Реклама 18+, ООО «ДЖЕМИНОРУМ», ИНН: 9719016944, erid: 2Vtzqvr3kcx

Фокусы Волшебника: 10 лучших побед Айртона Сенны в Формуле 1 и не только

Дмитрий Захарченко
7 ноября 2017 в 11:22

В этот день 24 года назад — 7 ноября 1993-го — Айртон Сенна выиграл Гран При Австралии. Это была последняя победа легендарного Волшебника в Формуле 1...

В этот день 24 года назад — 7 ноября 1993-го — Айртон Сенна выиграл Гран При Австралии. Это была последняя победа легендарного Волшебника в Формуле 1. В честь памятной даты AUTOSPORT.com.ru вспоминает десять самых ярких побед бразильца в «Больших призах» и не только...

Mercedes-дерби на Нюрбургринге, 1984 год

Звезда Айртона Сенны впервые загорелась уже в момент прихода бразильца в Формулу 1. В 1984 году в честь выхода новой модели 190E компания Mercedes устроила гонки на Нюрбургринге. Немцы пригласили множество легендарных гонщиков — Джека Брэбэма и Джеймса Ханта, Ники Лауду и Джона Сёртиса, Джоди Шектера и Стирлинга Мосса и многих других.

Среди приглашённых оказался и Айртон Сенна, дебютант Toleman, восходящая звезда из Бразилии. Именно он тогда и выиграл заезд, оставив позади всех именитых соперников, включая Алена Проста, который в будущем станет его главным визави.

1984. Дебютный сезон Айртона Сенны. Воспоминания очевидцев...

Гран При Португалии в Эшториле, 1985 год

Сенна едва не отпраздновал первый триумф уже в своём пятом Гран При, но президент FIA Жан-Мари Балестр решил остановить проходившую под дождём гонку в Монте-Карло, и Айртон остался вторым. Первой победы пришлось ждать почти год — до апреля 1985-го. Сенна стартовал поула и благополучно уехал от всего пелотона.

Пока соперников разворачивало одного за другим, бразильский гонщик уверенно и спокойно шёл к своей победе и в итоге финишировал первым, на минуту с небольшим опередив своего ближайшего преследователя — Микеле Альборето на Ferrari, а всех остальных — на круг. Это была вторая гонка Сенны за рулём Lotus.

Гран При Испании в Хересе, 1986 год

В сезоне 1986 года Lotus за счёт 1300-сильного мотора Renault заметно прибавил в квалификации, но на дистанции Williams оставался быстрее. На Гран При Испании, втором этапе сезона, проходившем в Хересе, Сенна завоевал второй подряд поул. Со второй и третьей позиций стартовали два Williams — Нельсон Пике и Найджел Мэнселл. Однако британцу не повезло на старте — он провалился на пятое место, а у Пике на 40-м круге перегрелся двигатель.

Тем не менее Мэнселл отыгрался, прошёл Сенну и повёл гонку, но лишь до прокола шины за десять кругов до финиша. Найджел отправился на пит-стоп, а лидерство вернулось к Сенне. На свежей резине Williams был неудержим и отыгрывал по несколько секунд с круга, Мэнселл легко прошёл McLaren Проста и помчался за Lotus лидера. Однако Айртон защищался филигранно и, несмотря на проигрыш в скорости, удержал победу — под клетчатым флагом Сенну и Мэнселла разделили 0,014 секунды, это был второй самый плотный финиш в истории Формулы 1.

Гран При Канады в Монреале, 1988 год

В Lotus Сенна провёл три сезона, а в 1988 году он перешёл в McLaren и начал новую главу своей карьеры. Напарником бразильца стал опытнейший чемпион мира Ален Прост, который видел себя лидером команды. Впервые Сенна победил за McLaren ещё в Имоле, но тогда Просту помешали проблемы с мотором на старте.

На Гран При Канады у Проста всё было в порядке, он стартовал с поула и лидировал в гонке, пока Айртон не прошёл француза на 19-м круге и не уехал вперёд. Так Сенна впервые победил Проста в очном сражении, которое определит облик Формулы 1 на ближайшие несколько лет и войдёт в историю Больших призов.

Айртон прижал меня к стене и сказал: «Даже не пытайся!» Хаккинен вспоминает ссору с Сенной

Гран При Великобритании в Сильверстоуне, 1988 год

Месяцем позже Айртон Сенна одержал невероятную победу на залитом дождём Сильверстоуне. Ливень шёл со страшной силой, в пелене брызг из под колёс болидов разглядеть трассу было практически невозможно, но Сенна вновь ехал словно по сухому асфальту и был на голову сильнее всех остальных.

Ален Прост впервые в сезоне не добрался до финиша, но Айртон упорно шёл к победе и на финише опередил ближайшего преследователя на 20 с лишним секунд. Эта победа стала первой в серии из четырёх подряд успехов, которые вывели бразильца в лидеры чемпионата.

Гран При Японии на Сузуке, 1988 год

Судьба титула 1988 года решилась на предпоследнем этапе сезона в Японии. Айртон Сенна завоевал поул и радовался надвигавшемуся дождю. К старту он так и не пошёл, как и McLaren бразильца, беспомощно заглохший на стартовой решётке. Болид всё-таки удалось завести, но Сенна откатился уже на 14-е место.

Это не остановило бразильца: к концу первого круга Айртон был уже восьмым, а к 11-му вышел на третье место. На 28-м круге бразилец уже атаковал лидировавшего Алена Проста и прошёл француза на прямой как стоячего. На финише Сенна «привёз» Просту больше 13 секунд и за один этап до конца сезона обеспечил себе чемпионское звание.

Гран При Монако, 1989 год

Шесть побед на Гран При Монако — это один из рекордов Айртона Сенны, который держится вот уже более 20 лет после смерти Волшебника. В Монте-Карло бразилец был особенно силён, в 1987-м он победил здесь на Lotus, а затем пять раз первенствовал в карликовом княжестве в цветах McLaren.

Самой убедительной победой Сенны стал Гран При Монако 1989 года, когда Айртон лидировал от старта до финиша, «привёз» Алену Просту — ближайшему преследователю — более 50 секунд, Стефано Модену опередил на круг, а всех остальных — более чем на два.

Фото: Айртон Сенна за рулём "Копейки" на Хунгароринге

Гран При Бразилии в Сан-Паулу, 1991 год

Айртон Сенна был известен трепетной любовью к родной Бразилии, которой помогал не только будучи спортивным героем, но и через благотворительные фонды. К началу сезона-1991 на счету бразильца уже был чемпионский титул и 26 побед в Гран При, но победы в домашней гонке среди них не было. Победить в Бразилии Сенна смог лишь в 1991-м, на восьмой год выступлений в Формуле 1.

McLaren оставался лидером чемпионата, тогда как Williams только обретал свою силу, однако на Интерлагосе MP4/6 дала слабину — за десять кругов до финиша заклинило коробку передач. Отрыв Сенны от Патрезе стремительно сокращался, но Айртон устоял и пересёк линию финиша на три секунды раньше соперника. Сразу после клетчатого флага гонщик отключился, а его тело сковали спазмы — Сенна отдал этой победе всего себя. На подиум бразилец добирался на медицинском автомобиле.

Гран При Европы в Донингтоне, 1993 год

Величайшей победой в карьере Айртона Сенны большинство болельщиков считают Гран При Европы 1993 года, прошедший под проливным дождём в Донингтон-парке. Сенна регулярно творил чудеса под дождём и в этом компоненте был абсолютно лучшим гонщиком своего времени, но то, что ему удалось тогда в Донингтоне, — настоящее автоспортивное чудо.

Сенна стартовал четвёртым, причём неудачно — вперёд прорвался Карл Вендлингер. К третьему повороту Айртон прошёл Михаэля Шумахера, а в самом повороте опередил Вендлингера. В седьмом повороте Сенна оставил не у дел Деймона Хилла и вышел на второе место, а в предпоследнем вираже — шпильке «Мельбурн» — Волшебник обогнал Алена Проста. Этот первый круг Сенна закончил лидером — и он считается одним из величайших произведений гоночного искусства. В тот день Айртон был на несколько голов выше всех остальных и опередил пелотон на 80 с лишним секунд.

Гран При Австралии в Аделаиде, 1993 год

В общей сложности Айртон Сенна одержал 41 победу — и последним в этом списке стал Гран При Австралии на уличной трассе в Аделаиде. Это был финал сезона, в котором Ален Прост на недосягаемом для остальных Williams завоевал титул досрочно, а сам Сенна покидал McLaren после шести лет, полных побед и поражений.

Два года подряд Сенна наблюдал, как Williams штампует титулы и теперь сам готовился перебраться в Гроув, чтобы завоевать там четвёртый трофей. Тем не менее в Австралии он был полностью сосредоточен на гонке, и прощание удалось — Сенна лидировал почти всю гонку и, оставив позади обе машины своей будущей команды, принёс McLaren ещё один триумф – последний.

В 1994 году болиды Williams будут уже не так быстры. Перспективная машина окажется чересчур капризной и неуправляемой, а первые две гонки принесут лишь обидные сходы. На четвёртом этапе сезона на Williams Сенны сломается рулевая колонка, на полном ходу его автомобиль врежется в бетонный отбойник поворота «Тамбурелло». Айртон погибнет прямо на трассе...

Эдриан Ньюи до сих пор чувствует ответственность за гибель Айртона Сенны

P.S. Гран При Японии на Сузуке, 1989 год

Рассказ о победах Айртона Сенны был бы неполным без упоминания Гран При Японии 1989 года. Тогда на Сузуке Сенна и Прост, напарники по McLaren, вновь боролись за титул между собой. В гонке лидировал Прост, но Сенна быстро догнал француза и начал атаковать. Прост в ответ заблокировал соперника, и два болида столкнулись. Француз сошёл с дистанции сразу же, а Сенна вернулся на трассу, совершил пит-стоп и поехал дальше. Айртон догнал и прошёл Benetton Алессандро Наннини и первым пересёк линию финиша, но позже судьи дисквалифицировали бразильца за срезку эски — той самой, в которой его заблокировал Прост.

Та гонка стала одним из символов отчаянного пилотажа Сенны, за который его боготворили болельщики. Айртон всегда был бойцом и сражался за победы до последнего. Хотя большинство из достижений бразильца превзошли Ален Прост или Михаэль Шумахер, его наряду с ними называют одним из величайших пилотов всех времён...

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle