"Пункт назначения" или тайны краха Toyota в Ле-Мане из первых уст

Гэри Уоткинс
20 июня 2017 в 12:28

Porsche снова выиграла "24 часа Ле-Мана", а у Toyota снова произошел крах всех надежд – на этом, пожалуй, сходства между суточными марафонами нынешнего и прошлого годов заканчиваются. Но и крах надежд может быть разным. Что же произошло пару дней назад на кольце Сартэ? В Toyota раскрыли секрет провала. Слово Гэри Уоткинсу...

Это была причудливая гонка, полная драматизма и неожиданностей. Достаточно уже того, что суточный марафон выиграл экипаж в составе Тимо Бернхарда, Эрла Бамбера и Брендона Хартли, проведший в боксах на ремонте около часа.

А как вам 13-круговое преимущество другой Porsche 919 Hybrid под управлением Нила Джани, Ника Тэнди и Андре Лоттерера всего за четыре часа до окончания гонки? Или те ночные полчаса, за которые все надежды Toyota, у которой в этом году был абсолютно быстрейший автомобиль, были разрушены… Снова. Мы даже не говорим о том, что в этот раз такой легендарный марафон, как "24 часа Ле-Мана", вполне могла выиграть команда… из категории LMP2.

Конечно, формально крах Toyota в этом году нельзя было сравнить с прошлогодним кошмаром, когда японская машина остановилась на трассе всего за шесть минут до окончания 1440-минутного марафона. Тогда их запаса прочности хватило ровно на 1434 минуты. Но в этот раз горечь разочарования в стане команды была ничуть не меньшей.

Эту гонку они совершенно точно должны были выигрывать. И причины неудачи на этот раз были не менее фантасмагоричными, чем в последние 30 с лишним лет, на протяжении которых японская марка пытается выиграть легендарный заезд на кольце Сартэ.

К полуночи экипаж Toyota в составе Камуи Кобаяши, Майка Конвея и Стефана Сарразана уверенно лидировал в 85-м издании "24 часа Ле-Мана", и ничто не предвещало беды.

Их преимущество составляло больше минуты, и на тот момент они удерживали лидерство на протяжении большей части дистанции. И очень важно было то, что в прохладных ночных условиях Toyota TS050 HYBRID ехала гораздо быстрее Porsche.

Начал подходить к концу десятый час гонки, когда первые проблемы возникли у экипажа TS050 под номером 7. При этом сам характер неудачи просто поражает! Судите сами.

Все началось с того, что на трассе появилась машина безопасности, в режиме которой в Toyota решили провести пит-стоп и сменить Конвея на Камуи. Но на выезде с пит-лейна машину остановил маршал и красный сигнал светофора. Японец стоял и ждал, когда проедут остальные машины по трассе, как к нему подбежал какой-то человек в оранжевом комбинезоне и показал большой палец, мол, давай, езжай. Камуи воспринял этот жест как сигнал к действию и отправился на трассу.

Оказалось, что этот человек не являлся официальным маршалом гонки! Это был гонщик коллектива Algarve Pro Racing LMP2 Винсент Капиллер. В команде быстро разобрались в ситуации, приказав гонщику остановиться, что он и сделал за линией выезда из боксов. Приближалась одна из машин безопасности, и в коллективе не хотели нарваться на штраф. Когда сейфти-кар проехал, Кобаяши выжал сцепление, чтобы попытаться присоединиться к пелотону.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Здесь стоит упомянуть, что современное поколение спортпрототипов категории LMP1 традиционно покидает пит-лейн в режиме работы электромотора. Двигатель внутреннего сгорания подключается тогда, когда машина уже находится на трассе. А в случае с Toyota механизм сцепления просто не предназначен для взаимодействия с крутящим моментом и мощностью, производимой 2,4-литровым 6-цилиндровым силовым агрегатом с двойной турбиной при движении с места.

«У Камуи возникла ситуация, в которой ему просто пришлось пользоваться сцеплением при старте с двигателем внутреннего сгорания, – пояснил технический директор Toyota Motorsport Паскаль Васселон. – Механизм сцепления просто не предназначен для этого. В результате у него было две-три неудачных попытки старта, после чего сцепление просто вышло из строя».

Но проблема состояла в том, что в команде просто не поняли всей серьезности ситуации, когда японец медленно двигался за машиной безопасности. Но когда сейфти-кар ушел, и скорости выросли, поломка дала о себе знать.

В результате японскому гонщику ничего не оставалось, кроме как предпринять попытку возвращения в боксы на одном только электромоторе. На протяжении длинного круга кольца Сартэ Камуи несколько раз останавливался, но каждый раз трогался с места и упорно продолжал двигаться к своим механикам. Однако когда вдали появился заветный пит-лейн, последний джоуль энергии покинул батарейный отсек, и машина навсегда замерла на трассе. Японцу пришлось отстегнуть ремни безопасности и оформить сход.

В этот момент единственной надеждой Toyota на трассе остался дополнительный экипаж под номером 9, в котором вернувшийся в коллектив Николя Лапьер соседствовал с дебютантами марафона Хосе-Марией Лопесом и Юджи Кунимото.

На своем первом отрезке французский гонщик испытывал серьезные проблемы из-за повреждения кузова в передней части, но на очередном пит-стопе механики коллектива поменяли передний обтекатель, после чего скорость к Лапьеру вернулась.

Также не подводили и Хосе-Мария с Юджи – они очень впечатлили своим выступлением команду и не уступали ее записному лидеру.

В какой-то момент экипаж машины вынужден был заехать на пит-лейн из-за проблем с табличкой освещения номера, но после возвращения на трассу все еще оставался в борьбе. Казалось, что решение Toyota выставить в Ле-Мане третью машину придется как нельзя кстати.

Но в повороте Dunlop Curve в машину Лапьера сзади неожиданно въехал Симон Труммер на Manor категории LMP2. В результате француз вылетел в гравий, кроме того, на машине оказалось сильно повреждено заднее левое колесо.

По дороге в боксы от шины начала отслаиваться резина, которая своим биением – прямо кадры из фильма "Пункт назначения"! – повредила гидравлическую систему коробки передач. За автомобилем по трассе потянулась полоса разлитого масла, и Николя, как и Кобаяши незадолго до этого, вынужден был переключиться в режим работы электромотора. Но и ему не удалось проехать весь круг до заветных боксов…

© autosport.com
Фото: autosport.com

На этом надежды Toyota на долгожданную победу в Ле-Мане были упакованы и мирно оставлены в чемоданах до следующего года, поскольку у третьего экипажа японской марки в составе Себастьена Буэми, Энтони Дэвидсона и Казуки Накаджимы возникли серьезные проблемы еще на восьмом часу дистанции, когда им пришлось потерять в боксах не меньше двух часов для замены мотора-генератора.

К пелотону машина присоединилась в 29 кругах отставания от лидера и в 11 – от Porsche под управлением Бернхарда, Хартли и Бамбера, которым также пришлось по ходу гонки менять электромотор. Разница в поломках заключалась в том, что на Toyota вышла из строя гибридная система, что негативно сказалось на батареях, которые впоследствии также пришлось менять.

Экипаж Porsche потерял 65 минут во время остановки на четвертом часу заезда. По сути, такая задержка должна была полностью лишить команду надежд на победу в гонке. И именно так думали гонщики после того, как их машину вновь выкатили на пит-лейн.

«Я был очень расстроен ситуацией, но когда я вновь вернулся за руль машины, она полетела, – прокомментировал Хартли ночью. – Мы были абсолютно быстрейшей машиной на трассе. Нам нужно атаковать изо всех сил, чтобы подняться хотя бы на четвертое или пятое место – заработать несколько очков».

Через несколько часов аппетиты Хартли и компании изменились, когда у Toyota возникли серьезные проблемы. Но и в тот момент их главной задачей было прорваться через полчище машин категории LMP2, чтобы хоть немного приблизиться к лидирующей Porsche.

На старте 318-го круга дистанции – примерно в районе 11 часов утра в воскресенье – Андре Лоттерер неожиданно получил приказ из боксов заглушить 2-литровый мотор о четырех цилиндрах. Упало до критической отметки давление масла, после чего Андре так же, как и ранее его соперники из Toyota, попытался дотянуть до боксов на электроэнергии. Но и ему это не удалось. Он остановил машину недалеко от поворота Mulsanne, а в команде решили не возвращать машину в боксы любой ценой.

«Мы подумали, что машину уже не восстановить, именно поэтому мы не стали пытаться вернуть ее в боксы, – сказал позже руководитель команды Porsche LMP1 Андреас Зайдль. – Нам нужна была свободная трасса для нашей второй машины. Любые зоны замедления или машины безопасности пошли бы нам во вред».

© autosport.com
Фото: autosport.com

По расчетам Porsche, они должны были опередить лидирующую машину категории LMP2, которая неожиданно возглавила заезд после схода Лоттерера, на последнем круге дистанции. В итоге это оказалось не так, но Бернхард и его напарники все равно вынуждены были атаковать изо всех сил.

«У меня были смешанные эмоции, когда я увидел, что сестринская машина сошла в гонке, – сказал позже Брендон. – Но именно в тот момент у нас появился реальный шанс побороться за победу.

На тех трех отрезках я атаковал что есть мочи, поскольку мне сказали из боксов, что важна каждая секунда».

В результате борьбы между классами P1 и P2, конечно, не получилось. Бернхард опередил ORECA-Gibson 07 под номером 38 команды Jackie Chan DC Racing еще до конца предпоследнего часа. И, надо сказать, это было невероятное и блестящее возвращение Porsche в гонку в очень непростых обстоятельствах.

На финише преимущество победителей составило один круг и 25 секунд, так что еще несколько минут, проведенных в боксах, вполне могли привести к тому, что в абсолютном зачете "24 часов Ле-Мана" выиграл бы экипаж второго класса.

«Мы не знали, какая именно проблема у нас возникла, так что решили сменить всю переднюю часть машины, включая подвеску, – сказал Хартли после финиша. – Механики сработали просто отлично, это и их победа тоже».

Также Брендон охарактеризовал минувший уик-энд как очень жесткий в плане работы машин и пилотов, а также с точки зрения эмоций. Но что он знает об эмоциях Toyota?.. Еще один провал в Ле-Мане.

TS050 HYBRID была абсолютно быстрейшей машиной на кольце Сартэ, особенно в прохладных условиях ночью. Поначалу Porsche 919 не сильно отставали от доминирующих соперников, но как только температуры понизились, они серьезно сдали.

«На первых отрезках у нас было не такое ощутимое преимущество, – подтвердил Васселон. – Отрыв мы стали наращивать только ближе к ночи».

Для Porsche такой расклад сил не явился сюрпризом.

«В гонке всё было именно так, как мы и ожидали, – заметил Зайдль. – В жару мы были сильны, но когда стало прохладно, потеряли темп. Мы изначально планировали как-то продержаться ночью и нанести решающий удар утром в воскресенье, когда вновь выйдет солнце».

Но темп, показанный Toyota под номером 8 на заключительных отрезках гонки, особенно под управлением Буэми, дал понять, что план Porsche мог и не сработать.

Toyota выбыла из борьбы за первые места еще до того момента, когда температура воздуха вновь поднялась до +30, а пилоты Porsche продолжали атаковать изо всех сил после полудня и до самого финиша дистанции. На их счастье, к тому времени впереди них не было ни одной машины производителя, для которого проклятие Ле-Мана… продолжается...

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: http://www.autosport.com/premium/feature/7578/how-porsche-won-a-race-everyone-lost

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle