2003 год. История самой трудной победы Михаэля Шумахера в Формуле 1
Сегодня мы чествуем шасси Ferrari F2003-GA, за рулем которого семикратный чемпион мира Михаэль Шумахер завоевал свой предпоследний и, пожалуй, самый тяжелый трофей в Больших Призах. Слово Дэмиену Смиту...
Буквами GA в своем индексе шасси F2003-GA обязано Джанни Аньелли, по сути, спасшему Ferrari и сохранившему итальянский триколор над базой команды в Маранелло. В конце 60-х этот видный деятель в предпринимательских и политических кругах Италии сумел вернуть шедшей на дно Скудерии платежеспособность и уберечь ее от перехода во владение американской компании Ford.
Со стороны казалось, что это именно Энцо Феррари удалось сохранить былую мощь итальянской конюшни, но на самом деле своим существованием в последние два десятилетия жизни Коммендаторе команда из Маранелло была целиком и полностью обязана Джанни.
[Любопытно, но именно Джанни Аньелли, по сути, дал толчок развития советского легкового автопрома, 15 августа 1966 года подписав контракт с министром автомобильной промышленности СССР Александром Тарасовым на создание автозавода в Тольятти с полным производственным циклом – будущего ВАЗа, прим. пер.]
В начале 2003 года Аньелли не стало – это произошло буквально за пару недель до презентации алого автомобиля Формулы 1 нового сезона, и вполне понятно, почему представление F2003 прошло во Фьорано без привычной помпы.
После полного доминирования Ferrari и Михаэля Шумахера в сезоне-2002 всё говорило о том, что эпоха превосходства союза итальянцев и немца продолжится в следующем году. И Михаэль был полон решимости почтить память Аньелли завоеванием четвертого подряд трофея и шестого в сумме, что позволило бы ему превзойти прежнее достижение великого Хуана Мануэля Фанхио. Но всё пошло не по плану…
Шасси F2003-GA, один из экземпляров которого был представлен на прошедшей в январе 2018-го выставке Autosport International, вышел на тропу войны довольно поздно. Как мы уже говорили, годом ранее Шумахер не оставил камня на камне от своих соперников за рулем F2002, опередив своего напарника по команде Рубенса Баррикелло на 67 очков. Так что в команде решили, что старого шасси с кое-какими обновлениями для первых четырех гонок действующему чемпиону мира вполне хватит, а с новым автомобилем можно и повременить.
Ах, если бы… Четвертое место Михаэля в дебютной гонке в Австралии прервало невероятную серию Ferrari из 53 завоеванных подиумов подряд, а столкновение с пилотом Renault Ярно Трулли на старте следующего Гран При в Малайзии привело к финишу действующего чемпиона на шестом месте.
На третьем этапе сезона в Бразилии Михаэля развернуло, и он не смог финишировать вовсе – впервые с Гран При Германии 2001 года! Вряд ли всё это можно было назвать работой по плану…
Эмоциональная и долгожданная победа немца в Имоле – через несколько дней после ухода матери Михаэля – вернула болельщикам Скудерии надежду на сохранение титула и стала лебединой песней шасси F2002 – одного из лучших творений команды из Маранелло.
Следующим по плану был Гран При Испании, и именно туда команда впервые привезла новое шасси, названное в честь Аньелли.
К тому моменту инженерная группа Ferrari во главе с Рори Бёрном и Россом Брауном и глава моторостроительного подразделения Жиль Симон под руководством босса команды Жана Тодта давно уже сошла с экспериментальных рельс, а шасси F2003-GA стало кульминацией всего лучшего, что было воплощено в алых машинах последних лет.
Гораздо более изящные линии боковых понтонов, уменьшенные радиаторы, существенно измененная конфигурация выхлопной системы и компактная задняя часть шасси – всё делалось для увеличения общей прижимной силы машины.
За спиной Михаэля Шумахера и Рубенса Баррикелло шла огромная работа – в частности мотористы под руководством Симона смогли извлечь дополнительные лошадиные силы из силовой установки Tipo 052 V10, тогда как продольная коробка передач значительно похудела, скинув несколько килограммов в весе и сантиметров – в объеме. Всё говорило за то, что успехи не за горами.
Так и получилось. Два подряд дубля нового шасси в Испании и Австрии сказали о многом. В Монако Шумахер финишировал только третьим, но в Канаде снова выиграл и завершил первую часть чемпионата лидером. Однако главные трудности были еще впереди…
Команды McLaren и Williams, машины которых были обуты в шины Michelin, были готовы дать настоящий бой флагманам Bridgestone из Маранелло. Победами в тот год отметились сразу восемь гонщиков, а осенью на титул помимо Михаэля претендовали также Кими Райкконен из McLaren и Хуан Пабло Монтойя из Williams. И начиная с июньской гонки в Канаде до Гран При в Монце в сентябре Шумахер не добился ни единого триумфа.
Между тем его напарник по Ferrari Баррикелло одержал одну из своих самых блестящих побед на Гран При Великобритании в Сильверстоуне. Это был тот самый день, когда на трассу в шотландском берете и килте выбежал священник по имени Нил Хоран, долго маневрировавший между машинами на прямой Hangar Straight. К счастью, трагедии не произошло, хотя некоторые гонщики не сразу замечали человека на трассе.
Но главным событием той гонки стала все же великолепная победа Баррикелло, на пути к которой бразилец дважды обогнал Райкконена в борьбе за лидирующую позицию.
В целом же вторая половина сезона-2003 оказалась для Шумахера провальной на фоне успехов его соперников. В этот период дважды подряд – на Нюрбургринге и в Маньи-Куре – в составе Williams выиграл родной брат Михаэля Ральф, Монтойя праздновал успех в Хоккенхайме, а Фернандо Алонсо стал самым юным победителем в Ф1 в Венгрии за рулем заводской машины Renault.
После этого в дело вступила политика. На исходе лета появились первые намеки на несоответствие шин Michelin букве закона. Разумеется, главной движущей силой протестного движения стали Bridgestone и Ferrari – именно они заверили властные органы в том, что шины французского производителя деформируются во время движения машины больше дозволительного уровня.
В FIA вняли просьбам Ferrari и без дополнительных разбирательств запретили к использованию шины Michelin, которые вынуждены были спешно производить резину новой структуры.
Понятно, кто от этого выиграл. На родине Скудерии в Монце Михаэль Шумахер вновь одержал победу после пяти подряд проигранных гонок, а затем повторил свой успех в Индианаполисе, тем самым лишив Монтойю надежд на чемпионство.
Впереди был финальный Гран При, в котором немцу достаточно было финишировать восьмым, чтобы защитить свой титул.
До этого момента Михаэль одержал шесть побед в сезоне (пять из них за рулем шасси F2003-GA), тогда как второй претендент на чемпионство Кими Райкконен отметился лишь одним триумфом на Сепанге. Однако новая система начисления очков, при которой восемь гонщиков вместо шести получали очки, сделала свое дело, и финн по-прежнему оставался в обойме, сохраняя шансы на чемпионство.
Кими оказался невероятно близок к успеху на японской Сузуке. Он финишировал вторым следом за Баррикелло, тогда как у Михаэля всё валилось из рук. Немец квалифицировался на далекой 14-й позиции, а на пути к заветному восьмому месту дважды столкнулся с соперниками. Два очка. Но больше и не нужно было.
«Опустошен и изможден», – так сам Шумахер охарактеризовал свой путь к шестому трофею.
Таким образом, светлое имя Джанни Аньелли было вознесено на вершину. Последнее творение Рори Бёрна позволило гонщикам Ferrari одержать семь побед в чемпионате – пять раз триумф праздновал Михаэль и еще дважды – Рубенс.
После напряженного сезона 2003 года Скудерия вернулась в свое привычное доминирующее русло с новинкой F2004, продолжившей триумфальную историю наследия итальянской команды. 11 побед в первых 12 гонках сезона и чемпионство Шумахера уже в июле.
Давайте, Mercedes, повторите-ка это достижение! Хотя нет, пожалуйста, не надо...
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько
Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/7891/how-schumacher-won-his-toughest-ferrari-title