Прорыв на Гран При Австралии и ещё 7 самых ярких выступлений Валттери Боттаса
Команда Mercedes наконец-то официально объявила о подписании контракта с Валттери Боттасом, который в сезоне-2017 заменит Нико Росберга. Чем финн привлёк внимание «Серебряных стрел»? АВТОСПОРТ.com.ru предлагает вспомнить главные моменты предыдущей части его карьеры в Формуле 1.
Валттери Боттас стал гонщиком Mercedes
Уверенный дебют на пятничных тренировках
Как и многие гонщики нынешнего поколения, Валттери Боттас начал свою карьеру в Формуле 1 с выступлений на пятничных свободных заездах. Являясь на тот момент действующим чемпионом серии GP3, финн провёл 14 сессий по ходу сезона-2012 за Williams. Заменял он исключительно Бруно Сенну, в то время как другого напарника Пастора Мальдонадо регулярно опережал. Даже в дебюте на абсолютно незнакомой для себя трассе в Сепанге он показал 11-е время и оказался быстрее венесуэльца, пусть всего лишь на 0,059 секунды.
На тренировке Гран При Испании Боттас и вовсе стал пятым, опередив на секунду и целых 12 позиций Мальдонадо, который спустя два дня стартовал с поула и одержал сенсационную победу.
Тем не менее счёт по итогам сезона составил 6:8 в пользу более опытного венесуэльца.
Сенсация в дождевой квалификации в Монреале-2013
В 2013 году Williams серьёзно сдала позиции и оказалась крайне далека от формы, в которой пребывала в предыдущем сезоне. Так что дебют Валттери получился непростым – за рулём абсолютно неконкурентоспособной машины FW35 было тяжело даже претендовать на очки. Но один раз ему всё-таки удалось по-настоящему блеснуть.
В дождевой квалификации Гран При Канады Боттас не просто впервые в карьере прошёл в финальный сегмент, а показал феноменальный третий результат, уступив 0,385 секунды непобедимому в том сезоне Себастьяну Феттелю и менее трёх десятых – будущему напарнику по Mercedes Льюису Хэмилтону. Для сравнения, его предыдущим лучшим квалификационным результатом была 14-я позиция на этапе в Монако двумя неделями ранее.
Но в гонке, прошедшей на сухой трассе, Боттасу не удалось удержаться даже в топ-10. С каждым кругом он откатывался всё дальше и финишную черту пересёк 14-м.
Свои первые и единственные очки в дебютном сезоне Валттери заработал лишь на предпоследнем этапе в Остине, где финишировал восьмым.
Два прорыва на Гран При Австралии-2014
Гонку в Мельбурне-2014 можно смело назвать одной из самых лучших (если не лучшей) для Боттаса за четыре года выступлений в Формуле 1. После старта с 15-й позиции уже к десятому кругу финн поднялся на шестое место, расправляясь с соперниками одной левой. С таким темпом до подиумной позиции было рукой подать, но Валттери сам всё испортил. При попытке угнаться за Фернандо Алонсо он задел стену и прокол заднее правое колесо. Вынужденный пит-стоп отбросил его назад, на 16-е место. Тем не менее Боттас не сдался и вновь начал свой прорыв, к финишу поднявшись на шестое место, которое после дисквалификации Даниэля Риккардо превратилось в пятое.
Серия подиумов в середине сезона-2014
Для команды Williams сезон-2014 стал лучшим за последнее десятилетие. Подопечные Фрэнка Уильямса успешно адаптировались к новому техническому регламенту, в том числе благодаря переходу на двигатели Mercedes. Но реализовать имеющийся потенциал им удалось лишь ближе к середине чемпионата. В Шпильберге Боттас, наконец, завоевал свой первый подиум в карьере, финишировав третьим. Две недели спустя в Сильверстоуне он повторил это достижение, когда после старта с 15-го места стал вторым. На следующем этапе в Хоккенхайме он вновь поднялся на вторую ступень пьедестала почёта.
Эта серия из трёх подиумов пока остаётся единственной в карьере финна. В остальных случаях ему не удавалось финишировать в топ-3 даже два раза подряд. Но, безусловно, в Mercedes у него будет хорошая возможность поправить эту статистику.
Обгон Кими Райкконена за четыре круга до финиша Гран При Бельгии-2014
Пожалуй, второе по шкале боевитости выступление Боттаса после Мельбурна-2014 пришлось на Спа-2014. По ходу дистанции он уверенно и методично разобрался с такими соперниками, как Себастьян Феттель и Фернандо Алонсо, и в какой-то момент даже обогнал Нико Росберга, а за четыре круга до финиша в сражении за подиум опередил своего соотечественника, «Короля Спа» Кими Райкконена.
Так что неправы те, кто говорят, будто Боттасу не хватает боевитости. Да, может быть, его манёвры не слишком заметные, но бороться он точно умеет. Взять хотя бы статистику обгонов в сезоне-2014, в которой он уступил только Даниэлю Риккардо (62) и Даниилу Квяту (61) и оказался на равных с Себастьяном Феттелем (56).
Впечатляющий, но испорченный квалификационный круг на Гран При России-2014
Надо признать, что квалификационный круг является "ахиллесовой пятой" Боттаса. И дело даже не во внутрикомандном противостоянии, где Валттери, наоборот, всегда был впереди напарника, будь то Мальдонадо или Масса. Проблема в том, что в решающий момент, когда ставки высоки как никогда, он время от времени переступает черту. Даже если взглянуть на его комментарии по ходу сезона-2016, то можно заметить, что зачастую после квалификации он признавал, что мог проехать лучше, но ошибся.
Так, к примеру, в Шпильберге-2014, когда Williams неожиданно заняла первый ряд стартового поля, Боттас уступил поул Массе из-за собственной ошибки в конце круга. Ситуация вновь повторилась в конце сезона на первом в истории Гран При России. Два первых сектора финн проехал с лучшим временем и казалось, что опередит даже двух пилотов Mercedes, но помарка на выходе из последнего поворота всё перечеркнула. А ведь первая поул-позиция в карьере была так близко...
Война с земляком
Финские гонщики всегда стояли особняком в Формуле 1. Спокойные, рассудительные и даже в каком-то смысле замкнутые. Тем удивительнее, что в конце сезона-2015 два представителя именно этой национальности откопали топор войны. Всё началось с инцидента на последнем круге Гран При России, когда в сражении за подиум Кими Райкконен выбил Валттери Боттаса. Тогда молодой финн в первый и пока последний раз вышел из себя, когда, покидая машину, со злости выбросил подголовник.
После финиша «горячие финские парни» начали обвинять в произошедшем друг друга, а через месяц в Мексике вновь не поделили трассу. В результате столкновения Кими сошёл с дистанции, а Валттери продолжил гонку и второй раз в сезоне после Монреаля поднялся на пьедестал почёта. Многие посчитали это отместкой Боттаса за Сочи. Но стюарды не увидели никакого подтекста и оставили инцидент без последствий.
Особенности этому противостоянию добавил тот факт, что соотечественники вели сражение за четвёртое место в личном зачёте. Перед финальным этапом в Абу-Даби их разделяло всего одно очко, причём в пользу молодого финна, но опыт в конечном итоге всё-таки взял вверх.
Единственный подиум в сезоне-2016
В 2015 году было очевидно, что Williams постепенно теряет преимущество, которое получила после перехода на новый регламент. В то время как конкуренты прибавляли, подопечные Фрэнка Уильямса продолжали топтаться на месте. И вряд ли кого-либо удивил дальнейший спад.
В сезоне-2016 речи о борьбе с большой тройкой – Mercedes, Ferrari и Red Bull Racing – уже не шло. Мало того, ещё и Force India вырвалась вперёд. Поэтому подиум Боттаса на Гран При Канады стал, скорее, исключением, нежели закономерностью. За счёт ошибок лидеров, включая Нико Росберга, грамотной тактики и собственного безукоризненного пилотажа Валттери финишировал третьим, добившись своего лучшего результата по ходу чемпионата.
Сравнение с Фелипе Массой после трёх сезонов
Когда летом 2015 года появились слухи о переходе Боттаса в Ferrari на место Кими Райкконена, многие скептики утверждали, что он слишком невыразительно выглядит на фоне напарника Фелипе Массы.
Тем не менее статистика трёх совместных сезонов Боттаса и Массы в Williams однозначно говорит в пользу финна. В 58 проведённых квалификациях счёт между ними составил 40:18. Лишь в гонках - в 46 финишах – расклад оказался абсолютно равным – 23:23, хотя счёт по количеству набранных очков равен 407:307 в пользу Валттери.
2014
Фелипе Масса
Q | |||||||||||||||||||
R |
2015
Фелипе Масса
Q | |||||||||||||||||||
R |
2016
Фелипе Масса
Q | |||||||||||||||||||||
R |