Гран При Малайзии: Оцениваем пилотов
Внутрикомандное соперничество по ходу Гран При Малайзии получилось захватывающим и противоречивым. Эд Стро оценивает выступления пилотов Ф1 во второй гонке сезона
Себастьян Феттель
Red Bull-Renault RB9 Старт: 1-й Финиш: 1-й Тактика: 4 пит-стопа (промежуточные/Medium/Hard/Hard/Medium)
Оценка: 4
Его отличное выступление в квалификации, слишком ранний первый пит-стоп и красивый обгон в споре за лидерство заслуживают внимания. Но главным воспоминанием от этой гонки станет нарушение командного приказа.
Возможно, по-настоящему великие спортсмены всегда сражаются до победного конца, но в этот раз все выглядит иначе: движимый собственными целями, Себастьян подвел команду из сотен человек. Да, он входит в число сильнейших пилотов в истории, но это был явно не лучший его день – отсюда и столь низкая оценка.
Марк Уэббер
Red Bull-Renault RB9 Старт: 5-й Финиш: 2-й Тактика: 4 пит-стопа (промежуточные/Hard/Medium/Hard/Hard)
Оценка: 8
Марк назвал причиной неудачной квалификации ошибку команды с моментом выезда на трассу, но на самом деле всему виной стечение обстоятельств: они с Льюисом Хэмилтоном почти одновременно оказались у последнего поворота.
Отличный первый круг вернул австралийца в число претендентов на победу, а шины он сменил именно тогда, когда было нужно: через два круга после Феттеля. После финального пит-стопа Уэббер, опережая напарника, действовал так, как от него и ожидали. Он по справедливости стал бы победителем, хотя и не сдержал Себастьяна на трассе.
Фернандо Алонсо
Ferrari F138 Старт: 3-й Финиш: авария Тактика: сошел на 2-м круге (промежуточные)
Оценка: 4
Алонсо в четвертый раз подряд проехал в квалификации медленнее Фелипе Массы, хотя в данном случае сказался на самый своевременный выезд на подсыхающую трассу. Хорошо стартовав, он не ожидал, что Феттель настолько сбросит скорость на апексе второго поворота – хотя в действиях немца не было ничего противозаконного. Ferrari воткнулась в Red Bull сзади.
Это была ошибка Фернандо, а вот за решение оставаться на трассе с передним антикрылом, визуально получившим серьезные повреждения, стремясь дотянуть несколько кругов до перехода на слики, он несет гораздо меньшую ответственность.
Фелипе Масса
Ferrari F138 Старт: 2-й Финиш: 5-й Тактика: 4 пит-стопа (промежуточные/Medium/Hard/Medium/Medium)
Оценка: 8
Впервые с Гран При Бахрейна 2010 года – его первой гонки в качестве напарника Алонсо – бразилец уходил в бой с первого ряда. Это стало возможным после отличного квалификационного круга в сложных условиях.
К сожалению, Фелипе скверно стартовал, а на промежуточных шинах вновь проявилось сильное зернение. В итоге, когда пелотон более-менее упорядочился после первых пит-стопов, Масса проигрывал лидерам 17 секунд. На финише его отставание составило 25 – после уверенного выступления на сухой трассе. Если бы асфальт высох до старта, ему было бы по силам побороться за подиум.
Дженсон Баттон
McLaren-Mercedes MP4-28 Старт: 7-й Финиш: сход/классифицирован 17-м Тактика: сошел на 54-м круге (промежуточные/Medium/Medium/Hard)
Оценка: 9
Нельзя не испытывать симпатии к Дженсону. Машина поехала чуть быстрее, и он сильно провел квалификацию и гонку – но не смог заработать очков из-за проблем во время пит-стопа.
Если бы Баттону все же удалось избежать неприятностей в гонке и финишировать – на пятой позиции, не так далеко от пары Mercedes – это стало бы достойным завершением прекрасного уик-энда. В любом случае, умение британца пилотировать в сложных условиях заслуживает самых высоких оценок.
Серхио Перес
McLaren-Mercedes MP4-28 Старт: 9-й Финиш: 9-й Тактика: 4 пит-стопа (промежуточные/Medium/Medium/Hard/Hard)
Оценка: 7
Квалификация закончилась ошарашивающим отставанием от напарника в целую секунду. Однако в гонке дела пошли чуть лучше. Серхио пытался реализовать тактику с тремя пит-стопами, которая позволила бы претендовать на хороший результат, однако довольно быстро стало ясно, что сделать этого не удастся.
В любом случае, он заработал первые очки в составе McLaren – более того, первые с момента подписания контракта с McLaren в прошлом году. Часть этого времени была потрачена в ненужной борьбе.
Кими Райкконен
Lotus-Renault E21 Старт: 10-й Финиш: 7-й Тактика: 3 пит-стопа (промежуточные/Medium/Medium/Hard)
Оценка: 6
Если в Австралии, проведя на один пит-стоп меньше соперников, Кими смог победить, то в Малайзии этот же прием не принес желаемого результата. Машина ехала недостаточно хорошо в сырых условиях, потому финн вновь не смог подняться выше седьмого места в квалификации, вдобавок потеряв еще три за блокировку Нико Росберга.
Он потерял много времени в брызгах воды на первых кругах, из-за чего надолго увяз в трафике и не смог реализовать тактическое преимущество.
Ромен Грожан
Lotus-Renault E21 Старт: 11-й Финиш: 6-й Тактика: 3 пит-стопа (промежуточные/Medium/Medium/Hard)
Оценка: 7
Француз был если и не подавлен, то явно расстроен после пятничных тренировок, где на машину вновь обрушились те же мистические проблемы, что уже помешали ему в Австралии.
Однако, в субботу Ромен выглядел уже совсем иначе, и лишь несвоевременный выезд на трассу в сочетании с уже порядком изношенной к решающему моменту резиной Medium не позволили ему пробиться в финал квалификации. В гонке он смотрелся еще сильнее (на сликах) и отлично справился со своей работой, опередив Райкконена в споре за шестое место.
Нико Росберг
Mercedes W04 Старт: 6-й Финиш: 4-й Тактика: 4 пит-стопа (промежуточные/Medium/Medium/Hard/Medium)
Оценка: 8
По ходу квалификации в Австралии Росберг был быстрее Хэмилтона в первых двух сегментах, однако в отложенном финале проиграл напарнику две позиции. В этот раз картина повторилась. Но секундное преимущество британца в финале субботней сессии на Сепанге не показательно – просто ему удалось лучше пройти круг по сырой трассе, пока промежуточные шины не утратили кондиций.
Скорость Росберга в гонке не уступала темпу Хэмилтона, однако немец остался расстроен тем фактом, что команда не позволила ему опередить чемпиона мира на последних кругах.
Льюис Хэмилтон
Mercedes W04 Старт: 4-й Финиш: 3-й Тактика: 4 пит-стопа (промежуточные/Medium/Medium/Hard/Medium)
Оценка: 8
Многообещающая карьера Льюиса Хэмилтон в составе Mercedes набирает обороты – британец завоевал для команды подиум, который стал лишь седьмым с момента возвращения ‘серебряных стрел’ в чемпионат в сезоне-2010.
Благодаря командной тактике британец финишировал впереди Росберга, который оказался так близко во многом по вине самого Хэмилтона, который излишне агрессивно атаковал в начале гонки, стараясь навязать борьбу пилотам Red Bull Racing. Также он уверенно провел квалификацию, став лучшим из тех гонщиков, кто не использовал новый комплект промежуточной резины.
Нико Хюлькенберг
Sauber-Ferrari C32 Старт: 12-й Финиш: 8-й Тактика: 4 пит-стопа (промежуточные/Medium/Medium/Hard/Hard)
Оценка: 9
При оценке выступления любого пилота показательным является ответ на вопрос, мог ли он квалифицироваться или финишировать в гонке на более высокой позиции.
В случае с Хюлькенбергом нет никаких оснований полагать, что в субботу он мог показать на прикатанном комплекте шин более высокий результат, чем 12-е место – ведь команда просчиталась с погодой. В гонке Нико отлично проявил себя в условиях низкого сцепления, финишировав всего в пяти секундах позади Райкконена, имеющего в своем распоряжении заведомо более быструю машину.
Эстебан Гутьеррес
Sauber-Ferrari C32 Старт: 14-й Финиш: 12-й Тактика: 4 пит-стопа (промежуточные/Hard/Medium/Medium/Hard)
Оценка: 6
Мексиканец на фоне своего напарника выглядел не слишком ярко – однако, учитывая, насколько быстро ехал Хюлькенберг, было бы все же несправедливо судить новичка слишком строго. Безусловно, во втором сегменте квалификации ему следовало выступить лучше, пусть даже пилот был на прикатанном комплекте резины и появился на трассе в тот момент, когда пошел дождь.
Гутьеррес относительно спокойно провел гонку – он планировал трижды остановиться в боксах для смены шин, и план удалось бы выполнить, будь гонка всего на пять кругов короче.
Пол ди Реста
Force India-Mercedes VJM06 Старт: 15-й Финиш: сход Тактика: сошел на 23-м круге (промежуточные/Medium/Hard)
Оценка: 6
Это был один из тех уик-эндов, когда все шло не так. Во второй части квалификации смена погоды застала команду врасплох – шотландец несколько раз вылетел с трассы, пытаясь проехать быстрый круг на сликах под начавшимся дождем.
Гонка началась для пилота многообещающе, однако ди Реста потерял время на первом пит-стопе, ожидая, пока механики обслужат Сутиля. В попытке отыграться шотландец проехал несколько действительно быстрых кругов, но затем сошел с дистанции в результате проблем с креплением колесной гайки.
Адриан Сутил
Force India-Mercedes VJM06 Старт: 8-й Финиш: сход Тактика: сошел на 28-м круге (промежуточные/Medium/Hard)
Оценка: 7
Возвращение Сутиля в чемпионат проходит в точном соответствии с планом – немец впервые в сезоне смог пробиться в третий сегмент квалификации. Он даже немного расстроился, поскольку рассчитывал показать более высокий результат. Однако Адриан хорошо стартовал в дождевых условиях - в которых пилот себя прекрасно чувствует – потому можно полагать, что он сможет развить успех по мере окончательного нахождения себя в Ф1.
Как и у товарища по команде, гонка для Сутиля закончилась в результате проблем с креплением колесной гайки - но на трассе немец был быстр.
Пастор Мальдонадо
Williams-Renault FW35 Старт: 16-й Финиш: сход Тактика: сошел на 46-м круге (промежуточные/Medium/Medium/Medium)
Оценка: 5
Мальдонадо по-прежнему расстроен недостатком скорости новой машины Williams, а его непреодолимое желание показать хороший результат приносит больше вреда, чем пользы.
Прогулка по гравию на круге выезда из боксов (как и у шести других пилотов) еще простительна. Но вылет с асфальта и повреждение переднего антикрыла, когда венесуэлец имел неплохие перспективы в гонке - уже перебор. И все же, Пастор сошел с дистанции из-за проблем с системой KERS, а не в результате собственной ошибки.
Валттери Боттас
Williams-Renault FW35 Старт: 18-й Финиш: 18-й Тактика: 3 пит-стопа (промежуточные/Medium/Medium/Medium)
Оценка: 7
Боттас в конце первого круга замыкал пелетон, поскольку отклонился от сухой траектории в борьбе с пилотами Caterham и широко зашел в поворот. Если добавить, что в распоряжении финна была машина, неспособная демонстрировать результаты, которых от неё ожидала команда, то финиш пилота в полутора секундах от зачетной десятки весьма впечатляет.
Учитывая, насколько Валттери на финише гонки был близок к Верню, который обогнал пилота Williams на 46-м круге, можно сказать – заработать очки было возможно. Тем не менее, машина Toro Rosso сейчас куда быстрее – так что, вероятно, ожидать большего было сложно.
Жан-Эрик Вернь
Toro Rosso-Ferrari STR8 Старт: 17-й Финиш: 10-й Тактика: 3 пит-стопа (промежуточные/Hard/Hard/Medium)
Оценка: 8
Если смотреть на итоговые протоколы, то выступление пилота в квалификации разочаровало, хотя француз остался в первом сегменте отчасти из-за трафика в самый неподходящий момент. Однако в гонке Вернь смог отыграться.
Он потерял около 25 секунд во время первой смены шин, когда команда несвоевременно выпустила его из боксов - в результате пилот столкнулся с машиной Шарля Пика. Тем не менее, Вернь в прекрасном стиле смог отыграться и завоевал одно очко, опередив в конце гонки Боттаса в споре за десятую позицию. После Австралии, где француз упустил место в десятке, на Сепанге он выглядел весьма уверенно.
Даниэль Риккардо
Toro Rosso-Ferrari STR8 Старт: 13-й Финиш: сход.классифицирован 18-м Тактика: сошел на 52-м круге (промежуточные/Medium/Medium/Hard)
Оценка: 6
Тринадцатое место в квалификации позволило пилоту напомнить о себе, причем Риккардо переживал, поскольку на сырой трассе – по собственным ощущениям – мог бы добиться и большего.
Первый отрезок австралийца позволял надеяться на попадание в десятку, однако его темп на сликах оказался недостаточно хорош – вероятно, сказалось повреждение днища машины в результате выезда в гравий по пути на стартовое поле. Команда нашла временное решение проблемы, однако по ходу гонки ситуация ухудшилась. Пилот окончательно сошел с дистанции из-за проблем с выхлопной системой.
Шарль Пик
Caterham-Renault CT03 Старт: 20-й Финиш: 14-й Тактика: 4 пит-стопа (промежуточные/Medium/Hard/Medium/Medium)
Оценка: 8
Квалификация прошла средне, француз жаловался на недостаточную поворачиваемость по ходу первой 20-минутки – это, возможно, и обусловило столь серьезное отставание от Жюля Бьянки.
На первом пит-стопе механики Toro Rosso выпустили машину Верня на трассу в тот момент, когда Пик заезжал к своим боксам – в результате у обеих машин предсказуемо были повреждены носовые обтекатели, что стоило французу потери 20 секунд. После этого происшествия он был достаточно быстр, чтобы вернуть отыграть позиции у товарища по команде Гидо ван дер Гарде, а также Макса Чилтона. На финише гонки Пик проиграл Бьянки более полуминуты, что позволяет говорить об успешном выступлении, учитывая эпизод в боксах.
Гидо ван дер Гарде
Caterham-Renault CT03 Старт: 22-й Финиш: 15-й Тактика: 4 пит-стопа (промежуточные/Hard/Hard/Hard/Medium)
Оценка: 7
Отставание ван дер Гарде от напарника в воскресенье не было столь внушительным, как в субботу, когда голландец проиграл Пику более шести десятых секунды. В реальности между между ними около трех десятых. Учитывая, что для Гидо это всего второй гоночный уик-энд, пока все выглядит неплохо.
Неприятности другого пилота Caterham во время пит-стопа дали голландцу преимущество во внутрикомандной борьбе, но он не сумел воспользоваться предоставленным шансом. Более важно, что ван дер Гарде в упорной борьбе одолел Чилтона, что является хорошим знаком.
Жюль Бьянки
Marussia-Cosworth MR02 Старт: 19-й Финиш: 13-й Тактика: 4 пит-стопа (промежуточные/Medium/Hard/Hard/Medium)
Оценка: 9
Жюль впечатлил своим выступлением в Австралии, однако по итогам Малайзии ясно видно, что он способен на большее.
Пилоты Caterham представляли наибольшую угрозу, однако Бьянки стабильно оказывался быстрее. Француз демонстрировал отличную скорость, однако ключевым фактором на этот раз стало умение добиваться нужных результатов в решающие моменты – особенно поражают его великолепные секунды в квалификации, а также стабильно высокий темп в гонке. Более того, по ходу уик-энда Бьянки отлично обращался с шинами. Он не допустил ни единой ошибки – и верит, что может выступать еще лучше.
Макс Чилтон
Marussia-Cosworth MR02 Старт: 21-й Финиш: 16-й Тактика: 4 пит-стопа (промежуточные/Medium/Hard/Medium/Hard)
Оценка: 5
Даже если учитывать проблемы с машиной, помешавшие Максу в тренировках – гонщик огорчил своим выступлением на этом этапе. Большое отставание британца от напарника в квалификации стало следствием его ошибки в шестом повороте: до этого он слишком быстро вышел из пятого. Четыре десятых секунды между пилотами Marussia по итогам первой попытки лучше отражают реальную ситуацию.
Плохой старт осложнил Чилтону гонку, вдобавок, он далеко не всегда был достаточно быстр, чтобы побороться с соперниками из Caterham. Даже если учитывать преследовавшие его неудачи, а также гораздо больший опыт товарища по команде, можно лишь говорить, что подобные испытания отлично закаляют характер.