Сразу на двух конях – седалища не хватит. А кучер ни при чем!

Александр Гинько
5 июля 2018 в 9:22
Фото: RaceFans.net

В среду, 4 июля, непосредственно накануне домашнего для McLaren этапа в Великобритании было объявлено об отставке Эрика Булье с поста гоночного директора коллектива из Уокинга. Так ли виноват руководитель, и что на самом деле происходит в прославленной команде, разбирается редактор AUTOSPORT.com.ru Александр Гинько...

С начала первого вооруженного конфликта между Англией и Францией – так называемой Бретонской войны – прошла уже почти тысяча лет, и с тех пор разногласия между этими странами если и утихали, то ненадолго.

Вот и в английской команде McLaren решили вспомнить традиции и изгнать из своих рядов французского подданного Эрика Булье, с начала 2014 года занимавшего пост гоночного директора.

Что же пошло не так? Применительно к коллективу из Уокинга болельщики задаются этим вопросом уже как минимум шестой год – с 2012-го, когда прославленная команда в последний раз вошла в тройку призеров в Кубке конструкторов, проиграв Ferrari 22 очка, а гонщики McLaren Дженсон Баттон и Льюис Хэмилтон на двоих одержали семь побед и 13 раз в сумме поднимались на подиум.

В следующем году – после ухода Хэмилтона в Mercedes – произошел откат на пятое место без единого подиума, а еще через год без побед в Уокинге решили принять кардинальные меры и отказаться от своих давних мотористов Mercedes в пользу вернувшейся в Формулу 1 Honda...

С дальнейшим развитием сюжета мы на секунду повременим и параллельно обратимся к кадровым вопросам в McLaren, поскольку кадры, как говорил один вождь, решают всё.

Хотелось бы сосредоточить внимание на одном нелюбовном треугольнике: Рон Деннис, Эрик Булье и... Зак Браун.

Все мы помним, что Деннис покинул McLaren по окончании сезона-2016, тогда как Эрик Булье был назначен на пост гоночного директора в начале 2014-го.

Эрик Булье © Lavenir.net
Эрик БульеФото: Lavenir.net

А теперь продолжим читать летопись команды, держа в уме этот треугольник.

Да, сезон-2014 трудно было назвать слишком позитивным для команды, дорабатывавшей свой последний год с моторами Mercedes. Но у них было пятое место в Кубке конструкторов, двойной подиум в Австралии, семь раз гонщики команды входили в Топ-5 и редко финишировали за пределами первой десятки.

Следующий год – дебютный с моторами Honda – объективно не мог сложиться лучше из-за многочисленных проблем, связанных с недопониманием в совместной работе между англичанами и японцами и адаптации нового мотора к шасси. К тому же, на тот момент остальные мотористы уже более года трудились над своими турбированными силовыми агрегатами, построенными по новому регламенту, а японцы делали только свои первые шаги. В итоге лишь девятое место в КК при 12 сходах по техническим причинам.

Но мало кто уже помнит, что следующий сезон – 2016 года – мог стать для команды переломным. Сравните сами – шестое место после девятого в зачете команд, 76 очков против 27, всего четыре (!) схода в последних 12 гонках сезона (у Ferrari, ставшей третьей, их было три) и 17 (!!) финишей в первой десятке против шести годом ранее!

Вряд ли такое преображение команды можно назвать как-то иначе, чем прогресс, и происходило это под руководством Рона Денниса и Эрика Булье.

Джо Сейвуд: В McLaren Булье не дали заниматься своим делом

Однако совет акционеров такое медленное движение к вершине не устроило, и 15 ноября 2016 года было объявлено об уходе с высокого поста 69-летнего британца после 35 лет преданной работы.

Рон Деннис © Car and Driver
Рон ДеннисФото: Car and Driver

Но свято место пусто не бывает, и уже через шесть дней на должность исполнительного директора McLaren Technology Group был назначен Зак Браун, а 10 апреля 2018 года он стал генеральным директором McLaren Racing в рамках глобальной реструктуризации McLaren Group.

Но продолжился ли прогресс команды под руководством амбициозного американца? Понятно, что «Лучше всяких слов порою взгляды говорят», но в Формуле 1 все же чаще говорят цифры. И по ним выходит, что в команде произошел полный откат к позициям 2015 года. Судите сами – девятое место после шестого годом ранее, 30 очков (в 2015-м было 27) против 76, шесть сходов в первых шести гонках и 8 финишей в Топ-10 против прошлогодних 17.

Всё это время гоночным директором оставался Эрик Булье, моторист также не менялся. Что случилось? Пришел Зак Браун.

Кто такой Зак Браун? 46-летний американский бизнесмен – бывший профессиональный гонщик, обладающий, по его собственным словам, уникальной способностью со всеми обо всем договариваться. В списке его коммерческих заслуг можно отметить привод в NASCAR алкогольного спонсора Crown Royal, контракт McLaren с Johnnie Walker и содействие в привлечении в автоспорт компаний UPS, Verizon и LG.

Вероятно, именно благодаря этим его качествам какое-то время его прочили на роль Берни Экклстоуна, после чего звали на руководящую должность в Liberty Media, но он предпочел возглавить McLaren.

На что с самого начала сделал ставку американец? На ширму в виде якобы слабых и ненадежных двигателей Honda и на Фернандо Алонсо.

Первая его ставка долго вводила всех в заблуждение, их – бедненьких – даже жалели, но в итоге не сыграла. Если бы Зак догадался потянуть контракт с японцами еще годик, можно было бы продолжать говорить всем вокруг о том, что у McLaren лучшее шасси в пелотоне, а во всем виноват мотор.

И правда, в условиях эксклюзивного контракта очень легко рассказывать сказки – никто ведь не проверит. Однако переход McLaren на двигатели Renault и сотрудничество Honda с Toro Rosso расставили все точки над ё. С далеко не лучшим шасси гонщик коллектива из Фаэнцы Пьер Гасли уже на втором этапе сезона приехал на высокое четвертое место, а проблем с "ненадежным" мотором Honda у них практически не возникало.

McLaren © ESPN
McLarenФото: ESPN

В McLaren начали сезон с пятого места в Австралии, но постепенно результаты пошли на спад, и за последние шесть гонок Фернандо Алонсо лишь дважды стал восьмым, а все остальное время пилоты оранжевых машин не поднимались выше 12-го места, трижды сойдя с дистанции.

В результате в конце июня Зак Браун был вынужден публично отказаться от своих слов о лучшем шасси в пелотоне, тут же сменив версию – мол, все эти прошлогодние заявления носили исключительно мотивационный характер. Браво!

Следующей отказкой американца стали слова о титульном спонсоре для McLaren. В конце февраля 2017-го он сказал буквально следующее: «Чтобы привлечь нового спонсора, должен пройти минимум год. Не стоило ждать никаких чудес в 2017-м. Большинство компаний принимают серьезные решения в октябре, ноябре или, на крайний случай, в декабре». Но уже к декабрю развернул свой трамвай и поставил на рельсы задом наперед словами «Я не думаю, что у нас появится титульный спонсор. В современной Формуле 1 никто не ссылается на имя титульного спонсора, поэтому я не думаю, что есть большая необходимость в том, чтобы наша команда называлась не McLaren, а XXX McLaren». И снова браво!

То же самое касалось и «огромного количества» спонсоров, которых Браун собирался привести в McLaren. В январе этого года – накануне показа нового шасси – он сказал: «На презентации вы увидите, что на машине нет свободных мест от спонсорских логотипов».

А вот как выглядит шасси MCL33 сегодня:

MCL33 © f1undercover.com
MCL33Фото: f1undercover.com

Решение нанести логотипы бесчисленного количества спонсоров той же краской, что красили машину – бесценно! И в третий раз браво!

Но вернемся к ставкам Зака.

Вторая его ставка – на Фернандо Алонсо – уже начала играть против него самого, поскольку двукратный чемпион мира, смекнув, кто здесь на самом деле марионетка, начал вить из Брауна веревки толщиной в палец.

По сути, в ответ на ставку Зака сам испанец поставил всё на «Тройную корону», и Брауну пришлось выкинуть карты в пас.

В первый год сотрудничества с командой Браун имел неосторожность "выставить на продажу" участие Алонсо в суточном марафоне в Ле-Мане в ответ на подписание контракта с McLaren на сезон-2018.

После этого умный испанец понял, кто в доме хозяин, и начал диктовать свои условия. В погоне за «Тройной короной» Фернандо прошлым летом принял участие в легендарном заезде «500 миль Индианаполиса», отказавшись от не менее знаменитой гонки Формулы 1 в Монако, зимой съездил в Дайтону и принял участие в марафоне в рамках подготовки к суточной гонке в Ле-Мане, а три недели назад поднял над головой триумфальный Кубок на кольце Сарт.

Зак Браун и Фернандо Алонсо © Diariomotor
Зак Браун и Фернандо АлонсоФото: Diariomotor

В общем, развлекается как может. И правильно делает. Всё это время Зак Браун использовал любой удобный момент, чтобы поучаствовать в очередном фотосете в обнимку с Алонсо, как бы говоря: «Да мы лучшие друзья, я и сам гонщик, пусть ездит везде, где ему вздумается!»

В то же время сам Фернандо на вопрос о том, отпустил бы его Рон Деннис проехать Инди 500, ответил: «Я думаю, нет. Зак мыслит более широкими категориями, чем другие руководители команд, с которыми мне доводилось работать. Он видит автоспорт иначе и знает, что McLaren – это не только Формула 1. Он настоящий гонщик, и здорово, что он присоединился к команде в прошлом году».

В общем, родители развелись, при этом мама заставляет ребенка делать уроки, а папа берет с собой на футбол и к друзьям. Выбор очевиден.

Однако вместе с Фернандо развеселился и сам Зак. Диверсификация активов – это здорово, но не в тот момент, когда команда Ф1, являющаяся главным направлением для компании, не блещет результатами. На этом фоне заявления американца о выставлении собственного коллектива в Формуле Е, WEC и IndyCar выглядят по меньшей мере странно.

Как говорил герой одного хорошего фильма: «Сразу на двух конях – седалища не хватит».

К чести Зака стоит сказать, что иногда он все же возвращается с небес на землю и вспоминает про оранжевую команду в Больших Призах.

В феврале, к примеру, на вопрос о возможном возвращении в Инди 500 он ответил: «Прежде всего нам нужно вернуться на подиум в Формуле 1. Вся команда должна быть сосредоточена именно на этой цели. Нужно найти больше партнеров, поскольку если мы решимся на возвращение в IndyCar, то заниматься поиском финансирования команды будет некогда».

К тому же, вдоволь наигравшись, после падения результатов в конце первой трети нынешнего сезона не выдержал уже и сам Алонсо. Видимо, испанцу надоело дергать Зака за ниточки, и он довольно жестко высказался о том, что команда двигается в обратном направлении, а с каждой следующей гонкой они становятся всё слабее.

Тем самым он дал понять, что вторая ставка Брауна тоже не сыграла.

Что оставалось сделать предприимчивому американцу? Правильно – назначить виновного, коим и оказался гоночный директор Эрик Булье.

«Наше сегодняшнее заявление стало первым шагом на пути к решению проблем», – сказал Зак французу на прощание.

Но так ли виновен в сложившейся ситуации Эрик? Решать вам, а судить – времени...

Автор материала: Александр Гинько

Зак Браун и Эрик Булье © Diario AS
Зак Браун и Эрик БульеФото: Diario AS

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle