Легкой жизни у Mercedes в Японии точно не будет...
После двух подряд непростых этапов Льюис Хэмилтон заявил, что Mercedes, наконец, вернулась к своей лучшей форме в Японии. Но в пятницу мы увидели немало свидетельств того, что лучшая форма чемпионской дружины отнюдь не предполагает былого доминирования. Слово Бену Андерсону...
Хотя Льюис Хэмилтон квалифицировался в Малайзии на поуле и приехал к финишу вторым, было совершенно очевидно, что прощальная гонка на Сепанге стала одной из самых трудных для Mercedes в нынешнем сезоне.
Впервые в году сложилось ощущение, что Ferrari перехватила у действующих чемпионов мира пальму первенства в плане аэродинамического прогресса шасси. И то, что Хэмилтон решил прямо по ходу уик-энда вернуться к прежнему обвесу, тогда как Валттери Боттас продолжил обкатывать новинки, лишний раз говорит о том, как много вопросов возникло у Mercedes в Малайзии в отношении процесса доработки аэродинамических элементов.
Новинки Ferrari, наоборот, сработали идеально. И на Сепанге алые машины были, безусловно, самыми быстрыми. Пилоты итальянской команды могли и должны были уверенно выигрывать гонку. Если бы не проблемы с силовой установкой…
Хэмилтон перед этапом в Японии выразил сомнение по поводу перехода на новый аэродинамический пакет. Но все же ему его поставили, поскольку команда посчитала, что у этих обновлений очень серьезный потенциал, который не так просто реализовать. К тому же, в Mercedes явно надеются на более прохладные условия, чтобы шины не успевали перегреваться.
Технический директор коллектива Джеймс Эллисон выразил надежду на то, что шасси следующего года будет более "сговорчивым", тогда как в этом сезоне им приходится всячески подстраиваться под эту диву.
Вполне очевидно, что лучше всего шасси W08 подходят прохладные условия и грязная непрорезиненная трасса.
Что касается сравнения Малайзии и Японии, то контраст здесь разительный. Температура дорожного полотна на Сепанге все время держалась в районе 40 градусов, а воздух уже с субботы прогрелся до +30 и выше.
В первой тренировке на Сузуке температура асфальта не превышала 24 градусов Цельсия, а воздух держался в районе +20. Это неплохие новости для Mercedes, если не считать прогноза на более жаркую погоду в воскресенье.
А что действительно должно волновать Mercedes, так это то, насколько быстро пилоты Ferrari поехали с самого начала дня, несмотря на прохладную погоду, и то, что конфигурации трасс в Малайзии и Японии во многом схожи, что может обернуться для "Серебряных стрел" серьезными проблемами по ходу уик-энда.
Сравнение команд по чистой скорости
- Ferrari (Феттель) – 1.29,166
- Mercedes (Хэмилтон) – 1.29,377
- Red Bull (Риккардо) – 1.29,541
- Force India (Окон) – 1.30,899
- Renault (Хюлькенберг) – 1.30,974
- Haas (Грожан) – 1.31,032
- McLaren (Вандорн) – 1.31,202
- Williams (Стролл) – 1.31,602
- Toro Rosso (Сайнс) – 1.32,252
- Sauber (Верляйн) – 1.32,897
«В Японии много скоростных поворотов – к примеру, 130R на современных машинах можно проходить газ в пол, что автоматически исключает его из списка виражей, – сказал один авторитетный инженер в паддоке. – Но есть и два медленных участка – шпилька 11-го поворота и шикана 15-го и 16-го. О них тоже не стоит забывать.
Всё остальное – среднескоростные виражи. При этом ко многим из них машина подъезжает на очень высокой скорости. Допустим, вход в первый поворот очень быстрый, тогда как последующие "эски" проходятся на средней и высокой скоростях – здесь пилоту необходимо точно выставлять машину перед виражами.
В этом состоит отличие Сузуки от того же Сильверстоуна, который является очень скоростным автодромом – все эти Abbey, Copse, Maggotts/Becketts. Там очень важно сцепление. В японских "эсках" присутствуют среднескоростные фазы, и пилотам очень важно точно менять направление движения – надо сделать так, чтобы передние колеса цепко держались за трассу и при этом задок шасси не сваливался.
На первом секторе нужна недостаточная поворачиваемость. Необходимо, чтобы гонщик почувствовал уверенность в шасси и понимал, что ни передние колеса, ни задние не сойдут с траектории поворота раньше времени. Это непросто.
Если говорить о втором секторе на Сепанге, здесь важно поведение передней части шасси, и мы слышали по радио, как Боттас жаловался на недостаточную поворачиваемость.
В коротких скоростных виражах это не так важно, но когда повороты затяжные и переходят один в другой, как пятый и шестой в Малайзии, этот аспект выходит на первый план.
И степень важности поведения передних и задних колес может меняться в зависимости от погоды. На заднюю часть больше обращаешь внимание, когда жарко, а на переднюю – когда прохладно. И разницы в 10 градусов вполне достаточно».
И в этом кроется причина опасений для Mercedes. Во-первых, отчасти своими характеристиками трасса в Японии напоминает второй сектор на Сепанге, где обновленное шасси Mercedes под управлением Боттаса уступило в квалификации и Ferrari, и Red Bull.
Во-вторых, для пилота очень важен правильный баланс, чтобы он имел возможность извлечь из машины максимум, и с этим у модифицированного шасси Mercedes в Сепанге были большие проблемы. Ну и, наконец, даже незначительные изменения температуры могут серьезнейшим образом сказаться на эффективности W08.
Конечно, все команды будут в одинаковых условиях, но поскольку шасси Mercedes отличается своим, как выразился Хэмилтон, "упрямством" в сравнении с Ferrari SF70H и Red Bull RB13, у лидеров чемпионата проблем с этим будет больше.
«Исторически команды привозили в Японию крылья с низкой прижимной силой, – продолжил инженер. – Традиционные правила повышения эффективности шасси, состоящие в оптимальном соотношении прижимной силы и лобового сопротивления, заставляют команды снижать здесь прижим по сравнению с Малайзией, но сложности состоят в том, что в этом случае шасси начинает скользить, от чего страдают шины. Поэтому инженеры постепенно стали возвращать своим машинам часть прижимной силы.
Конечно, никто не повезет сюда крылья из Монако, но общие тенденции сегодня таковы, что аэродинамические элементы в Японии выкручивают довольно сильно. При этом некоторым командам приходится искусственно снижать прижим из-за проблем с передними шинами.
В эпоху выдувных диффузоров Red Bull и Себастьян [Феттель] выигрывали гонки с меньшей прижимной силой, поскольку не могли быть полностью уверены в стабильности передней части шасси.
Многое зависит от шин и баланса. Среднескоростные характеристики трассы вынуждают инженеров увеличивать прижим, но обновления шасси способны изменить эту картину.
Люди недооценивают важность баланса. Мы бесконечно говорим о мощности мотора, но если пилот не будет чувствовать оптимальный баланс шасси, ничего не получится. И часто именно поэтому требуется немало времени для адаптации привезенных обновлений шасси».
Вероятно, поэтому в Mercedes решили оставить свои новинки на Японию – они уверены, что пилоты смогут извлечь весь заложенный в них потенциал с ростом уверенности в поведении машины.
После гонки в Малайзии Хэмилтон и руководитель команды Тото Вольф в один голос говорили о том, что провели лучший за сезон разбор полетов, и в Японии собираются воплотить на практике задуманное.
И пока кажется, что в Mercedes действительно сделали серьезный шаг вперед. В Малайзии шасси W08 уступало соперникам в среднем 0,4 секунды на круге. На Сузуке с утра Хэмилтон проехал лишь на две десятки медленнее Феттеля посуху, сказав при этом, что машина пришла в норму.
Но если проанализировать их лучшие сектора из утренней сессии, отставание Льюиса увеличится до 0,329 секунды, а Даниэль Риккардо из Red Bull отстанет от британца еще на десятку.
Третий сектор трассы, включающий 130R и шикану, Хэмилтон и Феттель прошли практически вровень, несмотря на то, что этот участок явно должен лучше подходить Mercedes. На первом секторе ("эски") немец был быстрее на 0,146 секунды, а на втором (два виража Degner, шпилька и "ложка") его преимущество составило 0,186 секунды.
Такой расклад сил лишний раз показывает серьезный потенциал Ferrari в отношении развития шасси, хотя стоит отметить, что пилот Скудерии проехал свои лучшие круги позже по времени, чем гонщики Mercedes и Red Bull.
В любом случае, шасси Ferrari выглядело наиболее сбалансированным как на шинах Soft, так и на Supersoft. К тому же, хоть пилоты и не смогли вдоволь поездить в гоночном темпе, на отрезках с большой топливной загрузкой у итальянской команды также не было проблем, и они сохраняли лидерство.
Хэмилтон оказался на 1,4 секунды медленнее Феттеля, примерно секунду проиграл темпу Кими Райкконена и всего на 0,17 секунды опередил Риккардо. Хотя стоит признать, что пилоты Ferrari проехали намного меньше кругов по сравнению с Mercedes и Red Bull, так что общая картина может быть искажена.
Отрывы будут меньше, но в целом уже видно, что Ferrari в полном порядке. В Маранелло были уверены, что в Малайзии у них была быстрейшая машина, и если бы не проблемы с мотором, они легко взяли бы весь первый ряд на старте.
Вопрос лишь в том, окажется ли преимущества Ferrari в затяжных средне- и высокоскоростных поворотах достаточно, чтобы нивелировать сильные стороны Mercedes, которые проявляются на длинных прямых, особенно с "волшебным" режимом двигателя в третьем сегменте квалификации.
Нехватка в Сузуке откровенно медленных поворотов по сравнению с Малайзией играет на руку "Серебряным стрелам", но совсем необязательно это будет минусом для Ferrari. Важно, что в Mercedes серьезно опасаются Скудерию в Японии, и правильно делают.
Что касается Red Bull, то на Сузуке им, пожалуй, блеснуть не удастся, особенно если сохранится прохладная погода. Шасси RB13 вновь великолепно смотрелось в поворотах, несмотря на значительно урезанную прижимную силу, но потери в полсекунды на длинных прямых и в 130R – это непозволительная роскошь. На этих участках силовая установка Renault упирается в ограничитель, тогда как моторы Mercedes и Ferrari продолжают разгоняться.
«У нас был неплохой темп, – сказал Даниэль Риккардо, – но нам по-прежнему необходимо найти оптимальный компромисс по прижимной силе. Мы много теряли на прямых, и мне кажется, что дело не только в двигателе.
При этом мы довольно близко подобрались к Mercedes и Ferrari, так что все нормально. Но мы прекрасно понимаем, что они поедут еще быстрее, так что нам нужно прибавить, если мы хотим составить им конкуренцию в воскресенье».
Если же в субботу пойдет дождь, у пилотов австрийской команды появится шанс сильно выступить в квалификации. Но в целом в обычных условиях стоит ожидать, что Гран При Японии вновь должен стать полем битвы для двоих – Mercedes и Ferrari. И если "Серебряные стрелы" будут опираться на свои последние спорные изменения шасси, то Скудерия попытается противопоставить им свой стабильный прогресс в доработке машины.
Эллисон предположил, что шансы противоборствующих команд в предстоящий уик-энд распределятся с вероятностью 50 на 50. Если будет прохладно, и в Mercedes не ошибутся с настройками, они будут на коне. Но легкой прогулки в Японии у них не будет точно – в Ferrari сделают всё, чтобы так и было...
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько
Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/7760/the-warnings-still-lurking-for-mercedes-in-japan