Бойцы невидимого фронта. За кулисами центра управления полётами RBR
Кто же на самом деле выигрывает гонки в Формуле 1? Во время трансляции мы видим лишь самих пилотов и руководство коллектива на командном мостике. А кто стоит за ними? Кто принимает решения, подобные тому, что позволило Даниэлю Риккардо выиграть Гран При Китая? Джонатан Нобл заглянул за кулисы святая святых – в Центр управления полётами на базе Red Bull Racing в Милтон-Кинсе...
Что привлекает нас в гонках Формулы 1 в первую очередь? Безусловно, это горючая смесь из одномоментности существования, отчаянной борьбы на трассе и вне ее пределов, сильных личностей, интриги, неопределенности и неудержимых эмоций, верхушку которых мы наблюдаем, когда Тото Вольф с силой бьет кулаком по столу, а Кристиан Хорнер на командном мостике проявляет чудеса "ножного трясунчика" с частотой, обратно пропорциональной количеству оставшихся кругов дистанции.
Если вы не находитесь внутри команды, испытывая вместе с ней дичайший стресс постоянно сменяющих друг друга взлетов и падений, вам трудно будет понять, что эти парни на самом деле чувствуют.
И пиком этого безумного напряжения, безусловно, являются те два часа от последнего погасшего над стартовой решеткой огня и до взмаха клетчатым флагом.
Мне посчастливилось пусть и не в боевом режиме, но все же поприсутствовать в невероятно секретном месте на базе команды Red Bull Racing в Милтон-Кинсе – в так называемом Центре управления полётами. Это именно то самое место, где выигрываются и проигрываются решающие сражения на трассе…
Если вы ждете фотографий, спешу вас разочаровать – их не будет, поскольку в "операционной", как называют ее на базе, снимать на камеру строжайше запрещено.
Что касается самого Центра, то внешне он больше похож на огромную пустынную лекционную аудиторию, которую во время Гран При наводняют десятки и сотни инженеров и аналитиков – каждый со своим монитором и наушниками. Помножьте их число на два, и вы получите количество дополнительных глаз и ушей к тем, которые мы видим во время телевизионной трансляции этапа.
В передней части зала размещается несметное количество экранов, каждый из которых показывает какие-то свои параметры – тайминг, телеметрия, движущиеся картинки и многое другое. Мне сказали, что центральный монитор в этом зале – крупнейший телевизионный экран в Европе, появившийся на базе команды благодаря спонсору Hisense. Не думаю, что у кого-то в мире есть гостиная, способная вместить эту штуковину.
Надо сказать, что "операционная" эксплуатируется не только во время Гран При Формулы 1. Зимой команда использует ее для полноценных симуляций гонок, чтобы оставаться в форме и готовиться к сезону. Знаете, это самая дорогая и самая впечатляющая в мире компьютерная игра жанра стратегия, которую я видел.
Каждый монитор на столе – это полноценная рабочая станция, обвешанная разнообразными средствами связи. Здесь и обычные наушники, и специальные пульты управления цифровым радиоканалом для связи со стратегами, руководством команды, гоночными инженерами и, конечно, гонщиками.
Перед рабочими станциями – небольшие экраны с анимацией точек на трассе, постоянно обновляющимися протоколами тайминга и графиками с гонки.
В часы бездействия "операционная" тиха и спокойна – здесь даже как-то жутко, – но как только в канале появляются первые данные, это место словно оживает.
В этот раз я вместе с приглашенными журналистами попал на симуляцию Гран При Великобритании. Нас посадили за свои рабочие места с множеством мониторов, на которых в хаотическом порядке появлялись всё новые и новые данные и графики телеметрии с машин виртуальных Даниэля Риккардо и Макса Ферстаппена. Я лично успел разобрать информацию по деградации резины и прогноз погоды, говоривший о приближении дождя.
Если вы регулярно смотрите гонки Формулы 1 по телевизору, вы наверняка легко схватываете все стратегические ходы команд, запросто определяете, кому и когда надо ехать в боксы за новой резиной, и понимаете, на каком месте гонщик появится на трассе.
Можно спокойно сидеть считать пит-стопы и советовать телевизионному экрану, когда зазывать пилотов на пит-лейн, чтобы пересидеть или, наоборот, недосидеть соперника.
Но поверьте, ни о каком спокойствии не может идти речи, когда ответственность за решение произвести остановку в боксах лежит целиком на вас. Ошибки, стоящие команде победы, навсегда врезаются в память инженеров и стратегов. Это их работа, их дело.
Сидя в "операционной" и наблюдая за тем, как Риккардо и Ферстаппен борются на трассе, ты понимаешь, что твой мозг просто не выдерживает потока данных такой предельной интенсивности. При этом значимость одной информации выше, чем другой, и ты должен это фиксировать. Ты постоянно фильтруешь огромный поток данных и выделяешь только значимые подмножества, тут же расставляя для них приоритеты.
Есть ключевые параметры, которые никак нельзя упускать из виду – это времена на секторах, дельта по сравнению с соперниками, график деградации резины, разница в скорости от круга к кругу, а также трафик впереди гонщика и позади. Все эти данные напрямую влияют на процесс принятия решений.
В начальной стадии гонки напряжение не столь критическое – до пит-стопов еще далеко, впереди длинный путь, а резина еще свежая. Надо сказать, что в увиденной мной симуляции, как и в жизни, пилоты Mercedes и Ferrari довольно быстро оторвались от преследователей, а следом за ними расположились гонщики Red Bull Racing, причем Даниэль опередил на старте Макса, и они расположились на трассе один за другим.
Но с приближением пит-стопа, а с ним и дождя с севера, если верить радарам, напряжение постепенно возрастает – ты с каждой минутой начинаешь более часто и внимательно сверять данные на графиках – дельту времени по секторам, жизненный цикл шин и темпы деградации резины.
При этом инновационная система коммуникации Red Bull позволяет во время симуляции связываться не только с реально существующими стратегами и инженерами, оповещая их о гранулировании Supersoft или о том, что после пит-стопа перед нами будет сразу несколько медленных машин, но и с виртуальными гонщиками!
Спросите их о состоянии резины, об ощущениях от баланса машины или попросите постараться сократить отставание от впереди идущей машины, и вы моментально услышите ответ, причем настоящими голосами Риккардо и Ферстаппена! Это потрясающе и добавляет реализма.
Но времени болтать с гонщиками нет, поскольку приближается время первого пит-стопа. И теперь на каждом круге у вас есть окно продолжительностью не более 10 секунд, чтобы принять решение – ехать в боксы сейчас или уходить на следующий круг.
Пока Даниэль и Макс проносятся по прямой Hangar Straight, вы должны собрать воедино миллион показателей, молниеносно проанализировать их и мгновенно выдать ответ – ехать дальше или сворачивать в боксы, чтобы постараться "подрезать" соперника и молиться, как бы шины выдержали до конца дистанции. А что, если на следующем круге пойдет дождь? Время будет упущено.
Представьте, что вам сказали взять все свои сбережения и поставить в казино разом на красное или черное. И не важно, как раньше выпадали цвета, и какие советы вам дают все вокруг – когда придет время делать ставку, вы поймете то, что испытывают эти врачеватели побед в "операционной".
Гонка перед пит-стопом обретает ни с чем не сравнимый ритм – на старте каждого нового круга жизнь словно начинается заново, вы снова пробегаетесь по данным и смотрите, что делают ваши соперники, сверяете показатели со стратегами и гонщиками и пристально смотрите на мониторы.
И вот машина в очередной раз подъезжает к точке X, за которой последует 10-секундный отрезок времени для принятия ключевого решения. Напряжение в воздухе можно резать ножом. Выбери правильный момент для пит-стопа, и соперник будет повержен. Замешкайся на секунду, пропусти оптимальное окно, и оппонент обязательно воспользуется своим шансом.
Давление просто запредельное, несмотря на то, что это, казалось бы, всего лишь компьютерная симуляция. И как же приятно ощущать, что ты понимаешь все процессы изнутри, приобретаешь этот бесценный опыт, и приобретаешь его очень быстро.
Гонка получилась довольно хаотичной – гонщики Ferrari пострадали из-за появления на трассе машины безопасности, а виртуальный Льюис Хэмилтон сошел из-за проблем с двигателем (ну хоть здесь они ломаются). На фоне всего этого у нас не было ни секунды времени, чтобы наблюдать за тем, что происходит на трассе помимо наших двух машин.
В итоге триумфатором стал Ферстаппен, а у Риккардо произошел прокол ближе к концу заезда. И даже не спрашивайте меня, какую тактику использовали наши соперники или как проходила их гонка – я не имею ни малейшего представления. Неудивительно, что руководители команд в послегоночных интервью так неохотно отвечают на вопросы о том, что произошло у их соперников.
Почти часовой мини-Гран При пролетел буквально за одну секунду, и после заезда я чувствовал себя абсолютно изможденным эмоционально и психологически.
И пусть это была лишь виртуальная гонка – теперь мне гораздо проще представить, что происходит здесь в дни настоящих Гран При. Лучшие умы и технологии здесь собраны воедино, и цель одна – победа в полномасштабной войне, иначе не скажешь. В войне, где одна крохотная оплошность отделяет победу от поражения...
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько
Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/7981/behind-the-scenes-of-red-bull-mission-control