Нетерпеливость Макса Ферстаппена может взорвать рынок Ф1
Макс Ферстаппен проводит не самый успешный год в составе команды Red Bull, и не по своей вине. Но если и в следующем сезоне ничего не изменится, юный голландец может стать главной фигурой на рынке пилотов. Слово Бену Андерсону...
За свой пока еще недолгий путь в автоспорте Макс Ферстаппен успел уже несколько раз проявить нетерпеливость в отношении развития своей карьеры. У этого молодого человека совершенно явные амбиции будущего чемпиона мира, и долго идти к своему титулу он не намерен.
Несколько трофеев в картинге… «Дайте дорогу в Формулу 3». Пожалуйста. Незамедлительный успех в Ф3… «Мне нужно как можно быстрее попасть в Формулу 1». Добро пожаловать в Toro Rosso. Очень впечатляющий дебют в Гран При… «Дайте мне топ-команду». Да пожалуйста, экс-чемпионская дружина Red Bull подойдет? Победа в первой же гонке за RBR! «В следующем году я должен взять титул»…
Казалось, этой сказке не будет конца. Но он наступил уже довольно скоро, и отнюдь не счастливый. Команда Red Bull-Renault не смогла лучшим образом адаптироваться к изменениям в регламенте – и это касается как шасси, так и мотора, – и серьезно отстала в чемпионской гонке от Mercedes и Ferrari.
В Милтон-Кинсе недооценили новые правила по аэродинамике, которые изначально могли им помочь сконструировать конкурентоспособное шасси, в результате чего первые пять гонок сезона ушли на работу над ошибками. В Renault тем временем признали, что за зиму пытались сделать чересчур большой шаг в плане развития силовой установки, что негативно повлияло на степень ее надежности.
И главным образом отсутствие надежности мотора в первой половине нынешнего сезона сказалось на Ферстаппене. Дела, по его собственному выражению, у него идут даже хуже, чем у Фернандо Алонсо в McLaren-Honda. И хотя не всё так драматично на самом деле, очковые потери голландца оказались весьма ощутимыми – на данный момент он всего на 10 баллов опережает в личном зачете пилота Force India Серхио Переса, и как минимум четыре его схода в гонках произошли по вине французских мотористов.
На Гран При Канады Макс шел вторым следом за Льюисом Хэмилтоном, когда на его машине отказала батарея. В Азербайджане проблемы с двигателем стоили голландцу возможной победы, которая в итоге досталась его напарнику. Отказ сцепления испортил Ферстаппену гонку в Австрии, а внезапное отключение мотора привело к сходу на домашнем этапе в Бельгии уже через семь кругов после старта.
Именно после этой неудачи Ферстаппен-старший в интервью голландскому телеканалу Ziggo Sport довольно ясно дал понять, какой настрой царит в их гоночном семействе: «Так не будет долго продолжаться, если ничего не изменится».
Безусловно, сейчас все взоры поклонников Больших Призов обращены на рынок пилотов, движений на котором не так и много. Пока нет официального контракта на следующий год у Валттери Боттаса, продолжается сага с уходом или неуходом Алонсо из McLaren-Honda (или не Honda), а также неизвестно окончательно, кто будет вторым гонщиком в заводской команде Renault. В остальном же всё решено.
У Хэмилтона есть контракт, Себастьян Феттель продлил свое соглашение с Ferrari на три года, его напарник Кими Райкконен также не поменяет цвет гоночного комбинезона в предстоящем межсезонье, а Ферстаппен и Риккардо связаны тесными узами с Red Bull.
В австрийской команде подтвердили, что в следующем году Даниэль станет свободным агентом, тогда как в отношении Макса они дали понять, что хотели бы видеть его в своем коллективе чуть дольше.
«У него есть контракт на 2019 год, – сказал руководитель команды Кристиан Хорнер после Гран При Австрии. – И только затем он сможет выйти на рынок».
Но всё не так просто, как кажется. Ферстаппен – очень амбициозный гонщик, знающий себе цену и понимающий, насколько он сегодня популярен. Его амбициям может позавидовать любой, и преград на своем пути он не признает. Даже в виде красного быка.
Да, следующий сезон Макс, без сомнений, проведет в австрийском коллективе, но если Red Bull и в 2018-м не сможет предоставить голландцу машину, способную побеждать, он, скорее всего, расторгнет контракт и уйдет.
«Я всегда говорил, что не вижу ни малейшего смысла уходить из команды при наличии сильной машины, – сказал Макс летом нынешнего года. – На данный момент мы не показываем результатов, которых достойны, но это не значит, что нужно сразу опускать руки и сдаваться. Надо продолжать работать.
Но два-три года для достижения прогресса достаточно, дольше ждать смысла нет. Пока мы усердно трудимся, а что будет через год – увидим».
Вольный перевод таков: «Сделайте уже что-нибудь к следующему году, а то я уйду!»
Вероятно, в прошлом году, когда в Red Bull произвели замену Даниила Квята на Макса прямо по ходу сезона, голландцу пообещали, что в нынешней кампании у него будет чемпионская машина. Но построить ее у австрийской конюшни не получилось, и после Гран Бельгии команда, по-видимому, обратилась с ультиматумом к Renault, отметив, что Ферстаппен может уйти, если не будут решены проблемы с силовой установкой.
На вопрос о том, действительно ли французский производитель принес ему извинения за происходящее по ходу этого сезона, Макс вполне резонно ответил: «Мне не нужны их извинения, мне нужны их действия».
Но не все технические проблемы приходятся на одного лишь Ферстаппена. Накануне этапа в Монце Риккардо признался, что также сталкивался со всеми этими поломками с одной лишь разницей, что на его машине они происходили во время тренировок в пятницу и субботу, а не в процессе гонки.
Видимо, свою чашу мучений в составе Red Bull-Renault австралиец испил еще в 2015-м, когда были предположения, что он сможет побороться за титул после трех побед, одержанных в своем дебютном сезоне в RBR, но именно в тот год команда сделала серьезный шаг назад. Пройдя через этот сложный этап, Даниэль научился держать удар, и сейчас он советует своему юному напарнику сделать то же самое.
«Он должен понимать, что проблема не в нем, – сказал Риккардо. – Дело не в том, что он плохо пилотирует, и поэтому у него возникают проблемы с надежностью, вовсе нет. Ему необходимо научиться видеть картину в целом. С его потенциалом он легко может провести в спорте не менее 15 лет.
Он один из самых молодых пилотов в Формуле 1, у него есть талант, и очень многие это признают. Ему просто необходимо пройти через эти трудные времена и набраться опыта».
Любопытно было отметить, что во время Гран При Италии в Renault заявили о том, что после жалоб со стороны RBR разработали специальный план по устранению проблем с надежностью. Ферстаппен требовал незамедлительных действий, и они, похоже, последовали.
«Мы действительно выработали целый план по устранению проблем с мотором, – заявил управляющий директор Renault Sport Сирил Абитбуль. – И он состоит из трех пунктов.
Во-первых, мы тщательно исследовали каждый выход из строя двигателя на машине Ферстаппена и приняли контрмеры. В частности, в последнем случае в Спа проблема была в датчике. Сейчас мы всё документируем гораздо более тщательно, чем раньше. Нет, я не ищу оправданий. Это необходимо было сделать, и мы это сделали.
Во-вторых, мы значительно повысили контроль над установкой запчастей на силовые установки Red Bull Racing даже в ущерб нашей заводской команде Renault. Не думаю, что какой-либо производитель моторов мог бы на это пойти.
И последнее – у Red Bull достаточно квалифицированного персонала, но мы увеличили количество сотрудников, занимающихся непосредственно поддержкой наших двигателей в их подразделении. С Сингапура это правило вступит в силу. В их распоряжении будут люди, которые непосредственно будут отвечать за надежность моторов.
Мы должны были пойти на такие меры, ведь мы чувствуем ответственность перед Red Bull и Максом лично».
Прорыв Риккардо в Монце с восьмого стартового ряда на четвертое место продемонстрировал истинный потенциал союза Red Bull-Renault – осталось лишь разобраться с квалификационной скоростью и надежностью силовых установок в гонках.
Абитбуль также отметил, что при разработке агрегата следующего года огромное внимание уделяется именно надежности, но без жертв в виде снижения производительности.
По тому, как провел гонку в Монце Ферстаппен, было видно, что он испытывает сильнейшее раздражение и проявляет присущую ему нетерпеливость в отношении достижения успеха. Всего за один первый круг голландцу удалось подняться с 14-й позиции на восьмую, после чего произошло столкновение с Фелипе Массой и прокол колеса, а до конца гонки он успел потолкаться также с Роменом Грожаном и едва избежал контакта с его напарником по Haas Кевином Магнуссеном.
В итоге Макс зацепил одно очко в гонке, но после финиша с трудом скрывал свое разочарование. Если бы не штрафы за замену элементов силовой установки, он мог бы стартовать с первого ряда и провести более результативную гонку.
У Red Bull-Renault, по сути, остался один год, чтобы как-то отреагировать на возникшие проблемы и попытаться сохранить в своем составе Ферстаппена. В 2019-м наверняка освободится место Кими Райкконена в Ferrari, да и что будет с контрактом Валттери Боттаса в Mercedes, пока неизвестно.
Руководитель команды Mercedes Тото Вольф уже дал понять, что в коллективе внимательно следят за тем, что происходит на рынке пилотов. Также он отметил, что вопрос с Боттасом на следующий год уже практически решен, а Хэмилтон попутно сказал, что хотел бы остаться в "Серебряных стрелах" и после окончания следующего сезона.
Но, как заметил Вольф в Сильверстоуне: «Мы берем в расчет не только сезон-2018, а смотрим и дальше – в 2019-й и 2020-й...»
И если в Red Bull не смогут выправить ситуацию в предстоящем чемпионате, то у Макса будет немало вариантов для выбора. Напомним, что в Mercedes уже предпринимали попытку заполучить юного голландца, но тогда они не смогли сделать выпускнику Ф3 достойного предложения, тогда как в Red Bull сразу дали ему место боевого пилота в дочерней команде Toro Rosso.
Вольф не раз рассыпался в комплиментах Ферстаппену, а Хэмилтон время от времени повторяет, что готов сражаться в команде с любым напарником.
В канун Гран При Италии Тото всячески опровергал слухи о частных переговорах с отцом Макса Йосом, но, как бы то ни было, в Mercedes, безусловно, будут внимательно следить за развитием событий в австрийской команде на протяжении следующих 12 месяцев. Они прекрасно понимают, что нетерпеливость, которую склонен демонстрировать Макс в отношении завоевания трофея, может совсем скоро взорвать рынок пилотов. И "Серебряные стрелы" готовы попасть точно в цель...
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько
Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/7710/why-verstappen-impatience-could-explode-f1-driver-market