Мика Хаккинен. Как он есть. Большое интервью. Часть 1

F1 Racing
4 декабря 2018 в 10:14
Фото: F1 Racing

Забавнейшее домашнее животное, оттачивание мастерства в картинге при помощи банок от Coca-Cola, совместный прием ванны с Джонни Хербертом, поул-позиция, завоеванная без последней передачи, оставленная ради гонок карьера циркача, вопрос от Сергея Сироткина...

Признаемся, мы хотели выбрать самые интересные вопросы из большого интервью двукратного чемпиона мира Мики Хаккинена, впервые опубликованного в журнале F1 Racing, но нам это не удалось – всё оказалось невероятно интересным. Так что мы решили разбить материал на две части, и сегодня публикуем первую...

Двукратные чемпионы мира Больших Призов – порода людей довольно редкая. За всю историю Формулы 1 лишь шесть гонщиков выигрывали титул дважды – не больше и не меньше. Помимо Хаккинена это Альберто Аскари, Грэм Хилл, Джим Кларк, Эмерсон Фиттипальди и Фернандо Алонсо.

Трое из них ушли из жизни, Алонсо гоняется до сих пор, а Фиттипальди, такое ощущение, что он совсем из другой эпохи.

А что Хаккинен? Самый успешный финский гонщик в истории, пик карьеры которого пришелся на годы противостояния величайшему пилоту в истории – Михаэлю Шумахеру. Кто из них был быстрее – многие спорят до сих пор. Кстати, Мика ответил и на этот вопрос...

Мика Хаккинен © autosport.com
Мика ХаккиненФото: autosport.com

Корреспондент F1 Racing встретился с Микой в Монако на яхте, пришвартованной в гавани прямо внутри поворота Tabac. Как и положено на таких фешенебельных судах, ботинки были сняты заранее и уложены в специальные коробки.

Поднявшись на борт, мы увидели установленное на палубе шасси McLaren MP4-13 1998 года, за рулем которого Мика выиграл Гран При здесь, в Монако. Он до сих пор считает ту гонку лучшей в своей карьере.

Отличный фон для беседы с легендой Формулы 1, едва не ставшей цирковым артистом.

По традиции F1 Racing собрал самые интересные вопросы Хаккинену в паддоке Ф1, в список которых попал и вопрос от россиянина Сергея Сироткина.

Черепаха © autosport.com
ЧерепахаФото: autosport.com

У тебя правда была домашняя черепаха, когда мы были напарниками по McLaren в 1994-м? (Мартин Брандл, комментатор Sky F1)

Мика Хаккинен: Абсолютная правда! У меня была черепаха [слово tortoise Мика произносит как "туртус"], поскольку я много путешествовал, и просто нереально было завести собаку или кошку. Тогда я подумал: «Ну, ладно, тогда черепаха...»

За ними легко ухаживать. Не нужно их выгуливать на улице. Это просто фантастика. Люди часто ошибочно считают черепах медлительными – но на самом деле это не так.

F1 Racing: Ты брал ее с собой на гонки?

Мика Хаккинен: Нет, она оставалась здесь, в Монако.

F1 Racing: Некоторые домашние черепахи любят гадить на пол. У тебя были с ней такие проблемы?

Мика Хаккинен: Нет, я ее приучил, всё было в порядке.

Ты помнишь, сколько раз мы обогнали друг друга в финале чемпионата Скандинавии по картингу в Бохусе в 1985-м? Ты бы смог опередить меня, если бы у тебя был в распоряжении еще один кружок? (Том Кристенсен, девятикратный победитель Ле-Мана)

Мика Хаккинен: (после паузы) Помню ли я? Позволь мне начать с конца. И ответ будет положительным – разумеется, я бы обогнал тебя! Вообще без вопросов! (смеется)

Мы провели несколько восхитительных гонок с ним. Речь не только об этом финале. Была еще гонка в Сарагосе в Испании – там у нас была сказочная борьба. Что я запомнил о нем… Он очччччень агресссссивный сссссссоперник [Мика буквально прошипел].

С ним было всегда очень непросто, нужно было постоянно следить за ним. Он был настоящим… Не знаю, как сказать по-английски… Короче, с ним надо было быть осторожным. Если перегнуть палку в борьбе с ним, будет авария.

Мика Хаккинен © autosport.com
Мика ХаккиненФото: autosport.com

Помнишь, как мы кидали те банки с краской в костер возле дома? Под мостом. (Мика Сало, бывший гонщик Формулы 1)

Мика Хаккинен: Конечно, помню! Твои родители тогда еще сказали нам: «Не делайте так больше!» Но мы, разумеется, продолжили. Отличные воспоминания, но я не советую детям повторять нашу шалость.

F1 Racing: Сколько вам было лет?

Мика Хаккинен: Что-то около десяти, думаю…

F1 Racing: Научные эксперименты?

Мика Хаккинен: Конечно, как же еще…

Смог ли бы ты поехать еще быстрее, если бы не та авария в Аделаиде? [Мика попал в очень серьезную аварию в квалификации Гран При Австралии в 1995 году] (Отмар Сафнауэр, руководитель Force India)

Мика Хаккинен: (после очень длинной паузы) Нет, не думаю, что я мог бы поехать быстрее, но, пожалуй, моя карьера продлилась бы дольше. Та авария сильно на меня повлияла. Она заставила меня задуматься о том, что когда происходят такие инциденты, а они происходили постоянно, поскольку Формула 1 была очень опасной… В общем… После завоевания титулов я подумал: «Хватит искушать судьбу, парень»…

F1 Racing: Но ты атаковал на пределе и после этих титулов, так ведь? В 2000-м ты был в порядке и отчаянно сражался с Михаэлем на протяжении почти всего сезона. Просто машине не хватало надежности...

Мика Хаккинен: Да, это так, и борьба была фантастической! [лицо Мики озарилось восторгом] Таковы были машины, построенные Эдрианом Ньюи. Те McLaren были просто великолепны. Но с годами сражение становилось все более упорным. Конструкторы и разработчики постоянно оттачивали свое мастерство и находили что-то новое – к примеру, снижали вес шасси, из-за чего появлялись проблемы с температурным режимом – страдала надежность. Это были серьезные недостатки. Но, оглядываясь назад, могу сказать, что это было фантастическое время.

Мика Хаккинен © autosport.com
Мика ХаккиненФото: autosport.com

На первых же тестах после аварии в Аделаиде ты поехал невероятно быстро! Как тебе это, черт возьми, удавалось? (Марк Уэббер, бывший гонщик Ф1)

Мика Хаккинен: Плюс был в том, что те тесты состоялись на автодроме имени Поля Рикара с его огромными зонами безопасности. Накануне у меня были смешанные чувства. Нет, никаких неудобств не было, просто я не знал, как отреагирует организм, какими будут ощущения. Особенно когда я приехал и все на меня смотрели так типа «Кто это у нас тут приехал? Откуда он взялся?»

Так что это был не самый приятный момент. Но когда я опустил визор шлема, я почувствовал, что нахожусь дома. Это был мой мир. А когда услышал звук мотора и начал переключать передачи на пит-лейне… Я сразу понял, что эта машина сделана для меня. Я бы мог оставить ее в гараже и уйти домой в слезах, но я подумал: «Я хочу попробовать!»

Выехав на трассу, я понял, что ничего не утратил – ни уверенности в себе, ни таланта. Я не сразу начал атаковать в поворотах на всю катушку, а набирал скорость постепенно. Я очень благодарен команде и семье за то, что они позволили мне приехать на тесты, а не спрашивали постоянно: «Мика, ну как ты себя чувствуешь?» [Мика наклонился к корреспонденту F1 Racing и сочувственно тронул его за плечо]

Нет, нет, нет! Я верил, что жизнь продолжается. И я уверен, что эти небольшие моменты положительно повлияли на меня. У меня была прекрасная команда, и я просто не имел права их подвести.

Мика Хаккинен © autosport.com
Мика ХаккиненФото: autosport.com

Сколько дней ты праздновал после завоевания своего первого титула? (Валттери Боттас, гонщик Mercedes)

Мика Хаккинен: [хихикнув] Ах, если бы… Я бы не против был отпраздновать. Но уже на следующее утро после гонки я отправился в аэропорт, чтобы лететь на рекламные мероприятия. Целый месяц я был в дороге. Разные страны, города, награждения… У нас были отличные партнеры, и после победы мы должны были их отблагодарить.

Так что сразу после триумфа начались трудовые будни. Получается, что работать с двойным усердием приходится не только после поражений, но и после побед – чтобы участвовать в продвижении партнерских брендов.

В общем, целый месяц я разъезжал по миру. Никогда это не забуду. Я был выжат как лимон. Так что у меня был один вечер празднования после гонки, а дальше работа, работа, работа…

Это правда, что Джонни Херберт пытался залезть к тебе в ванну во времена вашего напарничества в Lotus? (Карун Чандок, бывший гонщик Ф1, а ныне эксперт)

Мика Хаккинен: О, да! Это абсолютная правда! Это было в отеле в Маньи-Куре, где мы с ним делили одну комнату. Бюджет команды был минимальным, и это были первые годы гонок в Маньи-Куре, так что все отели были забронированы. В результате мне пришлось жить в одной комнате с Джонни. И да, он пытался ко мне присоединиться в ванне! [Мика поднял правую руку, оттопырил мизинец и потряс им – думайте что хотите!]

Но мы хорошо знаем Джонни Херберта. Он настоящий приколист и любит всё забавное. В то время я был молод и очень серьезен. Я почти ни с кем не разговаривал, и своим поступком Джонни пытался меня хоть как-то растормошить. Конечно, это была просто шутка!

Мика Хаккинен © autosport.com
Мика ХаккиненФото: autosport.com

Легко ли было одолеть Дэвида Култхарда, когда вы были напарниками? (Эдди Джордан, бывший владелец команды Ф1)

Мика Хаккинен: [смеется] Это было проще некуда. Дэвид очень корректный парень. Очень прямолинейный и правдивый.

Часто во время командных брифингов они с инженерами спрашивали меня, как я прохожу тот или иной поворот. Я отвечал: «О-о-о, этот поворот я прохожу газ в пол!» И улыбался. А Дэвид приходил в бешенство: «Не делай так!» Такие ситуации просто сводили его с ума.

Но сейчас всё в порядке. С возрастом ты становишься опытнее, так что всё окей.

Мика Хаккинен и Дэвид Култхард © autosport.com
Мика Хаккинен и Дэвид КултхардФото: autosport.com

Ну, конечно, сейчас ты такой забавный весельчак и балагур, но когда мы выступали в одной команде, ты всегда держал дистанцию. Какой же Мика настоящий? (Дэвид Култхард, бывший гонщик Ф1)

Мика Хаккинен: Да, это правда, я держал дистанцию. Но я просто вынужден был это делать. Я не хотел, чтобы Дэвид узнал меня настоящего… [Мика хихикнул, а в его глазах появился блеск озорства]

F1 Racing: Всегда нужно переигрывать своего напарника, не так ли?..

Мика Хаккинен: О, да. В автоспорте все и всегда пытаются копировать успешных гонщиков. И я сам это делал в отношении Найджела Мэнселла, Айртона Сенны и Алена Проста. Да и с остальными напарниками.

Я копировал многое из того, что они делают, и это касается не только настроек шасси. Пытался перенимать манеру их общения, понять, почему они на полчаса раньше приходят на трассу и что делают в это время. Во сколько покидают трассу и почему. Всё это очень важно, и я не собирался всё это показывать Дэвиду! Ха-ха-ха.

Мика Хаккинен © autosport.com
Мика ХаккиненФото: autosport.com

В чем секрет твоей скорости? (Герман Тильке, архитектор автодромов)

Мика Хаккинен: Секрет есть, и он заключается в тренировках. Тренировки и еще раз тренировки. Я тренировался с самого детства. Я рос в финском городе Эспоо, и там была классная трасса для картинга в старом парке – очень красивое местечко!

Вы хотите узнать, как я приобрел свою точность пилотирования и скорость? Я вам расскажу. Мы тренировались с моим отцом. На трассе было одно место с очень интенсивным торможением – поворот, в который нужно было очень поздно входить, чтобы идеально из него выйти.

Так вот отец брал банку от Coca-Cola [как быстро Мика произносит это название – это надо слышать!] и ставил ее снаружи поворота в месте предполагаемого торможения. И каждый раз я должен был тормозить в месте расположения банки.

С каждым кругом он двигал банку все ближе к повороту… еще ближе… еще… Что я только ни пытался сделать с машиной, чтобы вписаться в поворот – и не только педалями, но и рулем [Мика показал на воображаемом руле, как он его крутит, а после достижения угла в 45 градусов идет сильный отбой].

Приближая точку торможения ближе к повороту, я все равно умудрялся попадать на апекс. Но в какой-то момент я, конечно, неизбежно вылетал с трассы. Тогда отец начинал всё заново. Мы так тренировались день за днем, а потом он убрал банку, и я научился идеально проходить этот вираж. Так что только тренировки. Нет никакого особого секрета.

Хотя нет, нужна еще страсть к тому, чем ты занимаешься, настоящая любовь. Без страсти ты никогда не научишься. Это как со всем в жизни. Когда тебе что-то нравится, учиться этому приятнее. А тому, что не нравится, научиться трудно. Да, ты можешь дойти до определенного уровня, но не дальше.

Ты жалеешь о том, что не принял участия в Ле-Мане? (Джонни Херберт, бывший пилот Ф1)

Мика Хаккинен: Нет, не жалею. К тому же, еще не поздно. Я еще очень молод, мне всего 49! Правда, гонщики, не раз выступавшие в Ле-Мане, рассказывали мне, что это очень непросто. Пилотировать ночью в пелотоне с разными категориями машин… Некоторые из них очень медленные. Слишком рискованно. И мы видели аварию Марка Уэббера и другие инциденты. Пусть машины сегодня достаточно безопасны, но и скорости высоки.

Так зачем мне рисковать? Да, это великая гонка. Но жизнь… Она дается нам один раз, чтобы мы успели ей насладиться. Ле-Ман – это всего лишь один уик-энд. Так зачем рисковать всем остальным ради этого? Я не хочу показаться пессимистом, но как-то так.

Это напоминает мне один момент, когда я принял участие в первенстве скандинавского Туринга, когда уже гонялся в Ф1. Я пилотировал BMW M3 и думал типа: «Я гонщик Формулы 1 и спокойно смогу это сделать...»

Я проехал квалификацию и взял поул с небольшим отрывом. После заезда я сказал команде, что с машиной какие-то проблемы, поскольку на прямых я ехал медленно и постоянно упирался в ограничитель оборотов. Они посмотрели на телеметрию и сказали: «А последнюю передачу ты не пробовал включать, чувак?!» О, Боже, гонщик Формулы 1… Стыд-то какой!

Продолжение следует...

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/8421/f1-grills-mika-hakkinen

McLaren © autosport.com
McLarenФото: autosport.com

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle