Реклама 18+, ООО «ДЖЕМИНОРУМ», ИНН: 9719016944, erid: 2Vtzqvr3kcx

К чему приведет демарш Феттеля?

Дитер Ренкен
3 апреля 2013 в 0:35

Решение Себастьяна Феттеля проигнорировать приказ руководства во время Гран При Малайзии может повлечь за собой гораздо более глубинные последствия, чем просто недовольство команды, уверен Дитер Ренкен

Несмотря на то, что чисто спортивные и внутрикомандные последствия решения Феттеля действовать в Малайзии по-своему неоспоримо глубоки, необходимо также учитывать и политический ущерб, нанесенный имиджу Red Bull Racing, так как демарш Себастьяна подтвердил то, о чем и раньше догадывались противники – в команде нет человека, способного единолично принимать решения – за исключением, быть может, самого отца-основателя Дитера Матешитца.

Но хорошо, если с австрийцем можно немедленно связаться с командного мостика – а если нет, как чаще всего и бывает?

Команда Red Bull Racing и без того уже достаточно давно являет собой политическую занозу для Формулы 1, так как именно она первой поставила под сомнение целесообразность Соглашения об ограничении ресурсов.

После этого пошли разговоры о том, что в Red Bull Racing вовсе не соблюдают условия этого документа, и подозрения лишь усилились после того, как команда не предоставила полного отчета аудиторам из Cap Gemini, консультационной компании, привлеченной Ассоциацией команд Формулы 1 (FOTA), в которую Red Bull на тот момент еще входила.

Команда Дитера Матешитца попыталась оправдаться тем, что запрошенная информация являлась стратегической и не оговаривалась в существующем соглашении, однако почему-то у других членов FOTA, включая Ferrari, McLaren и Sauber, никаких вопросов по этому поводу не возникало, о чем они довольно ясно и открыто заявили.

Затем, три месяца спустя, то есть в конце 2011 года, RBR решила выйти из FOTA – прихватив с собой еще и «младшую сестру» Scuderia Toro Rosso – и спровоцировала на выход из Ассоциации еще и Ferrari – итальянцы сочли, что бороться за чемпионство с частично связанными руками они не смогут.

Ferrari покинула FOTA вслед за Red Bull Racing © LAT
Ferrari покинула FOTA вслед за Red Bull RacingФото: LAT

Команда Sauber, давно и прочно связанная с Ferrari, а также непосредственно конкурирующая с STR, тоже вскоре покинул FOTA. Таким образом, за короткий промежуток c сентября по декабрь действия RBR коренным образом изменили политический расклад сил в Формуле 1.

Подобный массовый исход практически разрушил FOTA. Сохранить ассоциацию позволили только невероятные усилия её председателя (и босса McLaren) Мартина Уитмарша и главного секретаря Оливера Вайнгартена.

Для спорта в целом время для бунта также оказалось крайнее неудачным, так как подходил к концу срок действия Договора Согласия на 2010-12 годы, что в итоге позволило царствующему в Формуле 1 Берни Экклстоуну с января 2012 года заключать с командами индивидуальные коммерческие соглашения.

Первым делом, Берни договорился с Red Bull Racing – предложив команде, у которой на тот момент не было за плечами никаких исторических достижений, не считая двух подряд выигранных чемпионатов (как у Renault в 2005/6), вознаграждение, гораздо более значительное, чем у McLaren, и во много раз превосходящее причитающиеся другим участникам чемпионата. Условия были похожи на те, что используются в договоре с Ferrari – плюс-минус 10 миллионов.

Скудерия сначала согласилась с предложением Экклтоуна, чтобы молодая да ранняя команда Red Bull Racing не покинула чемпионат, но позже начала новые переговоры, требуя сохранить существующее у нее право вето и увеличить бонусы за историческое значение Ferrari для чемпионата.
Немногие за прошедшие полвека заставляли Ferrari нервничать, RBR же это удалось дважды за три месяца. Такое быстро не забывается…

В конце прошлого года прошел слух, что Кристиан Хорнер якобы вышел на связь с командой из Маранелло и предложил ей свои услуги (на пару с гениальным конструктором Эдрианом Ньюи, которому, не умаляя заслуг Феттеля, принадлежит львиная доля в достижениях Red Bull Racing). Разговоры эти не порадовали некоторых высокопоставленных персонажей в Ferrari. А память у них тоже хорошая.

У Хорнера довольно близкие отношения с Экклстоуном – о чем говорит хотя бы тот факт, что он был единственным представителем от Формулы 1 на свадьбе Берни в августе прошлого года. Другие боссы давно подозревают, что он «сливает» главному формульному промоутеру конфиденциальную информацию с заседаний FOTA и встреч руководителей команд.

В какой-то момент они даже специально договорились принять несколько «глупых» решений, чтобы создать дымовую завесу и посмотреть, какова будет реакция.

Если Хорнер – и впрямь «крот» в рядах FOTA, то RBR это принесло безусловную пользу: когда в октябре Экклстоун начал разговор об ограничении бюджетов, то он назвал цифру 250 миллионов долларов за сезон, то есть ровно столько, сколько Red Bull Racing потратила годом ранее.

В любом случае, не может быть простым совпадением тот факт, что Red Bull Racing принадлежит ведущая роль в продвижении и популяризации Формулы 1.

Берни Экклстоун © LAT
Берни ЭкклстоунФото: LAT

Боссы других команд отпускают все более едкие шуточки в адрес руководства Red Bull Racing, некоторые и вовсе называют Хорнера ‘мини Берни’. Они даже разыгрывают вполне очевидные спектакли, как, например, в Малайзии, когда руководство некоторых команд устроило встречу в прямой видимости от гостевой зоны Red Bull Racing, в расчете, что их заметят и тотчас проинформируют отсутствующего на этапе Экклстоуна.

Уже через пару минут после начала встречи кто-то увидел, что Хорнер разговаривает по телефону. «Хотя, конечно, он вполне мог просто звонить домой», – подмигнув, прокомментировал момент этот «кто-то».

В ноябре прошлого года Хорнер списал такое нелестное к себе отношение на успехи его команды: «Самый быстрый способ стать непопулярным в паддоке – это добиться успеха. Когда машины твоей команды едут медленно, ты всем нравишься. Когда они становятся быстрее, популярность резко падает».

В этом, конечно, есть несомненная доля истины, но нелюбовь в Хорнеру бьет все рекорды. Даже к бывшему боссу Ferrari Жану Тодту не было такого отношения в годы полной гегемонии Скудерии, когда команда из Маранелло досрочно выигрывала в обоих зачетах уже в июле, а не в октябре-ноябре, как Red Bull Racing в последние три года, когда борьба шла вплоть до последних этапов.

Над французом, бывало, посмеивались, но всегда сохраняли к нему уважение. Тодту неизменно удавалось держать своих пилотов под контролем, вне зависимости от того, как складывались обстоятельства. В этом-то и кроется первопричина отсутствия уважения как к руководству Red Bull Racing, так и к команде в целом.

В паддоке уже давно идут споры, кто же на самом деле принимает решения в RBR – Хорнер, доктор Хельмут Марко (австрийский юрист и бывший пилот Ф1, которого Матешитц назначил советником Red Bull по автоспорту), Ньюи или сам Матешитц? В прошлое воскресенье к этому перечню добавилось еще одно имя: Себастьян Феттель. В других командах обычно не возникает сомнений в том, кто там самый главный.

Винить в этом в Red Bull могут только самих себя, так как их поступки заставляют думать, что в чемпионской команде ответственность – это понятие растяжимое. Во времена, когда FIA руководил Макс Мосли, Матешитц ездил с ним кататься на сноубордах, чтобы обсудить приобретение Minardi (Toro Rosso). Феттель частенько играет в нарды с Экклстоуном, который, как известно, всегда его очень поддерживает, и, конечно же, высказался в защиту немца в недавнем выпуске газеты The Sun.

"Я не думаю, что он [Феттель] подорвал авторитет Хорнера. Кристиан прекрасно знает, что должно было случиться и не случилось, – заявил Берни, – Поставьте себя на место Кристиана – что ему было делать? Он что, не отдал приказа? Отдал. А если так, что еще он мог сделать?»

При этом, как говорилось ранее, у Хорнера самые теплые отношения с Экклстоуном…

Кристиан Хорнер © LAT
Кристиан ХорнерФото: LAT

Марко недавно выступил с критикой Уэббера в официальном издании производителя энергетических напитков Red Bulletin, за что потом не получил никаких взысканий. Интересно, в Mercedes позволили ли бы кому-либо хоть слово сказать против Льюиса Хэмилтона или Нико Росберга в их корпоративном журнале? Или в Ferrari стал бы хоть кто-то критиковать Массу на форуме «Гарцующих Жеребцов»? И снова встает вопрос – кто же главный?

Показательно, что в 2010 году после столкновения Феттеля и Уэббера в Турции Марко встал на защиту Себастьяна (в котором разглядел талант, когда тому было 11 лет, и поддерживал его от Формулы BMW до Ф1). А Хорнер был на стороне Уэббера (которого он взял в RBR в 2007 году, когда Феттель еще выступал в Мировой серии Renault).

(Умолчим о том, что из всех молодых пилотов, с кем за долгие годы работал Марко – а их более ста, – только один добился успеха в Формуле 1: Себастьян Феттель)

Через шесть месяцев после столкновения в Турции, накануне решающей гонки чемпионата-2010 (в которой выиграл Феттель), борьбу за титул вели четверо гонщиков, двое из которых представляли Red Bull Racing. Матешитц занял тогда нейтральную позицию, заявив в австрийской прессе: «Пусть оба пилота [RBR] сражаются – и будь что будет. Если выиграет Алонсо, ну что ж – значит, нам не повезло. Развязка сезона будет прямо как в голливудском фильме.

При неудачном исходе мы не станем чемпионами? Не страшно, победим в следующем году. Наша философия не меняется – спорт должен оставаться спортом. Мы не будем манипулировать ходом событий, как это делают в Ferrari». Нормально, да?

У пары пилотов Red Bull Racing за плечами долгая и непростая история взаимоотношений. В первый раз их пути пересеклись на трассе Фудзи в 2007 году, когда Феттель на Toro Rosso, в составе которой он проходил курс молодого бойца, въехал в зад лидировавшего Red Bull Марка Уэббера.

Австралийца впору было связывать, чтобы не допустить кровопролития. Феттель тогда расстроился до слез…

Кроме эпизода в Турции в 2010 году была еще история в Сильверстоуне, в прошлом году в Бразилии неуступчивость Уэббера едва не стоила Себастьяну третьего титула, а в этом году на Сепанге они схлестнулись вновь. В заявлении RBR после гонки было сказано: «Неважно, что мы сталкиваемся с этой ситуацией не в первый раз. Каждый подобный эпизод обсуждается в особом порядке за закрытыми дверями. В этот раз все будет так же».

Но то, что случилось в воскресенье, показывает, что этот «особый порядок» не работает – он мог бы принести пользу в команде, где существует четкая схема принятия решения, но не там, где авторитет руководства ставится под сомнение. Только подумайте, что ответил Хорнер, когда его спросили, почему он не повторил свой приказ о режиме "Multi 21", чтобы Уэббер мог финишировать первым…

Япония-2007: Уэббер на Red Bull опережает Toro Rosso Феттеля © LAT
Япония-2007: Уэббер на Red Bull опережает Toro Rosso ФеттеляФото: LAT

«Вы что, серьезно думаете, что если бы мы сказали Феттелю сбавить темп и вернуть позицию Марку, он бы так и сделал? В этом не было никакого смысла. Своим обгоном он явно продемонстрировал свои намерения. Он слышал, что ему сказали. Но предпочел проигнорировать приказ».

Вот вам прекрасная иллюстрация политической стороны вопроса. Авторитет Red Bull Racing явно падает, переговоры о новом Договоре Согласия в самом разгаре – во время этапа в Малайзии проходило множество дискуссий между командами, включая телеконференцию финансовых директоров, на повестке дня которой – тема сокращения расходов. Так что руководители команд теперь не упустят момент, чтобы воспользоваться очевидным разладом между RBR и её пилотом, а также разногласиями с обладателем коммерческих прав.

Как отметил один из заинтересованных участников событий: «В конце концов, почему мы должны всерьез воспринимать того, кто не может справиться со своим 25-летним пилотом?». Другой оппонент RBR высказался в том же духе: «Кто же на самом деле босс?»

Эгоистичный поступок Феттеля на Гран При Малайзии может нанести куда больший вред, чем просто испортить отношения внутри команды – и уже только поэтому Себа стоит примерно наказать, а не просто серьезно поговорить c ним.

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle