Гран При Австралии: Обзор гонки от Марка Хьюза
Те, кто предрекал безоговорочную победу Red Bull Racing в первой гонке сезона, допустили серьезную ошибку. Гран При Австралии в этот раз убедительно выиграл великолепный Кими Райкконен на машине Lotus. Марк Хьюз анализирует события в Альберт-парке
Каждый из тройки пилотов, разглядывавших с подиума Мельбурне воодушевленных болельщиков, оккупировавших трассу под пьедесталом и подбадривающих своих кумиров приветственными криками, провел гонку в классическом для себя стиле, который прекрасно иллюстрирует его характер.
Победитель этапа, Кими Райкконен, с хирургической точностью и при полном отсутствии эмоций вел к финишу свою машину, которая единственная в эти выходные не страдала от повышенного износа резины, подпортившего уик-энд всем остальным.
На старте он был спокоен и собран, затем быстро прошел Льюиса Хэмилтона из Mercedes, обеспечивая себе оперативный простор, после чего просто ждал, когда все остальные поедут в боксы, в то время как он один будет оставаться на трассе. В принципе, большего и не требовалось, финн поддерживал нужный темп, периодически показывая лучшее время круга, но, в целом, давал возможность событиям развиваться своим чередом.
Фернандо Алонсо, неутомимый боец, демонстрировал коварство, сообразительность и жесткость одновременно. Он понимал, что в отличие от Lotus его Ferrari не позволит реализовать тактику двух пит-стопов. Поэтому испанец использовал хитрый, но опасный маневр, который позволил ему пройти как неуступчивого товарища по команде, так и Себастьяна Феттеля. Он сам выбрал момент для второго заезда в боксы, а затем смог реализовать рискованную задумку, благодаря чему вышел из, казалось бы, безвыходной для себя ситуации.
Испанец спокойно отбил яростные атаки Хэмилтона и даже предпринял было попытку догнать Райкконена, но быстро разрушающаяся резина ему этого не позволила. Так что в итоге он был вынужден перестать форсировать ситуацию, следуя примеру своего финского соперника.
Реактивный трехкратный чемпион, Себастьян Феттель, который утром того же дня продемонстрировал свои лучшие качества в квалификации, уверенного ринулся в бой со своего первого места на стартовом поле и начал быстро уходит в отрыв. Но уже на втором круге соперники начали сокращать отставание, а затем и вовсе сели ему на хвост. Машина Red Bull обходилась с резиной даже жестче, чем обе Ferrari, настройки прижимной силы требовали от шин Pirelli большего, чем те могли дать при таких условиях.
Каждый раз, переходя на новый комплект, на какое-то время немец опять становился невероятно быстрым, но затем резина брала свое, диктуя Себастьяну собственный ритм и пренебрегая его стремлением ехать быстрее. Но даже несмотря на неудачный день, Феттель поднялся на подиум.
Сочетание различных тактических схем – с двумя и тремя остановками в боксах – привело в итоге к тому, что за первые 20 кругов в лидерах побывали шесть пилотов. Для обывателя это, возможно, смотрелось захватывающе и непредсказуемо, но на самом деле ситуация весьма прозаично объяснялась агрессивным выбором составов резины со стороны Pirelli – в Австралию они привезли составы SuperSoft и Medium.
На сверхмягкой резине можно было продержаться всего несколько кругов, так как она очень чутко реагировала на неровную поверхность трассы, проложенной по парковым дорожкам, высокие боковые перегрузки во втором секторе и постоянные разгоны и торможения в остальных местах круга. Более жесткий состав держался лучше, но также был весьма ощутимо подвержен гранулированию.
Именно по этой причине Адриан Сутиль, стартовавший из-за пределов первой десятки, смог прекрасно начать гонку на свежем комплекте Medium и провести длинный первый отрезок, при этом поддерживая хороший темп, который позволил ему возглавить гонку – настолько мало кругов смогли пройти стартовавшие перед ним на SuperSoft лидеры до своего первого пит-стопа.
Подобную схему также прекрасно мог реализовать Нико Хюлькенберг, который квалифицировался на 11-м месте, а потому был первым из тех, кто имел возможность выбирать, на каких шинах стартовать. Для немца это был прекрасный шанс сильно начать свои выступления за Sauber – ведь все пилоты, расположившиеся на стартовом поле перед ним, были на «неправильной» резине.
Поэтому легко понять бурные эмоции Нико, когда он узнал, что возникшую неисправность топливной системы не успеют устранить до начала гонки, из-за чего он не сможет даже выйти на старт. После этого в самом выгодном положении оказался как раз расположившийся на 12-м месте Сутиль.
Хюлькенберг был не единственным, кто столкнулся с проблемами еще до старта. Марк Уэббер, который в 12-й раз пытался выиграть на домашнем автодроме и стартовал с первого ряда стартового поля, вдруг обнаружил по пути из боксов на решетку, что у него нет ни телеметрии, ни KERS. Причиной этому стал сбой в работе электронного блока управления.
Команда судорожно пыталась решить проблему, но безуспешно. Марк понимал, что на старте его будут обгонять. Так и произошло – с той же скорость, с какой одна машина Red Bull под управлением Феттеля уходила в отрыв, вторая откатывалась назад, оказавшись седьмой уже к первому повороту.
Оба пилота Ferrari смогли выстрелить со старта. В особенности Алонсо. Фелипе Масса немедленно поравнялся с Mercedes Льюиса Хэмилтона, Фернандо собирался прорваться между ними, но увидев, как дуэлянты стремительно сближаются, решил не идти на риск.
Масса уже был вторым. Хэмилтон прошел первый поворот третьим, но, пытаясь заблокировать внутреннюю траекторию в третьем повороте, чтобы не пропустить Алонсо, оказался снаружи во второй части "эски", где пилот Ferrari смог протиснуться мимо него. Таким же образом Райкконен, проигравший пятую позицию Нико Росбергу в первом повороте, смог вновь обойти Mercedes немца в связке третьего и четвертого поворотов.
На первом же круге Феттель смог уехать от гонщиков Ferrari на две секунды, и уже казалось, что все будет развиваться по знакомому сценарию. Но уже на втором круге соперники догнали его. То преимущество, которое машины Red Bull имели в квалификации, стало вдруг не таким очевидным. Когда парни Кристиана Хорнера занимают первый ряд, их главная задача заключается в том, чтобы выжать максимум на первом круге – и в вопросе топлива, и в вопросе давления в шинах.
Если создать более высокое давление, то резина начинают работать максимально быстро. Но по мере того, как на последующих кругах растет температура, шины оказывается под воздействием уже чрезмерного давления. В этот раз вышло так, что Феттель смог создать на SuperSoft отрыв уже на первом круге, но весь он быстро сошел на нет из-за феноменального быстрого гранулирования резины, а давление в них стало уже избыточным. Впрочем, обогнать Себастьяна преследующий его Масса был не в состоянии даже при помощи DRS.
В Lotus выбрали настройки с более растянутыми, чем у Mercedes Хэмилтона, передачами. Именно поэтому на втором круге на подходе к четвертому повороту Райкконен догонял Льюиса, а потом был уже в опасной близости от него на длинном скоростном изгибе от "эски" Clark до быстрой связки 11 и 12 поворотов.
Льюис сопротивлялся, но не мог противиться неизбежному – в итоге Кими обошел его по внешней стороне на входе в Ascari (13-ый поворот): пилоту Lotus лучше удался выход из 12-го, а британец занял не самую лучшую траекторию, так как вынужден был обороняться. Таким образом, Райкконен оказался в нескольких секундах позади Алонсо и немедленно стал сокращать отставание. Ferrari более бережно обходилась с шинами, чем Red Bull, но машины Lotus в этом плане превосходили и тех, и других.
Из-за прохладной погоды и низкой температуры предложенные Pirelli составы SuperSoft и Medium были особенно подвержены износу, так что у всех, кроме Lotus, передние шины начали буквально разваливаться. В медленных поворотах из-за этого возникала недостаточная поворачиваемость, резина более-менее схватывала только к апексу, но при этом тут же появлялась избыточная поворачиваемость.
А еще через несколько кругов поплыла уже и задняя резина, и вот тут время стало играть против пилотов. Однако инженерам Lotus удалось найти верный баланс и их мягкая подвеска прекрасно работала с резиной. В то время, как все остальные прыгали с кочки на кочку по неровной трассе Альберт-парка, машины из Энстоуна ехали плавно, как лимузин.
Технический директор Lotus Джеймс Эллисон объяснял это так: «При точном попадании в "окно" оптимальных параметров эти шины позволяют ехать очень быстро. В этом году резина даже более восприимчивы к различным настройкам, чем прежде, а наша машина может аккуратно обращаться с ней за счет подвески. Кими прекрасно чувствует, что надо делать в такой ситуации. Он буквально излучал уверенность еще до начала гонки».
Пройдя четыре круга на SuperSoft в квалификации, Дженсон Баттон из McLaren прекрасно осознавал, что не сможет долго продержаться на этом комплекте резины в гонке. Он прилично стартовал благодаря высокому давлению в шинах, но вскоре вынужден был отправиться в боксы.
«Мы думали, я смогу проехать только два круга, - сказал потом англичанин, пытаясь за улыбкой скрыть досаду, - в итоге мне удалось пройти четыре. Но к тому моменту, как я поехал на пит-лейн, от передних шин уже отваливались куски резины».
Уэббер в этот момент тщетно пытался пройти Mercedes, мучаясь из-за отсутствия KERS. На пятом круге его зазвали в боксы за комплектом Medium, но машина свалилась с переднего домкрата, из-за чего было потеряно много времени, и Марк вернулся на трассу позади Баттона, что еще более усугубило его ситуацию. Параллельно австралиец продолжал получать указания, на какие кнопки нажать, чтобы перезагрузить электронику и вернуть себе KERS и телеметрию.
К седьмому круге, когда Феттель также поехал на пит-стоп, Масса уже был почти бок о бок с Red Bull, на него самого наседал Алонсо, а их обоих быстро догонял Райкконен. До этого Фернандо удалось поравняться с Фелипе, но бразилец не сдался. Будучи впереди, он получил тактическое преимущество и первым поехал в боксы на восьмом круге, следом свои пит-стопы провели Алонсо и Райкконен.
Так две машины Mercedes – Хэмилтона и Росберга – оказались на первой и второй позициях. После того, как они провели на трассе еще четыре круга, стало понятно, что оба собираются пойти на два пит-стопа. Резина у них держалась лучше, чем у других, благодаря похожему на Lotus балансу и поведению на трассе.
Райкконена команда зазвала в боксы на десятом круге, что довольно рано для тактики двух пит-стопов. Это позволило оставить соперников в неведении относительно истинных намерений. Но машина Lotus настолько бережно работала с резиной, что команда могла позволить себе роскошь рано совершить первую остановку, а на оставшейся части гонки провести еще лишь один пит-стоп.
Пилоты Mercedes поехали в боксы на 13-м и 14-м кругах, а в лидеры тем временем вышел Адриан Сутиль. Темп соперников на SuperSoft был не очень высок, что позволяло ему держаться рядом, а шасси Force India также позволяло бережно расходовать ресурс комплекта Medium, так что два пит-стопа были вполне возможны. Сам же немец демонстрировал после возвращения из «творческого отпуска» отличный пилотаж. Но все же он понимал, что его ожидает непростой последний отрезок на сверхмягком комплекте, из-за чего была вероятность потерять много позиций. Но на тот момент Сутиль был первым, а за ним шли Феттель, Масса, Алонсо и дышащий им в спину Райкконен.
На втором отрезке и Хэмилтон, и Росберг почувствовали, что на шинах Medium баланс изменился и далеко не в лучшую сторону. Недостаточная поворачиваемость становилась все ощутимее.
Стало понятно, что передняя резина не продержится столько, сколько необходимо для тактики двух пит-стопов, и тогда в срочном порядке было принято решение переходить на три, но при таком раскладе выходило, что на изношенном сверхмягком комплекте Нико и Льюис провели слишком много времени, из-за чего продолжительность всех отрезков оказывалась далека от оптимальной. Пока же они оказались довольно далеко от плотно сгруппированной первой шестерки и в шести секундах друг от друга.
Алонсо начинало надоедать, что он застрял за Массой, который, казалось, ничего не может предпринять, чтобы обогнать Феттеля – даже несмотря на то, что действующий чемпион все больше страдал от недостаточной поворачивоемости. Но Фелипе уже показал, что совершенно не собирается просто так пропускать напарника вперед. А на самого Фернандо тем временем начинал всерьез наседать Райкконен.
На 20-м круге, оставив команде ровно столько времени, сколько нужно, чтобы подготовить резину, Алонсо сообщил им о своем решении ехать на пит-стоп, надеясь как-то разрешить возникшую патовую ситуацию. В итоге ему удалось обойти и Феттеля, и Массу, который, по идее, должен был бы ехать в боксы раньше него, так как был впереди на трассе.
«Фернандо рисковал, когда решил сократить запланированный отрезок, - прокомментировал этот момент Масса бразильской прессе, - ему потом могла потребоваться четвертая остановка. Но в итоге его план сработал».
В ответ Red Bull Racing зазвала Феттеля на второй пит-стоп уже на следующем круге, а Сутиль тогда же поехал в боксы в первый раз. Force India смогла сохранить своему гонщику статус-кво, но Алонсо успел проехать мимо выезда с пит-лейна еще до возвращения Адриана на трассу. Масса оставался на старых шинах еще пару кругов, какое-то время рассматривая возможность пойти на два пит-стопа, но затем понял, что его резина так долго не протянет.
Так что Алонсо остановился как нельзя вовремя, за счет чего опередил Феттеля – это значительно повысило шансы испанца на успех. Ну а Масса может порадоваться уже тому, что на протяжении всего уик-энда не уступал по скорости своему товарищу по команде, а значит, положительная тенденция конца прошлого сезона продолжается. Феттель же вскоре после пит-стопов все-таки смог пройти Сутиля по внешней траектории в четвертом повороте.
Как выяснилось позже, это был ключевой момент, потому что Масса, застряв за Force India, упустил возможность в дальнейшем догнать Себастьяна, хотя его машина и гораздо экономнее расходовала резину, чем Red Bull. Примерно в это время начал накрапывать небольшой дождь – в основном, в районе 6-10 поворотов. На какое-то время трасса стала довольно скользкой и времена на круге выросли на пару секунд, но затем все снова высохло.
К этому моменту почти все, кто был на тактике трех пит-стопов, побывали в боксах уже дважды. Кими, который собирался останавливаться только два раза, лидировал с комфортным отрывом, опережая пару Mercedes Хэмилтона и Росберга – но оба знали, что им еще предстоит останавливаться дважды. Недалеко от них был Алонсо, уже совершивший свой второй пит-стоп. Как только пилот Ferrari подобрался достаточно близко к Росбергу, машина Нико неожиданно потеряла мощность, причиной чему стал сбой электрики. Немцу пришлось запарковаться на обочине. Он был расстроен, но далек от уныния, так как все же почувствовал, что у него есть определенные перспективы в начавшемся сезоне.
Хэмилтон начал терять сцепление, за счет чего Алонсо удалось пройти его. Хотя они вроде бы и не вели реальной борьбы за позицию, так как у англичанина впереди еще был пит-стоп, все равно, как это обычно происходит, когда эти двое оказываются на трассе рядом, зрелище вышло захватывающим. Льюис планировал как можно дольше сдерживать испанца, но в итоге пропустил его на 31-м круге, так как ему приходилось в целях обороны выбирать неоптимальную траекторию.
Пилот Ferrari смог быстрее, чем его соперник из Mercedes, выйти из 12-го поворота и занять внешнюю сторону трассы на пути к Ascari. Алонсо частично уже вышел вперед, но из-за того, что он был снаружи, Хэмилтон перетормозил, переднее колесо наткнулось на кочку и заблокировалось.
Увидев, что происходит, Фернандо решил не пытаться провести обгон на входе в поворот. Льюису удалось удержать ситуацию под контролем и правильно выйти на апекс, но так как он был внутри и на испорченной резине, то стал легкой добычей для Алонсо уже на выходе из поворота. Британец сразу же поехал в боксы за новым комплектом шин Medium и вернулся в 20 секундах позади Массы.
Райкконен отправился в боксы на 34-м круге, преодолев 25 кругов на шинах Medium. Теперь впереди у него был финальный отрезок длиной 24 круга. Финн вернулся на трассу всего в 13 секундах позади Алонсо, между ними также были Феттель, Сутиль и Масса, но всем им еще предстояло в третий раз ехать на пит-стоп. Так что ход гонка был у Кими полностью под контролем.
Из-за того, что Масса застрял за Феттелем, износ его резины был сильнее, чем у Алонсо, так что на 36-м круге Фелипе был вынужден отправится в боксы на свою последнюю остановку. Red Bull Racing зазвали Себастьяна кругом спустя, и он смог вернуться впереди бразильца. Фернандо поехал в боксы на 39 круге. Сутиль на 46-м круге переобулся в недолговечный SuperSoft, вернувшись позади Массы. Райкконен опережал Алонсо на 7 секунд.
В течение пары кругов Фернандо удавалось значительно сокращать отрыв, но вскоре он понял, что шины вновь начали разрушаться. Резкое торможение при попытке обогнать кругового Шарля Пика на Caterham также не улучшило их состояние.
Райкконен в итоге одержал победу, показав быстрейшее время за три круга до финиша. Его резина была в прекрасном состоянии, несмотря на то, что прошла на пять кругов больше, чем у Алонсо. Если бы в том была необходимость, он вполне мог бы ехать гораздо быстрее. «Одна из самых легких моих побед», - отчитался Кими о проделанной работе.
За ним финишировали Алонсо, Феттель, Масса и Хэмилтон. Всех их мучил вопрос, насколько типичным для этого сезона будет подобное удачное сочетание шасси Lotus и резины Pirelli. Уэбберу через 20 кругов после старта все же удалось оживить KERS, так что он смог хоть что-то извлечь из этой гонки. Сутиль, возможно, был слишком активен на шинах SuperSoft, не имея достаточного опыта работы с ними, так что вскоре после возвращения на трассу после второго пит-стопа Уэббер смог легко пройти немца и финишировать шестым.
Сутиль в итоге смог закончить гонку только на одну позицию впереди своего товарища по команде Пола ди Ресты. Баттон, в свою очередь, удержал позади Lotus Ромена Грожана. Француз плохо стартовал и откатился далеко назад. Отыграть позиции ему так и не удалось – позже он жаловался, что с его E31 было что-то не так. Факт в том, что другая черно-золотая машина была в этот день в полном порядке.