"Быстрые и яростные". Когда злость и жажда мести берут верх
Бездумный ответ Себастьяна Феттеля на действия Льюиса Хэмилтона стал главной темой для обсуждения после финиша Гран При Азербайджана, отодвинув на второй план все остальные события феерической гонки в Баку. Однако для Формулы 1 такие спонтанные и агрессивные поступки далеко не новы.
АВТОСПОРТ.com.ru вспоминает пять других инцидентов, когда гонщики теряли самообладание, и ещё один, произошедший 80 лет назад по схожим причинам...
Спа-1998: «Ты хотел меня убить!»
Один из самых известных инцидентов, когда гонщик вышел из себя, произошёл 19 лет назад на Гран При Бельгии. Уверенно лидировавший Михаэль Шумахер врезался в отстававшего на круг Дэвида Култхарда.
«Вы не поверите, вот я только хотел сказать: «Посмотрите, как медленно едет Култхард». Шумахер попробовал обойти его слипстримом, но в шлейфе брызг не увидел, что он едет так медленно, – воскликнул тогда в трансляции российский голос Формулы 1 Алексей Попов. – Гонка для Михаэля закончена! Михаэль не выиграет этот Гран При!»
Шумахер на трёх колёсах, а Култхард без заднего антикрыла доехали до пит-лейна. Разъяренный немец покинул машину и стремительно направился в боксы McLaren, отталкивая по пути менеджера Скудерии Стефано Доменикали, который тщетно пытался его остановить.
До драки всё-таки не дошло, во многом благодаря механикам McLaren, фактически стеной оградившим Култхарда от Шумахера, кричавшего «Ты хотел убить меня!»
«Михаэль действительно разъярён. Я впервые вижу Шумахера таким! – сказал тогда Попов. – Знаете, обычно он никогда не теряет самообладания, по крайней мере внешне. Сегодня мы увидели по-настоящему разъярённого Михаэля Шумахера».
Сузука-1993: Дерзкий новичок
Дебют Эдди Ирвайна в Формуле 1 на Гран При Японии-1993 получился довольно успешным. Ирландец сходу финишировал в очках, чего не удавалось сделать его предшественникам в Jordan Ивану Капелли, Тьерри Бутсену, Марко Апичелле и Эмануэле Наспетти в предыдущих 14 гонках. Но запомнилась первая гонка Ирвайна по совсем другой причине.
В конце дистанции лидировавший Айртон Сенна застрял за круговым Деймоном Хиллом. Вышло так, что Ирвайн начал догонять обоих и в конечном итоге догнал. Юный дебютант не стушевался и решил вернуться в круг, раз он быстрее. Сенне, естественно, такая дерзость не понравилась, и после финиша, несмотря на победу, он наведался в боксы Jordan.
Изначально Айртон собирался проучить новичка на словах, но на язык Эдди оказался не менее дерзок, чем на трассе.
Вспоминая Гран При Японии-1993: Конфликт между Айртоном Сенной и Эдди Ирвайном
Потерявший терпение Сенна воскликнул «Ты не гонщик, ты чёртов идиот!» и набросился с кулаками на него. Механики оттащили разъяренного бразильца, который в дальнейшем получил условную дисквалификацию на две гонки.
«Я не сделал ничего опасного, и ему не о чем было волноваться, – сказал затем в интервью Ирвайн. – Он просто потерял самообладание и повел себя как псих».
Спа-1987: Молния на носу
За 11 лет до ставшей легендарной стычки между Шумахером и Култхардом в Спа произошёл другой эпизод, тогда дошедший до рукоприкладства. На первом круге после старта Айртон Сенна, выступавший за Lotus, задел Найджела Мэнселла при попытке атаки по внешней стороне в повороте Fagnes. Сенна сошёл сразу, Мэнселл попытался продолжить гонку, но вскоре присоединился к своему обидчику.
Припарковав машину в боксах, разгневанный британец отправился в расположение молодого бразильца.
«Я пошёл к нему, схватил за грудки и прижал к стене, прокричав: «В следующий раз постарайся сделать это лучше!» Айртон носил тогда свободный комбинезон, поэтому молния от замка оказалась на уровне его носа, – вспоминает Мэнселл. – Знаете, когда ярость застилает взор, просто теряешь самообладание. У каждого из нас есть внутри чип, называемый инстинктом самосохранения. Когда он активируется, то ты выходишь из себя.
Я никогда раньше не испытывал такого чувства. Я ничего не видел на своём пути, и мне казалось, что завтра не наступит».
Сам Сенна довольно спокойно отнесся к ситуации.
«Если человек хватает тебя за грудки, то вряд ли он пришёл извиниться», – заявил тогда будущий трёхкратный чемпион мира.
Хоккенхайм-1982: Разгневанный кумир
За всю историю в Формуле 1 выступал всего один чилиец, не добившийся выдающихся результатов за 37 проведённых Гран При, но при этом его фамилия хорошо известна всем поклонникам «Королевских гонок». Речь идёт об Элизео Салазаре, для которого знаменитое столкновение с Нельсоном Пике на Гран При Германии-1982 стало фактически пиком славы.
Пике, лидировавший как в гонке, так и в чемпионате, готовился обогнать чилийца на круг, но тот оказался не слишком уступчивым, и в итоге произошло столкновение.
Разгневанный бразилец, покинув машину, принялся активно жестикулировать, а подойдя ближе, нанёс несколько ударов, которые, правда, оказались не слишком точными. Сам Салазар бросаться с кулаками не стал и сделал лишь пару блоков, может быть, потому, что понимал свою вину, а может, просто из уважения к Пике.
«Я всегда восхищался Нельсоном. Он был моим кумиром и помогал мне в начале карьеры в Европе, – рассказал позже чилиец. – Поэтому, конечно, произошедшее стало для меня шоком».
По слухам, вскоре Пике принёс свои извинения Салазару, поскольку инженеры в команде Brabham выяснили, что двигатель BMW на его машине всё равно не выдержал бы до финиша.
Моспорт-1977: «Извини, старик»
Помните эпизоды с Кими Райкконеном на Нюрбургринге-2003 и Сепанге-2004, когда после сходов расстроенный финн отталкивал от себя маршалов? Хочется верить, что это не так, но, может быть, «Айсмен» научился таким не самым примерным действиям у своего кумира Джеймса Ханта.
На предпоследнем этапе сезона-1977 Хант, уже лишившийся шансов отстоять звание действующего чемпиона мира, столкнулся с напарником по McLaren Йохеном Массом. Британец оказался настолько раздражен, что нанёс хук справа настойчивому маршалу, который пытался отвести его от трассы. Удар Ханта оказался достаточно сильным, и ни в чем неповинный волонтер просто повалился на землю.
«Что почувствовал в тот момент? Я был унижен и ошеломлен», – вспоминает маршал Эрни Стронг.
Вместе они отошли за барьер безопасности, где успокоившийся Хант обнял маршала.
«Не помню, что я ему сказал, но он произнёс «Извини, старик» и отправился в боксы», – продолжил Стронг.
История получила громкую огласку в СМИ, и Хант был оштрафован на 2000 долларов за агрессивное поведение.
P.S: С молотком на разборку
Гонки – это всегда адреналин и буря эмоций, будь то 2017-й или 1937-й год, когда Формулы 1 и не существовало. На страницах истории часто говорится о том, что раньше между гонщиками было больше уважения и взаимовыручки. Но так ли это? В заключении хотим рассказать об инциденте, по сравнению с которым эпизод между Хэмилтоном и Феттелем в Баку выглядит детскими садом.
В 1937 году на Гран При Триполи, одном из самых престижных в то время автоспортивных соревнований, едва не дошло до нанесения увечий или даже смертельных травм. Интересно, что причиной разногласий тоже стал низкий темп.
Луиджи Фаджоли и Рудольф Караччиола рассорились между собой ещё во времена совместных выступлений в «Серебряных стрелах», а в той гонке выступали уже за разные команды Auto Union и Mercedes. По ходу дистанции он боролись между собой, и в какой-то момент Караччиола заблокировал соперника. Столкновения удалось избежать, и оба благополучно доехали до финиша, заняв пятое и шестое место. Похоже на ситуацию в Баку, не правда ли?
Но уже после окончания Гран При недовольный Фаджоли схватил молоток и отправился в боксы Mercedes! По одной версии, он кинул инструмент и едва не попал в голову Караччиоле, а по другой – механики «Серебряных стрел» просто скрутили его, отобрав молоток. Вот так в один миг итальянец, которого в шутку называли «Разбойник из Абруццо», едва не стал убийцей из Абруццо.
А вы говорите Хэмилтон и Феттель...