Как новый регламент растянул пелотон Формулы 1
Прошедший в Австралии дебютный этап Больших Призов многим запомнится лишь тем, что он возродил надежду поклонников Формулы 1 на конкурентную борьбу за главный трофей сезона. Но есть в этой бочке меда и ложка дегтя – трудно было не заметить, что новый регламент серьезно "растянул" пелотон, что не является позитивным признаком для дальнейших гонок сезона. Слово Гэри Андерсону...
Лейтмотивом гонки открытия нового сезона Формулы 1 стала победа Ferrari – первая с 2015 года – и подтверждение амбиций итальянской команды в борьбе за чемпионство.
Но также внимательный зритель без труда мог заметить, что пелотон в условиях нового регламента значительно растянулся – даже больше, чем в прошлом году.
Сегодня мы проанализируем разрывы между командами, для чего возьмем за основу быстрейшие круги коллективов на протяжении уик-энда в Мельбурне, выраженные в процентах относительно лидера, и сравним их с соответствующими интервалами в последних четырех гонках минувшего сезона.
Очевидно, поскольку Льюис Хэмилтон взял поул в Австралии, его круг будет взят за эталонные 100%. Остальные результаты я приведу в виде отклонений в сравнении с прошлогодними показателями команд. Ну а лидером по прогрессу, достигнутому за минувшее межсезонье, стала Скудерия.
Ferrari (-0.636%)
Конец сезона-2016: 100.962%
Мельбурн: 100.326%
Все вокруг критиковали Ferrari за активные перестановки внутри коллектива, произведенные в конце прошлого года и в межсезонье, включая отставку технического директора Джеймса Эллисона и назначение на его должность Маттиа Бинотто. При этом мы не знаем наверняка, кого нужно благодарить за новую машину, но уже сейчас видно, что инженерный коллектив Скудерии работает очень слаженно и профессионально – в последние годы в Маранелло этого очень не хватало.
Что касается шасси, то оно просто великолепно смотрится на длинных отрезках, что лишний раз подтвердили в Австралии Себастьян Феттель и Кими Райкконен, которые обменивались быстрыми кругами на заключительной стадии заезда.
Haas (-0.383%)
Конец сезона-2016: 102.678%
Мельбурн: 102.295%
Для своего второго сезона в Формуле 1 команда Haas проделала просто потрясающую работу. Полагаю, многие были удивлены, и сама команда не исключение, когда Ромен Грожан показал шестой результат в квалификации.
Гонка прошла не так, как планировали в коллективе, и Кевин Магнуссен испытывал проблемы на протяжении всего уик-энда. В ближайшие дни Haas предстоит с этим разобраться.
Но фундамент для работы у них просто великолепный, и с мотивацией тоже нет никаких проблем.
Mercedes (0%)
Конец сезона-2016: 100.000%
Мельбурн: 100.000%
В Mercedes снова прекрасно справились со своей работой. Даже несмотря на то, что их машина работала не одинаково хорошо в любых предлагаемых обстоятельствах – к примеру, с Ferrari по гоночному темпу в Австралии они сравниться не могли, – все же в Брэкли проделали отличную работу, и Mercedes снова среди лидеров – завидная стабильность.
Но ключевой вопрос состоит в том, смогут ли на пит-уолле команды сохранить спокойствие в условиях ожидаемой жесткой конкуренции со Скудерией? За последние три года Mercedes не привыкла с кем-то плотно бороться…
Toro Rosso (+0.233%)
Конец сезона-2016: 102.564%
Мельбурн: 102.797%
Toro Rosso практически осталась при своих, что вкупе со сменой регламента можно считать позитивным признаком. И все же небольшой шажок вперед за счет перехода с прошлогоднего мотора Ferrari на современную установку Renault отметить стоит.
А с учетом того, что французы пока не вывели свой силовой агрегат на полную мощность, можно ожидать дальнейших прибавок в плане мощности. Также технический департамент под управлением Джеймса Ки наверняка предложит адекватный план развития шасси по ходу сезона.
Renault (+0.349%)
Конец сезона-2016: 103.042%
Мельбурн: 103.391%
В прошлом году у Renault была довольно неплохая машина, и в команде ожидали, что в этом году сделают шасси по крайней мере не хуже.
Но пока это не так. У Джолиона Палмера на протяжении всего уик-энда возникали проблемы, тогда как у Нико Хюлькенберга, судя по всему, всё прошло более или менее по плану.
Renault предстоит проделать огромное количество работы, особенно с учетом того, что пока они фактически уступают двум коллективам, которым сами поставляют двигатели. Это может не понравиться высшему руководству французской компании…
Williams (+0.790%)
Конец сезона-2016: 101.954%
Мельбурн: 102.744%
Williams также сделала за межсезонье шаг назад, но пока главной проблемой команды из Гроува можно назвать то, что у них, по сути, только один пилот претендует на серьезные очки.
У Лэнса Стролла, безусловно, есть серьезный потенциал, но ему еще необходимо набраться опыта, чтобы эмоции не били через край.
С учетом того, что у руля технического департамента Williams встал Пэдди Лоу, можно предположить, что перспективы у команды неплохие, но как минимум до середины сезона мы не увидим влияния на машину нового опытного специалиста.
Red Bull (+0.833%)
Конец сезона-2016: 100.695%
Мельбурн: 101.578%
Очень грустно видеть столь серьезное падение темпа от команды, которой прочили борьбу за чемпионство в условиях нового регламента. За межсезонье "быки" уступили лидерам порядка одного процента.
Вполне вероятно, что технический директор команды Эдриан Ньюи слишком много внимания уделил проектированию суперкара Aston Martin, в результате чего у него не осталось времени на детализированную проработку шасси RB13.
В Renault, опять же, планируют в скором времени обновить свою силовую установку, а пока все их клиенты и заводская команда используют прошлогодние моторы-генераторы кинетической энергии во избежание проблем с надежностью. Что ж, подождем еще несколько гонок и посмотрим…
Sauber (+1.471%)
Конец сезона-2016: 103.454
Мельбурн: 104.925%
Падение темпа Sauber прогнозировалось заранее, особенно с учетом перехода на прошлогоднюю силовую установку Ferrari.
В субботу утром Паскаль Верляйн сообщил о невозможности полноценного проведения гонки, так что команде пришлось в срочном порядке сажать за руль машины Антонио Джовинацци. В итоге итальянец финишировал 12-м – могло быть и хуже…
Лично я очень высоко ценю достоинства этого парня. Думаю, за ним будущее. Если он будет усердно трудиться и не допустит ошибок, то скоро вполне может оказаться за рулем Ferrari.
McLaren (+1.681%)
Конец сезона-2016: 102.258%
Мельбурн: 103.939%
Для команды, возвращения которой в первую четверку все ждали с нетерпением, год начался очень неудачно. Попытки сохранить хорошую мину при плохой игре в пас с Honda ни к чему хорошему не приводят.
На фоне этого то и дело возникают слухи о скором расставании McLaren с японским производителем.
Однако не стоит считать, что проблемы команды заключаются только в двигателе. Коллективу из Уокинга необходимо оптимизировать работу в абсолютно всех областях, и сделать это желательно как можно быстрее.
Force India (+1.897%)
Конец сезона-2016: 101.552%
Мельбурн: 103.449%
В Force India, полагаю, не слишком довольны такими результатами, однако можно с уверенностью сказать, что у команды есть очень серьезный план развития шасси по ходу сезона.
И этому способствует наличие новых спонсоров, а также платежи, которые коллектив получит за четвертое место в прошлогоднем Кубке конструкторов.
К счастью, в Австралии Force India удалось приехать в очки обеими машинами – это очень важно в свете возможной борьбы за четвертую строчку в таблице зачета команд.
Mercedes против Ferrari
В Австралии было приятно увидеть, что все признаки прогресса, продемонстрированные Ferrari на тестах в Барселоне, не оказались пустыми. Как я уже говорил во время каталонских испытаний, более профессионального подхода в Скудерии я не наблюдал на протяжении последних нескольких лет.
На тестах команда работала по заранее спланированной программе и ни на шаг от нее не отходила, что бы ни говорили вокруг. И успех в Мельбурне стал прямым следствием проведенной в Барселоне работы. А единственный минус работы алой команды я озвучил еще в Испании.
Дело в том, что их тестовая программа была нацелена в основном на отработку гоночного темпа на более жестких составах резины, тогда как мягкие комплекты они использовали довольно редко. Полагаю, именно это сыграло решающую роль во время квалификации в субботу.
Но при этом стоит отметить, что главным днем уик-энда остается воскресенье, и если шины в гоночном режиме работают превосходно, иногда можно пожертвовать квалификационными результатами.
И все же я на месте Ferrari уделил бы больше внимания работе мягких составов резины. В Мельбурне им повезло, и недостаток скорости в субботу не стал камнем преткновения на пути к воскресному триумфу. Но обгонять в Альберт-Парке невероятно сложно, а новые машины еще больше осложняют плотное преследование на трассе, так что оставалось уповать на тактику пит-стопов.
К тому же, гонка в Австралии явно продемонстрировала, что если командный мостик Mercedes будет испытывать определенное давление со стороны соперников, они вполне способны терять самообладание и допускать ошибки и просчеты.
Руководитель коллектива Тото Вольф оправдал решение раньше зазвать Льюиса Хэмилтона в боксы, при этом все на командном мостике Mercedes прекрасно понимали, что в этом случае британец выедет на трассу за Максом Ферстаппеном.
Поскольку традиционно первый отрезок в Мельбурне длится порядка 22-23 кругов, в команде не могли не знать, что в этом случае их пилоту придется обгонять голландца непосредственно на трассе. Но Макс не так прост, он не даст себя так легко опередить, что и испытал на себе трехкратный чемпион мира.
В то же время остановка Феттеля в боксах была выверена очень точно – ему не давали приказа ехать в боксы, пока не убедились, что он покинет пит-лейн впереди Макса. Именно это помогло Скудерии одержать победу. Если бы Ферстаппен не встал на пути у Хэмилтона, триумф вполне мог праздновать британец.
Что касается Валттери Боттаса, он продемонстрировал свой природный дар и подтвердил право защищать цвета чемпионской дружины. В конце концов, его напарник – один из быстрейших пилотов в современной Ф1, но финну удалось сохранить лицо в борьбе с ним.
К тому же, это была дебютная гонка Валттери в составе Mercedes, и последнее, что он хотел бы сделать, – это закончить заезд в отбойнике. Дайте ему немного времени, и в боксах Mercedes могут начаться очередные междоусобные войны…
В отношении гоночного темпа машины Mercedes в Мельбурне выглядели примерно так же, как и в Барселоне – не столь уверенно, как на новых шинах и с каплей топлива в баке. С большой же топливной загрузкой баланс, судя по всему, уходит, и шины начинают изнашиваться гораздо раньше.
Стоит отметить, что Хэмилтон начал жаловаться на состояние резины уже на 11-м круге из 57, а машина ощутимо теряла точность при пилотировании. Так что в Mercedes, скорее всего, понимают, над чем им стоит еще поработать.
Ferrari выиграла в Мельбурне, но у болельщиков остались вопросы… к Кими Райкконену. Финн был очень быстр на тестах, но в дебютной гонке сезона он и близко не подобрался к напарнику по команде.
И вполне вероятно, что сейчас Кими будет испытывать определенный прессинг со стороны команды, ведь им крайне необходимо зарабатывать большие очки двумя машинами, чтобы претендовать на Кубок конструкторов.
Что касается Red Bull, то их мы практически не видели в Австралии. Мы не знаем, насколько в реальности уступает мотор Renault конкурентам, но гонщики австрийской команды сами говорили, что эту машину не так легко настраивать – и оба допускали по ходу уик-энда серьезные ошибки. Надо думать, что шасси RB13 действительно не так просто управлять.
Наблюдая за работой команд в Барселоне, я отметил, что машина Red Bull не обладает так называемым вау-фактором – в ней не за что зацепиться глазу. Я полагал, что в Мельбурн команда привезет все свои новинки, но мои предположения не оправдались. Во время тестов я отмечал, что задняя часть шасси RB13 ведет себя весьма нестабильно. Гонщики это очень не любят, и я смею предположить, что в Мельбурне именно это привело к аварии Даниэля Риккардо.
Если говорить об остальных командах, то они, по сути, участвуют в собственном чемпионате класса Б. Судите сами: к шестому кругу гонки лидер оторвался от Фелипе Массы, следовавшего шестым, на 12 секунд. Это в среднем преимущество в 2 секунды с круга. А к окончанию заезда лидеры как минимум раз обошли на круг всех позади бразильца.
Когда регламент так серьезно меняется, маленьким командам обычно требуется некоторое время, чтобы догнать лидеров. Можно возразить, конечно, и сказать, что Haas удалось сразу же подняться на шестое место в квалификации. Однако это, скорее, исключение, а не правило, и я вас уверяю, что даже в самой команде не понимают причин такого взлета, как, кстати, и падения Магнуссена, не сумевшего преодолеть первый барьер квалификации.
Новая эпоха Формулы 1
После долгого межсезонья президент FIA Жан Тодт, наконец, вышел из зимней спячки и выразил опасения по поводу увеличившихся разрывах в пелотоне Формулы 1.
Полагаю, это демонстрирует, насколько он оторван от реальной жизни, и хочется спросить, а где он был, когда этот регламент создавали? Он находится на самой верхушке горы и обладает всеми необходимыми полномочиями для внесения необходимых корректив в правила еще на этапе их согласования.
Нынешняя перемена регламента ничего не дала гонкам. Да, машины стали лучше и быстрее, но если говорить непосредственно о гонках, то помимо борьбы Ferrari и Mercedes о Гран При Австралии и вспомнить нечего. Это очень плохо.
Хэмилтон на свежих шинах ничего не мог сделать на трассе с Максом Ферстаппеном на изношенном комплекте, и тут новый регламент точно никак не помог.
Интересно узнать, с каким настроением покидали Мельбурн руководители Liberty Media? Остались ли они довольны этим "шоу"? Время покажет. Сейчас же можно сказать, что борьба впереди порадовала всех без исключения – осталось лишь добавить пелотону глубины…
Перед Россом Брауном стоит очень сложная задача, ведь если вновь одна команда – будь то Ferrari, Mercedes или любая другая – начнет лидировать в каждой гонке, зрителям очень скоро это наскучит. Нам необходима глубина конкурентного пелотона, а сейчас ее не видно.
Но поправить это – дело не одного дня…
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько
Источник: http://www.autosport.com/premium/feature/7458/how-f1-new-regulations-have-spread-the-field