Гран При Испании: Обзор гонки от Марка Хьюза

Марк Хьюз
16 мая 2013 в 22:34

Запомнившись 77 пит-стопами и всеобщей озабоченностью вопросом сохранения шин, Гран При Испании подарил домашнюю победу Фернандо Алонсо, который пилотировал свою Ferrari на абсолютном пределе возможностей шин Pirelli. Рассказывает Марк Хьюз

Эта гонка только выглядела запутанной. 77 пит-стопов неизбежно вводят в заблуждение и затмевают тот непреложный факт, что Ferrari удалось продемонстрировать убедительное превосходство, отыскав наилучший подход к особенностям барселонской трассы в эру Pirelli.

Команда располагала машиной, обладающей прекрасным сочетанием скорости и работы с резиной, они идеально реализовали свою тактику, с самого начала запланировав четыре пит-стопа, когда все остальные надеялись ограничиться тремя и были вынуждены менять планы уже по ходу дистанции.

Все остальное сделал Алонсо, который блестяще прорвался вперед с третьего ряда стартовой решетки, а затем смог максимально реализовать потенциал машины. Как только после финиша стих рев моторов, стало слышно, как все зрители на трибунах нараспев выкрикивают его имя.

Трасса Каталунья – одна из самых требовательных к шинам в календаре чемпионата. Неудивительно, что в целом расстановка сил оказалась здесь такой же, как и не предыдущем этапе в Бахрейне, где нагрузка на резину тоже очень велика, хоть и по несколько иным причинам. К примеру, и там, и там лидеры протоколов по итогам субботы и воскресенья весьма сильно различались, а Mercedes вновь пришлось пережить разочарование от падения с высот доминирования в квалификации до посредственного выступления в самой гонке.

Lotus вновь выглядела лучше в гонке, чем в квалификации: в воскресенье машина из Энстоуна была второй по силе, что доказал Кими Райкконен, завоевав второе место на подиуме и опередив Фелипе Массу из Ferrari.

Феттель рассчитывал ограничиться тремя пит-стопами, но вынужден был останавливаться четырежды © LAT
Феттель рассчитывал ограничиться тремя пит-стопами, но вынужден был останавливаться четыреждыФото: LAT

А вот Red Bull Racing и Ferrari в сравнении с Бахрейном словно поменялись местами. Лидеры чемпионата запланировали для своих пилотов по три пит-стопа, и в итоге их тактика полностью провалилась, так как по ходу гонки команде пришлось переходить на схему с четырьмя остановками – а значит, все визиты в боксы состоялись не вовремя. «Это не изменило окончательный результат, – сказал позже глава RBR Кристиан Хорнер, – у нас в любом случае слишком быстро изнашивалась передняя левая шина».

Как и в Китае, пилоты спрашивали по радио у своих инженеров на командном мостике, бороться ли им с догоняющими соперниками, или же у тех иная тактика. Феттелю довелось услышать сюрреалистичный по своей противоречивости ответ, когда его нагнал Райкконен – ‘да, ты ведешь борьбу с Lotus, но должен его пропустить’. Смысл состоял в том, что немцу нужно поддерживать темп куда ниже теоретически возможного, чтобы контролировать температуру шин, дабы они в мгновение ока не утратили рабочих характеристик.

Наблюдать и контролировать – вот что нужно было делать в этой гонке. И делать более внимательно, чем на предыдущих этапах. Никогда раньше не была настолько важна информация, поступающая с датчиков температуры шин. Затяжной третий и девятый повороты, где скорость весьма высока, нещадно перегружали переднее левое колесо – так что, выжимая здесь максимум, пилоты тут же сталкивались с гранулированием резины и её быстрым приходом в негодность, что значительно сокращало протяженность запланированного отрезка.

Машина Red Bull, которая на генном уровне спроектирована так, чтобы обеспечить максимальную прижимную силу в передней части, «съедала» переднюю левую шину на порядок быстрее, чем Ferrari и Lotus; повороты Каталуньи оказались просто слишком быстрыми и длинными для RB9. Пилоты старались выбирать темп, который позволял бы держать под контролем гранулирование передней резины, однако классической чертой автодрома в Барселоне является как перераспределение нагрузки на заднюю часть машины по мере того, как по ходу отрезка сцепление ухудшается – что тотчас приводит к перегреву шин. Как только наступает этот переходный момент, температура задней резины начинает расти, и нет уже никаких шансов охладить её.

С этой головоломкой поначалу отлично справился Нико Росберг. На старте ему удалось сохранить лидерство в первом повороте за счет хитрого маневра и более раннего, чем ожидалось, торможения, из-за чего его напарнику Льюису Хэмилтону пришлось тормозить с блокировкой всех колес, из-за чего британцу тут же пришлось перейти в режим экономии ресурса шин. Феттель промчался мимо пилота Mercedes и вошел в первый поворот вслед за лидером.

Из-за оборонительной тактики Росберга Феттель, Хэмилтон и Райкконен оказались вплотную друг за другом и явно теряли время, что было на руку Алонсо. Пилот Ferrari как обычно прекрасно стартовал, но Кими заставил испанца сместиться наружу, и двукратный чемпион так и не смог реализовать к первому повороту свой план прорыва.

Но затем, когда Хэмилтон и Райкконен увлеклись борьбой в третьем повороте, Фернандо не упустил момент и смог обойти обоих по внешней траектории, борьба с Льюисом была плотной, почти до контакта колесами, Алонсо использовал KERS – и трибуны взревели от восторга.

Росберг лидирует на старте, а Алонсо готовится разом обойти двух соперников по внешнему радиусу © LAT
Росберг лидирует на старте, а Алонсо готовится разом обойти двух соперников по внешнему радиусуФото: LAT

Это был ключевой момент для испанца. Затем он было попытался перехитрить и Феттеля, когда немец сам пытался обогнать Росберга – но гонка еще не завершила даже первый круг, и никто не собирался ввязываться в серьезную борьбу так рано. Все понимали, что машины заправлены под завязку, а резина гиперчувствительна к нагрузкам.

В это время скромная скорость Росберга была связана даже не с начавшимися проблемами с резиной – скорее, с их предчувствием и попыткой оттянуть неизбежный момент.

Но все же это было слишком, так как Нико ехал на 11 секунд на круге медленнее своего же времени поул-позиции, и только половину этой разницы можно списать на полную заправку топливом. Пилотируя на 5,5 секунд медленнее своих возможностей, чтобы попытаться сберечь шины и продержаться на трассе столько, сколько необходимо для успешной реализации тактики трех пит-стопов, Росберг собрал за собой весь пелетон. Но, казалось, никто особо не стремиться его подгонять, все были заняты делом – следили за состоянием своих шин.

В начале второго круга Масса в первом повороте нырнул внутрь и обошел Серхио Переса в борьбе за шестое место, после чего быстро уперся в Райкконена. Для бразильца это также был важный момент, так как он не хотел застрять за McLaren мексиканца, когда остальные начнут показывать свою реальную скорость.

А какова же была эта реальная скорость? Ferrari были быстрее всех, но у Lotus лучше получалось экономить ресурс резины – по крайне мере, в самой команде утверждали это после тренировочных сессий.

Представитель команды Алан Пермейн заявил: «Мы с самого начала планировали три пит-стопа. Потенциально четыре заезда в боксы давали на дистанции всей гонки преимущество в четыре секунды, но при этом варианте куда вышее риск попасть в трафик. В любом случае, какую бы из тактических схем мы не выбрали, у нас не было такой скорости, как у Ferrari».

Расход резины на машинах Lotus также не оставлял двух мнений по поводу того, что для них более предпочтительным будет использование мягкий комплектов, а жесткую резину они оставят на последний отрезок. Остальные команды сочли, что состав Medium будут разрушаться быстрее, поэтому предпочтение отдавалось резине Hard. К примеру, Алонсо и Феттель преодолели 70% дистанции именно на жестком комплекте.

На первом отрезке темп гонки задавал Росберг © LAT
На первом отрезке темп гонки задавал РосбергФото: LAT

В Mercedes был настолько уверены в том, что их ожидает, что израсходовали в квалификации все мягкие шины, чтобы оставить на гонку три свежих комплекта жесткой резины. Впрочем, Soft вряд ли обеспечивал серьезную прибавку в скорости – по крайней мере, это никак не сказалось на способности Lotus максимально долго использовать мягкий состав.

На этом отрезке позиции всех пилотов были заморожены невысоким темпом, задаваемым Росбергом, потому преимущество Ferrari и Lotus еще было не столь очевидным.

Пессимизм Mercedes имел под собой почву, хотя Росберг еще пытался сохранить хорошую мину при плохой игре. Что касается Льюиса, то он, заблокировав колеса в первом повороте, тут же «оквадратил» их, и его смогли обойти еще и Райкконен с Массой. В субботу с утра Росбергу каким-то образом удалось прилично откатать длинный отрезок, из-за чего в Red Bull Racing, а также и в остальных командах, было подумали, что парням Росса Браунам удастся избежать повторения бахрейнской истории с очень быстрым износом. В гонке же Нико продолжал медленно наматывать круги и поддерживать жизнеспособное состояние шин.

В Lotus и Ferrari знали, что могли бы ехать быстрее и при этом не подвергая резину серьезному риску – но для этого был необходим оперативный простор. А вот Red Bull Racing не имели ничего против того, чтобы Феттель ехал в кильватере за Росбергом, так как в тренировках было видно, что на длинных отрезках дела у Себа идут не очень хорошо.

Из-за возникших проблем Хэмилтон начал отставать от лидирующей тройки, поэтому сначала Райкконен (на седьмом круге), а потом и Масса (на восьмом круге, перед своим первым посещением боксов) решились обогнать его за счет позднего торможения в зоне использования DRS на задней прямой перед 10 поворотом. Неприятности у Льюиса еще только начинались.

Марк Уэббер отвратительно стартовал и завершил первый круг лишь на 11-й позиции. Чтобы вызволить его из трафика, команда решила провести ранний пит-стоп на седьмом круге. В этот момент тактическая схема Марка уже была изменена на четыре остановки. Для Феттеля все еще планировалось три посещения боксов. В это время Грожан, занимавший девятое место, был вынужден сойти из-за поломки подвески правого заднего колеса, которая, по словам Lotus, была связана с дефектом приводного вала.

Из тройки лидеров первым в боксы на девятом круге отправился Алонсо, которому предстояло совершить в гонке четыре пит-стопа. За ним также последовал Хэмилтон, он жаждал наконец-то избавиться от «оквадраченного» комплекта резины. Но из-за неисправности переключателя зеленый свет, который сигнализирует пилоту, что он может покинуть боксы и возвращаться в бой, так и не загорелся, и Льюис потерял уйму времени, пока ему не объяснили более традиционным методом, что он может ехать.

Ранний пит-стоп Алонсо заставил Mercedes и Red Bull Racing также зазвать в боксы Росберга и Феттеля – они еще не догадались, что Ferrari планируют останавливаться четыре раза. За счет этого преимущество итальянской команды только выросло, так как продолжительность отрезков, которые должны были пройти их соперники в дальнейшем на одном комплекте, возрастала. К тому же Фернандо смог обойти Феттеля – после пит-стопов он оказался прямо на хвосте у Росберга и непосредственно перед носом Себастьяна.

В какой-то момент в лидеры вышел Эстебан Гутьеррес © LAT
В какой-то момент в лидеры вышел Эстебан ГутьерресФото: LAT

Райкконен отправился в боксы на десятом круге. Так как большинство гонщиков из середины пелетона также решили провести пит-стопы в этот момент, а отрывы были небольшими из-за темпа Росберга, в лидеры временно вышел еще не останавливавшийся Эстебан Гутьеррес на Sauber.

Первый отрезок закончился, Росберг самую малость выигрывал у Алонсо – и впервые со старта Нико начал ощущать серьезный прессинг. Феттель немного подотстал от этой пары, так как получил строгий наказ беречь свежий комплект жесткой резины, который он только что получил.

Алонсо же ни к чему была излишняя осторожность: Себ видел насколько остро испанец атакует в третьем повороте. Ранний пит-стоп Массы позволил бразильцу опередить Райкконена, а Уэббер по той же причине оказался на седьмой позиции впереди Пола ди Ресты из Force India и Серхио Переса. Хэмилтон же после затянувшегося пит-стопа оказался на десятом месте.

Теперь вопрос смены лидера определялся лишь временем. Росберг попробовал обороняться от атак Ferrari, из-за чего тут же спровоцировал фатальный перегрев задних шин (который, как мы знаем, являлся необратимым), что позволило Алонсо выйти вперед. Ехать медленно, чтобы сохранять резину, и одновременно защищать позицию оказалось для Нико непосильной задачей.

Задние шины на его машине начали нещадно пузыриться, из-за чего резко упало сцепление в медленной секции в конце 13-го круга, а потому машина Росбера стала легкой добычей на последующей прямой. Алонсо использовал и KERS, и DRS – и легко обогнал Mercedes, даже не дожидаясь торможения перед первым поворотом – он даже не особенно нуждался в дополнительной помощи слип-стрима.

Восторг болельщиков Алонсо было слышно, даже несмотря на рев моторов. Феттель и Масса также подобрались к Росбергу в пятом повороте, задние колеса Mercedes вновь беспомощно пробуксовали, когда Нико попытался дать газу, из-за чего резина пострадала еще сильнее. Обладатель поула на глазах превращался в статиста.

Райкконен – который, в отличие от всех остальных в этой группе на пит-стопе получил новый комплект более мягкой резины – теперь тоже непременно должен был проходить замедляющийся Mercedes. Он смог это сделать через пару кругов, обогнав Нико при помощи DRS в первом повороте. Кими скоро вновь догнал Феттеля и Массу, а Алонсо все это время уверенно наращивал отрыв по полсекунды на круге. Действующий же чемпион продолжал ехать в весьма умеренном темпе, пытаясь держать под контролем гранулирование левой передней шины его RB9.

Оказавшись на оперативном просторе, Алонсо помчался вперед – насколько это позволяли шины © XPB
Оказавшись на оперативном просторе, Алонсо помчался вперед – насколько это позволяли шиныФото: XPB

Темп Массы и Райкконена упал из-за скорости Феттеля, что опять же было на руку Алонсо. На этом отрезке его среднее время на круге составляло 1.28,8, что гораздо быстрее всех остальных. Если учесть количество топлива в баке его Ferrari на этот момент и спроецировать квалификационную скорость с этой попровкой, выходит, что испанец в тот момент мог проходить круг за 1.25,3. То есть – вдумайтесь – лидер имел возможность ехать на 3,5 секунды быстрее, если бы ему не нужно было беречь шины!

Позже испанец отметил: «Если пилотировать на все 100%, резину можно просто убить, так что я ехал примерно на 90%, что более или менее привычно для этого сезона».

Единственным его реальным соперником к тому моменту был Райкконен, но финн продолжал терять время, застряв за впереди идущими машинами. На 24-м круге Масса отправился на второй пит-стоп, и Кими оказался вплотную за Феттелем. С учетом состояния резины на машине Себа, гонщик Lotus мог легко провести обгон – лидера сезона спасло только то, что он уже получил от команды распоряжение ехать в боксы за свежим комплектом Hard.

В Red Bull Racing пока что надеялись, что Феттель сможет пройти дистанцию с тремя остановками. До финиша оставалось 42 круга, а значит, на каждом из двух оставшихся комплектов немцу предстояло преодолеть в среднем 21 круг. В реальности же Себу удались лишь отрезки в 10 и 14 кругов соответственно, из-за чего он все же вынужден был останавливаться в четвертый раз.

На 33-м круге Кими смог обогнать на трассе Red Bull соперника – жесткая резина на машине Феттеля была вконец изношена, а более мягкий комплект на Lotus все еще был в отличном состоянии. Гоночный инженер Себа посоветовал своему подопечному не сопротивляться. Теперь впереди Райкконена оставались лишь две Ferrari, притом, что отрыв Массы был невелик, и ему предстояло посетить боксы на один раз больше, чем финну.

Вопрос был только в том, сможет ли Кими угрожать лидерству Алонсо после того, как тот совершит свой последний пит-стоп? Если говорить коротко – не смог. Оба представителя Ferrari провели предпоследний пит-стоп на 36-м круге – отрыв между пилотами позволил им сделать это, не потеряв времени. Фернандо вернулся на трассу сразу же за машиной Райкконена и через три круга смог довольно легко пройти его – у испанца была свежая резина, а у Кими к тому времени она прошла уже 13 кругов. Этот обгон стал последним доказательством того, что гонка полностью под контролем у Алонсо.

Фернандо продолжал уверенно наращивать отрыв, в то время как Райкконену нужно было продержаться на имеющемся комплекте до 45-го круга. После заезда в боксы Кими отставал от лидера на 45 секунд – тому же для четвертого и последнего пит-стопа было бы достаточно и 18.

Между финальным визитом в боксы самого Кими и четвертыми остановками Массы и Феттеля пилот Lotus смог сократить отставание от бразильца c 8 до 3 секунд и нарастить отрыв от немца с 7 до 10 секунд.

Алонсо совершил последний пит-стоп на 48-м круге и вернулся на трассу, опережая Райкконена на 8 секунд. Останавливаться пришлось на два круга раньше запланированного, так как датчик показал медленный прокол задней шины.

У Верня не выдержала шина © LAT
У Верня не выдержала шинаФото: LAT

«Случись это с прошлогодней резиной, она тут же спустила бы, – сказал глава гоночных программ Pirelli Пол Хембри, – но в шинах для этого сезона мы используем особый стальной ремень, поэтому в случае прокола они просто начинают медленно спускаться.

Недостаток этой конструкции в том, что если долго оставаться на трассе с поврежденной резиной, она начинает очень быстро отслаиваться, что выглядит весьма эффектно».
Именно это и произошло с шиной на Toro Rosso Жана-Эрика Верня после совершенно ненужного столкновения в боксах с Sauber Нико Хюлькенберга.

Тем временем Масса и Феттель провели четвертые пит-стопы на три круга позже Алонсо. Фелипе вернулся на трассу третьим, отставая от Райкконена на 16 секунд, а Феттель – четвертым, еще в 14 секундах за бразильцем. Масса попытался реализовать преимущество новой резины, но уже через несколько кругов температура задних шин начала подниматься, и он был вынужден отказаться от погони за Кими.

Теперь пилоты заняли места в соответствии с гоночными возможностями их автомобилей, и отрывы начали расти.

На пятой позиции вслед за Феттелем держался второй Red Bull Уэббера. Росберг был шестым – ему приходилось почти останавливаться в третьем повороте, чтобы до конца не убить резину. На последних немец был вынужден защищаться от атак Пола ди Ресты из Force India, который использовал тактику с четырьмя остановками.

Дженсон Баттон останавливался трижды, и на последних кругах был вынужден защищать свое восьмое место от атак напарника Переса, у которого было на одну остановку больше. Так как мексиканец был в роли догоняющего, его резина все же «поплыла» первой. На последнем круге он предпринял отчаянную попытку обгона в зоне DRS на задней прямой, но перетормозил и не смог обойти товарища по McLaren.

Всего в паре сотен метров за этой парой мчался по трассе любимец местной публики – Алонсо удалось обогнать на круг последнего пилота, финишировавшего в зачетной десятке, Даниэля Риккардо на Toro Rosso.

Эстебан Гутьеррес совершил последний пит-стоп всего за 11 кругов до финиша, и – так как баки его машины были уже почти пустыми – на последнем отрезке его темп оказался самым высоким. В итоге мексиканец финишировал 11-м, показав быстрейшее время на круге в гонке. Но это только лишний раз подчеркивает, насколько пилотам лидирующих команд приходилось сдерживать себя, чтобы продолжать игру по правилам, которые диктует в этом году Pirelli.

Эта игра и правила вовсе не по вкусу Хэмилтону. Стартовав с первого ряда, он финишировал 12-м. «У меня не было ни скорости, ни сцепления с трассой, – прокомментировал исход гонки чемпион мира 2008 года. – И неважно, ехал я быстро или медленно, никакой разницы не было. Это самое странное ощущение в моей жизни».

Ferrari празднует победу в Гран При Испании
Ferrari празднует победу в Гран При Испании

  • Поделиться: