Девять главных ошибок Liberty Media во главе Формулы 1
Известие о том, что власть в Больших Призах переменилась, многими изначально было воспринято с оптимизмом. И правда – традиционалистский ретроградный подход Берни Экклстоуна, якобы отвергающего всё новое, – останется в прошлом, а впереди новая жизнь, свободный полет, масса идей и новшеств. Но что мы получили на деле? Давайте разберемся вместе с Полом Макдональдом...
А на деле стремление нового председателя Формулы 1 и исполнительного директора Liberty Media Грега Маффея как можно быстрее отбить вложенные инвестиции в размере 4,6 миллиарда долларов и максимально американизировать спорт привело к обратным результатам. Болельщики, для которых они в конечном счете работают, в своем большинстве не приняли методы работы новых владельцев Больших Призов, и всё чаще слышатся фразы, начинающиеся с «А вот при Берни...»
Давайте вспомним первые итоги работы Liberty Media и перечислим их главные промахи на пути вознесения Формулы 1 на вершину на новом витке истории…
1. От каждого по способностям, каждому по потребностям
Система драфта игроков в главных американских спортивных сериях NFL и NBA вкупе с распределением финансов между командами способствует созданию демократической, если не сказать социалистической структуры. Взять всё (деньги и юных талантов), да и поделить! И все счастливы.
Все, да не все. К примеру, Mercedes и особенно Ferrari такое распределение будет совершенно не по душе. Они давно привыкли и уверены – не без оснований, – что народ ходит на них, и у них есть право первого и лучшего выбора, а любые попытки уравнять команды в их возможностях лишний раз бьют по карману топов. Стоит ли говорить, что инициатива Liberty Media о равномерном распределении доходов в спорте не могла встретить единодушное одобрение со стороны участников?
2. Недооценка весовой категории Ferrari
Многие считают Формулу 1 и Ferrari практически синонимами. Это поистине культовый бренд, который у большинства людей в первую очередь ассоциируется с Большими Призами. Так есть, и отрицать этот факт просто глупо – такого наследия, как у Скудерии, и близко нет ни одной другой команды Формулы 1.
Президент Ferrari Серджио Маркионе знает это куда лучше, чем Liberty, и высказывает свое мнение при малейшей попытке новых властей спорта внести в ситуацию дисбаланс.
«Думаю, мы должны продолжить работать с Liberty, владеющими коммерческими правами на Ф1, и с FIA, чтобы попытаться создать равновесие, – сказал Серджио в мае. – Если нам не удастся договориться, мы просто соберем вещи и уйдем».
На этом поле боя Liberty Media никогда не одержать победу.
3. Глупости – вслух и громко
В задачи исполнительного директора Liberty Грега Маффея, естественно, входит создание иллюзии полной гармонии происходящего и коммерческой привлекательности решений, принимаемых компанией в отношении развития Формулы 1.
Но было бы, право, лучше, если бы Грег хоть немного изучил новую для себя аудиторию, прежде чем высказываться по поводу и без.
Комментируя инициативу проведения этапа Формулы 1 в Майами в 2019-м, Маффей сказал: «Городские гонки – это всегда интересно и потрясающе. А Майами – лучший выбор для проведения городской гонки Ф1. Мир моря и песка – что может быть лучше? Там всем будет интересно. Масса вечеринок. А Формула 1 – это только гламур и вечеринки».
Пусть Формула 1 – это гламур и вечеринки. Но зачем это было говорить? Такие слова полностью подрывают спортивную составляющую Больших Призов, которая должна лежать в основе Ф1.
4. Гран При Азербайджана
Узнав о перспективе проведения гонки Ф1 в столице Азербайджана, Грег Маффей сказал: «У Азербайджана нет ни малейших шансов надолго остаться в Формуле 1 и проводить успешные гонки». А сейчас начали появляться предположения о том, что городской Гран При в Майами может занять место Баку в календаре.
По иронии судьбы, гонка в Азербайджане выдалась, пожалуй, самой интересной и насыщенной событиями на старте нынешнего сезона, в отличие от того же Монако. Именно такой должна быть Формула 1, и именно такой ведь Liberty хотят ее видеть. Ох уж этот…
5. F1 TV. Все блины комом
Сама идея внедрения интерактивного телевидения в гонках Больших Призов великолепна. Чего не скажешь о стремлении запустить абсолютно сырой проект с намерением оттестировать его за деньги на реальных пользователях.
Буквально всё – от времени анонсирования и ограничений по странам до самой попытки запуска – было сделано плохо. Ужасно плохо.
Запуск платформы уже после старта сезона, да еще и не с первой попытки, да еще и на четырех языках, из которых доступ через аккаунт соцсетей можно получить только к одному… Всё это очень странно и непрофессионально – и это еще слабо сказано.
После финальной презентации проекта в Барселоне твиттер буквально разрывался от требований вернуть деньги за подписку. И в Liberty Media удовлетворяли эти просьбы, фактически расписавшись в собственной беспомощности.
Неужели трудно было подождать до следующего года?
6. Грид-гёрлз. Вместе оказалось не веселее
Как бы вы ни относились к идее присутствия на стартовой решетке Больших Призов девушек модельной внешности, манера, в которой было сообщено об идее отказа от этой давней традиции, была далека от идеала.
В Liberty Media просто ввели запрет, не поставив в известность и не спросив мнения ни команд, ни гонщиков, ни – что более важно – самих девушек, которых собрались лишить работы.
Помните комментарий Маффея о том, что Формула 1 – это гламур и вечеринки? И как после этого выглядит решение отказаться от девушек на решетке? А тот факт, что в Монако и Сочи бросили вызов этому запрету, лишний раз подтверждает нелепость решения новых владельцев спорта.
7. Восстание машин
Одно дело – позволять гонщикам высказывать свое мнение по тому или иному поводу, и совсем другое – допускать постоянную открытую критику с их стороны регламента и инициатив, которые внедряются.
Мало кто из пелотона Формулы 1 за последнее время не высказался в грубой форме относительно происходящего в Больших Призах. Не молчат и бывшие гонщики. И критике подвергается буквально всё: защита кокпита, решение по грид-гёрлз, календарь, технический регламент по двигателям... А на прошедшем этапе в Монако ситуация просто вышла из-под контроля.
Буквально каждое медийное сообщение начиналось с жесткой критики со стороны гонщиков скучного этапа в горном княжестве, а Фернандо Алонсо публично поставил в противовес Формуле 1 другую гоночную серию, и сравнение оказалось не в пользу Больших Призов.
В Liberty Media не предприняли при этом ни единой попытки вернуть ситуацию в благоприятное для спорта русло.
8. США – намберван!
У Liberty Media, безусловно, отменная репутация в Соединенных Штатах – на их родине. Они прекрасно знают особенности местного рынка и понимают, как устроены самые успешные спортивные лиги за океаном – NBA и NFL. И с их стороны логично было предположить, что хорошо зарекомендовавшие себя шаблоны в Новом Свете можно без изменений применить и к Формуле 1, ожидая при этом бурного роста своего нового приемного детины.
Но разница в том, что NBA и NFL ориентируются по большей части исключительно на внутренний рынок, тогда как Большие Призы – международный бренд со своим огромным культурным багажом, которому уже не один десяток лет.
Однако похоже, что кто-то решил провести американизацию спорта без учета территориальных и иных его особенностей. Инициативы по проведению гонок в Майами, Лас-Вегасе и Нью-Йорке лишний раз подтверждают вектор развития Liberty Media, устремленный на запад.
9. Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее...
Придя к власти, Liberty Media начали тут же хвататься за всё, что плохо – а главное хорошо – лежит. Их взору открылся такой огромный простор, что глаза буквально разбежались, а ноги разъехались. В такой позе они и застыли, пытаясь в кратчайшие сроки успеть всё сделать.
Очевидно, что следующий срок серьезных перемен в Формуле 1 должен настать в 2021 году, когда будут внесены существенные изменения в спортивный и технический регламенты. Но в Liberty не собираются ждать, они насаждают новые порядки здесь и сейчас, как будто не успеют. И пример с F1 TV – лишь верхушка айсберга.
В результате мы становимся свидетелями поспешных половинчатых решений, хотя логичнее было внимательнее присмотреться к своей покупке, понять все ее особенности и правильно расставить приоритеты...
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько