Большое интервью Росса Брауна

The Guardian
23 ноября 2016 в 9:47
Фото: The Guardian

Бывший руководитель команд Формулы 1, приложивший руку к 20 титулам, Росс Браун приступил к работе с Liberty Media и выразил готовность посвятить все свое время реконструкции спорта, которому отдал всю свою жизнь. Об этом он рассказал в интервью The Guardian...

«Процесс улучшения Формулы 1 необходимо проводить в кризисном режиме, а не в вялотекущем темпе, – сказал Браун, еще когда размышлял о возвращении в спорт, которому посвятил большую часть своей жизни и помог командам завоевать два десятка титулов, включая десять Кубков конструкторов с Williams, Benetton, Ferrari и Brawn GP. – Наши былые успехи в Формуле 1 стали возможны благодаря методическому подходу – мы постоянно спрашивали себя: «Где мы хотим оказаться через год? А через три?»

Я обычно определяю цели и собираю команду, способную помочь мне в их достижении. Но мне кажется, что в Ф1 так не происходит. Там никто не думает о том, чего хотят зрители. Делается много всяких изменений, но забывается о том, для кого существует спорт. Если мы не сделаем спорт действительно захватывающим и не сможем вернуть в него болельщиков, мы ничего не добьемся. Но в данный момент не существует стратегии развития Формулы 1».

Предполагается, что в новой структуре управления Большими Призами Росс может вплотную заняться спортивным регламентом соревнования, тогда как Liberty Media и Берни Экклстоун продолжат контролировать коммерческую составляющую спорта.

«Пару лет назад кое-кто из мира Формулы 1 попросил меня выработать решения по спасению спорта, – продолжил Браун. – При этом от меня требовали предложения быстродействующих вариантов. Я сказал: «Это невозможно. Но я бы смог выработать план на ближайшие два года». Мне ответили, что так долго ждать не могут. С тех пор Формула 1 так и стоит на месте, хотя могла бы уже пару лет двигаться по новому пути.

Это сильно расстраивает. Руководство спорта начинает хаотично реагировать только тогда, когда что-то происходит. Посмотрите, что они сделали с форматом квалификации в начале года, это же ужас. Неужели это лучший путь развития?»

В настоящее время Браун является консультантом компании Liberty Media, но продолжит ли он свою работу в следующем году?

«Я не могу распространяться о том, какие именно консультационные услуги я им оказываю, – сказал британец. – Мы договорились на работу в краткосрочной перспективе, пока они не разберутся с делами. О долгосрочном соглашении речи пока не шло».

Браун только рассмеялся на предположение некоторых инсайдеров о том, что он непременно должен возглавить спортивное направление Формулы 1.

«Нет, никаких разговоров об этом не шло, – отреагировал он. – Честно говоря, я не знаю, к чему всё это приведет в итоге. Пока я просто посвятил их в свое видение Формулы 1 и рассказал о том, как, по моему мнению, всё должно работать. Чейз Кэри [новый председатель Ф1] начал ездить на этапы и разбираться, что к чему.

Посмотрим, что будет дальше, к тому же, Берни должен решить, что будет делать в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе. Так что сегодня много всяких возможностей, но уверенности пока нет».

Контактировал ли Экклстоун с Россом напрямую?

«Нет, он мне не предлагал работу, – отрезал Браун. – Liberty Media совместно с Берни должны определить вектор развития, и он может пока даже остаться прежним. Но никто из нас не вечен, и нужно думать о перспективе. Сейчас я помогаю в делах Liberty Media, но приведет ли это к каким-либо серьезным перестановкам в спорте – зависит от Берни и других людей».

В прошлом отношения между Экклстоуном и Брауном были довольно натянутыми, но Росс признал в интервью: «Мне очень приятно сейчас с ним работать. Наблюдать за работой Берни изнутри очень интересно. Но он никогда не был излишне любезен с партнерами».

Также британец фактически подтвердил, что мог бы согласиться помочь в развитии спорта.

«Мне снова интересно этим заниматься, – продолжил Росс. – Я был уверен, что никогда не вернусь в Ф1 в качестве управляющего команды, поскольку я достиг в этом плане всего, чего хотел. Это же совсем иное дело – меня может это заинтересовать, если поступит предложение».

В своей книге «Total Competition», написанной недавно с бывшим председателем Williams Адамом Парром, Браун рассказал о своей карьере в Формуле 1 и в частности поведал о разногласиях с Тото Вольфом и Ники Лаудой и последующем уходе из Mercedes.

Сегодня Росс настроен уже более снисходительно – в интервью он так отреагировал на приветствие со стороны Вольфа в отношении его возвращения в спорт: «Сейчас между мной и Тото нет никаких проблем. Формула 1 – очень жесткий бизнес, постоянно приходится скрещивать шпаги. Но мне всегда приятно было с кем-то отчаянно соперничать в воскресенье, а позже вместе поднимать бокал вина.

То же касается и Mercedes. Я могу не соглашаться с их действиями, но мне не хочется портить с ними отношения. С тех пор мы несколько раз нормально общались с Тото во время различных мероприятий.

Написание книги помогло мне понять, что в событиях тех лет я был виноват не меньше, чем другие. Я просто со временем утратил мотивацию. Выигрыш очередного титула больше не был для меня достаточной причиной для продолжения работы.

Но у меня было много друзей в команде, и я очень тепло относился к Льюису [Хэмилтону], поэтому посоветовал ему перейти в Mercedes. Команда была на подъеме, и я понимал, что в 2014-м у них будет шанс выиграть. Так и вышло».

Чувствует ли Браун сегодня, что Mercedes по-прежнему является его командой? Ну хоть чуть-чуть…

«Нельзя требовать признательности бесконечно, – улыбнулся британец. – Я горд тем, что они признают мой вклад в развитие команды, но я сказал Тото: «Вы не уронили наше знамя». Они всё делают правильно. Есть множество примеров, когда команды с серьезными бюджетами ничего не добивались в Формуле 1. Возьмите ту же Toyota – столько денег вложили и не выиграли ни одной гонки».

Также Браун вспомнил о событиях 2008 года, когда Honda решила свернуть заводскую программу в спорте, но ему удалось поддержать начатое под своим собственным именем.

«Это был очень нелегкий опыт, – признался Росс, вспоминая, как его вызвали в отель в Слау, чтобы объявить о решении японского производителя. – Это было для меня настоящим шоком. У меня и до этого были сложные периоды в Ф1, но это был самый сложный. От их решения зависели судьбы многих людей, к тому же, у нас в распоряжении была отличная машина, которую не хотелось терять. Эмоции просто зашкаливали.

Это был самый выматывающий период в моей карьере, но одновременно и один из самых счастливых. Мы провели долгие месяцы ожидания с ноября, когда узнали о закрытии команды, до марта, когда выиграли первую гонку. Это было что-то особенное. До этого у меня был успешный опыт работы в Ferrari, где всё очень упорядочено и структурировано. Здесь же, наоборот, ни о каком порядке и структуре не было и речи».

Чемпионом мира за рулем той машины стал Дженсон Баттон. В своей книге Росс выразил удивление тем, что британец почувствовал уверенность в себе лишь к концу сезона.

«Талант гонщика играет очень важную роль, – заметил Браун. – Великий пилот способен выиграть чемпионат за рулем средней машины. Средний может одержать победу в лучшей машине. Но ни один гонщик не сможет выиграть чемпионат с откровенно плохим шасси. Идеальная ситуация – это симбиоз великолепного пилота и отличного автомобиля. Именно это мы видим сегодня в Mercedes.

Раньше подобное наблюдалось в Ferrari с Михаэлем Шумахером. В такие периоды гонщик становится просто непобедимым. Но посмотрите на Фернандо Алонсо. Очень грустно наблюдать за таким талантливым пилотом за рулем слабой техники. Он выиграл за свою карьеру всего два титула – это ничто в сравнении с его талантом».

Считает ли Росс Хэмилтона и Алонсо наиболее одаренными пилотами в современной Формуле 1?

«Да, но Нико [Росберг] тоже очень впечатляет. Он очень упорный, быстрый и талантливый. Возможно, ему немного не хватает до уровня Хэмилтона, но он компенсирует это своим отношением к делу. Кто бы ни выиграл этот чемпионат, это будет заслуженный титул. И все же по уровню упорства и стремления я бы поставил Нико чуть выше».

Также британец вспомнил про Шумахера, сказав буквально следующее: «Он был, безусловно, лучшим, и это касалось не только непосредственно пилотирования, но и умения создать вокруг себя команду, как это было в Benetton и Ferrari. Работать с ним было настоящей мечтой, но Михаэль был по-настоящему уникальным пилотом, к тому же, он мой друг, так что я могу быть предвзят».

Кроме прочего, Росс затронул тему печального происшествия с Михаэлем на горнолыжном склоне.

«Я собирался в Шотландию на Новый Год, когда мне позвонил его секретарь, – вспоминает Браун. – Я отменил все свои планы и поехал к нему. Это был очень тяжелый момент для семьи и всех нас. Михаэль всегда отличался сильным характером, а за всю карьеру в автоспорте лишь раз сломал ногу. Злая ирония состояла в том, что он получил тяжелейшую травму уже по окончании своей опасной карьеры».

На вопрос о том, навещает ли Браун Михаэля по сей день, он ответил утвердительно: «Да, я у него бываю. Мы посещаем его и молимся о том, чтобы однажды он восстановился от полученных травм. Не так давно меня процитировали, сказав о том, что Михаэль идет на поправку, но я немного не это имел в виду. Семья предпочитает держать все сведения о состоянии Михаэля в строжайшем секрете, и я должен уважать их выбор. Так что мне не хотелось бы комментировать его состояние, скажу лишь, что мы все надеемся однажды увидеть прежнего Михаэля».

Также Росс признал, что скучает по гонкам.

«Мне не хватает адреналина, присущего субботним и воскресным заездам в Ф1, – сказал британец. – Но я также скучаю и по процессу работы в команде. Нет лучшего ощущения, чем понимание того, что ты всё сделал правильно и собрал команду, которая добилась успеха в чемпионате».

Однако борьба в следующем году с Берни Экклстоуном может утолить жажду соперничества Брауна…

«Берни постоянно оказывает давление, – продолжил он. – Он все время старается удовлетворить свои потребности и потребности возглавляемой им коммерческой организации – для него это привычно. Он может пытаться минимизировать размеры выплат командам и регулировать изменение правил в чемпионате. Какую бы цель он ни ставил, он всегда находит пути для ее выполнения.

При этом его не слишком беспокоят методы достижения успеха. Берни весьма импульсивный, даже хаотичный человек. Я совсем другой. Я часто говорю молодым людям о том, что для достижения успеха необходимо быть подготовленным и просто ждать своего шанса. Под подготовленностью я подразумеваю знания, отношение к делу, приверженность и преданность. Если у вас это есть, то шанс не заставит себя долго ждать».

Напоследок Росс поднял глаза и улыбнулся: «Быть может, мне еще разок повезет...»

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Комментарии для сайта Cackle