Гид по трассам Ф1 от Энтони Дэвидсона
В прошлом пилот, а ныне - эксперт Формулы 1 и звезда гонок на выносливость Энтони Дэвидсон изучает все 19 трасс, входящих в календарь сезона-2013, и рассказывает об их секретах
Австралия – 17 марта
Начинать здесь сезон всегда непросто. Трасса проложена по дорожкам парка, что добавляет пилотам проблем. Дебютанты проходят на этом кольце настоящее боевое крещение.
Ключевой участок здесь – связка 11-го и 12-го поворотов [быстрая "эска" после затяжной левой дуги], где нужно поддерживать как можно более высокую скорость. Также важно не допустить блокировки колес на торможении перед медленными третьим, девятым и 16-м поворотами. В каждом из них легко ошибиться, причем последствия могут оказаться самыми плачевными.
Малайзия – 24 марта
Гонка часто проходит в условиях природных катаклизмов, а пилоту здесь всегда очень жарко в кокпите. С точки зрения физических нагрузок малайзийский этап занимает второе место в календаре.
Но трасса Сепанг просто замечательная. Первенец Германа Тильке, она успешно справляется с отводом дождевой воды, а за прошедшие годы смогла обрести собственный характер. Здесь есть несколько кочек, в частности, на входе в четвертый поворот. На Сепанге легко обгонять, поскольку на стартовой прямой расположена большая зона DRS. В целом же это отличный пример того, как должен выглядеть современный автодром.
Китай – 14 апреля
Пилотам нравится эта трасса. Гонки здесь обычно проходят в прохладную погоду, из-за чего шины становятся непредсказуемым фактором – можно вспомнить прошлый год, да и более ранние эпизоды. Кроме того, именно здесь расположена самая длинная в сезоне прямая, протяженность которой превышает километр. Она завершается 14-м поворотом, где можно обгонять.
Участок от первого до четвертого поворота весьма сложный. Чтобы показать хорошее время круга, там нужно сделать все абсолютно безошибочно, что очень непросто.
Бахрейн – 21 апреля
Мне очень нравится конфигурация трассы в Бахрейне. Знаю, что это звучит странно – и многие гонщики наверняка не согласятся со мной. Дело в том, что здесь не все зависит от того, насколько хороша машина – на этом кольце крайне важно задействовать голову. Во многих поворотах очень просто ошибиться на торможении, а если это произойдет в девятом или десятом, хитром двойном левом, то сразу приведет к большой потере в скорости.
К тому же, здесь велика нагрузка на шины. Асфальт очень пыльный, из-за этого задняя резина, если следить за ней недостаточно внимательно, может быстро прийти в негодность. В Бахрейне много связок поворотов, потому важно знать, где нужно атаковать, а где стоит немного сбросить. В частности, это относится ко всему отрезку от четвертого до десятого поворота. Это ключевой участок по ходу круга. А в первом повороте есть хорошее место для обгона.
Испания – 12 мая
Испанская трасса известна всем. Это хорошее место, чтобы проявить себя. Если вы быстры здесь, то наверняка сможете показать хорошую скорость на большинстве европейских этапов, входящих в календарь. Машина должна работать эффективно с настройками на уровень прижимной силы выше среднего – и вы на коне. Я имею в виду, что она должна но только обеспечивать прижимную силу, но и успешно рассекать поток воздуха на длинной стартовой прямой.
На протяжении последних лет трасса постоянно меняется не в лучшую сторону, достаточно вспомнить, как нас лишили двух идущих подряд быстрых правых виражей в самом конце круга. Прошло много времени, а я все равно скучаю по ним. Это был по-настоящему сложный участок, который проверял на прочность и гонщика, и машину – требовалось обеспечить очень хорошее сцепление в условиях действительно серьезных боковых перегрузок. Теперь там лишь банальная "эска" – мне бы хотелось вернуться к прежней конфигурации, которая сейчас используется для мотогонок, хотя это едва ли осуществимо.
Кроме того, все считают, что знают Каталунью, как свои пять пальцев – но порой она может преподнести сюрприз. Вспомните прошлый год и совершенно неожиданную победу Пастора Мальдонадо.
Монако – 26 мая
Это очень сложная трасса. Вам нужно найти верным ритм, и словно не замечать барьеры по краям асфальта, но в то же время категорически избегать контактов с ними. По ходу уик-энда невероятно важно проводить как можно больше времени на трассе.
В первом повороте всегда очень сложно найти верную точку торможения, если уделить этому вопросу недостаточно внимания, проще простого врезаться в ограждение. В гоночный день на спуске от площади казино к повороту Mirabeau всегда очень много кусочков отработанной резины, и найти там верную траекторию не так и просто. Малейшая потеря концентрации на этом кольце грозит ударом о барьер, сомневаться в этом не приходится.
Но для пилотов гоняться здесь – сущее расстройство. Да, сражаться с этой трассой, сидя за рулем, невероятно здорово. Вот только обогнать тут кого-то в борьбе попросту невозможно.
Канада – 9 июня
Этот этап мне придется пропустить из-за Ле-Мана! А жаль, ведь Монреаль – прекрасный город, где фанаты по-настоящему разбираются в гонках, а Гран При проходит на очень живописном фоне.
Кроме того, там очень интересная и разнообразная трасса. По уровню прижимной силы она превосходит лишь Монцу - но в календаре идет сразу за Монако, самым медленным этапом сезона. Для гонщиков весьма непросто столь резко перестроить стиль пилотажа. Именно поэтому в Монреале мы довольно часто видим ошибки.
Как и в Мельбурне, гонка проходит на городской трассе, потому ограждения порой расположены у самого асфальта. На выходе из 14-го поворота находится Стена чемпионов, ну а важнее всего как можно лучше проехать отрезок от третьего до седьмого поворота – даже до девятого, где задел барьер Хейкки Ковалайнен.
Избежать там неприятностей не так и просто. Надо задействовать весь потенциал машины и активно использовать бордюры. Это трасса старой школы, где на поребриках порядком трясет. Но все равно, заезжать на них очень даже стоит, и если делать это с умом, то можно выиграть немало времени. Но так как прижимная сила очень мала, вы не должны испытывать ни малейшего дискомфорта, управляя машиной. Иначе на хороший результат рассчитывать не стоит.
Великобритания – 30 июня
Я большой поклонник этой трассы, и далеко не только потому, что сам британец и мне хочется, чтобы она приносила позитивные эмоции нашим болельщикам. Просто новый Сильверстоун доставляет пилотам истинное удовольствие, и нынешняя конфигурация, признаюсь, нравится мне даже больше старой.
Эта трасса всегда была быстрой и требовала недюжинной смелости от тех, кто стремился показать хорошее время. Сейчас же, благодаря секции Loop, добавился еще и интересный технический элемент. Это именно то, чего недоставало Сильверстоуну. Теперь качество гонок повысилось, а участок перед поворотом Brooklands стал одним из самых зрелищных: машины на внешнем радиусе, машины на внутреннем – это именно то, что хотят видеть фанаты. И если пилот нацелен обогнать соперника, то новая конфигурация играет ему на руку.
Добавьте к этому переменчивую погоду, которая стоит почти всегда, и мой любимый участок от Copse до Stowe – я готов назвать его одним из самых интересных среди всех существующих трасс – станет для пилотов просто магическим по своей притягательности. Ничего подобного нигде больше и близко нет.
Германия – 7 июля
Эта трасса мне очень нравится. Там есть несколько крайне интересных участков, в том числе и с профилем, что сейчас встречается совсем редко. Они всегда приносят особенные эмоции, так как там очень высокое сцепление – если, конечно, выбрать верную траекторию и верно расположить машину. Порой классические варианты прохождения поворотов здесь не работают, надо смещаться ближе к центру виража. В особенности это касается пятого и шестого поворотов ["эска" перед 180-градусным Dunlop]. Как оказалось, этот прием позволяет выиграть там кучу времени.
Ну а больше всего мне нравится отрезок в районе 10-го и 11-го поворотов [после Dunlop]. Он действительно классный, плавный, где нужно лишь немного сместить машину в сторону, перевалив через вершину холма. Если не допускать на этом участке ошибок, у вас появится возможность обогнать соперника перед медленной "эской", 13-м поворотом.
Венгрия – 28 июля
Эту трассу часто называют 'Монако без барьеров' – и это чертовски верно. Классический "автодром для Микки-Мауса". Здесь ошибка не приводит к разбитой машине, но повороты следуют один за другим. Их беспощадная вереница никогда не прекращается, асфальт неровный – причем кочек куда больше, чем кажется по ТВ-картинке – и все сводится к постоянному преодолению среднескоростных виражей.
Участок "направо-налево", которые продолжается с восьмого поворота до 11-го, чем-то напоминает "эски" Сузуки и требует максимальной концентрации. На этой трассе всегда задают тон машины, способные обеспечить высокий уровень прижимной силы. Как и в Монако, обгонять здесь почти невозможно, потому хорошая квалификационная позиция очень важна.
Бельгия – 25 августа
Трасса с годами становится все более рафинированной, и мне кажется, что с неё уже достаточно всяких изменений. Последней каплей стала замена травяного газона асфальтом в повороте Les Combes – это уже чересчур. В этом месте часто происходят обгоны, и когда вы видите асфальт за пределами трассы, то можете решиться на маневр, который не стали бы выполнять в другой ситуации. Но все равно, конфигурация кольца просто фантастическая.
Когда вы несетесь меж вековых арденнских деревьев, оставив где-то далеко позади боксы и паддок – это замечательное чувство. Не знаю, есть ли еще хоть одна такая трасса, где даже машины Формулы 1 кажутся недостаточно быстрыми. Она широкая, быстрые повороты словно перетекают один в другой, потому все вокруг словно движется в замедленной съёмке.
Здесь особенно важны среднескоростные виражи. В них нужно поддерживать хороший темп, а связку Pouhon я вообще готов назвать самой классной во всем календаре. Чем быстрее вы мчитесь там, тем выше удовольствие. "Красная вода" тоже ставит перед пилотами непростые задачи, однако я уверен, что в скором будущем можно будет преодолевать этот участок на машине Ф1, совсем не сбрасывая газа.
Италия – 8 сентября
Одна из четырех трасс, принимавших Гран При еще в самом первом чемпионате мира 1950 года и до сих пор сохраняющих место в календаре, стоит особняком. Здесь используются настройки с гораздо меньшим уровнем прижимной силы, чем где бы то ни было. И лишь для Монцы команды готовят в наши дни специальный аэродинамический пакет. Тем, кто побеспокоился заранее об эффективности машины в такой конфигурации, здесь удаются отличные выступления. Также в Монце важна мощность мотора, потому расстановка сил немного отличается от привычной.
Если говорить об ощущениях пилотов, то это одно из редких мест, где можно по-настоящему ощутить скорость машины Ф1. Трасса трясет вас, она жестока и кочковата, а на максимальной скорости удается сфокусироваться только на полосе асфальта – все вокруг размыто.
Повороты играют огромное значение, так как в каждом из них приходится жестко тормозить. В связках 1/2-го и 4/5-го можно отыграть много времени. В "эске" Ascari важно поддерживать как можно более высокую скорость – иногда именно это позволяет обогнать соперника спустя почти полкруга, в первом повороте. Послестартовая связка тоже крайне важна: если на нынешних шинах Pirelli, которые очень быстро изнашиваются, хорошо разогнаться на выходе из неё и правильно пройти следующую скоростную дугу, у соперников впереди могут начаться проблемы – особенно если дополнительно использовать KERS.
Сингапур – 22 сентября
Именно такой должна была стать Валенсия. Кочковатое покрытие, серьезные физические нагрузки – пилотам здесь приходится сложнее всего по ходу сезона. Тут не просто высокая влажность, но и высокие ограждения, вплотную подступающие к асфальту – из-за этого почти никогда нет даже лёгкого ветерка. Добавьте к этому, что повороты следуют почти что один за другим – медленные, неровные – и вот вам портрет самой сложной трассы в календаре.
Казалось бы, с неудачными настройками шины должны очень быстро приходить в негодность, но дело в том, что асфальт здесь не раскален солнечными лучами, поэтому даже просто прогреть резину до рабочей температуры зачастую становится проблематично. Такое бывало и прежде, если температура воздуха выше, чем температура полотна. Так что пилотам и командам в Сингапуре особенно сложно избежать ошибок.
Каждый раз мы видим в этой гонке немало довольно сомнительных попыток обгона, ну а первый ночной Гран При в дождь, как мне кажется – лишь вопрос времени.
Республика Корея – 6 октября
Трасса словно состоит из двух частей. На первом секторе преобладают длинные прямые, соединенные медленными поворотами, поэтому этот участок больше подойдет машинам, настроенным на максимальную скорость. Однако затем вы попадаете в извилистую секцию, где приходится постоянно крутить руль влево-вправо. Этот участок начинается с четвертого поворота. Далее следуют скоростные седьмой и восьмой, а затем девятый и десятый повороты – довольно сложная часть трассы. Следует немного пожертвовать скоростью в районе девятого, чтобы попасть на правильную траекторию в десятом – и тогда вы будете быстры и в нескольких следующих поворотах. Вам необходимо сохранять контроль над задней частью машины и поддерживать необходимый темп.
В некоторых местах кольца стены расположены очень близко, особенно на последнем секторе. Они не производят такого впечатления, как на уличной трассе, однако являются для гонщиков непростым испытанием. Стены всегда добавляют элемент непредсказуемости, и этот сектор не является исключением.
Если говорить о местах для обгонов, то вам следует обратить внимание на первую часть трассы – она гораздо шире, там присутствуют длинные прямые, ведущие к первому, третьему и четвертому поворотам, на торможении перед которыми можно попробовать сместиться на внутренний радиус. Также здесь находится достаточно непростой выезд с пит-лейна, расположенный на выходе из первого поворота. Если вы ошибаетесь с гоночной траекторией, а в это время кто-нибудь будет возвращаться на трассу из боксов – есть риск перетормозить и заблокировать колеса. А если будете выезжать с пит-лейна, то легко можете стать жертвой пилота, промахнувшегося мимо точки торможения, особенное в условиях мокрой трассы.
Япония – 13 октября
Великолепная трасса, моя любимая в календаре. В свое время в сухих условиях мне удалось проехать здесь здесь не так много кругов. Большую часть времени я провел на Сузуке в 2004-м и 2006 годах, выступая на пятничных тренировках в плохую погоду. Так или иначе, это отличное кольцо, включающее в себя отрезки с постоянным изменением направления движения, а также обладающее собственным характером.
Трасса очень узкая – у вас нет права на ошибку, особенно в обеих частях поворота Degner, который является одним из ключевых. В начале круга в ‘эсках’ мы можете отыграть немало времени, но ключом к успеху все же является Degner, потому как там у вас нет права на ошибку – расширить зону безопасности невозможно чисто физически, поскольку в этом месте находится точка пересечения – одна часть трассы расположена над другой. Я знаю, некоторые гонщики жалуются – и это естественно, поскольку они не хотят разбить машину, если хоть немного отступят от правильной траектории. Для пилотов этот участок является сложнейшим испытанием.
Индия – 27 октября
Отличная трасса, где было четко видно, как гонщики используют прошлогодний опыт, выбирая траектории и места для обгона. Чаще всего атаки происходят перед четвертым поворотом, это место нравится мне больше всего.
Старт индийской гонки всегда получается захватывающим: сначала пилотам нужно преодолеть медленный первый поворот, а потом их ждет хитрая шпилька, расположенная на подъеме, где используется первая передача, после чего надо сразу активно разгоняться к четвертому повороту.
Трасса быстрая, с плавными виражами. В районе двух "эсок", похожих на старую "Автобусную остановку" в Спа, – от пятого до девятого поворота – очень коварные бордюры. А в 10-м и 11-м обычно множество фрагментов отработанной резины. Здесь нужна машина, которая одинаково хорошо справляется с разными типами поворотов, а пилотам сложно избежать ошибок. Очень интересное кольцо – думаю, Формула 1 обоснуется здесь надолго.
Абу-Даби – 3 ноября
Пилоты и команды несколько лет осваивались в Абу-Даби, и поначалу все казалось вполне однозначным. Однако в прошлом году было заметно, как гонщики начали экспериментировать с траекторией, особенно на участке от восьмого до 14-й поворота. Мы видели, как они стали по-другому выходить из 11-го поворота – так широко, чтобы сразу оказаться на внутреннем радиусе следующего 12-го – ничего подобного в прошлые годы мы не наблюдали. Как и в Валенсии, пилоты пытаются найти подходящее место для обмена позициями, однако до старта гонки это не представляется возможным. Они смотрят записи прошлогодних Гран При, чтобы понять, где можно обогнать. Думаю, именно поэтому со временем гонка становится все более захватывающей.
На этой трассе достаточно трудно проехать идеальный быстрый круг, однако лучшим гонщикам это удается. Марк Уэббер описал Гран При в Абу-Даби как гонку ‘по парковке для дорогих машин’, однако Льюису Хэмилтону всякий раз удается найти прибавку в скорости, особенно на последнем секторе – здесь он очень силен, и дело не в машине, а исключительно в пилоте. Меня это восхищает. Если гонщику вдруг удается на каком-то участке проехать быстрее, это доказывает, что трасса далеко не проста.
США – 17 ноября
Их всех новых трасс именно эту я хотел бы опробовать на машине Формулы 1 – исключительно для собственного опыта. Думаю, это лучшее творение Тильке. Так как сейчас автодром используется активнее, уровень сцепления стал значительно выше, а вот в прошлом году с этим возникли большие трудности.
Конфигурация трассы абсолютно уникальна. Участок от третьего и до десятого поворота просто завораживает. Он включает в себя подъемы и спуски, постоянные смены направления движения, а также скоростные повороты, по ходу которых приходится постоянно замедляться, так как каждый следующий чуть медленнее предыдущего. В этой секции крайне важно выбрать правильную траекторию. Если вы ошиблись в начале, то в остальной части участка непременно потеряете время. Если все сделано верно – вы будете здесь быстры. Однако также необходимо, чтобы машина одинаково успешно справлялась со всеми типами поворотов.
Это отличное место для болельщиков – здесь есть перепады высот, где наблюдать за происходящим крайне интересно. Также в Остине множество мест, где можно совершать обгоны. В прошлом году мы видели, как пилоты часто ошибались в 19-ом повороте – я никогда не наблюдал, чтобы гонщики допускали так много ошибок! Притом, это происходило на скорости, при которой очень легко потерять управление машиной: на третьей передаче она не так стабильна, а прижимная сила здесь не столь велика, как на других участках трассы. Однако это и не медленный поворот, поэтому пилотам приходится по-настоящему трудно. Даже в гонке мы видели, как на этом участке они забирали широко, а некоторых разворачивало. Я восхищаюсь такими местами, как 19-ый поворот – их еще называют генераторами ошибок. Кроме того, там есть возможность совершить обгон.
Первый поворот также великолепен – трасса там и так не узкая, а перед зоной торможения расширяется еще больше. В гонке, когда вы считаете, что у парня позади нет шансов произвести обгон, он появляется из ниоткуда. Мне это нравится. В моем обзоре прошлого сезона я присудил звание лучшего обгона манёвру Кими Райкконена, когда финн обошел Нико Хюлькенберга на выходе из второго поворота этой трассы. Чемпион мира поравнялся с немцем на финишной прямой, а после перекрестил траекторию и ехал бок о бок с пилотом Force India вплоть до выхода из второго поворота – в результате маневр оказался успешным. Думаю, это было гениально.
Бразилия – 24 ноября
Когда речь заходит о трассах с характером, у Интерлагоса с этим компонентом полный порядок. Начиная от болельщиков и заканчивая конфигурацией, не говоря уж о мировом имидже – здесь есть все. Добавьте снижение мощности моторов и прижимной силы из-за 800-метровой высоты над уровнем моря, из-за чего машины больше скользят в поворотах – и не забудьте о профилированных виражах.
С точки зрения пилотажа это отличная трасса, здесь множество мест для обгона, прежде всего, первый поворот. Если бы я был болельщиком и смотрел гонку с трибуны, то обязательно пришел бы именно сюда, так как яркий экшн гарантирован. Полагаю, всем архитекторам гоночных трасс нужно раздать чертежи участка Интерлагоса от 12-го поворота до первого – чтобы учились.
Эта гонка служит отличным завершением сезона, обычно именно тут определяется судьба титула. Трасса весьма техничная, и если вы заблокируете колеса перед первым поворотом, то никогда уже не отыграете потерянного времени. Надежда на хороший круг улетучивается в один миг.