Кому нужен Фернандо Алонсо? Никому?!

Александр Гинько
6 сентября 2017 в 9:22

Контракт Фернандо Алонсо с McLaren истекает в конце нынешнего года, но пока к двукратному чемпиону мира не выстраивается очередь из команд, желающих продлить его спортивное долголетие. В причинах разбирается редактор AUTOSPORT.com.ru Александр Гинько...

В последние недели в мире автоспорта только ленивый не судачит о будущем двукратного чемпиона мира Фернандо Алонсо. То его отправляют в Mercedes, чтобы возобновить воинственный дуэт с его заклятым другом Льюисом Хэмилтоном, то приглашают второй раз войти в реку Ferrari, то третий – в Renault… Еще и Williams всплыла. Видимо, не все команды из пелотона перебрали. И на каждом из путей нашего витязя вставали какие-то преграды.

Когда кто-то начинал говорить о возможном переходе испанца в чемпионскую команду Mercedes, тут же появлялся руководитель этого коллектива Тото Вольф с довольно откровенными словами: «Я уже отвечал на этот вопрос! У Фернандо и Mercedes есть история совместного сотрудничества, причем не самая приятная… Безусловно, Алонсо очень опытный и талантливый гонщик, но он нам не подходит».

Бросаем взгляд в сторону Ferrari, а оттуда слышится вполне себе отчетливое «Алонсо, может быть, и проявлял желание вернуться, но нужного ответа от нас он не услышал. Мы не заинтересованы в его услугах». И от кого? От самого президента компании Серджио Маркионе.

Renault, Renault, скорее в Renault! А вместо распростертых объятий – довольно сухое «Предыдущие совместные успехи еще ничего не гарантируют… Фернандо хочет бороться за титул… Но мы не сможем сразу предоставить ему соответствующую машину… А чего мне точно не хочется, так это чтобы за рулем машины Renault сидел расстроенный Алонсо». Автор послания? Руководитель Renault Sport Сирил Абитбуль.

А при появлении разговоров о возможном продолжении карьеры Фернандо в Williams из Гроува моментально пришла депеша следующего содержания: «Мне лично ничего неизвестно, я никогда не обсуждала с ним условия контракта и не садилась за стол переговоров». За женским родом глаголов без труда узнается заместитель руководителя прославленного коллектива Клэр Уильямс.

Как говорится, если и четвертая жена от тебя ушла, подумай, может, дело в тебе?

В последние годы у Фернандо Алонсо в Формуле 1 создался имидж странствующего героя, которого так или иначе, но непременно еще ждет успех. Это повторяют все вокруг словно мантру. Создается некая аура неотвратимости еще одного титула для Алонсо и какое-то едва уловимое чувство вины у всех окружающих за то, что испанец уже больше десяти лет не примерял чемпионскую корону.

В своих недавних ответах на вопросы читателей уважаемый журналист из мира Формулы 1 Джеймс Аллен затронул эту весьма деликатную тему. Среди прочего его спросили: «Должны ли топ-команды жертвовать своим планом развития, чтобы дать Фернандо Алонсо в последний раз проявить себя на вершине спорта и попробовать завоевать третий титул?»

Джеймс перефразировал этот вопрос так: «Лежит ли на спорте в целом ответственность за то, чтобы обеспечивать своим главным талантам место в сильнейших машинах пелотона?», после чего, поразмыслив, пришел к следующему вердикту: «Фернандо Алонсо – очень значимый персонаж для Больших Призов и пилот высочайшего уровня, но за свою карьеру он принял целый ряд неправильных решений, что в итоге привело к тому, что он имеет сейчас. И речь необязательно идет о решениях выступать за ту или иную команду, а, скорее, о тех его действиях, которые не позволяли топ-коллективам взглянуть в его сторону».

И это очень важная фраза. Вспомните недавнее путешествие Алонсо за океан для выступления в Инди-500. Да, из этого в результате получился глобальнейший пиар-проект с привлечением огромного количества людей и компаний. Но что бы там ни говорили, и какой бы сказкой ни могла обернуться возможная победа в легендарной гонке, для McLaren и Формулы 1 в целом это был серьезный удар по имиджу.

Да, исполнительный директор команды из Уокинга Зак Браун способен любую, даже самую неприятную ситуацию перевернуть с ног на голову и, как хороший фотограф, выставить в нужном свете. Но всем ясно, как божий день, что участие в Инди-500 было элементарным капризом Фернандо. Топнул ножкой и полетел. И лишь затем команда, смирившись с прихотью своего пилота, выстроила благоприятную для себя модель поведения. Хорошая попытка, но нет.

При всем желании этот факт биографии испанца нельзя использовать как положительную характеристику для резюме при устройстве на работу в одну из команд Ф1. Пожалуй, ни одному топ-коллективу не понравилось бы, если бы их гонщик променял участие в культовом Гран При Монако на пробу сил в не менее знаменитой, но все же инородной для Формулы 1 гонке по ту сторону Атлантики.

Как нельзя записать в его актив и давнюю историю с уходом из McLaren фактически из-за "шпионского скандала", фигурантом которого он был. Это дела давно минувших дней, и здесь есть много за и против, но Формула 1 – катастрофически замкнутый мир с эффектом памяти, в котором не остается без внимания ни одна "шалость".

К разряду шалостей также можно отнести и всяческое проявление неуважения к команде в многочисленных радиопереговорах, ставших культовыми мемами, и отдых на шезлонге у трассы во время Гран При Бразилии два года назад. Всё это в очередной раз расхватали в интернетах как горячие пирожки, но в боксах других команд наверняка с облегчением вздохнули из-за того, что это "шалит" не их гонщик. Вряд ли кому хотелось бы, чтобы так свое отношение к проблемам в команде демонстрировал ведущий пилот.

Что касается проявления эмоций, то во всем пелотоне с трудом можно отыскать гонщика, более щедрого на прямые выпады в адрес собственной команды. В Канаде в 2015-м испанец сказал по радио, что они выглядят на трассе как любители. В Японии в том же году он сравнил мотор Honda с GP2. А в Бахрейне в 2017-м Фернандо прокричал по радио, что никогда в жизни не управлял машиной с менее мощным мотором. И это далеко не полный список. В Формуле 1 нет слепых и глухих, все всё видят, слышат и постоянно примеряют к собственной команде. Вряд ли кому может понравиться подобное.

И именно это, скорее всего, имел в виду Сирил Абитбуль, говоря о том, что не хотел бы видеть за рулем Renault расстроенного Алонсо.

В игровых видах спорта часто говорят, что выигрывает команда, а проигрывает тренер, но в случае с Фернандо можно сказать, что выигрывает всегда гонщик, а проигрывает команда. Любой маломальский успех испанца приписывается исключительно его выдающимся способностям, а все неудачи моментально списываются на командные ошибки, и первым на этом акцентирует внимание сам Алонсо. Возвращаясь к гонке Инди-500, можно предположить, что и там успех Фернандо целиком и полностью отнесли бы на его счет, а о команде никто бы не вспомнил.

Есть такая детская игрушка-пирамидка, которая собирается путем нанизывания колец на стержень в определенном порядке. И создается ощущение, что на протяжении своей карьеры Фернандо Алонсо собирал свою пирамидку вразнобой, не особенно беспокоясь по поводу последовательности колец, и теперь она никак не вписывается в четко означенные рамки топ-команд Ф1.

В Mercedes Валттери Боттас, в Ferrari продление Кими Райкконена, в Red Bull долгосрочные соглашения… Двери громко захлопываются одна за другой. Но все мы знаем, что в Формуле 1 контракты – вещь довольно условная, и когда есть желание, они помехой не становятся. В этом случае все обычно с легким прищуром повторяют одну и ту же фразу о том, что контрактные обязательства существуют для того, чтобы их нарушать.

В случае с Алонсо все ведущие команды разбежались по своим контрактным норкам и пассивно наблюдают за тем, как будут развиваться события.

При этом все они из своих норок в один голос твердят о том, что Фернандо один из лучших, если не лучший гонщик современности. Но это как с девушкой, которая говорит молодому человеку, что он ее самый лучший и самый близкий друг – обычно это означает, что на серьезные отношения с ним она не готова.

Как бы обидно это ни звучало, но двукратный чемпион мира Формулы 1 сегодня, похоже, просто никому не нужен. На днях испанец заявил, что у него есть варианты, которые позволят ему выигрывать в следующем году. Но это больше похоже на блеф, поскольку пока непонятно, о каких именно вариантах может идти речь. Разве что McLaren-Renault…

Ясно одно – если Фернандо не пересмотрит свое отношение к корпоративной этике и не перестанет огульно поносить свою команду, следующий сезон он может провести… в шезлонге.

Автор материала: Александр Гинько

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle