Реклама 18+, ООО «ДЖЕМИНОРУМ», ИНН: 9719016944, erid: 2Vtzqvr3kcx

Шасси W03. Предвестник эпохи доминирования Mercedes в Формуле 1

F1 Racing
16 декабря 2017 в 9:22

Журнал F1 Racing обратился к недавней истории и вспомнил, с чего началась эра абсолютного превосходства Mercedes в Больших Призах. 2012 год… Первая ласточка в виде победы Нико Росберга на Гран При Китая… Единственный подиум после возвращения в спорт Михаэля Шумахера в Валенсии… И любопытные технические решения шасси с индексом W03. Слово Стюарту Уильямсу...

Компания Mercedes вернулась в Формулу 1 в 2010 году – после 55-летнего перерыва – в надежде на новые успехи на вершине автоспорта. И они все сделали для их достижения – выкупили чемпионскую команду Brawn GP и пригласили в свои ряды завершившего было карьеру семикратного чемпиона мира Михаэля Шумахера в пару к молодому и амбициозному Нико Росбергу. Оставалась самая малость – построить чемпионское шасси…

Сказать по правде, мгновенной и сиюминутной сказки не вышло – в 2010-м Нико взял лишь три подиума, а годом позже ни один из гонщиков команды ни разу не поднялся на пьедестал почета, хотя в Канаде Михаэль был очень близок к третьему месту, но уступил меньше полсекунды Марку Уэбберу.

Несмотря на наличие опытного персонала и преимущество самостоятельного производства силовой установки в Бриксуорте, неподалеку от основной базы, команде никак не удавалось закрепиться в числе лидеров – для этого требовался качественный скачок.

В сезоне-2012 значительных изменений в техническом регламенте не произошло, и в Mercedes воспользовались стабильностью правил для разработки шасси с индексом W03 на базе его предшественника – MGP W02.

Но при кажущейся законодательной стагнации было два существенных изменения в регламенте, которые серьезно повлияли на конструкцию шасси всех без исключения команд.

Во-первых, под запрет попали выдувные диффузоры, а во-вторых – и это значительно изменило внешний вид машин, – была откорректирована максимальная высота шасси в передней его части.

Это неизбежно привело к появлению ступенек на носовых обтекателях почти всех новых машин, а в Mercedes пошли чуть дальше и представили шасси с двумя вертикальными наплывами по обе стороны в передней части монокока, чтобы оптимизировать прохождение воздушного потока вдоль центральной осевой линии автомобиля.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Руководитель команды Росс Браун был уверен, что шасси W03 – это как раз то, что нужно для побед.

«В прошлом году у нас было очень "наглое" шасси, – заметил Росс в одном из интервью 2012 года. – И хотя далеко не все радикальные решения, примененные на W02, оправдали наши надежды, при его проектировании мы приобрели бесценный опыт, который помог нам при разработке следующего шасси.

F1 W03 представлял собой абсолютно целостный интегрированный пакет, в полной мере отражающий объединение усилий технических подразделений в Брэкли и Бриксуорте. Но это был также новый шаг в плане производительности шасси непосредственно на трассе».

Росберг также положительно высказался о новом творении команды: «Все на базе предельно мотивированы двигаться вперед и улучшать шасси, улучшать команду и приближаться к лидерам. Мы все этого очень хотим, и у нас есть всё необходимое для достижения результата.

Конечно, было бы классно финишировать на подиумах. Наша цель – двигаться вперед вместе с командой. Это очень важно, и мы к этому идем».

В Mercedes осознанно решили не привозить шасси W03 на первые предсезонные тесты в Хересе, чтобы дать инженерам на базе больше времени на его доводку. Вместо этого они пробовали разные новинки на шасси 2011 года, что всерьез обеспокоило болельщиков команды в преддверии старта сезона.

И одним из ключевых нововведений была так называемая двойная система DRS. Работала она следующим образом. При активации системы в торцевых пластинах заднего антикрыла открывались полости, через которые воздух под давлением направлялся в специальные трубки, а по ним обратно к переднему антикрылу. Выпуск воздушного потока осуществлялся через небольшие прорези в области за элементами переднего крыла, что позволяло обеспечить необходимый срыв потока.

© autosport.com
Фото: autosport.com

В команде были уверены, что подобное нововведение не нарушает букву закона, но в Lotus и Red Bull считали иначе, аргументируя это тем, что устройство фактически приводится в действие пилотом.

Горячие обсуждения продолжались до того момента, когда FIA официально признала двойную систему DRS законной в четверг перед дебютным этапом сезона в Австралии.

Но инновационное устройство не дало команде Mercedes мгновенного перевеса над остальным пелотоном. Хотя Шумахер и Росберг квалифицировались четвертым и седьмым, а по ходу гонки даже поднялись на третью и четвертую позиции, Михаэль в итоге сошел из-за проблем с коробкой передач, а Нико доковылял до финиша лишь 12-м по причине прокола колеса ближе к концу гонки.

Во второй гонке сезона в Малайзии семикратный чемпион мира стартовал третьим, но на финише замкнул первую десятку, принеся команде первое очко в условиях тропического ливня.

Дальше был Китай. Уик-энд начался с официального отказа FIA в отношении протеста команды Lotus на двойную систему DRS, которую использовали в Mercedes.

За шесть минут до окончания квалификационной сессии Росберг проехал лучший круг за 1.35,121 – этого времени было достаточно для промежуточной поул-позиции. А за две минуты до конца квалификации немец уже покинул машину, будучи уверенным в том, что улучшать ему уже не понадобится.

Так и оказалось. Пилот McLaren Льюис Хэмилтон и напарник Росберга Михаэль Шумахер остановились более чем в полусекунде позади, а после штрафа британца в пять позиций на решетке за смену коробки передач весь первый ряд оказался за Mercedes. Именно этот момент можно было назвать предвестником будущего доминирования в Формуле 1 коллектива из Брэкли.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Это был первый поул Росберга за 111 Гран При и первый же для Mercedes с 1955 года. И все же перед гонкой многие ожидали, что на длинной дистанции пилотам "Серебряных стрел" будет непросто на очень чувствительных шинах Pirelli, как это было в первых двух гонках чемпионата.

На первых кругах дистанции Нико удалось оторваться от напарника по команде на четыре секунды. Впоследствии гонка для Шумахера закончилась досрочно из-за плохо прикрученного правого переднего колеса во время первого пит-стопа, и главным оппонентом Росберга в борьбе за победу в гонке стал Дженсон Баттон из McLaren.

Предписанная стратегия двух пит-стопов позволила немцу остаться впереди, а на финише его превосходство над британцем превысило 20 секунд.

После гонки Росберг был на седьмом небе от счастья, хотя и выразил удивление: «Это просто невероятное ощущение. Я по-настоящему счастлив и очень взволнован. Мы с командой очень долго ждали этой победы.

Мы понимали, что у нас есть всё необходимое для борьбы за первое место, но не думали, что успех придет так скоро. Спасибо всей команде за усердную работу и за то, что разобрались с настройками.

В первых двух гонках мне было очень тяжело на длинных дистанциях, но сегодня все было прекрасно. Это был превосходный уик-энд».

Так случилось, что для шасси W03 это был звездный час. Из других успехов Mercedes в том сезоне можно отметить разве что второе место Росберга в Монако и третью позицию Шумахера в Валенсии, ознаменовавшую единственный подиум немца после возвращения в Ф1.

После этого результаты пошли на убыль. Спорная двойная система DRS мало что дала в отношении чистой скорости шасси, и на заключительном этапе сезона на Интерлагосе от нее отказались, понимая, что в следующем году она все равно будет под запретом.

Но эта единственная победа Mercedes в сезоне-2012 стала настоящим предвестником будущего доминирования команды из Брэкли, начавшегося в 2014-м и продолжающегося до сих пор.

По сути, именно шасси с индексом W03 вернуло имя легендарного немецкого производителя на вершину Королевских гонок впервые за более чем полвека…

© autosport.com
Фото: autosport.com

Результаты шасси Mercedes W03:

Старты: 40
Сходы: 23
Победы: 1
Поулы: 1
Быстрые круги: 3
Подиумы: 2
Очки: 142

Спецификация:

Шасси: Литое углеродное волокно и композитный ячеистый монокок
Передняя подвеска: Рычаги и торсионные пружины с толкателями
Задняя подвеска: Рычаги и торсионные пружины с тягами
Двигатель: Mercedes-Benz FO108Z (V8 - 90°)
Объем двигателя: 2,400 куб. см.
Коробка передач: Xtrac 7-ступенчатая полуавтоматическая последовательная
Шины: Pirelli
Вес: 640 кг (включая гонщика)
Гонщики: Михаэль Шумахер, Нико Росберг

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/7719/the-winner-that-foretold-f1-new-era

© autosport.com
Фото: autosport.com

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle