В Red Bull правильно сделали, что предпочли Гасли Квята
Еще совсем недавно мало кто на это надеялся, но концерн Red Bull решил продлить контракт Даниила Квята на следующий сезон, пожертвовав при этом дебютом в Формуле 1 их протеже Пьера Гасли. Почему они это сделали, и что этот выбор значит для обоих пилотов? Разбирается Бен Андерсон...
Буквально на днях воспитанник молодежной программы Red Bull Пьер Гасли ощутил на себе, насколько жестоким может быть мир Формулы 1.
Француз является, безусловно, первым в списке австрийского концерна на получение роли основного пилота на высшем уровне автоспорта. Он выиграл 2-литровую Формулу Renault, с первой попытки занял второе место следом за Карлосом Сайнсом в Формуле Renault 3.5 и до сих пор бьется за чемпионский титул в первенстве GP2. Многие скажут, что это довольно четкая и прямая дорога в Ф1, но… пока она его туда не привела.
Решение команды Toro Rosso продлить контракт с Даниилом Квятом означает, что Пьеру вряд ли будет суждено попробовать свои силы в королевском классе уже в следующем сезоне.
При этом для россиянина, проводящего далеко не самый свой лучший год в карьере, такое развитие событий можно считать настоящим подарком судьбы. Многие считали, что по окончании нынешнего сезона, если не раньше, руководство концерна непременно "казнит" Даниила, расторгнув с ним контракт, однако казнь решили отложить. Если бы сейчас началась гроза с молниями, я бы посоветовал всем держаться поближе к Квяту – это, несомненно, самое безопасное место.
Как же быстро всё меняется в мире Формулы 1. Еще полгода назад я бы никому не посоветовал укрываться от молний вместе с россиянином.
После уверенно проведенного сезона-2015 за рулем далеко не самой быстрой машины Даниил не столь ярко начал нынешнюю кампанию.
В квалификациях Квяту никак не удавалось соответствовать своему напарнику Даниэлю Риккардо (хотя после провального старта сезона дела у российского гонщика вроде пошли получше), а в домашней гонке в Сочи он явно перестарался, спровоцировав столкновение с Себастьяном Феттелем.
Советник и глава молодежной программы Red Bull Хельмут Марко тогда же высказал свое мнение о том, что Даниил не может справиться с давлением, постоянно жалуясь на тормоза, ругаясь по радио и не оказывая серьезного сопротивления напарнику по команде.
«Квята в этом году не узнать, – заявил Хельмут в интервью нашему сайту. – В прошлом году всё было иначе. Тогда он упорно противостоял Риккардо, а в этом году занят только тем, что постоянно жалуется на тормоза и всё остальное. Где прежний, уверенный в себе гонщик?»
Вскоре после этого разорвалась настоящая бомба – в команде решили прямо по ходу сезона понизить Даниила до младшей команды, одновременно переведя в старший коллектив Макса Ферстаппена и подписав с ним долгосрочный контракт.
Казалось, карьера россиянина с этого момента начала медленно, но уверенно двигаться к завершению…
Он набрал одно очко в своей первой гонке после возвращения в STR, но его новый напарник Карлос Сайнс на домашней для себя трассе в Барселоне добился своего лучшего результата в сезоне, финишировав шестым в одном круге с лидером. Но, что еще хуже для Квята, Ферстаппен в этой же гонке и за рулем машины россиянина выиграл с первой же попытки в топ-команде, когда оба пилота команды Mercedes сошли с дистанции.
Худшего развития событий для Даниила и представить нельзя было – видно было, что он с большим трудом справляется с эмоциями, не будучи способным принять всю несправедливость происходящего, ведь его перевели в младшую команду в тот самый момент, когда у RBR как раз дела пошли на лад.
В конце концов, как заметил опытный Дженсон Баттон, речь идет о человеке, совсем недавно финишировавшем на подиуме в Китае.
Нижней точки события достигли в Монако, где у Даниила возникла техническая проблема на стартовой решетке, после чего он не совладал с нервами и буквально вынес с трассы Кевина Магнуссена. Было похоже, что россиянин совсем потерял голову…
«Очевидно, что в середине сезона я выступал гораздо ниже своего уровня, и на то был целый ряд причин, – признался позже Даниил. – Тогда у меня не было никакой уверенности в том, что я останусь в Ф1 на следующий сезон.
Но после летнего перерыва я смог собраться. Это были очень важные несколько гонок. В Red Bull всё держится на доверии к тебе, но доверие является исключительно следствием твоих результатов».
По сути, поворотный момент наступил на июльском Гран При Германии. Квят недостаточно хорошо квалифицировался, но финишировал всего в трех секундах позади напарника.
В Спа и Монце россиянин уступил Сайнсу в квалификации не более двух десятых секунды, а в Сингапуре был быстрее напарника вплоть до третьего сегмента, квалифицировался шестым и финишировал в очках после смелой борьбы на трассе с Ферстаппеном.
В Малайзии и Японии Квят переквалифицировал Карлоса. До этого он мог что-то противопоставить испанцу лишь на улицах Монако и Баку, где, по словам самого Даниила, на время круга больше влияют не технические характеристики автомобиля, а пилотирование.
Но с чистой скоростью у Даниила никогда не было проблем. И в Red Bull несколько раз подчеркивали, что недовольны тем, как российский гонщик справляется с давлением.
К чести Квята нужно сказать, что ему удалось справиться с этой ситуацией: от гонки к гонке он восстановил уверенность в своих силах и буквально вышел из штопора. К сожалению, его взлет совпал с не самыми лучшими временами для команды Toro Rosso (сказалась невозможность дорабатывать прошлогодний двигатель Ferrari), так что на результатах это особенно не отразилось.
Для большинства гонщиков подобный сценарий все равно закончился бы плохо, особенно с учетом амбиций молодежной программы Red Bull. Но Хельмут Марко явно питает симпатию к Даниилу, и в этот раз он проявил чудеса терпения.
И все же отсрочка казни не была столь очевидна до уик-энда в Остине, когда было объявлено о продлении контракта.
«Я знал, что если выложусь и покажу результат, они оставят меня в команде, – заявил Квят. – И после летнего перерыва мне это удалось, несмотря на все проблемы с силовой установкой.
Единственным шансом по-настоящему блеснуть был этап в Сингапуре. Честно говоря, я ощущал серьезное давление, поскольку понимал, что только на этой трассе у нас появится возможность проявить себя.
И всё прошло здорово – я вернул себе былую мотивацию и уверенность.
Я снова почувствовал уверенность в своих силах, мне вновь начало это нравиться. В тот момент я сказал себе, что вне зависимости от обстоятельств просто обязан остаться в Формуле 1 на следующий сезон».
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что Квяту удалось проявить свои лучшие качества во второй половине сезона и убедить руководство Red Bull в своей состоятельности. Он справился с давлением совершенно иного рода – не в отношении пилотирования в топ-команде, а в плане утверждения своих позиций в борьбе за место под солнцем в Королевских гонках.
И все же отчасти Даниилу повезло в том, что его оставили в команде. Из RBR его понизили в частности за недостаточно высокие результаты, и в Toro Rosso в оставшейся части сезона он, если быть честным, звезд с неба не хватал.
Надо признаться, что в Red Bull проявили необычно долгое для них терпение и позволили Квяту проявить себя снова за рулем машины Toro Rosso – возможно, их заела совесть за то, как они поступили по отношению к парню, на которого сделали ставку в 2014 году.
Россиянину всего 22 года, и «ему еще рано выбрасывать полотенце на ринг», как выразился руководитель команды RBR Кристиан Хорнер.
В команде проанализировали показатели Даниила за сезон и, вероятно, пришли к выводу, что при отсутствии проблем он по-прежнему способен добиваться самых высоких результатов на дистанции.
Кроме того, Квяту действительно повезло с тем, что Формула 1 стоит на самом пороге кардинальной смены регламента – в такие времена команды стремятся сохранить как можно более стабильный состав гонщиков. Как выразился, технический директор Williams Пэт Симондс: «Стабильность часто недооценивают. Но она важна во все времена, а в особенности в моменты смены регламента».
Также приятным сюрпризом для российского пилота стало то, что сезон в GP2 выдался для Гасли отнюдь не идеальным. Год назад протеже McLaren Стоффель Вандорн установил заоблачную планку, лишний раз продемонстрировав, каким критериям должен отвечать кандидат в Формулу 1. Пьеру необходимо было добиться такого же доминирования в первенстве, чтобы по поводу него не возникало вопросов, но… не срослось.
Противодействие французу оказал напарник по команде Prema Антонио Джовинацци, в прошлом году занявший второе место в Европейской Ф3, – перед заключительным этапом серии итальянец опережает соперника в личном зачете на семь очков.
Сам Гасли уже успел заявить, что не понимает решения команды остановить выбор на Квяте, но французу стоит задуматься в первую очередь о своих выступлениях. В нынешнем сезоне он был действительно быстр, но вместе с тем допустил не одну дорогостоящую ошибку.
Пьер считает, что оказался в нужном месте, но в неподходящее время. Ему, по его собственному мнению, не повезло в том отношении, что, во-первых, накануне смены регламента команде Toro Rosso понадобятся опытные гонщики, а во-вторых, его сезон в GP2 застопорился как раз в тот самый момент, когда дела у Квята пошли в гору.
Не стоит также забывать о том, что сам Гасли довольно дерзко и несвоевременно намекнул перед Гран При Сингапура, что именно он может сесть в кокпит боевой машины вместо Квята.
При этом Гасли не теряет надежды дебютировать в Формуле 1 в следующем году и уже сообщил об этом Марко. Начало карьеры в Больших Призах в одной из команд уровня Manor может стать неплохим стартом, если в Red Bull согласятся пойти ему навстречу.
«Я проиграл битву, но не проиграл войну, – сказал француз после известия о продлении контракта Квята. – Конечно, сейчас я расстроен, но в Ф1 такое иногда случается.
Эта ситуация сделает меня сильнее с психологической точки зрения. Я как никогда мотивирован выиграть чемпионский титул в GP2».
К счастью для Пьера, команда Red Bull не собирается разрывать с ним отношения, несмотря на то, что все четыре места боевых пилотов в их командах на следующий сезон уже заняты.
«Он останется в команде, – сообщил Хорнер, добавив, что планирует задействовать Гасли на тестах и в качестве резервного гонщика. – Его главная задача – постараться выиграть титул в GP2. Мы по-прежнему высоко оцениваем его заслуги.
Он поучаствовал в тестах новой резины Pirelli, что лишний раз доказывает наше к нему отношение. Нам очень повезло, что нас окружает такая талантливая молодежь».
И Хорнер прав. Red Bull действительно упивается сознанием того, каких сильных молодых гонщиков собрала под своим крылом.
В составе старшей команды концерна сейчас находятся, пожалуй, одни из самых сильных пилотов Ф1, да и в Toro Rosso подобрались очень перспективные гонщики.
Так что в настоящее время Red Bull не так сильно заботит то, что происходит на главных подступах к роли боевого пилота Ф1 в их молодежной программе.
Им остается лишь подстраховаться на случай, если Риккардо или Ферстаппен решат перейти в другой коллектив, или же Карлосу Сайнсу, наконец, надоест быть в числе подающих надежды.
Именно позиция испанца на данный момент является наиболее привлекательной для Гасли. Ему нужно остаться в Red Bull в качестве резервного пилота, возможно, с параллельным участием в чемпионате в составе маленькой команды, и одновременно ждать, когда Карлос решит, что его время в Red Bull вышло.
Но сейчас Пьеру нужно просто принять решение австрийского концерна и сделать всё правильно, чтобы убедить своих работодателей в том, что он способен стать новой звездой Формулы 1.
Как показал недавний путь Даниила Квята от свержения к восстановлению моральных сил и доверия в команде, в Формуле 1 возможно всё, даже то, что невозможно...
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько