Итоги последнего сезона Формулы 1 с открытыми кокпитами
Прошло почти две недели с момента окончания сезона-2017 Больших Призов, и мы намеренно взяли паузу перед подведением итогов – нужно было, чтобы впечатления улеглись и оформились в слова. Сегодня мы попробуем проанализировать минувший чемпионат с точки зрения командных противостояний…
Почему было решено посмотреть на уходящий год сквозь призму междоусобной борьбы внутри гоночных коллективов? Во-первых, вечное правило Формулы 1 о том, что главный соперник – это напарник по команде, никто не отменял. К тому же, этот год был очень насыщен сражениями партнеров по команде – кое-где дело дошло даже до запрета в отношении очных баталий на трассе.
Но обо всем по порядку. И начнем мы с лидеров Формулы 1 последних нескольких лет – Mercedes, в четвертый раз подряд завоевавшей Кубок конструкторов. Все сравнительные показатели пилотов представлены для гонок, в которых оба напарника финишировали, а в зачет пошли только очки, набранные за одну команду.
Mercedes
Место: 1
Очков: 668
Льюис Хэмилтон | Валттери Боттас | |
---|---|---|
Очки | 363 | 305 |
Выше в гонке | 11 | 8 |
Выше в квалификации | 13 | 7 |
Внутрикомандная динамика в Mercedes в завершившемся сезоне целиком и полностью зависела от… Ferrari. В первой половине чемпионата, когда притязания Себастьяна Феттеля на титул были более чем отчетливыми, Валттери Боттас, параллельно привыкая к новой для себя технике, смиренно оставался на расстоянии вытянутой руки от пары лидеров. Достаточно сказать, что на первых семи этапах сезона финн шесть раз стартовал с третьей позиции, взяв поул лишь в Бахрейне.
Казалось, что всё изменится начиная с Гран При Австрии, который Валттери провел просто блестяще, завоевав поул и конвертировав его в победу в гонке. Однако летом снежный финн, судя по всему, растаял и в шести гонках, начиная с Бельгии, четыре раза вовсе не поднимался на подиум, трижды оставшись пятым.
К счастью для Валттери, в это же время Феттель оформил два схода и фактически выбыл из борьбы за титул, что позволило Хэмилтону убрать ногу с педали газа и завершить чемпионат накатом. Это помогло его напарнику восстановить свое реноме двумя победами в квалификациях и одной в гонке на финише сезона.
Фактически ни о каком внутреннем сражении в Mercedes речи не шло – видимо, все в команде решили перевести дух после нескольких лет отчаянных сражений между Хэмилтоном и Росбергом.
Сезон-2017, по сути, был спасен Ferrari – если бы они не сделали ощутимый шаг вперед зимой, Льюис вполне мог завершить чемпионат в свою пользу еще до старта.
На днях Боттас заявил, что чувствует в себе силы уже в следующем году побороться с титулованным напарником за чемпионство. Его бы слова да Йоулупукки в уши...
Ferrari
Место: 2
Очков: 522
Себастьян Феттель | Кими Райкконен | |
---|---|---|
Очки | 317 | 205 |
Выше в гонке | 14 | 2 |
Выше в квалификации | 15 | 5 |
Кто-нибудь видел в этом году Кими Райкконена? Больше 100 очков отставания от напарника – это эквивалент четырех чистых побед! Трехкратное поражение в квалификациях, семикратное – в тех гонках, когда оба пилота Ferrari завершали заезды, и единственный финиш выше напарника в первых 13 (!) гонках сезона.
Перед стартом сезона казалось, что из двух финнов фиаско в борьбе с партнером по команде ждет отнюдь не Райкконена. Но по факту приходится констатировать, что даже дебютант Mercedes Валттери Боттас, обладающий гораздо меньшим опытом по сравнению с Кими, не смотрелся на фоне напарника так жалко. Жалко…
Себастьян Феттель практически в одиночку тянул Скудерию за собой, тогда как Кими раз за разом безропотно пропускал вперед одного соперника за другим.
Возможно, все дело в потере концентрации. Кими, увы, с годами не молодеет – семья, дети, да и требования к поведению машины у него весьма специфические, что только мешает на фоне фактического строительства команды вокруг Феттеля.
Внутрикомандной динамики здесь, увы, тоже не было. Финн, по сути, смирился с ролью оруженосца титулованного напарника. Но к Кубку конструкторов такая покорность не приближает.
Лучшей гонкой Кими в этом сезоне, пожалуй, можно назвать Гран При Великобритании, где он занял третье место, а что еще вспомнить?
В целом выступление финской "сборной" в завершившемся чемпионате мира можно назвать неубедительным. Не помогли и три семерки, красующиеся на машинах соотечественников. Джекпот они не сорвали...
Red Bull Racing
Место: 3
Очков: 368
Даниэль Риккардо | Макс Ферстаппен | |
---|---|---|
Очки | 200 | 168 |
Выше в гонке | 2 | 5 |
Выше в квалификации | 7 | 13 |
Если смотреть на голые цифры статистики, получается довольно странно – в гонках, где финишировали оба напарника, Даниэль Риккардо поднимался выше Макса Ферстаппена всего два раза против семи у голландца, а квалификации более опытный австралиец проиграл со счетом 7:13 – при этом набранных очков в чемпионате у него оказалось на четверть больше.
Но не стоит забывать о том, что техника, и в частности моторы Renault, в этом году на RB13 частенько отказывали. И больше от этого страдал именно Ферстаппен. Был период – с апреля по июль, когда юный голландец финишировал лишь дважды в семи гонках.
Именно этот временной интервал можно считать решающим в противостоянии Риккардо и Ферстаппена – за пять этапов с Испании по Австрию австралиец продемонстрировал потрясающий результат: все пять раз он поднимался на подиум, включая победу в Баку. Голландец за то же время четыре раза сошел с дистанции и лишь раз пришел к финишу пятым. Таким образом, Риккардо набрал 85 очков против десяти у Макса.
Что касается соперничества в команде, то Ферстаппен восстановил статус-кво в финальных заездах, выиграв заключительный отрезок из шести гонок со счетом 100:38, ни разу не опустившись ниже пятого места и попутно одержав две победы.
В целом же динамику в Red Bull Racing по ходу сезона недвусмысленно отразили коэффициенты букмекеров – если в первой половине чемпионата все ставки делались на Риккардо, то в финальной трети шансы австралийца в глазах принимающих пари резко снизились. Повлияли на ситуацию и заявления руководителя команды Кристиана Хорнера о том, что коллектив в будущем фактически будет строиться вокруг Ферстаппена.
Такие разговоры вряд ли могли обрадовать его напарника. Посмотрим, что будет в следующем году, когда моторы Renault, как заверяют во французской компании, существенно прибавят в плане надежности...
Force India
Место: 4
Очков: 187
Серхио Перес | Эстебан Окон | |
---|---|---|
Очки | 100 | 87 |
Выше в гонке | 11 | 7 |
Выше в квалификации | 13 | 7 |
Очные баталии опытного и неуступчивого бойца Серхио Переса и молодого, но амбициозного Эстебана Окона, стали едва ли не главной сюжетной линией сезона в отношении динамики внутри команды.
Временами по ходу чемпионата режиссеры трансляций показывали соперничество на трассе между мексиканцем и французом даже чаще, чем лидеров. Сезон для Серхио и Эстебана оказался настолько насыщенным, что можно сказать, что за двадцать прошедших гонок они прожили целую "жизнь в розовом цвете" со всеми характерными для кинематографа стадиями – завязкой, развитием, кульминацией и развязкой.
Жаль только, что развязкой, по сути, явился жесткий запрет со стороны команды на борьбу напарников друг с другом на трассе.
Любопытно, что при всем богатстве сюжетных линий и многочисленных столкновениях на трассе сходов с дистанции без набора очков у Переса и Окона за целый сезон было всего по одному. Меньше – то есть, ни разу – с дистанции сходил лишь чемпион Льюис Хэмилтон.
Также стоит отметить, что всего единожды в минувшем сезоне пилоты команды финишировали за пределами первой десятки, и сделали они это одновременно – в Монако, выступив не лучшим образом.
Интересно, как поведут себя в руководстве команды в преддверии нового сезона в отношении борьбы напарников на трассе. В этом году их машины словно магнитом тянуло друг к другу – что бы ни происходило на трассе, два розовых шасси неизменно умещались в один объектив телекамеры. В таких условиях и с учетом неуступчивости обоих гонщиков неудивительно, что между ними было много конфликтов. К счастью, это не помешало коллективу вновь стать четвертой силой в чемпионате и даже набрать больше очков, чем годом ранее.
Ограничится ли "Розовый триллер" двадцатью сериями , или в следующем году мы увидим второй сезон этого захватывающего сериала?
Williams
Место: 5
Очков: 83
Фелипе Масса | Лэнс Стролл | |
---|---|---|
Очки | 43 | 40 |
Выше в гонке | 9 | 4 |
Выше в квалификации | 17 | 2 |
Применительно к команде Williams в этом году можно говорить, скорее, не о противостоянии напарников, а об отношениях учитель-ученик.
В минувшем сезоне коллектив из Гроува вернул за руль боевой машины ушедшего было на покой Фелипе Массу, а в пару к нему был приставлен дебютант Больших Призов Лэнс Стролл.
И задача перед молодым канадцем стояла не из легких – любому новичку так или иначе приходится завоевывать себе уважение на новом для себя уровне, а Лэнсу вместе с тем приходилось раз за разом в разговорах с журналистами открещиваться от папиных денег, которые, по мнению многих, и пробили ему путь в Формулу 1.
Первые три этапа Стролл откровенно провалил, но смог удержаться в седле, а первый по-настоящему сильный уик-энд канадец выдал в столице Азербайджана Баку. В квалификации Лэнс сумел пробиться в первую десятку и показать высокий восьмой результат, а по итогам сумасшедшей гонки не допустил ни единой ошибки и поднялся на третью ступеньку подиума – мог забраться и еще выше.
Следующим пиком для канадца стал Гран При Италии в Монце. Продемонстрировав высочайшее четвертое время в субботу, днем позже Лэнс не дрогнул, стартовав вторым из-за штрафов пилотов RBR. На финише канадец оказался седьмым и принес шесть очков в копилку команды.
Что касается Фелипе Массы, то он провел этот сезон довольно ровно – как говорили в старом фильме: «Вперед не суйся, сзади не оставайся, в середине не болтайся». В итоге опытный бразилец набрал по итогам чемпионата всего на три очка больше дебютанта, а мог и вовсе проиграть ему, если бы Лэнс откровенно не провалил две заключительные гонки сезона. Бразилия и Абу-Даби канадцу явно не дались, и он попробует опередить там своего напарника уже в следующем году. Знать бы, кто окажется его коллегой.
Ну а с Фелипе Формула 1 попрощалась со второй попытки. Не затянул ли бразилец с уходом? Это решать только ему самому...
Renault
Место: 6
Очков: 57
Нико Хюлькенберг | Джолион Палмер | |
---|---|---|
Очки | 34 | 8 |
Выше в гонке | 5 | 3 |
Выше в квалификации | 15 | 0 |
Нико Хюлькенберг | Карлос Сайнс | |
---|---|---|
Очки | 9 | 6 |
Выше в гонке | 1 | 0 |
Выше в квалификации | 3 | 1 |
Что касается команды Renault, то здесь применительно к сезону-2017 можно говорить сразу о двух противостояниях Нико Хюлькенберга – сначала с Джолионом Палмером, а затем с Карлосом Сайнсом, перешедшим в ряды французского коллектива накануне Гран При США.
И если в первом случае борьба больше напоминала избиение младенца – иначе о квалификационном счете 15:0 и гоночном 34:8 и не скажешь, – то с приходом опытного Сайнса немец почувствовал реальную конкуренцию, которая продолжится в следующем году, и за которой очень любопытно будет понаблюдать.
В отношении четырех совместных этапов Нико и Карлоса интересно отметить, что испанец лучше всего выступил в своей дебютной гонке за Renault в США, финишировав седьмым, тогда как немец великолепно проявил себя в финальном заезде в Абу-Даби, как бы продемонстрировав, кто в желто-черном доме хозяин.
Что касается техники, то в этом году в Renault признались, что действовали в плане производительности силовой установки излишне агрессивно, что непременно сказалось на надежности двигателя.
В следующем сезоне французы пообещали применить более консервативный подход, и именно тогда мы узнаем, кто из этих амбициозных гонщиков быстрее.
Toro Rosso
Место: 7
Очков: 53
Карлос Сайнс | Даниил Квят | |
---|---|---|
Очки | 48 | 4 |
Выше в гонке | 6 | 1 |
Выше в квалификации | 8 | 6 |
Команду Toro Rosso, безусловно, можно назвать главным ньюсмейкером сезона. По количеству новостей из стана команды в отношении состава пилотов она превзошла все мыслимые и немыслимые пределы. Давно такого не было, чтобы коллектив на протяжении одного сезона менял пилотов как гоночные перчатки.
Обо всех перестановках лишний раз говорить смысла нет, тем более, что всё уже давно сказано и пересказано. Мы же в рамках анализа внутрикомандных баталий решили остановиться исключительно на сражении между Карлосом Сайнсом и Даниилом Квятом, поскольку остальные пары пилотов провели не так много совместных заездов.
Что сумел продемонстрировать россиянин за 14 этапов противостояния с испанцем? Квалификационный счет 6:8 в пользу Карлоса говорит о том, что с чистой скоростью у Квята больших проблем не было. Другое дело, что в команде чувствовалось нервное напряжение, и технические проблемы в гонках у Квята не способствовали нормализации его психологического состояния.
Однако счет 1:6 в гонках, в которых до финиша добрались оба пилота, говорит не в его пользу. Да, в трех из этих шести случаев Даниил уступал напарнику всего одну-две позиции, но итог 48:4 в очковом эквиваленте в пользу Сайнса говорит сам за себя. Разумеется, можно задаться целью и вычислить, каким был бы счет между ними, если бы в зачет брались только те заезды, когда оба финишировали, но объективности это не добавит, поскольку не во всех сходах Даниила была виновата техника – достаточно вспомнить Гран При Сингапура.
Да, свой прощальный этап в Остине Квят провел великолепно, завоевав одно очко для команды, но этого оказалось недостаточно.
Каким окажется противостояние дебютантов Формулы 1 Пьера Гасли и Брендона Хартли в следующем году – покажет время и... двигатель Honda.
Haas
Место: 8
Очков: 47
Ромен Грожан | Кевин Магнуссен | |
---|---|---|
Очки | 28 | 19 |
Выше в гонке | 6 | 7 |
Выше в квалификации | 12 | 8 |
В отношении команды Haas сработал принцип второго года – серьезного шага вперед американскому коллективу сделать не удалось, а внимание прессы к прошлогодним дебютантам значительно снизилось.
В результате сезон для команды, совсем недавно заявлявшей о высоких амбициях, оказался таким же серым, как и их шасси.
Что можно вспомнить о выступлении коллектива в минувшем сезоне? Непрерывный плач Ярославны Грожановны по радио… Милый диалог интимного характера между Кевином Магнуссеном и Нико Хюлькенбергом после Гран При Венгрии… Да, были выдающиеся гонки в исполнении француза в Австрии, где он занял высокое шестое место, и в Абу-Даби, где при старте с 16-й позиции он финишировал в одном шаге от очковой зоны. От Магнуссена можно вспомнить отличный и практически безошибочный прорыв с 18-го места на восьмое в Мексике.
Но в целом минувший сезон вряд ли можно занести команде в актив. Посмотрим, появится ли новая сюжетная линия в отношениях напарников по Haas в следующем году...
McLaren
Место: 9
Очков: 30
Фернандо Алонсо | Стоффель Вандорн | |
---|---|---|
Очки | 17 | 13 |
Выше в гонке | 5 | 2 |
Выше в квалификации | 16 | 3 |
Для команды McLaren нынешний год стал заключительным в новейшей эпохе сотрудничества с Honda. И какие бы хорошие мины ни строили руководящие чины коллектива из Уокинга и японского моториста, сколько бы шампанского они ни выпили в момент расставания, игру они продемонстрировали далеко не самого лучшего качества.
Что касается чистой скорости, то здесь двукратный чемпион мира на голову превзошел делающего первые шаги в Ф1 напарника.
Квалификационный счет между Алонсо и Вандорном остановился на отметке 16:3, а в гонках им лишь семь раз довелось финишировать двумя машинами. Пять раз выше приехал испанец и дважды – бельгиец.
При этом чисто технически Алонсо провел сезон на весьма приличном уровне и в заключительных трех гонках финишировал в очках, тогда как его партнеру удалось зацепить два высоких седьмых места в Сингапуре и Малайзии, проявив свои лучшие качества.
Чего ждать от нового союза McLaren и Renault, мы узнаем совсем скоро. Но Фернандо полон надежд. Будем надеяться и мы...
Sauber
Место: 10
Очков: 5
Маркус Эрикссон | Паскаль Верляйн | |
---|---|---|
Очки | 0 | 5 |
Выше в гонке | 4 | 7 |
Выше в квалификации | 7 | 11 |
В случае с Sauber в этом сезоне мы наблюдали довольно любопытные последствия командной динамики.
Коллектив занял последнее место в Кубке конструкторов, заработав пять очков усилиями Паскаля Верляйна в Испании и Азербайджане.
В квалификациях немец также оказался выше шведа, и в гонках почти вдвое чаще финишировал впереди в моменты совместных доездов до клетчатого флага. Более того, испанский прорыв с 15-й стартовой позиции на высочайшее для команды восьмое место на финише можно назвать выдающимся достижением для Паскаля.
Также он очень убедительно выступил в Бахрейне, финишировав 11-м, и в заключительной гонке в Абу-Даби. Логично, что после всех этих успехов команда решила оставить за бортом в следующем сезоне именно его…
Маркус Эрикссон же, ни разу не финишировавший в очках на протяжении всего чемпионата, зато пользующийся поддержкой владельцев команды, вновь займет место в боевом кокпите, а его напарником станет протеже Ferrari и действующий чемпион серии GP2 Шарль Леклер. Не пожалел бы швед о таком соседстве.
А мы не пожалеем точно, ведь в сезоне-2018 нас будет ждать еще больше внутрикомандных баталий и еще больше борьбы. Будем надеяться, что судьба чемпионского титула в этот раз решится в заключительной гонке…
Автор материала: редактор AUTOSPORT.com.ru Александр Гинько