Сезон-2017 в Формуле 1 без Mercedes, Ferrari и Red Bull: Кто бы стал лучшим?
Многие болельщики Ф1 наверняка задавали себе вопрос, а как бы закончился чемпионат 2017 года, если бы не доминирование трех топ-команд (Mercedes, Ferrari и Red Bull Racing)? Стали бы зрители свидетелями, действительно, напряженного сезона, ведь Force India, Williams, Renault, McLaren, Toro Rosso и Haas были очень близки друг к другу по результатам? Разбирается читатель AUTOSPORT.com.ru Александр Быков
Трудно не согласиться с шефом Haas Гюнтером Штайнером, который сказал: «Если не рассматривать три лидирующие команды, то в соревновании середняков гонщики практически всех команд, кроме, пожалуй, Sauber, могли бы подниматься на подиум в этом году. Это довольно удивительно! Посудите сами, на счету у всех есть хотя бы одно шестое место. Так что соперничество очень острое!».
Интересно, как бы проходил сезон-2017 «равных соперников» без сверхбюджетов? Возможно, этот вымышленный чемпионат может стать прообразом будущих первенств, по новому регламенту с ограничением расходов и отменой бонусных выплат? Не об этом ли мечтают новые хозяева Ф1, но будет ли такой чемпионат интереснее? Посмотрим на статистику.
Итак, из протокола каждой гонки были исключены представители Mercedes, Ferrari и Red Bull Racing вне зависимости от мест, которые они занимали.
Среди оставшихся середняков и аутсайдеров были начислены очки первой десятке в соответствии с текущей системой. Небольшое упрощение заключается в том, что начисление очков в первой десятке производилось даже в том случае, если в реальной гонке пилот не доехал до официальной классификации. Исключены из таблицы были Пол ди Реста и Дженсон Баттон, не набравшие очки даже согласно этой очень демократичной системе.
Ниже представлены таблицы виртуального чемпионата без сильнейших команд, в которой жирным выделены победы, красным – поулы.
Общий зачет (не считая пилотов Mercedes, Ferrari и Red Bull)
Поз. | Пилот | Число поулов | Число побед | Очки | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1. | Перес | 3 | 4 | 317 | 18 | 15 | 18 | 25 | 25 | 6 | 25 | 1 | 18 | 15 | 15 | 0 | 12 | 18 | 25 | 18 | 15 | 15 | 15 | 18 |
2. | Окон | 4 | 4 | 300 | 10 | 12 | 10 | 18 | 18 | 8 | 18 | 18 | 15 | 18 | 12 | 12 | 25 | 6 | 10 | 25 | 25 | 25 | 0 | 15 |
3. | Масса | 3 | 3 | 218 | 25 | 4 | 25 | 12 | 2 | 15 | 0 | 0 | 12 | 12 | 0 | 15 | 15 | 4 | 12 | 10 | 12 | 8 | 25 | 10 |
4. | Сайнс | 1 | 3 | 184 | 15 | 25 | 0 | 10 | 12 | 25 | 0 | 12 | 0 | 0 | 18 | 10 | 4 | 25 | 0 | 0 | 18 | 0 | 10 | 0 |
5. | Хюлькенберг | 5 | 3 | 170 | 8 | 8 | 12 | 15 | 15 | 0 | 15 | 0 | 4 | 25 | 0 | 25 | 6 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 12 | 25 |
6. | Грожан | 2 | 1 | 149 | 0 | 10 | 15 | 0 | 6 | 18 | 10 | 2 | 25 | 6 | 0 | 18 | 2 | 8 | 4 | 12 | 2 | 1 | 2 | 8 |
7. | Стролл | 1 | 1 | 138 | 0 | 0 | 0 | 8 | 0 | 2 | 12 | 25 | 10 | 1 | 2 | 8 | 18 | 10 | 15 | 0 | 8 | 18 | 1 | 0 |
8. | Магнуссен | 118 | 1 | 18 | 0 | 4 | 1 | 12 | 6 | 15 | 0 | 8 | 4 | 1 | 10 | 1 | 6 | 15 | 0 | 12 | 0 | 4 | ||
9. | Алонсо | 1 | 1 | 99 | 2 | 1 | 2 | 0 | 3 | 0 | 0 | 10 | 0 | 0 | 25 | 0 | 0 | 0 | 8 | 8 | 0 | 10 | 18 | 12 |
10. | Вандорн | 91 | 4 | 0 | 0 | 2 | 0 | 1 | 2 | 4 | 6 | 10 | 10 | 2 | 0 | 12 | 18 | 2 | 6 | 6 | 0 | 6 | ||
11. | Квят | 70 | 12 | 0 | 6 | 6 | 8 | 4 | 0 | 0 | 0 | 2 | 8 | 6 | 8 | 0 | 10 | |||||||
12. | Палмер | 68 | 0 | 6 | 4 | 0 | 0 | 10 | 8 | 0 | 8 | 0 | 6 | 4 | 0 | 15 | 1 | 6 | ||||||
13. | Верляйн | 42 | 8 | 0 | 10 | 0 | 1 | 8 | 2 | 0 | 1 | 0 | 1 | 2 | 0 | 1 | 0 | 2 | 4 | 2 | ||||
14. | Эрикссон | 30 | 0 | 2 | 1 | 1 | 4 | 0 | 4 | 6 | 1 | 4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 6 | 0 | ||
15. | Гасли | 18 | 2 | 4 | 4 | 8 | 0 | |||||||||||||||||
16. | Джовинацци | 6 | 6 | 0 | ||||||||||||||||||||
17. | Хартли | 5 | 4 | 0 | 0 | 1 |
Кубок конструкторов (не считая Mercedes, Ferrari и Red Bull)
Поз. | Команда | Число поулов | Число побед | Очки | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1. | Force India | 7 | 8 | 617 | 28 | 27 | 28 | 43 | 43 | 14 | 43 | 19 | 33 | 33 | 27 | 12 | 37 | 24 | 35 | 43 | 40 | 40 | 15 | 33 |
2. | Williams | 4 | 4 | 356 | 25 | 4 | 25 | 20 | 2 | 17 | 12 | 25 | 22 | 13 | 2 | 23 | 33 | 14 | 27 | 10 | 20 | 26 | 26 | 10 |
3. | Haas | 2 | 1 | 267 | 1 | 28 | 15 | 4 | 7 | 30 | 16 | 17 | 25 | 14 | 4 | 19 | 12 | 9 | 10 | 27 | 2 | 13 | 2 | 12 |
4. | Renault | 5 | 3 | 266 | 8 | 14 | 16 | 15 | 15 | 10 | 23 | 0 | 12 | 25 | 6 | 29 | 6 | 15 | 1 | 6 | 18 | 0 | 22 | 25 |
5. | Toro Rosso | 1 | 3 | 249 | 27 | 25 | 6 | 16 | 20 | 29 | 0 | 12 | 0 | 2 | 26 | 16 | 12 | 25 | 2 | 4 | 14 | 4 | 8 | 1 |
6. | McLaren | 1 | 1 | 190 | 6 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 14 | 6 | 10 | 35 | 2 | 0 | 12 | 26 | 10 | 6 | 16 | 18 | 18 |
7. | Sauber | - | - | 78 | 6 | 2 | 9 | 1 | 14 | 0 | 5 | 14 | 3 | 4 | 1 | 0 | 1 | 2 | 0 | 1 | 1 | 2 | 10 | 2 |
Поэтапные лидеры зачета пилотов и Кубка конструкторов (не считая Mercedes, Ferrari и Red Bull)
Лидер ЧМ | Масса | Сайнс | Масса | Перес | Перес | Перес | Перес | Перес | Перес | Перес | Перес | Перес | Окон | Перес | Перес | Перес | Перес | Окон | Перес | Перес |
Лидер КК | Force India | Force India | Force India | Force India | Force India | Force India | Force India | Force India | Force India | Force India | Force India | Force India | Force India | Force India | Force India | Force India | Force India | Force India | Force India | Force India |
Чем этот виртуальный чемпионат мог бы быть интереснее реального:
• Победы доставались шести различным командам из семи, кроме Sauber, и всем четырем производителям моторов. В реальности, это только три команды и три моториста;
• Побеждало восемь гонщиков, против пяти в реальности, и распределение побед оказалось более «ровным»;
• В квалификациях ситуация очень похожа на гонки, хотя и не вполне ей соответствует. Поулы завоёвывали те же восемь гонщиков и шесть команд, что и одерживали победы. В реальности снова пять и три, соответственно;
• Лидер чемпионата менялся семь раз, и на первой строчке успели побывать четыре гонщика. Реальность балует нас только двумя лидерами и их единственной сменой.
Чем такой чемпионат хуже настоящего:
• Единственная команда захватила лидерство с самого начала, и уже к середине чемпионата стал ясен обладатель Кубка конструкторов (Force India). В реальности на протяжении большей части чемпионата мы наблюдали равную борьбу двух команд (Mercedes и Ferrari);
• В чемпионате пилотов боролись два гонщика одной команды (Серхио Перес и Эстебан Окон), а на самом деле была битва представителей разных команд (Льюиса Хэмилтона и Себастьяна Феттеля);
• Доминирование одной команды было подавляющим. Пусть не по абсолютной скорости на всех трассах, но по надёжности и стабильности финишей на подиуме Force India не было равных (27 подиумов за сезон). У нее было четыре победных дубля в активе при полном отсутствии дублей у других команд. Кубок Конструкторов был гарантирован ей уже в Японии. Только две гонки обошлись без представителей Force India. В реальности было также – две гонки без Mercedes на подиуме (но лишь 26 подиумов за сезон и завоевание Кубка конструкторов только в США).
Вы можете оценить предложенную статистику, но напрашиваются два вывода: по непредсказуемости победителя в каждой конкретной гонке чемпионат без топ-команд был бы интереснее реального, но в борьбе за оба титула интриг было бы меньше.
Однако противостояние Переса и Окона в таком вымышленном чемпионате, однозначно, играет новыми красками. Опытный профессионал и дерзкий новичок.
Серхио доминирует в первых пяти гонках, но затем, похоже, начинает нервничать. Ненужное столкновение с Даниилом Квятом в Монако – потеря очков. Перепалка по радио в Канаде превращается в борьбу за победу, и, выигрывая там третий раз в сезоне, Перес уходит в заметный отрыв от Окона по очкам.
Но дальше проблемы усугубляются… Столкновение в Баку, и мексиканец (после поула) цепляет единственное очко, в то время как француз приезжает вторым. Столкновение в Спа, Окон финиширует четвертым, а Перес вообще без очков.
Первая победа в сезоне для Окона пришла бы в Монце, и он, наконец-то, выходит в лидеры. Далее Серхио собирается и до конца сезона всегда приезжает на подиум, ещё и побеждая в Малайзии (после желудочной инфекции у всей команды).
Но несмотря на такую стабильность напарника, Эстебан выдаёт потрясающую серию из четырех поулов и трех побед и выходит вперёд на одно очко за две гонки до финиша чемпионата! Исход борьбы, фактически, решает Ромен Грожан, выбив француза с трассы в Бразилии.
Также обращают на себя внимание несколько занятных отличий в относительном положении гонщиков и команд в турнирной таблице:
• Отрыв Фелипе Массы от Лэнса Стролла не 3, а 80 очков. Более того, Фелипе занял третье место в чемпионате после пилотов доминирующей Force India, обогнав Карлоса Сайнса и Нико Хюлькенберга;
• Грожан впереди Стролла, а Haas впереди Renault и Toro Rossо – на третьем месте в чемпионате. Учитывая ещё поул и победу, Штайнер в том интервью точно был прав – такой чемпионат был бы существенно интереснее для него;
• Стоффель Вандорн опережал Фернандо Алонсо на протяжении большей части чемпионата, но McLaren так и осталась второй с конца;
• После Гран При Италии Окон прервал лидирование Переса на протяжении девяти гонок, и именно в этот момент Хэмилтон вышел в лидеры настоящего чемпионата. Второй раз Окон захватил лидерство после Мексики, когда Хэмилтон оформил чемпионство. Вот такие совпадения;
• Изучение таблицы также даёт поул-позицию Алонсо в домашней гонке, второе место Сайнса после смены команды, рекорд Хюлькенберга по поулам и многое другое. Но это уже для гурманов…
Данная таблица представляет собой лишь статистический интерес и является отображением положения дел во втором эшелоне пелотона. Лучшим подтверждением того факта, что в 2017-м Mercedes, Ferrari, Red Bull Racing находились в отдельной лиге является лишь одно подиумное место представителей остальных команд (Стролл в Баку).