этом сезоне, он очень целеустремленный парень.

Машина Sauber выглядит очень привлекательно, чего стоит одна только форма боковых понтонов. В команде не боятся пробовать что-то новое, что довольно необычно для середняка».

Адриан Сутиль оказался еще одним гонщиком, оставившим свой лучший круг на то время, когда мы с Марком уже покинули трассу. В итоге немец показал второе время, продемонстрировав, как близко машины из середины пелотона могут быть к лидерам при благоприятном стечении обстоятельств.

Williams смотрится уверенно © XPB
Williams смотрится уверенноФото: XPB

В прошлом году команда Williams одержала победу на этой трассе, но сегодня ее дела складывались не настолько здорово. Началось с того, что новинки привезли в последний момент, что задержало Пастора Мальдонадо в боксах. Однако Марк Пристли считает, что после прошлогоднего успеха машина из Гроува выглядит очень неплохо.

«Я был здесь вчера и наблюдал за их новинкой FW35. Впечатление осталось положительным. Не думаю, что в этом году команда произведет фурор, но машина выглядит вполне прилично. К тому же, в команде верят, что она стала новым шагом вперед».

Последней командой, претендующей на заветную шестерку сильнейших в Кубке конструкторов, является Toro Rosso. В условиях дождя STR8 выглядела довольно неплохо, и в первый тестовый день Жан-Эрик Вернь остался доволен очередным пакетом обновлений. Но при наблюдении за поведением машины на сухой трассе остаются вопросы.

В первом повороте француз постоянно перетормаживал, поднимая клубы дыма из-под передних колес STR8. Машине явно не хватало сцепления с трассой по сравнению с Mercedes W04, которая наматывала круги одновременно с ней.

«Наблюдая за Toro Rosso, я заметил, что она и близко не доезжает до белой линии [на выходе из второго поворота], – говорит Марк. – Быстрые машины на этом участке трассы, чтобы не слишком терять в скорости, обычно оказываются гораздо правее, почти у самой линии».

Caterham против Marussia

После ухода из чемпионата команды HRT спор среди новичков Формулы 1 поведут лишь Caterham и Marussia.

Раньше машины Caterham традиционно имели преимущество в скорости, но мне показалось, что когда Гидо ван дер Гарде начал атаковать, CT03 в ответ стала вести себя более непослушно. Гонщику не удавалось достаточно быстро входить в повороты и избегать заносов при разгоне.

По мнению Пристли, Marussia превосходит Caterham © LAT
По мнению Пристли, Marussia превосходит CaterhamФото: LAT

«Похоже, с новой машиной Caterham не так просто управляться, – прокомментировал Пристли. – К тому же, вплоть до начала европейской части чемпионата у команды не предвидится каких-то серьезных обновлений, а, значит, её дела могут идти все хуже».

Marussia MR02, в отличие от машины соперника, хоть и не выглядела сверхбыстрой, все же хорошо держалась на трассе под управлением новобранца команды француза Жюля Бьянки.

«Marussia поддерживает техническое партнерство с командой McLaren, и это уже начало приносить свои плоды, – продолжил Марк. – К тому же, на их машине установлена система KERS, что дает серьезное преимущество. В прошлом году они много потеряли из-за отсутствия системы рекуперации энергии».

Заключение

Исходя из того, что мы успели увидеть, лучшее впечатление произвела машина Mercedes, что позже подтвердилось первой строчкой Льюиса Хэмилтона в таблице результатов.

RB9 команды Red Bull Racing имеет все шансы стать лучшей в сезоне, когда дело дойдет до реальной борьбы. Машины McLaren, Ferrari и особенно Lotus тоже выглядят довольно сильно, но на том отрезке времени, когда мы наблюдали за трассой, они не показали своей лучшей формы.

В целом Марк Пристли считает, что борьба в чемпионате обещает быть очень упорной.

«В межсезонье изменений в машинах произошло не так много, – пояснил Марк. – И у команд из середины и конца пелотона было достаточно времени, чтобы скопировать идеи представителей топ-класса. Это может до определенной степени уравнять силы.

Завтра мы, наверное, сможем сказать чуть больше. Ночью прибудет очередная группа больших и малых грузовиков с обновлениями для гоночных машин.

Воскресная дневная сессия обещает быть интересной, но температура оказывает настолько сильно влияние на поведение машин, что в Мельбурне все может оказаться совершенно иначе».

Бригада AUTOSPORT наблюдает с обочины за тестами в Барселоне
Бригада AUTOSPORT наблюдает с обочины за тестами в Барселоне

Ранее в рубрике "Взгляд с обочины":

Дождь над Барселоной

Об умении работать с резиной

Вердикт сессии в Хересе

Первое впечатление о машинах 2013 года

  • Поделиться: