Почему Уэбберу так важно справиться с "проклятием домашней гонки"

Эд Стро
14 марта 2013 в 18:02

Казалось бы, для Марка Уэббера Гран При Австралии – это лишь около 5% от целого сезона, но Эд Стро объясняет, почему на самом деле все гораздо серьезнее

Одиннадцать лет назад Марк Уэббер уже побывал на подиуме Гран При Австралии. Побывал не вполне заслуженно, так как не вошел в тройку призеров, но, с другой стороны, ему удалось в своей дебютной гонке финишировать пятым на совершенно неконкурентоспособной машине Minardi, что на самом деле было невероятным подвигом.

Но с тех давних пор к подиуму Альберт-парка он не приближался.

Более того, Уэбберу всего раз удалось немного превзойти тот феноменальный результат 2002 года, когда в прошлом сезоне он привел свой Red Bull к финишу четвертым. Но по большей части статистика его выступлений в домашней гонке – это история полная происшествий, ошибок и неудач.

Именно поэтому, когда многие говорят о том, что в предстоящей гонке Red Bull Racing покажет свою реальную форму и одержит убедительную победу, они, в основном, возлагают надежды на ту машину, управлять которой будет немецкий, а не австралийский пилот. И на то есть масса причин.

Обычно Уэббер старается не демонстрировать, как сильно он хочет выиграть в Мельбурне. Но не стоит обращать внимания на его риторические высказывания, что эта гонка такая, же как все остальные 18 в календаре. Из всего, что мы знаем о Марке, можно смело сделать вывод, что он жаждет этой победы, как никакой другой.

Гонщика сильно расстраивает, как австралийская пресса живописует его подвиги в Формуле 1. Упомянутый выдающийся результат в дебютном Гран При поднял планку ожиданий от Уэббера у него на родине слишком высоко. За первые семь лет выступлений в Больших Призах его часто критиковали за то, что он не мог выиграть – хотя в его распоряжении на тот момент были машины весьма среднего уровня.

Вот поэтому победа в домашней гонке так много значит для Марка. Она помогла бы забыть прежние обиды и вновь утвердится в роли национального героя, да еще и в тот момент, как когда-то непобедимая Австралийская сборная по крикету пребывает в печальном состоянии и терпит неудачу за неудачей…

Но именно в такой ситуации и проявляет себя давно преследующее Уэббера заклятие – прессинг.

Марк словно бы старается поддерживать репутацию этакой закаленной в боях звезды австралийского спорта. Даже его Twitter носит имя @AussieGrit – что-то типа «австралийский кремень».

В некоторых ситуациях он действительно проявляет удивительную силу характера, но иногда именно крепости нервов ему и не хватает. Он как рычаг подвески, который в одном направлении может выдержать невероятную нагрузку, но при изменении вектора давления становится хрупким.

Марк Уэббер на подиуме домашнего этапа 2002 года © LAT
Марк Уэббер на подиуме домашнего этапа 2002 годаФото: LAT

В 2002 году Марку было нечего терять. С Minardi у него было краткосрочное соглашение, шансы на то, что его карьера в Формуле 1 продлится дольше нескольких гонок, казались весьма призрачными. Сила характера и решительность позволили ему пробиться в шестёрку сильнейших. Помогла и удача. Это был момент триумфа.

Он начинал ту гонку, не планируя ничего сверхъестественного и не ставя перед собой задачу заложить фундамент для дальнейшего карьерного роста – и смог превзойти все ожидания. В 2010 году у него был такой настрой, будто он один борется с целым миром. Временами это шло Уэбберу на пользу, но иногда возникал обратный эффект – особенно тогда, когда он начал критиковать команду за отсутствие должной поддержки в его борьбе за титул.

Это возвращает нас к вопросу о «проклятии домашнего Гран При». С 2009 года Марк имеет в распоряжении машину, способную привезти его к победе. Да, были моменты, когда ему банально не везло, но и сам он допускал ошибки на родной земле. Уэббер, как человек, прилежно изучающий спортивную психологию, безусловно, это понимает.

В принципе, нет причин ожидать, что в предстоящие выходные – да и вообще в предстоящем сезоне – что-то изменится. Сейчас нельзя с уверенностью сказать, что машина Red Bull достаточно хорошо, чтобы претендовать на победу в эти выходные. Но даже если это так, Марку придется очень постараться, чтобы выиграть. Это слишком сложная задача. На этом уровне обязательно надо учитывать психологические факторы. И Уэбберу придется доказывать, что его отчаянное желание стать первым не мешает ему сосредоточиться на работе.

Психологи утверждают, что в подобной ситуации существует риск потерять ‘нацеленность на процесс’ – то есть возможность сконцентрироваться и последовательно, шаг за шагом, выполнять те задачи, которые необходимы для достижения конечного результата, – подсознательно подменив её 'нацеленностью на результат'. Когда появляется страсть, сильные эмоции, стремление любой ценой достичь цели, сложно сосредоточится на «черновой» работе. Именно поэтому пилоты часто говорят что-то невнятное вроде «мы будем двигаться шаг за шагом», когда их спрашивают про цели и задачи.

Победа в домашней гонке может преобразить Марка. В 2010 году он имел все шансы на титул, но затем растерял их, разбив машину в Корее и показав нечто неубедительное во время решающей гонки в Абу-Даби. Он целый год строил из себя недооцененного командой героя-одиночку, но как только стал одним из фаворитов, дела у него разладились. Вектор давления изменился. Да, он проявил слабость только в двух гонках, но когда на кону титул чемпиона мира, грань между победой и поражением особенно тонка.

В 2012-м Уэббер финишировал в Альберт-парке четвертым © LAT
В 2012-м Уэббер финишировал в Альберт-парке четвертымФото: LAT

С тех пор его напарник по команде Себастьян Феттель становился все сильнее и сильнее. Уэббер же – хотя сам он, как и прежде, уверен в том, что ему по силам стать чемпионом – за последние два года может похвастаться лишь несколькими действительно удачными гонками. Ну и тем, что он стабильно набирает очки.

И что Марку действительно жизненно необходимо – это перестать все время смотреть на Феттеля. Уэббер всегда сам славился тем, что мог оказывать психологическое давление на своих партнеров по команде, чтобы утвердиться в положении лидера. Но это было до того, как его напарником стал молодой немец. Феттеля просто невозможно заставить сбиться с курса (за исключением, быть может, случаев его собственного «домашнего проклятия»). Он уже всем доказал свое хладнокровие. Ирония в том, что попытки Марка оказывать психологическое давление на Себастьяна закончились тем, что сам австралиец оказался в психологической ловушке.

Пусть даже гоночный советник Red Bull Хельмут Марко и не считает Уэббера первоклассным пилотом, это не значит, что вся команда относится к нему, как к существу второго сорта. К примеру, владелец Red Bull Racing Дитрих Матешиц, наоборот, очень его ценит. Смешно даже думать, что те, кто работает с Марком, не отдают себя целиком для того, чтобы он мог побеждать.

В последние три года у Марка была машина, способная привезти его к титулу. Возможно, будет и в этом году. А вот чего он сможет в итоге добиться, зависит только от него. Многие пилоты пошли бы на все ради возможности хотя бы один сезон выступать на машине, которой по силам выиграть чемпионат. У Марка же это будет уже четвертый заход.

Здесь очень важен момент. Марку не повезло: ему очень важно сильно начинать сезон, но именно на первой гонке он испытывает оказывается максимальное давление. Но если он все же справится с собой и выиграет в Гран при Австралии, то, не исключено, это поможет ему побороть живущую в нем склонность к саморазрушению.

Уэббер не относится к числу тех, кто способен весь сезон бороться на уровне Феттеля или Алонсо. И все же он вовсе не так далек от них, как многие думают. Австралиец – очень хороший пилот, просто он не всегда смотрится выигрышно на фоне великолепного напарника. Поэтому его результаты и оказываются не столь яркими - Марк дважды боролся за титул, но Феттель-то трижды выигрывал его.

Тем не менее, он очень быстрый пилот, один из лучших среди тех, кто не подходит под «чемпионский калибр». Сильное начало и гонки вроде тех, что мы видели в его исполнении в Сильверстоуне и Монако, могли бы помочь Уэбберу достичь большего в этом году. Заработав достаточно очков, он оказался бы близко от лидеров и мог бы вступить в борьбу за титул, если у тех начнется череда неудач. Но наибольшее значение будет иметь то, что произойдет в Мельбурне.

Если Марк выиграет – это станет громкой победой популярного, любимого, очень быстрого и очень уважаемого пилота. Но все же, остаются сомнения, что он сможет справиться с прессингом и собрать воедино все факторы успеха.

Так что воскресная гонка для Уэббера – это гораздо больше, чем просто 5% от целого сезона.

Иарк Уэббер
Иарк Уэббер

  • Поделиться: