Каково это – стоять у руля Ferrari?
Ожидание успеха тяжёлым грузом лежит на плечах руководителя Ferrari. В эксклюзивном интервью родственному AUTOSPORT изданию F1 Racing Стефано Доменикали рассказывает о том, какие качества требуются, чтобы руководить Скудерией
«Sono un agitatore di uomini, – говорил о себе Энцо Феррари: Я – вдохновитель мужчин».
Это и впрямь было так в те благословенные времена, когда Коммендаторе, не зная жалости, управлял своей алой империей посредством страха и мифологизации собственного образа. И по сей день внутри заводских дворов Маранелло ощущается присутствие духа этого легендарного человека.
Портрет Энцо висит на стене большого офиса Gestione Sportiva – спортивного подразделения Ferrari, которое находится в паре сотен метров от старых фабричных ворот.
На выполненной в чёрно-белых тонах в натуральную величину картине изображён Энцо в рубашке, брюках и солнцезащитных очках, стоящий позади одной из гоночных машин. Он указывает, направляет... Нет сомнений, что ситуация находится полностью под его контролем.
Именно под этим портретом располагается рабочее место человека, чья задача состоит в соблюдении приказов Комендаторе. «Victory for the Scuderia! [Победа для Скудерии!]» – этот девиз актуален здесь и по сей день.
Стефано Доменикали – руководитель команды Ferrari – отодвигается от стола и мгновенно отрывается от кипы документов, ежедневно скапливающихся на его рабочем месте. Он бросает короткий взгляд на портрет, и по его лицу пробегает тонкая грустная улыбка..
«Как вы видите, он всегда наблюдает за мной, – говорит Доменикали. – Это серьезная картина, я ощущаю её тяжесть и чувствую, как он указывает на меня пальцем. О чём я думаю, когда смотрю на неё? О большом уважении и ответственности».
Он делает паузу, чтобы указать на столь же впечатляющую картину, висящую рядом с портретом Энцо. На ней изображён руководитель концерна Ferrari Лука ди Монтедземоло, празднующий победу в Монце в 1975 году.
«Я с уважением отношусь к тому, что он сделал – не забывайте, что Энцо Феррари начинал всё с нуля, – а затем ди Монтедземоло смог направить компанию в верном направлении, когда ситуация уже стала совсем иной.
Теперь уже я отвечаю за то, чтобы в результате моего скромного труда ценность имени Ferrari продолжала расти. Ежедневно вы участвуете в построении чего-то великого, и я действительно ощущаю это».
То, что Доменикали действительно живёт этим чувством долга, видно из нашего разговора. Как и у любого босса команды, его время стоит дорого и тщательно спланировано. Он получает множество противоречивых запросов на встречах, в виде звонков или электронных писем.
Каждое предложение он произносит быстро и чётко, чтобы достичь максимальной эффективности диалога. Однако нам удалось кратко поговорить с ним о его страсти к авиации (Доменикали получил лицензию пилота в 17 лет и на книжном шкафу в его кабинете стоят модели вертолётов).
«Я по-прежнему увлечён авиацией. Вот и всё. Когда я был ребёнком, то хотел играть в баскетбол и стать военным лётчиком, – смеётся он. – Мне удалось первое, а вот со вторым не сложилось».
Однако этот человек смог сделать и ещё кое-что: присоединившись к Ferrari в 1991 году после получения степени в области бизнес-администрирования, он начинал с работы в финансовом департаменте, к 2008-му пройдя путь до поста руководителя команды.
47-летний Доменикали утверждает, что он никогда не стремился занять руководящую должность: «Говоря откровенно, я никогда не думал о том, чтобы однажды окажусь в своей нынешней роли». Но сейчас, подобно [прежним руководителям Ferrari] Жану Тодту, Клаудио Ломбарди и Чезаре Фьорио, он в ответе за ожидания всей Италии.
Он называет свалившееся на него бремя «настолько тяжёлым, что вам даже не стоит думать об этом», добавляя: «Первое, что вы чувствуете – большую ответственность. Она действительно огромна».
Два года назад ноша едва не стала непосильной: просчёты в тактике, которые испортили гонку Фернандо Алонсо в Абу-Даби и стоили ему титула – который в итоге завоевал Себастьян Феттель, – едва не привели к отставке Доменикали.
Однако он устоял (в отличие от бывшего главного гоночного инженера Криса Дайера, которого сделали в той ситуации козлом отпущения), принимая всю последовавшую критику как неизбежность своей профессии.
«Самое главное – вы должны быть способны справляться с прессингом, – говорит он. – Я стараюсь отвести весь негатив в сторону, пытаюсь взять ответственность на себя и защитить команду от всего этого. Потому что это часть ежедневной работы, с которой вы сталкиваетесь в Ferrari».
Нелегко быть руководителем команды, которая является неофициальным символом всей страны. И уж тем более в ситуации, когда удалось добиться успеха в Кубке Конструкторов (в 2008-м), но пилоты трижды за пять сезонов заканчивали чемпионат на втором месте (Фелипе Масса в 2008-м, Алонсо - в 2010-м и 2012-м).
«Однако, – отмечает Доменикали, – мы должны научиться проигрывать. В нашем мире это нелегко понять. Даже когда вы прикладываете максимум усилий, все равно приходится учитывать тот факт, что вы можете проиграть или выиграть. Однако при любом раскладе на следующий день вы должны вновь сосредоточиться на работе, чтобы стать ещё лучше.
Это правильный подход. Мы, итальянцы, очень эмоциональны, и всегда бывают ситуации, когда вы либо со щитом либо на щите. Или герой, или никто. Слава Богу, что я не следую этому правилу в своей работе или мыслях. Обычно мне хорошо удаётся отстраниться от такого подхода».
В его словах слышен прагматизм. Доменикали – человек, который хоть и проникнут спортивными интересами своей команды и региона, в котором вырос (он родился в Имоле и в подростковом возрасте работал судьей на трассе на добровольных началах), тем не менее понимает, что Формула-1 – сложный бизнес, в котором грань между триумфом и поражением невероятно тонка.
«Это не похоже на футбол, – говорит он. – Там вы можете заменить защитника или – как это будет? – вратаря, и вдруг оказаться лучшей командой. Здесь, когда вы меняете подход к работе или организации процессов, результата можно дожидаться в течение года или даже дольше.
В сложившейся ситуации, когда правила стабильны, вы должны довести до совершенства всё, буквально каждую мелочь, иначе никогда не сможете победить».
Во время беседы Доменикали позволил себе отвлечься от насущных дел и расслабленно откинулся на спинку кресла, оторвавшись от непрерывного потока писем с пометкой “ПРОЧЕСТЬ НЕМЕДЛЕННО”. Однако он оживляется, когда разговор неизбежно затрагивает тему сезона-2012, прошедшего под знаком упорной борьбы, в которой команда не смогла победить (употреблять в данном случае слово “поражение” в отношении Алонсо и Ferrari все же не вполне верно).
Вскоре после финальной гонки сезона команда собралась в своей штаб-квартире, чтобы выслушать обращение Доменикали и ди Монтедземоло, которые призвали свои “войска” перегруппироваться и готовиться к грядущим битвам.
Главный принцип руководства, которого придерживается Стефано – даже в случае проигрыша нужно выделить позитивные моменты, а также разобраться с тем, как, где и почему произошёл сбой.
«Потому что если вы не учитесь на своих проигрышах, то попадаете в ловушку, фокусируясь только на негативе от поражения, – говорит он. – Поверьте мне, быть вторым гораздо хуже, чем четвертым или пятым. К сожалению, мы очень хорошо знаем это, но тут уж приходится принимать то, что есть».
Даже если кому-то эти слова покажутся преувеличением, они отлично раскрывают нам природу этого человека: Доменикали излучает энергию, человечность и сосредоточенность. Вы чувствуете, что он мог бы составить прекрасную компанию за ужином, если бы только сумел отвлечься от текущих проблем во время тестов, данных из аэродинамической трубы, переговоров по контракту, работы с бюджетом, результатов, результатов и ещё раз результатов...
Его подход заключается в убеждении команды “всегда держать голову высоко поднятой” и быть в состоянии признать, что, несмотря на долгое ожидание и историческое наследие, победа не всегда возможна. Хотя поражения и не становятся от этого менее горькими…
«Я ненавижу проигрывать чемпионат в последней гонке – к сожалению, это случалось с нами несколько раз с 1999 года. Это всегда трудно пережить».
Тем более в тот момент, когда Ferrari готова была задать новые стандарты. Доменикали считает, что в 2012 году его команда была лучшей в 'четырёх из пяти компонентов', необходимых для победы в чемпионате.
Однако первоначальная скорость машины F2012 оказалась настолько низкой, что даже титанической работы по её развитию и усилий пилотов оказалось недостаточно, чтобы отыграть это отставание.
«Помните, – говорит он, – мы начинали прошлый год, уступая 1,6 секунды, а уже в июле у нас был лучший автомобиль. Однако вы не в состоянии постоянно поддерживать такой темп доработок. Так что в этом году мы, конечно, ставим перед собой цель показывать более высокую скорость.
Однако чемпионат вовсе не закончился в Мельбурне и я не сторонник называть победителей и проигравших на этой стадии сезона.
Решающим фактором в этом году должна стать стабильность результатов. В начале прошлого сезона у нас получилось добиться этого с Фернандо, и именно в этом я вижу свою главную цель сейчас».
Похоже, что новая F138 избавилась от фундаментальных недостатков, мешавших её предшественнице F2012 – главным из которых была низкая аэродинамическая эффективность машины. Такая ситуация может быть связана с интенсивной работой в аэродинамической трубе компании Toyota, расположенной в Кёльне. Именно там проводилось большинство продувок для новой машины, пока Ferrari продолжает модернизировать собственную трубу, доставившую множество проблем в прошлом сезоне.
Безусловно, прогресс также связан с возвращением в команду Рори Бёрна, одного из главных творцов громких успехов Ferrari в начале 2000-х годов. Команда утверждает, что он руководит программой развития автомобиля для 2014 года, а также возглавляет проект суперкара Enzo.
Лишняя пара глаз никогда не помешает, а преемственность и стабильность предоставят Ferrari уникальную возможность выправить дела как на дорожном, так и на гоночном фронте.
Преемственность же в кокпите обеспечивают Фернандо Алонсо, продливший контракт до 2016 года, и Фелипе Масса, который по числу стартов за команду за всю историю уступает лишь Михаэлю Шумахеру.
Доменикали не сомневается, что у Ferrari одна из самых сильных пар пилотов в пелотоне.
«Было бы справедливо назвать Алонсо вашим самым сильным активом?» – спрашиваем мы.
«Да», – не раздумывая, отвечает он.
«Он доволен работой с вами?»
«Он отличный гонщик. И это не пустые слова. Фернандо по-настоящему верит в команду и полагается на её работу. В этом аспекте он действительно умеет добиваться максимального результата. Таким образом, наша цель убедиться, что мы можем предоставить ему действительно хорошую машину. В противном случае, конечно, претендовать на хороший результат будет очень сложно», – говорит Стефано.
Он опровергает мнение, что Алонсо будет не под силу повторить практически идеальный с точки зрения выступлений сезон-2012.
«Почему нет? – спрашивает Доменикали. – Определённо, ему по силам сделать это вновь, может быть, даже провести чемпионат еще лучше. Самое замечательное в нашем спорте – вы можете добиться гораздо большего, чем рассчитывали, и тогда вдруг осознаете, что в состоянии прибавлять год от года.
Это вопрос зрелости. Это вопрос ваших навыков и умения наилучшим образом использовать свои возможности. Всему этому вы учитесь по мере вашего профессионального роста. Поэтому я считаю, что он сможет вновь провести великолепный сезон. Без сомнений».
Босс Скудерии также не соглашается с предположением, что Алонсо следовало бы принять участие в первый тестовой сессии в Хересе, а не заниматься в это время физической подготовкой.
Более того, он считает, что для пилота лучше быть подготовленным в моральном и физическом плане, быть полным сил, энергии и уверенности в себе, чем три дня ездить по трассе, получая при этом не совсем убедительные данные.
«Не забывайте, – говорит наш собеседник, – прошлый год был очень напряжённым с эмоциональной точки зрения.
Если вы проигрываете чемпионат, который не должны были проиграть – признаем честно, если бы не две аварии в первом повороте, он стал бы чемпионом, – то с психологической точки зрения вам нужно определённое время, чтобы восстановиться и сохранять форму от начала и до конца следующего сезона.
В голове пилота скрыто больше скорости, чем можно получить за неделю работы в аэродинамической трубе».
Отдохнувший и готовый к бою Алонсо за рулём машины, явно более конкурентоспособной, чем прошлогодняя, является очень серьёзным соперником, за которым стоит пристально следить Феттелю, Баттону, Хэмилтону и Райкконену – а также их командам.
А что же все остальные? От продавцов рекламы до механиков-новобранцев – те, кого ждет еще более жесткий график, перелеты в эконом-классе, работа допоздна, постоянно занятые выходные и возвращение домой без сил по понедельникам после гонки? Выдержат ли они?
По признанию Доменикали, «это самая большая проблема. Сезон настолько интенсивен, что у вас нет времени побыть дома и перезарядить батарейки, разве что во время августовского перерыва. А затем, кроме Рождества и Нового Года у вас нет ни единого выходного.
Но такова наша жизнь, и мы не можем жаловаться. Некоторым людям приходиться куда хуже, чем нам».
Можно не сомневаться, что мужчина с непроницаемым взглядом, чей портрет висит над его плечом, едва ли одобрил Доменикали или кого-то из сотрудников команды, доведись им просто задуматься – не говоря уж о том, чтобы высказать вслух – о том, что работа в Формуле-1 иногда бывает достаточно тяжелой.
«Да, – реагирует Стефано, – это сложная задача, к которой вы должны подойти с верных позиций и с должным профессионализмом – зная, что нужно рассматривать её как привилегию.
Я очень горжусь этим и чувствую, что понять всю степень ответственности можно только в этом кресле. И если ты второй, это всегда означает, что ты делаешь что-то неправильно.
К сожалению, такова наша судьба. Вы не можете ничего изменить. Но в этом есть и положительная сторона, потому что вы точно знаете, что нужно делать. И даже если иногда хочется не так остро реагировать на результаты, вы просто не можете себе этого позволить.
Полная самоотдача и максимальная производительность – вот, что требуется от того, кто сидит в этом кресле».