Адриан Сутиль: Переосмысление
Адриан Сутиль потерял место в Формуле 1, став подсудимым по обвинению в нанесении тяжких телесных повреждений. Но он вернулся в Force India – и рассказал Питеру Уиндзору о том, как год за пределами Ф1 изменил его взгляды на жизнь
Его образ говорил сам за себя, когда мы встретились во время посадки на рейс в Малайзию: У Рики Понтинга, бывшего капитана австралийской сборной по крикету, красовался живописный синяк под глазом, а лицо его выражало раскаяние.
«Должен признать, у меня несколько раз возникали проблемы с алкоголем, которые я намеревался преодолеть… Приношу извинения за свои действия, - сказал он в свое время на ABC TV. – Мне необходима помощь специалиста, поиском которого я уже занялся…»
В документальном фильме рассказывается о карьере Понтинга и происшествии, имевшем место в 1999 году. Большинство австралийцев уже и забыли об этом, а те, кто все еще помнит дела давно минувших дней - воспринимают их с улыбкой. Понтинг многое сделал для своей страны, став одним из величайших спортсменов в ее истории.
А что же синяк под глазом? Весь вопрос в том, добавили ли скандальные события стойкости и самодисциплины опальному австралийцу на данном этапе его карьеры?
В случае с Адрианом Сутилем мы имеем похожую историю. Мир Формулы 1, по объективным причинам связанный с деньгами, эгоизмом, властью, соблазнами и страхом несоответствия высоким стандартам, во всех основаниях более жесток к Адриану, чем австралийский народ к Рики Понтингу.
Еще вчера Сутиля считали еще одним быстрым немецким пилотом, но после событий в ночном клубе Шанхая гонщик в одну минуту стал позором Формулы 1. Деньги – а с ними и более привилегированное положение – на стороне потерпевшей стороны (Эрика Люкса, директора Lotus F1 и совладельца компании Genii Capital). В Формуле 1 Сутиль всего лишь пилот, а Люкс – важная персона.
Я помню, как наблюдал за пробежкой Адриана по набережной во время канадского Гран При в сезоне 2011 года – в тот момент он как раз начал терять уверенность в своем будущем. Немец выглядел немного нескладно – не так, как участник множества триатлонов Дженсон Баттон. Его взгляд был устремлен куда-то вдаль, выражение лица оставалось сосредоточенным, а движения – скованными. Я отчетливо помню, как в тот момент подумал: «С этим парнем все кончено. Удивительно, что он еще может пилотировать машину, что уж говорить про атаки на пределе возможного».
Тем не менее, Адриан продолжил выжимать максимум из своей Force India. Ему грозило судебное разбирательство, а карьера продолжала развиваться по нисходящей спирали. И все же, он пилотировал великолепно – чего только стоит его шестое место на заключительном этапе сезона в Бразилии.
Ключевым элементом здесь является его природный характер. Адриан, по моему мнению, всегда был одним из тех пилотов, которые пытаются максимально сократить путь при прохождении поворотов, при этом двигаясь едва ли не прямолинейно до и после апекса и пользуясь всей шириной трассы.
Для того, чтобы делать это столь же хорошо, как Льюис или Кими, вам необходимо точно знать, когда именно тормозить, поворачивать и нажимать на газ. С каждым кругом, в каждом повороте идеальный момент для этих действий меняется. Не менее важно верно определить начальное усилие на педали тормоза и угол поворота руля, вовремя убрать ногу с тормоза, корректно дозировать усилие на руле, а затем правильно загрузить внешнее заднее колесо на разгоне. Именно потому, что Кими и Льюис отлично справляются со всем этим, мы почти никогда не видим, как их сносит с траектории.
Напротив, Ромен Грожан или Серхио Перес используют более традиционные линии, при этом пилотируя на пределе возможностей. За их действиями приятно наблюдать, но такие пилоты не отличаются исключительной скоростью.
Даже на своем идеальном круге Адриан на входе в повороты склонен к блокировке передней внутренней шин и зачастую тормозит сильнее, чем, скажем, Льюис. Но, на мой взгляд, немец всегда отличался первоклассной работой рулем, в то время как свои навыки использования педалей тормоза и газа он значительным образом улучшил, перед началом сезона-2011.
В конце того года Force India не продлила с ним контракт, а судебное разбирательство было уже не за горами. В самом начале 2012-го немецкого пилота признали виновным в нанесении тяжких телесных повреждений и приговорили к 18-и месяцам тюремного заключения условно. Кроме того, немца обязали пожертвовать 200 тысяч долларов в различные благотворительные организации. В мире Формулы 1 все меняется очень быстро – Нико Хюлькенберг занял место Адриана в кокпите Force India – и очередной сезон Больший Призов взял старт.
«Мне пришлось нелегко во время судебного разбирательства, но – в то же время – я получил большой жизненный опыт, - говорит Адриан. – Иногда вам нужно пройти через не самые приятные моменты, чтобы затем стать лучше. Это жизненный опыт. Только учась на собственных ошибках, вы сможете расти над собой. Поэтому я воспринял произошедшее как должное.
Я старался контролировать свои эмоции и в тот момент подумал: 'Случилось то, что случилось. Я понес наказание, но сейчас надо двигаться дальше и постараться доказать, что у меня по-прежнему есть будущее в Формуле 1'. Я никогда не сдаюсь.
Если вы действительно хотите чего-либо добиться, существует множество способов для достижения поставленной цели. Обладая силой духа, вы можете выполнить любую задачу. Я мог бы стать успешным бизнесменом, если бы действительно этого захотел - кроме того, у меня могла бы сложиться успешная карьера и в другом виде спорта. Все зависит исключительно от вас самих и вашего умения разобраться в себе».
Так чем же немец занимался в 2012-м? Как он жил? Как ему удавалось мириться с тем, что случилось?
«Могу сказать, в прошлом году я наслаждался жизнью, - говорит Адриан, и блеск в его глазах заверяет нас в искренности этих слов. – Я живу в замечательной стране, Швейцарии. Прежде у меня не было времени для того, чтобы по-настоящему оценить всю прелесть этого обстоятельства.
Начало года получилось сложным, поскольку мне не нашлось места в чемпионате – и я спрашивал себя, почему так произошло. Но никто не мог ответить на эти вопросы. Думаю, на все есть свои причины, и мне оставалось просто смириться с ситуацией. Я перестал думать о плохом и просто постарался найти в сложившемся положении свои плюсы.
Положительным моментом стала возможность вновь жить нормальной жизнью и проводить время с друзьями. Я понял, что мир не крутится вокруг Формулы 1. Моя настоящая жизнь протекает дома, и теперь я рассматриваю Ф1 как работу, а не смысл моего существования.
Думаю, понимать это очень важно, поскольку в таком случае вы становитесь сильнее. Жизнь существует и за пределами гоночных трасс. Безусловно, можно участвовать в Формуле 1, но если вы не в состоянии заниматься в жизни ничем другим, кроме как гонками - то непроизвольно сами загоняете себя в угол».
Адриан получил возможность заниматься тем, на что никогда не хватает времени в стремительном мире Ф1: Он читал книги ('о бизнесе и искусстве'), поддерживал хорошую физическую форму ('но знал меру, я ведь гонщик, а не велосипедист или марафонец'), а в тех ситуациях, когда у кого-то из действующих пилотов могли возникнуть сложности, немец начинал работать еще чуть активнее ('просто чтобы быть готовым!').
Он по большей части возобновил отношения с участниками чемпионата мира и еще больше укрепил связь с паддоком Формулы 1. «Я стал намного сильнее, что обязательно поможет мне в будущем, - говорит Сутиль. – Да, я допустил ошибку, но извинился и понес наказание, которое стало мне хорошим жизненным уроком…»
Но где же чувства горечи и обиды? «Все не совсем так. Как я уже говорил, если вы хотите преуспеть, то необходимо контролировать свои эмоции – и в Формуле 1 крайне важно отделять вашу личную жизнь от гонок. Люди спрашивают меня о наших отношениях с Льюисом [Хэмилтоном]. Да, они стали другими, но я не из тех людей, которые меняют номер своего телефона. В этой ситуации все зависит от него. Если Льюис захочет поговорить, то знает, где меня найти. Пока он этого не сделал, но, в любом случае, это уже мое личное дело».
До того, как Адриану позвонили и пригласили на тесты в Барселону, немец был готов к любому продолжению карьеры. «Я сделал все возможное, чтобы получить место боевого пилота. Когда стало ясно, что скоро будет вынесено итоговое решение, я сказал себе: "Это последнее свободное место. Я сделал все возможное. Если мне не удастся подписать контракт, то я могу перейти в гонки спорткаров или участвовать в DTM. А если не получится выступать ни в одной гоночной серии, то можно заняться чем-то еще". Я бы нашел способ, как зарабатывать деньги», – вспоминает он.
Когда Адриан вернулся в состав Force India, то словно бы просто занял свое прежнее место. «Мне потребовалось всего лишь несколько кругов, чтобы обрести былую скорость, - отмечает он. – Я вкатился так быстро, как будто для меня это был просто очередной день тестов. Конечно, немного побаливала шея, но я поразился тому факту, как мне быстро удалось войти в ритм. Казалось, я никогда и не покидал чемпионат». Немец узнал, что получил место основного пилота Force India всего за час до того, как команда официально объявила об этом прессе.
«Знаете, иногда вы стараетесь атаковать сильнее – и в итоге оказываетесь не столь быстры. Проведя год за бортом чемпионата, я перестал так сильно напрягаться за рулем. Ты пилотируешь так, как и должен – не переступая черту. Думаю, сезон 2011 года я закончил на высоком уровне, но в тот момент, возможно, достиг предела своих возможностей. Я не знал, как прогрессировать дальше. В этом году мне удалось сохранить прежнюю скорость, но сейчас я знаю, как стать еще лучше. Безусловно, в этом есть большой плюс».
Другими словами, его пилотаж стал более зрелым. Немец чувствует себя в кокпите более расслабленным, благодаря чему он теперь не 'повернут' на предельно позднем торможении. Необходимость обеспечить как можно более высокую минимальную скорость в повороте больше не является для него приоритетом.
«Думаю, дело в моей энергетике - считает Адриан. – За прошлый год я обрел немало силы. Мне пришлось заглянуть внутрь себя – так бывает, когда вы проходите через трудные времена. Если успешно преодолеть такие моменты, можно подняться на более высокий уровень. Или же просто просто сбежать от проблем – но в конечном итоге вы все равно к ним вернетесь.
В таком случае нужно отступить, чтобы потом сделать два шага вперед. Как правило, когда вы делаете все, чтобы достичь своей цели, но не преуспеваете в этом - то просыпаетесь следующим утром и все равно пытаетесь снова и снова. Вы можете убедиться на собственном примере, это действительно работает. Именно так вы обретаете опыт и знания».
Адриан прекрасно провел свою первую после возвращения гонку. Да, он по вполне объяснимым причинам проигрывал на мокрой трассе, но в сухих условиях немец оказался быстр, на протяжении всей дистанции не допустив ни единой ошибки, добившись максимума от своей 12-й стартовой позиции и наилучшим образом распорядившись возможностями резины Medium.
«Поняв, что сражаюсь за позицию с Феттелем, я улыбнулся, - сказал он. - Именно таким в итоге оказался главный итог пропущенного сезона. Все это показывает, насколько я изменился. Мне удалось прибавить в пилотском мастерстве, и сейчас я еще больше наслаждаюсь Формулой 1. У меня появились новые цели в жизни».
В мире Ф1 быстро забыли об Адриане Сутиле: действительно, многие эксперты после того, как Force India подписала с ним контракт основного пилота, раскритиковали выбор команды. Но сейчас большая часть паддока Формулы 1 приветствует возвращение Адриана. «Я знаю, как сейчас относиться к вещам подобного рода, - сказал он. – И твердо решил для себя, что отныне это моя работа, а не смысл жизни».
Адриан прошел через трудный период, потеряв, в отличие от упомянутого ранее Рики Понтинга, место в составе команды и проведя год за пределами чемпионата. Но он вернулся - и сейчас как никогда готов к борьбе.