Бакинский хаос или конец дружбы Феттеля и Хэмилтона

Бен Андерсон
26 июня 2017 в 16:56
Фото: dpa/AP/Emilio Morenatti

Ни Себастьян Феттель, ни Льюис Хэмилтон не финишировали на Гран При Азербайджана на подиуме, но заголовки всех спортивных газет в понедельник вышли с фотографиями этих двух главных претендентов на титул. А поводом стала стычка между немцем и британцем на трассе, приведшая к наказанию одного и недовольству суровостью наказания другого. Слово Бену Андерсону...

Сколько способно просуществовать взаимное уважение между двумя главными претендентами на чемпионский титул? В нынешнем сезоне оно продержалось, похоже, семь гонок с небольшим, после чего произошел давно ожидаемый взрыв.

Хаотическая гонка в столице Азербайджана с множеством аварий и появлений на трассе машины безопасности создала все условия для того, чтобы впервые в чемпионате между Хэмилтоном и Феттелем произошел настоящий конфликт.

Если бы гонка в Баку прошла, как в прошлом сезоне, без значительных инцидентов, вполне вероятно, что Льюис и Себастьян финишировали бы на первых двух местах, а отрыв немца в чемпионате сократился бы до минимума.

На деле же вышло так, что Феттель финишировал на одну позицию выше соперника и еще немного оторвался в чемпионате, несмотря на 10-секундный штраф стоп-н-гоу за умышленное столкновение с Хэмилтоном в режиме машины безопасности.

Сам Льюис назвал поведение немца неуважительным, заметив при этом, что своим маневром четырехкратный чемпион мира сам себя опозорил. Феттель же в том эпизоде подумал, что британец нарочно решил проверить его тормоза – что, по сведениям FIA, было не так – перед уходом с трассы сейфти-кара.

Что было после того, как Феттель задел передним антикрылом заднюю часть шасси Льюиса, все, кто живут не в изоляции от внешнего мира, прекрасно знают. Но важно отметить, что поступок Себастьяна, за который он впоследствии получил штраф, стоил ему ни много ни мало победы в гонке.

После периода красных флагов и непродолжительного маринования машин на пит-лейне как назло сломалось крепление подголовника на машине Хэмилтона, что вынудило трехкратного после попыток доехать гонку до конца, пилотируя одной рукой и придерживая подголовник другой, все же лишний раз ехать в боксы. Эта нелепая ситуация вполне могла принести победу Себастьяну, если бы он не был так горяч.

Стычкой между двумя лидерами чемпионата воспользовался Даниэль Риккардо. Будучи 17-м после шестого круга, австралиец выиграл сумасшедшую гонку, финишировав впереди Валттери Боттаса, который в какой-то момент проигрывал лидерам целый круг. А третьим на свой первый подиум в карьере поднялся Лэнс Стролл.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Все разговоры после завершения заезда, разумеется, крутились вокруг инцидента между Хэмилтоном и Феттелем. Но если бы Боттас не столкнулся во втором повороте на старте гонки с соотечественником Кими Райкконеном, эпизода между лидерами чемпионата могло и не быть.

В том моменте Кими пытался пройти Валттери по внешней траектории, тогда как Боттас наехал на внутренний поребрик, его машину подбросило и кинуло на автомобиль Райкконена. Итог – Валттери направился в боксы с проколом, а Кими откатился назад на поврежденной машине. Этим воспользовался Феттель, едва сам на старте не врезавшийся в Боттаса после блокировки колес, и вырвался на второе место, бросившись в отчаянную погоню за Льюисом.

Сломанный боковой дефлектор на шасси Райкконена также сыграл свою роль в дальнейшем конфликте между Феттелем и Хэмилтоном.

Впервые машина безопасности появилась на трассе на 12-м круге из 51, когда машина Даниила Квята замерла на внутренней траектории в 12-м повороте.

После рестарта на 17-м круге поврежденный дефлектор Кими не выдержал и отлетел от машины, что вынудило дирекцию гонки вновь выпускать на трассу Бернда Майландера. Это означало, что Хэмилтону предстояло второй раз подряд на рестарте отбивать атаки Себастьяна.

Надо отметить, что в первой попытке он справился со своей задачей блестяще, собрав пелотон на коротком отрезке между 15-м и 16-м поворотами – по сути, последними на этой трассе. Британец ждал до выхода из 16-го виража, после чего вдавил педаль в пол и оставил Себастьяна в облаке пыли и объятиях соперников.

© autosport.com
Фото: autosport.com

«Это очень сложная трасса для удержания лидирующей позиции к первому повороту, поскольку там очень длинная прямая, – сказал после гонки Льюис, посчитавший, что во второй раз руководству гонки лучше было бы включить режим виртуальной машины безопасности, чтобы пилоты могли сохранить температуру шин и так не рисковать на рестарте. – Я пересмотрел прошлую гонку, в которой я не лучшим образом справился с рестартами, так что я вынес определенные уроки и постарался всё сделать правильно с учетом позиции на поуле.

Когда машина безопасности появилась вновь, я понял, что второй раз мой трюк может и не пройти, особенно против четырехкратного чемпиона мира. Так что мне пришлось выдумывать что-то новенькое, чтобы гарантировать себе лидирующую позицию к первому повороту.

К седьмому повороту мне сказали, что сейфти-кар уйдет на этом круге. Пока огни горят, мне необходимо выдерживать расстояние в десять корпусов до машины безопасности. К 15-му виражу я подошел примерно с таким интервалом, а когда он [Майландер] поехал вниз, я увидел, что огни погасли.

В этот момент мне не было необходимости ускоряться и поддерживать интервал, так что я решил сохранять стабильную скорость – даже стабильно замедляться к апексу, я бы сказал, и не разгоняться сразу после него. Я делал так во время первого рестарта и в этот раз сделал снова».

Однако во второй раз Себастьян и Льюис столкнулись на выходе из 15-го поворота. Феттеля, судя по всему, удивило решение лидера не разгоняться на выходе из виража. В итоге произошел контакт, возмущенный подъем руки, опережение слева, отчаянная жестикуляция и намеренный поворот руля в соперника до удара колесами.

Всё выглядело так, будто немец действительно неправильно понял намерения Льюиса и не смог оценить дистанцию между ними. Феттель полагал, что соперник ускорится, а тот не собирался этого делать.

© autosport.com
Фото: autosport.com

В FIA проанализировали телеметрию и пришли к выводу, что Хэмилтон не делал в том эпизоде ничего предосудительного, тогда как Себастьян с уверенностью заявил, что Льюис специально устроил ему проверку тормозов.

«Понятно, что лидер диктует темп, но мы были на выходе из поворота, он ускорился, а затем вдруг резко затормозил, и я въехал в него сзади, – сказал после гонки Феттель, попутно похвалив Хэмилтона за успешно проведенный первый рестарт, когда сам немец едва не упустил вторую позицию в борьбе с Серхио Пересом. – Ему необходимо понять, что не нужно так делать. Он уже несколько раз так делал – пару лет назад в Китае, например, когда это едва не привело к столкновению.

Просто я думаю, что в этом не было никакой необходимости. Разгоняться на выходе из поворота, а потом тормозить – это неправильно. Не думаю, что он сделал это умышленно, потому что он нормальный парень, но что сделано, то сделано. Мне не понравилось то, что произошло».

Настолько не понравилось, видимо, что Себастьян решил опередить соперника и умышленно повернуть руль в него.

«Я ехал рядом, а потом произошел небольшой контакт, – продолжил немец. – Но я поравнялся с ним для того, чтобы поднять руку и показать, что он был неправ. При этом я не показывал ему средний палец или что-то в этом роде, я просто хотел сказать ему, что так делать нельзя.

Я не согласен со штрафом – если уж наказывать, то обоих. Полагаю, штраф был слишком строгим».

Строгим или нет, но Феттель заслуживал наказания. Вы не можете вершить самосуд, даже если против вас поступили несправедливо.

Руководитель команды Red Bull Кристиан Хорнер также не оправдал своего бывшего подопечного в этом эпизоде.

«Это было какое-то секундное помутнение рассудка, – сказал британец. – Он потерял контроль над собой и ударил Хэмилтона, что, конечно, должно наказываться».

© autosport.com
Фото: autosport.com

Это был не первый пример, когда Себастьян в подобной манере действовал в эпизодах – все помнят его крики в адрес гоночного директора FIA Чарли Уайтинга и пилота RBR Макса Ферстаппена на Гран При Мексики. Это то, что сразу приходит на память.

В Баку Феттелю стоило ограничиться возмущением по радио и вскинутой вверх рукой. Но то, что он сделал, не вписывается ни в какие рамки и негативно сказывается на его статусе многократного чемпиона мира. И, к сожалению для него, такая реакция, по сути, стоила ему победы в гонке.

«Я не проверял его тормоза, – сказал Льюис после заезда. – Я сделал то же самое, что и кругом ранее. Когда огни погасли, я контролировал темп. Я вошел в поворот с тормозным усилием в 50 бар, при этом я его не увеличивал и не разгонялся, я просто пытался позволить машине безопасности уйти.

Понятно, что пилот, идущий сзади, пытается максимально приблизиться к лидеру, но мне кажется, что он недооценил дистанцию. Зачем обвинять гонщика впереди? Некоторые просто не умеют признавать свои ошибки.

Так часто бывает в картинге. И этот эпизод показал, что волнению подвержены даже лучшие гонщики».

Изменением в тактике Льюиса по сравнению с первым рестартом стало его намерение собрать пелотон на стартовой прямой, а не разгоняться на выходе из 16-го поворота.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Это позволило ему убедиться в том, что Себастьян находится в плотной группе преследователей, и ему будет очень некомфортно в первом повороте, когда с одной стороны будет Фелипе Масса, а с другой – оба пилота Force India.

Феттелю удалось отбить атаки соперников на подходе к первому повороту, а перед вторым Эстебан Окон смог нырнуть вперед напарника. Левый вираж напарники по команде прошли бок о бок, но на выходе не смогли избежать контакта.

Переднее крыло Переса оказалось разрушено, а у Кими возник прокол заднего колеса. Вся трасса оказалась усыпана обломками, в результате чего на 22-м круге дистанции дирекция гонки решила прервать ее красными флагами.

Паузу в команде Mercedes решили использовать для того, чтобы привести в порядок диффузор на машине Хэмилтона, который, по словам Вольфа, серьезно пострадал в контакте с Феттелем. Но всего не учтешь, и при выезде из боксов оказалось, что у Льюиса плохо закреплен подголовник.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Хэмилтон пытался прямо во время движения по трассе поставить его на место, но это оказалось невозможно, и на 31-м круге британцу пришлось ехать в боксы, где уже был подготовлен новый подголовник и на всякий случай скотч.

«Нам предстоит разобраться, что привело к ослаблению крепления подголовника, – сказал Тото. – Надо понять, требуются ли конструктивные изменения, или просто он был плохо закреплен. Штыри, входящие в пазы, там не очень большие...»

Феттель выразил недовольство по радио, когда ему сказали, что необходимо будет отбыть штраф за опасное пилотирование. Немец пытался выяснить, когда же это, интересно, он успел опасно попилотировать.

В результате Себастьян заехал на пит-лейн двумя кругами позже Льюиса, но его круг заезда в боксы оказался более чем на 2,3 секунды быстрее, чем у Хэмилтона, что позволило ему присоединиться к пелотону на седьмом месте – на одну позицию выше своего главного оппонента.

«Десять секунд – недостаточный штраф за такое нарушение», – сказал Льюис команде по радио, после чего посвятил всего себя погоне за Ferrari.

После того, как главные претенденты на титул ретировались, Даниэль Риккардо неожиданно для себя вышел в лидеры, а следом за ним шли Лэнс Стролл и Кевин Магнуссен – очень непривычные фамилии для подиума…

Напомним, что австралиец стартовал в гонке десятым после аварии в третьем сегменте квалификации, и его гонка осложнилась тем, что на пятом круге ему пришлось ехать в боксы, чтобы механики очистили тормозные воздуховоды на его машине от обломков. В результате он присоединился к пелотону аж 17-м.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Но Даниэль отчаянно прорывался наверх и к моменту второго рестарта смог подняться уже на девятую строчку. После столкновения пилотов Force India и прокола Кими австралиец стал пятым, а во время рестарта после красного флага провернул отчаянный маневр, разом опередив по внутренней в первом повороте дуэт Williams.

Пятая победа в карьере Риккардо оказалась частично связана с неудачами других пилотов – в том числе с поломкой мотора Renault на машине его напарника Макса Ферстаппена. Но настоящий гонщик должен быть всегда начеку и собирать победы везде, где это только возможно.

«Мне очень повезло, – сказал Даниэль после финиша. – У меня не так много побед, но почти все они были добыты в таких сумасшедших гонках».

И в условиях такой сумасшедшей гонки Боттасу удалось вернуться в круг с лидером и прорваться после рестарта, попутно одолев молодого Лэнса Стролла за второе место в драг-рейсинге всего на 0,105 секунды.

© autosport.com
Фото: autosport.com

«Я атаковал на пределе, – сказал после гонки финн, выигрывавший у Лэнса на последних 12 кругах дистанции по секунде с лишним с круга. – Я не был до конца уверен, где именно находится финишная черта, но когда команда включилась по радио, и я услышал овации на фоне, я все понял. Это было второе место. И это лишний раз доказало, что никогда нельзя сдаваться».

Хэмилтон был не так далек от того, чтобы провернуть подобный маневр с Феттелем, но ему не хватило всего 0,212 секунды, тогда как первые пять машин на финише разделили всего шесть секунд.

После гонки было ощущение какой-то несправедливости от того, что Льюис финишировал ниже Себастьяна с учетом произошедших в гонке событий, но Феттель был уверен, что всё сделал правильно, несмотря на заверения FIA о том, что британец не нарушал правила.

Ники Лауда после финиша сравнил нежелание Себастьяна идти на поводу у обстоятельств с поведением его кумира Михаэля Шумахера.

А нам остается подождать, чтобы увидеть, окажутся ли эти "бакинские разборки" между претендентами на титул единичным эпизодом или ознаменуют собой начало отчаянного сражения за чемпионство с применением любых доступных и недоступных средств.

Феттель после гонки сказал, что позвонит Хэмилтону, и они обо всем поговорят. В то же время Льюис намекнул, что у немца даже нет его номера телефона, а всё, что он хочет сказать ему, он скажет на трассе.

Что бы ни происходило дальше, нам Гран При Азербайджана запомнится тем, что добавил новых красок в борьбу между многократными чемпионами мира за очередной трофей…

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: http://www.autosport.com/premium/feature/7587/how-f1-title-fight-exploded-amid-baku-chaos

© autosport.com
Фото: autosport.com

Комментарии для сайта Cackle