Формула 1, сезон-2013: Пилоты и команды

Мэтт Бишоп
16 марта 2013 в 23:42

Вот и прошли четыре долгих месяца межсезонья – все готово к старту первой гонки нового чемпионата Формулы 1. AUTOSPORT решил изучить по списку команд и гонщиков, которые начнут борьбу на Гран При Австралии

Что тут еще скажешь, когда команда Red Bull Racing побеждала в трех последних сезонах в обоих зачетах.

Теперь RBR – это вовсе не увеселительный аттракцион, созданный для популяризации модного энергетического напитка. Это серьезное имя в автоспорте, с которым стоит считаться. Их достижения позволяют им встать в один ряд с немногими командами, ставшими легендами спорта.

С 2009 года, когда в силу вступил новый формат технического регламента, им регулярно удавалось построить лучшую по сути своей машину. Нет причин, которые могут помешать им сделать это в нынешнем сезоне, хотя очевидно, что Эдриан Ньюи и его технические специалисты подбираются все ближе к предельно достижимым величинам. Несмотря на то, что на тестах команда смотрелась не очень сильно, очевидно, что по ходу сезона бороться с ними будет нелегко.

Пара пилотов осталась прежней, какой была в последние четыре года, основной технический коллектив команды также не претерпел изменений. А значит, импульс развития на этот сезон команда планирует получить от сотрудничества с Infiniti. Теперь в плане бюджета команда зависит от своего основателя Дитриха Матешица только на 25%. В наши непредсказуемые финансовые времена наличие нескольких сильных партнеров укрепит позиции Red Bull Racing и сделает их еще более мощными.

Смогут ли они в четвертый год подряд выиграть чемпионат в обоих зачетах? А почему бы и нет…

№1 Себастьян Феттель (Германия)

Себастьян Феттель
Себастьян Феттель

Родился: 3 июля 1987 года (25 лет) 
Дебют: ГП США-2007
Побед: 26
Поулов: 36
Лучших кругов: 15
Очков: 1054
Титулов: 3 (2010,2011, 2012)
В сезоне-2012: 1-е место

Если немец сможет выиграть четвертый подряд титул в Формуле 1, то сравнивать его можно будет только с Хуаном-Мануэлем Фанхио и Михаэлем Шумахером. При этом ему всего 25 лет, то есть он добьется такого экстраординарного результата почти на десять лет раньше своего титулованного соотечественника и будучи в два раза моложе аргентинского Маэстро.

Но несмотря на все статистические показатели, именно в тот момент, когда Феттель шел к своему третьему титулу, появлялось все больше вопросов о том, какое место он все-таки занимает среди своих современников – и где должен находиться в ряду среди легенд автоспорта.

Чрезмерное техническое превосходство машин Red Bull, героизм, проявленный на протяжении всего чемпионата Фернандо Алонсо, на фоне того, что сам Феттель провел середину сезона очень неубедительно и лишь в самом конце продемонстрировал признаки того сокрушительного превосходства, каким он обладал в 2011 году — все это привело к тому, что общая оценка уровня Себастьяна оказалась несколько ниже, чем могла бы быть с учетом того, что он все-таки выиграл очередной титул.

Все это несколько поубавило обычно кипящий энтузиазм немца в конце 2012 года. Но в Red Bull знают, как снова зажечь в нем огонь в предстоящем сезоне. Трехкратный чемпион на лучшей машине, которому необходимо снова доказывать, чего он стоит – у соперников есть масса причин опасаться его.

№2 Марк Уэббер (Австралия)

Марк Уэббер
Марк Уэббер

Родился: 27 августа 1976 года (36 лет)
Дебют: ГП Австралии-2002
Побед: 9
Поулов: 11
Лучших кругов: 14
Очков: 848,5
Титулов: 0 (3-й в 2010-м, 2011-м)
В сезоне-2012: 6-е место

Еще один год для Уэббера в Red Bull Racing – а значит, снова он будет делать все то, что делал раньше: выиграет пару гонок, заработает много очков, поможет команде в борьбе за Кубок конструкторов.

Вряд ли Марк может на равных соперничать с Феттелем по ходу всего сезона, но он, как никто другой заставляет немца максимально выкладываться и финишировать на высоких позициях. Надо понимать, именно поэтому его до сих пор не высадили из созданной Ньюи машины, на место в кокпите которой так много претендентов.

Давление в этом сезоне может оказаться несколько сильнее, чем раньше, если у Даниэля Риккардо или Жана-Эрика Верня получится провести удачный сезон в Toro Rosso, что даст повод думать об их возможном повышении. Но в принципе RB9 выглядит весьма многообещающе, так что если Марк не сможет выиграть девятую гонку в своей карьере – это станет неожиданностью.

В краткосрочной перспективе перед ним стоит задача все-таки добиться серьезного результата в домашней гонке. После его сенсационного финиша на пятом месте в дебютной Гран При Формулы 1 за рулем Minardi дела у Марка в Мельбурне шли из рук вон плохо: только в прошлом году он смог немного улучшить тот давний результат и финишировать четвертым.

В этом сезоне австралиец, безусловно, будет вновь стараться попасть на постоянно ускользающий от него подиум в Альберт-парке.

Ferrari F138
Ferrari F138

В двух их трех последних сезонов Ferrari боролась за титул до самой последней гонки. Этим, в принципе, можно было бы гордиться, но чувствуется и некое разочарование от того, что команде дважды не хватило одного единственного шага, чтобы вновь оказаться на вершине.

Перед началом очередного чемпионата Ferrari уверена, что вновь будет бороться за лидерство.
Из тех проблем, которые возникли в начале прошлого сезона с F2012, были извлечены полезные уроки. Больше внимания уделяется развитию симулятора. Чтобы вновь не возникло проблем из-за некорректных результатов испытаний в своей аэродинамической трубе, итальянцы решили для продувки деталей новой машины воспользоваться установкой Toyota в Кельне .

В плане пилотского состава все также выглядит неплохо. Фернандо Алонсо сейчас на пике формы. Фелиппе Масса, похоже, вновь может считаться таким же сильным пилотом, каким был до аварии на Хунгароринге в 2009-м. У команды из Маранелло есть все составляющие для того, чтобы все-таки заполучить столь желанный титул.

№3 Fernando Фернандо Алонсо (Испания)

Фернандо Алонсо
Фернандо Алонсо

Родился: 29 июля 1981 года (31 год)
Дебют: ГП Австралии-2001
Побед: 30
Поулов: 22
Лучших кругов: 19
Очков: 1364
Титулов: 2 (2005, 2006)
В сезоне-2012: 2-е место

По словам двукратного чемпиона? в этом году машина Ferrari "в 200 раз лучше", чем была в прошлом. Вне зависимости от того, как именно Алонсо насчитал эти 200 раз, такие слова свидетельствуют, что скорость у F138 гораздо выше, чем была у творения инженеров из Маранелло в 2012 году. А ведь той машине не хватило всего трех очков до титула в личном зачете.

Если исходить из слов Алонсо, то кубок за победу в этом сезоне ему можно вручать уже прямо сейчас. Но не стоит забывать, что в 2012-м Ferrari оказалась так близка к победе не только из-за его превосходного пилотажа, но и благодаря удачно складывавшимся обстоятельствам (и погоде).

Фернандо провел в Скудерии три сезона, почти выиграл два титула. И именно из-за этого «почти» ему вряд ли нужна в этом году какая-то дополнительная мотивация, чтобы вновь блистать на трассе.

№4 Фелиппе Масса (Бразилия)

Фелипе Масса
Фелипе Масса

Родился: 25 апреля 1981 года (31 год)
Дебют: ГП Австралии-2002
Побед: 11
Поулов: 15
Лучших кругов: 14
Очков: 704
Титулов: 0 (2-й в 2008-м)
В сезоне-2012: 7-е место 

Он редко зарабатывал очки в первой половине прошлого сезона. И редко не зарабатывал во второй. Подобное возрождение по ходу чемпионата помогло ему сохранить место в команде, но он все еще близок к той грани, за которой возможно увольнение из Ferrari.

Это не самая приятная ситуация для пилота, но Массе она хорошо знакома. И есть признаки того, что ему удастся все же выбраться из нее. Результаты второй части чемпионата нельзя объяснить только тем, что F2012 стала более конкурентоспособной – ведь бразильцу удалось опередить в квалификации своего напарника в двух из трех последних гонок.

Но, несмотря на вышесказанное, последняя победа Фелиппе все еще датируется далеким Гран При Бразилии 2008 года – безвыигрышная серия явно затянулась, что не может радовать руководство Ferrari. Но ирония заключается в том, что судьбу бразильца могут решать совсем иные факторы – к примеру тот факт, что у команды из Маранелло сейчас просто нет подходящего резерва, особенно после того, как Серхио Перес перешел в McLaren.

McLaren MP4-28
McLaren MP4-28

Из всех машин 2013 года именно McLaren претерпела наибольшие изменения по сравнению с прошлым сезоном. Говорят, что ее даже можно назвать агрессивной. Так что, если у MP4-28 будет такая же убедительная скорость, как у прошлогодней модели, а изменения были сделаны в верном направлении, то McLaren вполне можно также причислять к претендентам на лидерство в чемпионате.

Есть мнение, что начало сезона у команды из Уокинга будет непростым, так как, судя по предсезонным тестам, новинка страдает от недостаточной поворачиваемости. И все же, было бы ошибкой недооценивать коллектив, чья машина была быстрейшей на одном круге как в начале, так и в конце 2012 года.

Вопрос, скорее, заключается в пилотах, а не в технике. Дженсон Баттон – первоклассный гонщик, но склонен совершенно расклеиваться, если машина настроена не так, как ему нужно. У Серхио Переса огромный потенциал, но есть сомнения относительно его скорости в квалификации и способности выступать на том уровне, которого ожидают от преемника Льюиса Хэмилтона.

Не менее принципиально для McLaren приципиально важно решить вопрос надежности. В прошлом сезоне Льюис вполне мог бы претендовать титул, но потерял больше сотни очков из–за отказов техники и ошибок команды. Это не должно повториться вновь.

№5 Дженсон Баттон (Великобритания)

Дженсон Баттон
Дженсон Баттон

Родился: 19 января 1980 года (33 года)
Дебют: ГП Австралии-2000
Побед: 15
Поулов: 8
Быстрейших кругов: 8
Очков: 999
Титулов: 1 (2009)
В сезоне-2012: 5-е место

После ухода Хэмилтона в McLaren, безусловно, будут возлагать основные надежды в борьбе за титул на Дженсона Баттона. Чемпион 2009 года - многоопытный пилот и зрелая личность, у него глубокий подход к техническим вопросам, а значит, он не был обделен поддержкой команды даже в ту пору, когда выступал вместе с многолетним протеже McLaren. Так что формальный статус первого номера не должен что-то сильно изменить в его подходе к работе.

Бывают дни, когда Баттон творит на трассе волшебство, в такие моменты никто не может сравниться с ним. Однако проблема даже не в том, что такие дни случаются нечасто: в промежутках между такими моментами Дженсон может откатываться слишком далеко назад. Подобная нестабильность не помешала ему завоевать титул в Brawn, потому что тогда в начале сезона он создал для себя огромный запас очков. Но в этом году такой фокус не пройдет.

Баттон должен полностью ощущать единение с машиной благодаря подходящим для него настройкам. Тогда в нем открываются внутренняя сила и скорость. С одной стороны, англичанин говорит, что он уверен – резина Pirelli более предсказуема в этом году, а значит, такого спада, какой был у него в середине прошлого сезона, повториться не должен. С другой стороны, по окончании тестов он говорил, что новую машину McLaren сложно понять – и это обстоятельство не предвещает ничего хорошего.

№6 Серхио Перес (Мексика)

Серхио Перес
Серхио Перес

Родился: 26 января 1990 года (23 года)
Дебют: ГП Австралии-2011
Побед: 0 (л.р. - 2-й)
Поулов: 0 (л.р. - 4-й)
Лучших кругов: 1
Очков: 80
Титулов: 0 (10-й в 2012-м)
В сезоне-2012: 10-е место

Подписав контракт с McLaren, мексиканец получил величайший шанс в своей гоночной карьере. Но сразу же после этого на него обрушилась волна критики – слишком уж рано Перес начал получать внимание, которого достойны звездные пилоты лучших команд.

Большую часть прошедшего сезона Серхио все хвалили. Он трижды побывал на подиуме, выступая за Sauber, при этом почти выиграл в Малайзии, а в Италии показал такую скорость, что о нем сразу же начали говорить как о восходящей звезде и наиболее вероятной замене для Фелиппе Массы.

Но после того, как было объявлено, что он станет преемником Хэмилтона в McLaren, его пугающая для такого молодого пилота зрелость куда-то пропала, посыпалась череда ошибок, была упущена масса возможностей, результаты в квалификации стали весьма посредственными, а его напарник по команде Камуи Кобаяши все чаще привлекал всеобщее внимание.

Истина, как всегда, где-то посередине – Перес пока еще не тот супергерой, каким его считали в начале 2012 года, но и списывать его на берег, как начали некоторые во второй части сезона, тоже рановато. Когда мексиканец начнет выступать в McLaren, имея такого напарника как Дженсон Баттон, сразу станет понятно, кто был прав – его сторонники или его оппоненты. И Серхио будет некуда спрятаться ни от тех, ни от других.

Lotus E21
Lotus E21

В 2012 году у команды Lotus дела пошли на лад. Завершив чехарду со сменой имен, оставив позади мучения с передним выхлопом, из-за которых был испорчен чемпионат-2011, в прошлом сезоне команда смогла вновь оказаться среди лидеров, а вернувшийся в паддок Кими Райкконен быстро обрел форму и даже смог принести Lotus победу.

Похоже, что тенденция продолжится и в этом году, судя по тому, что E21 во всех компонентах выглядит не слабее своей предшественницы. Машина хорошо показала себя на длинных сериях кругов и неплохо работала на разных составах резины, что, возможно, позволит Lotus решить проблемы в квалификации. Так что есть причины для оптимизма.

Плюсом также станет опыт выступлений в прошлом году – это важно и для Кими Райкконена, и для Ромена Грожана, которые, возможно, не полностью смогли реализовать потенциал E20 в начале прошлого сезона, так как оба должны были вновь адаптироваться в Формуле 1.

Эта парочка большего своего не упустит, так что команда определенно будет бороться за победы, а может быть – даже и за титул.

№7 Кими Райкконен (Финляндия)

Кими Райкконен
Кими Райкконен

Родился: 17 октября 1979 года (33 года)
Дебют: ГП Австралии-2001
Побед: 19
Поулов: 16
Лучших кругов: 37
Очков: 786
Титулов: 1 (2007)
В сезоне-2012: 3-е место

Если в начале сезона и были те, кто сомневался в форме финна после его двухлетнего отсутствия в Формуле 1, то им быстро пришлось менять свою точку зрения. Райкконен начал сезон 2012 года с очков в первых двух гонках, затем были подиумы в четвертой и пятой, после этого он провел еще несколько сильных гонок, ну а потом победа в Абу-Даби, которая многим запомнится надолго.

Теперь главный вопрос для команды из Энстоуна заключается в том, смогут ли Кими и Lotus дальше двигаться вперед вместе, или же третье место, завоеванное в прошлом году, было апогеем их сотрудничества.

Предсезонные тесты прошли не совсем гладко – в итоге только Адриан Сутиль и Жюль Бьянки преодолели меньше кругов, чем пилот Lotus. Но были и позитивные моменты. Особую зависть у соседей по пит-лейну вызвала проведенная Роменом Грожаном имитация гонки.

Та серия кругов может и намекает на растущую конкуренцию со стороны француза, но в то же время показывает, что машина может быть удивительно быстрой, что, безусловно, не может не радовать Райкконена.

№8 Ромен Грожан (Франция)

Ромен Грожан
Ромен Грожан

Родился: 17 апреля 1986 года (26 лет)
Дебют: Гран При Европы-2009 
Побед: 0 (л.р. - 2-й)
Поулов: 0 (л.р. - 2-й)
Лучших кругов: 1
Очков: 96
Титулов: 0 (8-й в 2012-м)
В сезоне-2012: 8-е место

Будет вопиющей несправедливостью базировать свое мнение о французском пилоте исключительно на основе воспоминаний о том, как его на одну гонку отстранили от выступлений за завал, устроенный в первом повороте Гран При Бельгии (тот самый, что не позволил кое-кому из Ferrari завоевать титул).

Вместо этого стоит обратить внимание на скорость, которую показал Ромен по возвращению в Формулу 1, а также на его более открытый, чем в 2009 году, настрой. Во всяком случае, именно на этом акцентируется главный конструктор Lotus Джеймс Эллисон.

В том, что Грожана быстр, никто и не сомневается. В прошлом году француз смог переиграть в квалификации своего напарника Кими Райкконена со счетом 10-9 (если не принимать во внимание штрафы). И если Lotus E21 поедет на старте этого сезона так же, как её предшественница под конец прошлого, Ромену будет по силам – а почему бы нет – побороться и за титул.

Это, конечно, шокирует даже самый ярых его болельщиков, но вот первая победа в Гран При будет вполне логичной. Грожан уже был близок к ней в Канаде в прошлом году, и мог бы победить и в Гран При Европы, если бы машина не подвела его. В любом случае, стоит внимательно следить за этим парнем.

Mercedes W04
Mercedes W04

Первые три сезона Mercedes после возвращения в Формулу 1 не оправдали надежд. Были удачные моменты, но в Штутгарте никто не скажет, что единственная победа Нико Росберга в Гран При Китая 2012 года и еще пяток подиумов – это достаточно хорошо. В этом и кроется причина такого количества перемен в наступившем сезоне.

Самая яркая перемена – это, конечно, приход в команду Льюиса Хэмилтона. Наконец-то у Mercedes будет пилот первоклассного уровня. Как бы ни был хорош Нико Росберг, со времен его выступлений в Williams с Марком Уэббером ему не пришлось иметь в напарниках действительно быстрых пилотов. И что бы ни случилось, винить пилотов в возможных неудачах этого сезона точно не стоит.

Ники Лауда также пришел в команду на пост неисполнительного директора. Предполагается, что это не самая важная позиция в совете директоров, однако австриец был ключевой фигурой в переговорах с Хэмилтоном, а также активно браконьерствовал в паддоке, пытаясь переманить в Mercedes толковых технических специалистов, что ему удалось в случае с Падди Лоу (бывшим техническим директором McLaren, который начнет работу на новой позиции в команде из Брэкли в следующем году).

Но основной технический костяк под управлением Росса Брауна и Боба Белла остался без изменений. Так что этот год станет для Mercedes суровым испытанием на прочность.

№9 Нико Росберг (Германия)

Нико Росберг
Нико Росберг

Родился: 27 июня 1985 года (27 лет)
Дебют: ГП Бахрейна-2006
Побед: 1
Поулов: 1
Лучших кругов: 4
Очков: 399.5
Титулов: 0 (7-й в 2009-м, 10-м, 11-м)
В сезоне-2012: 9-е место

Возможно, этот год станет ключевым для Нико Росберга. На данный момент так и не ясно, можно ли причислить его к списку великих пилотов и прежде ему просто не везло с машиной – или же сын чемпиона Ф1 просто хороший пилот, но не первоклассный.

В 2013-м мы наконец-то получим ответ на этот вопрос. В скорости Хэмилтона сомневаться не приходится. Если Росбергу будет по силам выступать на уровне британца или даже побить его, рейтинг Нико значительно повысится. Если же он будет уступать Льюису, то шансы на то, что он когда-либо окажется в одной из сильнейших команд Формулы 1 становятся весьма призрачными.

Хорошая новость заключается в том, что на тестах серебристая W04 была довольно быстрой, а значит, от Mercedes можно ждать сюрпризов. Но сложность для Нико состоит в том, что вне зависимости от возможностей машины задача побить Льюиса проще не становится.

№10 Льюис Хэмилтон (Великобритания)

Льюис Хэмилтон
Льюис Хэмилтон

Родился: 7 января 1985 года (28 лет)
Дебют: ГП Австралии-2007 
Побед: 21
Поулов: 26
Лучших кругов: 12
Очков: 913
Титулов: 1 (2008)
В сезоне-2012: 4-й

Несмотря на то, что переход в Mercedes придал ему новые силы, пилот, которого многие считают быстрейшим пилотом в пелотоне, не слишком позитивен в прогнозах на предстоящий сезон. Победы возможны, но в состоянии ли машина Mercedes регулярно бороться за лидирующие позиции - большой вопрос. Для этого команде по-прежнему нужен реальный прорыв.

А это означает, что в предстоящий год будет для Хэмилтона скорее испытанием на усидчивость, а не проверкой уровня его мастерства. Довольно захватывающая интрига, если вспомнить поведение британца в прошлом. Закалит ли его работа Mercedes (или, наоборот, он научит их работать) или же его энтузиазм быстро сойдет на нет, станет понятно довольно быстро. Однако хотя с того момента, как Льюис выиграл титул, прошло уже пять лет, шансов на то, что ему вновь удастся сделать это в 2013 году, немного.

Еще одна интрига – это его противостояние с Росбергом. Хотя Нико удавалось на протяжении трех лет переигрывать Михаэля Шумахера, оценить его реальный потенциал все еще сложно. Разобьет ли Хэмилтон немца в пух и прах, как многие предсказывают? Или станет для Росберга тем, на чьем фоне тот наконец-то получит безоговорочное признание?

Sauber C32
Sauber C32

Несмотря на то, что в прошлом году у Sauber было много приятных моментов – три подиума у Переса и еще один, в Японии, у Кобаяши – все же команда не смогла добиться той стабильности, на которую рассчитывала.

Практически на всех трассах машина выглядела конкурентоспособной, но все же швейцарцам было сложно попасть в настройки так, чтобы удачно выступить и в квалификации, и в гонке.

В этом году у них полностью новый пилотский состав, в который входит Нико Хюлькенберг, имеющий очень высокий рейтинг. Команда надеется, что сможет сделать хороший шаг вперед и максимально приблизиться к лидерам.

В Sauber не собираются останавливаться на достигнутом. Для улучшения аэродинамики на их машине используются невероятно узкие боковые понтоны. А в прошлом году они лучше всех смогли разобраться в том, как эффективно использовать выхлопную систему.

Пожалуй, рано говорить о регулярных победах, но команда из Хинвила, безусловно, надеется, что в 2013 году она подойдет максимально близка к борьбе за первую ступень пьедестала.

№11 Нико Хюлькнеберг (Германия)

Нико Хюлькенберг
Нико Хюлькенберг

Родился: 19 августа 1987 года (25 лет)
Дебют: ГП Бахрейна-2010
Побед: 0 (л.р. - 4-й)
Поулов: 1
Лучших кругов: 1
Очков: 85
Титулов: 0 (11-й в 2012-м)
В сезоне-2012: 11-е место

Когда Нико Хюлькенберг объявил о своем переходе из Force India в Sauber, общая реакция была «Зачем?». Казалось бы, как одна, так и другая команда навечно застряли в статусе середняков Формулы 1.

Но немец смотрит на вещи более глобально – он помнит примеры других выходцев из Sauber – Хайнца-Харальда Френцена, Райкконена, Переса. Также вполне возможно, что на его решение повлияли технические связи швейцарцев с Ferrari.

Нет сомнений, что у Хюлькенберга есть потенциал, чтобы стать чемпионом. Об этом говорит его феноменальный поул в Интерлагосе за рулем Williams, об этом же свидетельствует его великолепный пилотаж в прошлогоднем Гран При Бразилии, который мог бы принести ему победу,если бы не суровое наказание в виде проезда по пит-лейну.

Не стоит ожидать от Sauber регулярных подиумов, которые доставались в прошлом году Пересу. Как показали зимние тесты, команда не входит в пятерку лучших, так что даже для того, чтобы регулярно попадать в десятку, потребуется масса усилий. Но если Нико сможет добиваться таких результатов, будьте уверены – в Маранелло обратят на это внимание.

В этом году его напарником будет Эстебан Гутьеррес, но ждать он него серьезного сопротивления Хюлькенбергу стоит едва ли.

№12 Эстебан Гутьеррес (Мексика)

Эстебан Гутьеррес
Эстебан Гутьеррес

Родился: 5 августа 1991 года (21 год)
Дебют: ГП Австралии-2013
Побед: -
Поулов: -
Лучших кругов: -
Очков: -
Титулов: -
В сезоне-2012: -

Гутьеррес будет самым молодым пилотом в сезоне 2013 года, а также одним из пяти новичков, дебютирующих в чемпионате. Судя по предшествующей гоночной карьере мексиканца, он может выстрелить и в Формуле 1 – Эстебан выиграл европейскую Формулу BMW в 2008-м, затем серию GP3 в 2010-м, потом провел два успешных сезона в GP2. В прошлом году у него было три победы и семь подиумов, что в итоге позволило ему стать третьим в общем зачете.

Будет ли мексиканец столь же успешен в Больших Призах, как был в младших сериях? Его, как и других новичков, обязательно будут сравнивать с Серхио Пересом, который, выступая за Sauber в 2012 году, трижды поднялся на подиум, а затем подписал контракт с McLaren. Гутьерресу предстоит помочь Sauber отстоять шестое место в кубке конструкторов, а в напарниках у него будет Нико Хюлькенберг, который в прошлом сезоне вчистую переиграл Пола ди Ресту, так что соответствовать ему будет непросто.

Эстебан правильно принялся за дело. На тестах он намотал самый большой километраж среди всех пилотов, а также отметил, что ценит возможность поучиться у Хюлькенберга и что в Мельбурне скорее настроен на то, чтобы обрести уверенность в себе, а не на то, чтобы строить из себя звезду.

Некоторые в ответ намекнули ему, что с таким подходом существует возможность, что тебя попросту не заметят – но с учетом поддержки Telmex мексиканец может себе позволить, в отличие от некоторых, не пороть горячку, а осваиваться в Ф1 постепенно.

Force India VJM04
Force India VJM04

Команда, когда-то очень давно носившая имя Jordan, приучала нас к тому, что умеет регулярно добиваться большего, чем планировала. Частично это обусловлено практичным сотрудничеством с McLaren и Mercedes, частично тем, что они всегда подбирают себе сильную пару пилотов. В последние три сезона команда финишировала в Кубке конструкторов седьмой, шестой, затем еще раз седьмой. Они почти смогли переиграть соперников в финальной гонке прошлого сезона, что дает им хорошие шансы в этом году.

С точки зрения пилотского состава они, конечно, много потеряли с переходом Хюлькенберга в Sauber. Тем не менее Про ди Реста и Адриан Сутиль достаточно сильны, чтобы набрать достаточно очков и вновь заполучить шестое место по итогам чемпионата.

Техническое руководство Force India осуществляет Эндрю Грин, начавшей сотрудничество с командой из Сильверстоуна еще в 1991 году. Он доказал, что может отлично работать с машиной, обеспечив своим пилотам в конце прошлого сезона боеспособную технику, несмотря на то, что ее развитие было остановлено задолго до окончания чемпионата.

В принципе, никто не ожидает, что Force India сможет оказаться выше шестой или седьмой позиции в общем зачете. Тем не менее, они наверняка будут стабильно набирать очки, а также при всяком удобном случае наступать на пятки своим более крупным конкурентам.

№14 Пол ди Реста (Великобритания)

Пол ди Реста
Пол ди Реста

Родился: 16 апреля 1986 года (26 лет)
Дебют: Гран При Австралии-2011
Побед: 0 (л.р. - 4-й)
Поулов: 0 (л.р. - 6-й)
Лучших кругов: 0
Очков: 73
Титулов: 0 (13-й в 2011-м)
В сезоне-2012: 14-е место

В 2012 году нам часто приходилось наблюдать, как две Force India борются бок о бок, пробираясь через середину пелотона. И всякий раз при ответе на вопрос, кого – кроме пилотов топ-команд – можно отнести к разряду восходящих звезд, звучали имена Пола ди Ресты и Нико Хюлькенберга. В сезон переходов, как только заходил разговор о возможных кандидатах на вакантные места в больших командах, все упоминали именно шотландца.

Но вот начинается новый сезон и проведет его Пол, как и два предыдущих, в Force India. Из его сверстников Перес уже отправился на повышение в McLaren, а Хюлькенберг – хотя его переход в Sauber вряд ли можно считать серьезным прорывом – по мнению многих просто-таки обречен стать новой звездой Формулы 1.

Но попробуйте сказать ди Ресте, что он упустил свой шанс – и ответ будет довольно резким. Гонщик доходчиво объяснит вам, что период, когда Хюлькенберг опережал его, срывая аплодисменты, был недолгим, к тому же, объяснялся он, прежде всего, проблемами с шасси, а не реальной расстановкой сил внутри команды на протяжении всего сезона. Но чтобы доказать правоту таких слов, в этом году Полу необходимо провести свой лучший сезон в Формуле 1.

№15 Адриан Сутиль (Германия)

Адриан Сутиль
Адриан Сутиль

Родился: 11 января 1983 года (30 лет)
Дебют: ГП Австралии=2007
Побед: 0 (л.р. - 4-й)
Поулов: 0 (л.р. - 2-й)
Лучших кругов: 1
Очков: 95
Титулов: 0 (9-й в 2011-м)
В сезоне-2012: -

В Формуле 1 редко кому выпадает второй шанс, но у Сутиля есть прекрасная возможность доказать, что в конце 2011 года он незаслуженно потерял место в пелотоне.

Решение Force India вернуться к тому же составу пилотов, который был у них два года назад, выглядит несколько консервативно. Но, с другой стороны, Сутиль смог оказаться выгодным приобретением в коммерческом плане, а также он вполне способен на то, чтобы регулярно приносить команде необходимые для борьбы с соперниками очки. Да, он выступает не слишком ярко, но и это в полной мере подходит команде, стабильно занимающей место в середине пелотона.

Свой последний сезон в Формуле 1 немец закончил впереди напарника Пола ди Ресты, но на тот момент этого оказалось недостаточно, чтобы сохранить место в команде. Он постарается начать свой второй подход на высокой ноте, чтобы оставаться в Формуле 1 как можно дольше.

Williams FW35
Williams FW35

В 2012 году Williams удалось вновь ощутить порядком подзабытый вкус победы. Но команда откровенно признавала, что в прошлом сезоне не единожды упускала шанс еще более пополнить коллекцию призовых кубков.

Из-за периодических чудачеств со стороны Пастора Мальдонадо, а также из-за того, что команда избрала неверное направление при доработках аэродинамики, Williams в итоге закончила чемпионат на незавидном восьмом месте в общем зачете.

В Гроуве уверены, что могут быть сильнее, и есть ощущение, что за зиму команда сделала шаг в правильном направлении.

Чави Пухолар занял роль главного гоночного инженера. Пастор Мальдонадо, вероятно, все-таки усвоил уроки прошлого года. Это должно помочь Williams неплохо показать себя в этом году. Также определенные надежды есть на присоединившегося к команде Валттери Боттаса – и в плане результатов, и в плане здоровой конкуренции с напарником.

Williams, без сомнения, потребуется некая доля везения, чтобы вновь бороться с топ-командами за подиумы – тем не менее, коллектив находится в гораздо более здоровом состоянии, чем еще пару лет назад.

№16 Пастор Мальдонадо (Венесуэла)

Пастор Мальдонадо
Пастор Мальдонадо

Родился: 9 марта 1985 года (28 лет)
Дебют: ГП Австралии-2011 
Побед: 1
Поулов: 1
Лучших кругов: 0
Очков: 46
Титулов: 0 (15-й в 2012-м)
В сезоне-2012: 15-е место

В сезоне 2012 года у Мальдонадо было раздвоение личности – в определенные моменты он блистал, но временами он творил что-то ужасное. Победа в Барселоне была великолепной, но затем последовали шесть гонок без очков и столкновение с Пересом в Сильверстоуне – и тут уже эпитеты в отношении Пастора звучали гораздо менее лестные. Он как никто способен вытянуть совершенно безнадежную ситуацию, но он же может угробить самые верные шансы на успех.

Но, несмотря на все эти метания, несмотря на ошибки, Мальдонадо по-прежнему остается невероятно талантливым пилотом, так что он спокойно смог выиграть внутрикомандную борьбу у своего напарника Бруно Сенны.

В этом году – с приходом в Williams Валттери Боттаса – переиграть товарища по команде Пастору будет далеко не так просто, так что интересно, как он покажет себя в новых обстоятельствах. Возможно, появление финна окажется на руку венесуэльцу, так как ему не придется в одиночку зарабатывать очки для коллектива из Гроува. Но очевидно, что Мальдонадо требуется больше стабильности – и больше очков, так что есть определенная интрига в том, как он проявит себя в соперничестве в Боттасом.

№17 Валттери Боттас (Финляндия)

Валттери Боттас
Валттери Боттас

Родился: 29 августа 1989 года (23 года)
Дебют: ГП Австралии-2013
Побед: -
Поулов: -
Лучших кругов: -
Очков: -
Титулов: -
В сезоне-2012: -

Некоторые пилоты могут реально раскрыть свой талант, только оказавшись в Формуле 1. Давно есть ощущение, что недостаточно мощная техника, которая доставалась Боттасу в юниорских сериях, не в полной мере позволяла финну проявить себя, хотя ему и удалось выиграть титул в GP3. Возможно, машина Формулы 1 наконец-то даст ему все шансы раскрыться.

В Williams безоговорочно верят в молодого пилота. У Валттери за плечами богатый опыт выступлений в пятничных тренировках, что дает ему ощутимое преимущество над остальными новичками сезона. Так же важно, что у него уже полностью выстроены отношения с командой. Боттас понимает, что ему нужно последовательно подходить к своей карьере в Формуле 1, и знает, что в дебютном сезоне в равной мере опасно быть чересчур активным или слишком незаметным.

В Williams у финна есть прекрасная возможность учиться, периодически проявлять себя, но, в тоже время, не завышать планку ожиданий. В любом случае, многие уже готовы поставить на Валттери, как на пилота с большим будущим.

Toro Rosso STR8
Toro Rosso STR8

Бывает так, что боссы команд вынужденно ставят завышенные цели для своих гоночных коллективов, а позже благополучно о них забывают. Но когда во время презентации новой машины Toro Rosso обычно консервативный руководитель команды Франц Тост заявил о притязаниях на высокое шестое место в Кубке конструкторов, многие из присутствовавших были изрядно удивлены.

Последние несколько лет были настоящим испытанием для итальянской команды. После использования в течение нескольких лет производственных мощностей "старшего брата" - коллектива Red Bull Racing - команда была вынуждена перейти на "собственные рельсы" и стать полноценным конструктором на базе славной Minardi. Последний раз Toro Rosso финишировала в чемпионате шестой в 2008 году, совместив удачные разработки RBR и мастерство молодого и эксцентричного Себастьяна Феттеля. Сегодня команда замахнулась повторить результат пятилетней давности, используя лишь собственные ресурсы.

В лице Джеймса Ки Toro Rosso обрела блестящего технического директора. В прошлом британцу удалось вывести Sauber в твердые середняки после ухода из Больших Призов компании BMW. На этот раз Джеймс попытается повторить этот фокус с новой командой.

Шестое место в Кубке конструкторов - весьма амбициозная, но вполне реальная цель. Даниэлю Риккардо удалось сильно провести концовку прошлого сезона, а Жана-Эрика Верня еще явно не показал всего, на что способен. Так что регулярные финиши гонщиков итальянской команды в первой десятке выглядят весьма реально.

№18 Жан-Эрик Вернь (Франция)

Жан-Эрик Вернь
Жан-Эрик Вернь

Родился: 25 апреля 1990 года (22 года)
Дебют: Гран При Австралии-2012
Побед: 0 (л.р. - 8-й)
Поулов: 0 (л.р. - 11-й)
Лучшие круги: 0
Очки: 16
Титулы: 0 (17-й в 20012-м)
В сезоне-2012: 17-е место

После установки свежего пакета обновлений на машину Жана-Эрика Верня перед финальной серией зимних тестов в Барселоне результаты француза заметно улучшились. В этом году перед ним стоит задача регулярно бороться за очки, но и прессинг значительно возрастет.

В прошлом году Жан-Эрик был новичком, и все понимали, что ему необходимо время, чтобы освоиться в Формуле 1. В нынешнем сезоне его достижения будут полноценно сравнивать с результатами Риккардо.

К тому же, один из двух нынешних гонщиков STR в следующем сезоне вполне может оказаться в кокпите машины Red Bull Racing – или вовсе выпасть из обоймы Формулы 1, учитывая, что молодой и очень талантливый Антиниу Феликс да Кошта вовсю стучится в двери Больших Призов.

В прошлом году Вернь показал, что его сильной чертой является выступление по воскресеньям (он набрал даже больше очков, чем его напарник), при этом явной "ахиллесовой пятой" француза можно назвать субботние результаты. Если Жан-Эрик хочет и в нынешнем сезоне оказаться выше Риккардо в личном зачете, с квалификациями ему придется с этим что-то делать.

№19 Даниэль Риккардо (Австралия)

Даниэль Риккардо
Даниэль Риккардо

Родился: 1 июля 1989 года (23 года)
Дебют: Гран При Великобритании-2011
Побед: 0 (л.р. - 9-й)
Поулов: 0 (л.р. - 6-й)
Лучшие круги: 0
Очки: 10
Титулы: 0 (18-й в 20012-м)
В сезоне-2012: 18-е место

В нынешнем сезоне - втором полном для Даниэля в Формуле 1 - австралиец, по его собственным словам, не имеет права просто повторить свой прошлогодний результат. В этом году Риккардо нацелен на оглушительное выступление.

Так вышло, что по отношению к Даниэлю невольно создались предпосылки политики "кнута и пряника" - выступи он успешно, и путь в Red Bull Racing открыт, ошибись, и можно вовсе распрощаться с Формулой 1. Такой потенциальный сценарий может поспособствовать возникновению одного из самых ярких внутрикомандных противостояний в этом году.

В прошлом сезоне австралиец в одну калитку обыграл напарника в квалификациях со счетом 16:4, но проиграл французу шесть очков и одно место в личном зачете чемпионата. Итог противостояния этих гонщиков в 2013 году наверняка скажется на будущей карьере обоих.

Caterham CT02
Caterham CT02

Команды-новички, быть может, формально уже и не являются таковыми в Формуле 1, но абсолютно ясно, что они по-прежнему отстают на целый шаг от всех остальных участников Кубка конструкторов.

Есть ощущение, что в новом сезоне в Caterham решили начать все с нуля - в прошлом году они переехала на новую базу в Лифилде, к тому же, в команде новый руководитель - Сирил Абитбуль - и два новых молодых гонщика - француз Шарль Пик и голландец Гидо ван дер Гарде.

По первым впечатлениям от новой машины не похоже, чтобы команда сделала большой шаг вперед. Но Caterham работает с прицелом на будущее и пока сосредоточилась на изменениях в инфраструктуре.

К началу европейской части сезона готовится серьезный пакет обновлений, которий, как надеются в команде, позволит подтянуться к середнякам пелотона. Если этот план сработает, и пилоты станут регулярно проходить во вторую часть квалификации, это может дать Caterham новый толчок к развитию.

№20 Шарль Пик (Франция)

Шарль Пик
Шарль Пик

Родился: 15 февраля 1990 года (23 года)
Дебют: Гран При Австралии-2011
Побед: 0 (л.р. - 12-й)
Поулов: 0 (л.р. - 19-й)
Лучшие круги: 0
Очки: 0
Титулы: 0 (21-й в 20012-м)
В сезоне-2012: 21-е место

Переход Шарля Пика из Marussia в Caterham, третий год выступающую в Больших Призах, можно было бы назвать шагом вперед, если бы он не последовал сразу за изменением баланса сил соперников.

В то время как Caterham только встает на ноги, осваивая новые технические средства и изменяя структуру управления, в бывшей команде Пика - Marussia - эти "болезни роста" уже остались позади. Если взглянуть результаты предсезонных тестов, то кажется весьма вероятным что в этом году Шарлю предстоит пытаться догнать машину, кокпит которой он покинул совсем недавно.

И хотя подняться в Формулу 1 французу помогли спонсоры, даже в скромной Marussia Шарль смог доказать, что достоин места боевого пилота команды. Тимо Глок был недосягаем, но в сравнении с ним француз выглядел явно более предпочтительно, чем Жером д'Амброзио и Лукас ди Грасси до этого.

На нынешний сезон кандидатуру Шарля Пика рассматривали и в командах из середины пелотона, и, опять же, несмотря на имеющуюся финансовую поддержку, есть полная уверенность, что и талантом парень не обделен.

№21 Гидо ван дер Гарде (Голландия)

Гидо ван дер Гарде
Гидо ван дер Гарде

Родился: 25 апреля 1985 года (27 лет)
Дебют: ГП Австралии-2013
Побед: -
Поулов: -
Лучших кругов: -
Очков: -
Титулов: -
В сезоне-2012: -

В этом сезоне немолодой для новичка Формулы 1 Гидо ван дер Гарде (ему уже 27 лет) будет защищать цвета команды, которая, судя по предсезонным тестам, имеет все шансы замкнуть пелотон.

Резюме голландца содержит одно светлое пятно - титул чемпиона 2008 года в Формуле Renault 3.5 - в остальном результаты его все больше непримечательные. Одна победа в гонке за три года участия в Евросерии Формулы 3 и лучший результат в виде пятого места в итоговом протоколе за четыре года выступлений в серии GP2 наводят на мысль о том, что верхушки своего потенциала в Больших Призах Гидо может достигнуть очень быстро.

А если учесть также, что нынешний напарник голландца по команде - Шарль Пик - уже финишировал выше Гидо по ходу чемпионата (это было в 2010 году, когда они вместе выступали за команду Addax в серии GP2), напрашивается вывод, что дебютанту предстоит очень непростой сезон.

Но по ходу карьеры ван дер Гарде не раз демонстрировал выдержку и решительность, раз за разом показывая, что никаким трудностям его не сломить.

Marussia MR02
Marussia MR02

Команда Marussia, делавшая свои первые шаги в Формуле 1 под вывеской Virgin, обладает самым скромным бюджетом во всем пелотоне. Однако после трех тяжелых лет, венцом которым стала потеря командой десятой строчки в Кубке конструкторов в финишном створе прошлого сезона, у коллектива из Банбери наметились перемены к лучшему.

Это не означает, что команда вдруг начнет бороться в середине пелотона или отбирать у лидеров очки, но под техническим руководством "амнистированного" Пэта Симондса намеки на определенный прогресс все-таки есть.

Первостепенная задача – опередить Caterham. В прошлом году "зелено-желтые" на протяжении всего чемпионата были чуть выше "красно-черных", но зимние тесты показали, что в этом году картина может измениться.

Ни одна команда в пелотоне не сделала в межсезонье такого решительного шага вперед в плане скорости машин, как Marussia. На тестах в Барселоне Жюль Бьянки снял с прошлогоднего квалификационного результата Тимо Глока почти 3,5 секунды. Одним из ключевых улучшений можно назвать разработанную в Williams систему рекуперации кинетической энергии (KERS), которую с этого сезона будет использовать российская команда. В прошлом году из двух претендентов на попадание в первую десятку Кубка конструкторов такой системой могла похвастаться только Caterham.

Вынужденное расставание с Луисом Разией перед самым началом сезона стало финансовым ударом по Marussia, но нет худа без добра - в лице Жюля Бьянки коллектив обрел более сильного пилота.

№22 Жюль Бьянки (Франция)

Жюль Бьянки
Жюль Бьянки

Родился: 3 августа 1989 года (23 года)
Дебют: ГП Австралии-2013
Побед: -
Поулов: -
Лучших кругов: -
Очков: -
Титулов: -
В сезоне-2012: -

Предсезонный процесс подготовки француза трудно назвать спокойным и размеренным. Жюль начал зиму с тестов в составе Force India, даже не зная, сможет ли получить место призового гонщика команды. Не смог - проиграл Адриану Сутилю, причем в компонентах, не относящихся напрямую к гонкам.

Подписание контракта с командой, вынужденной бороться в конце пелотона, как ни странно, может положительно отразиться на карьере Бьянки в долгосрочной перспективе. Если в преддверии выбора пилотов на сезон-2014 Ferrari и, возможно, та же Force India обратят внимание на француза, нынешний год, проведенный хоть и не в свете софитов, зато в полноценном кокпите машины Формулы 1, добавит Бьянки шансов на повышение в статусе. К тому же, участие молодого француза в чемпионате подогреет интерес к борьбе в конце пелотона.

№23 Макс Чилтон (Великобритания)

Макс Чилтон
Макс Чилтон

Родился: 21 апреля 1991 года (21 год)
Дебют: ГП Австралии-2013
Побед: -
Поулов: -
Лучших кругов: -
Очков: -
Титулов: -
В сезоне-2012: -

После увольнения Луиса Разии и подписания контракта с Жюлем Бьянки перспективы Макса Чилтона, чуть более чем за месяц сменившего трех напарников, стали менее радужными.

Против опыта Тимо Глока у молодого британца не было бы шансов, и на протяжении сезона ему пришлось бы тихо и спокойно учиться у напарника. Противостояние с Луисом Разией грозило стать более серьезным. Что касается Жюля Бьянки, это одновременно и новичок, и более подготовленный, чем британец, пилот.

Дополнительные дни работы Макса на предсезонных тестах - ничто по сравнению с тысячами километров, накрученными французом по пятницам, что уж говорить о том опыте Формулы 1, который Жюль получил, будучи тест-пилотом Ferrari и Force India.

До прошлого года, когда Макс Чилтон совершил прорыв в серии GP2, обнажив свой гоночный потенциал, британец не рассматривался в качестве претендента на место в кокпите боевой машины Формулы 1. Юношескую гоночную карьеру Макса нельзя назвать обычной - из серии T-Cars он сразу перешел в Британскую Формулу 3, по пути появившись за рулем прототипа категории LMP1. Времени на формирование собственного стиля у него практически не было. Так что в этом сезоне Максу придется тщательно шлифовать свое мастерство, ну а скорость у него есть.

*Для каждой команды указано место, занятое в 2012 году (над фото машины справа), а также дебютный Гран При, количество побед, поулов и лучших кругов (под фото)

<<<Над материалами работали Эд Стро, Джонатан Нобл, Глен Фриман, Сэм Тремейн, Кевин Тёрнер, Джейми О'Лири, Пабло Элизальде и Мэтт Бир>>>

  • Поделиться: