Взгляд с обочины: на узких улочках Монако

Эд Стро
26 мая 2013 в 9:22

Монте-Карло дает нам уникальную возможность, ведь к пилотам, атакующим на пределе, можно подойти буквально на расстояние вытянутой руки. Эд Стро воспользовался шансом и прогулялся во время тренировок вокруг трассы, внимательно изучив, кто по-настоящему зажигает, а кто более осторожен

История сохранила несколько замечательных фотоснимков легендарного гонщика Луи Широна, триумфатора домашней гонки в Монако 1931 года, прогуливающегося по брусчатке Монте-Карло во время Гран При.

Он не выбыл из борьбы, а просто исполнял свои обязанности руководителя гонки – занимая этот пост с того самого момента, как в последний раз попытался (неудачно) пройти квалификацию Гран При Монако в 1958 году. Звезде довоенных гонок в ту пору было 58 лет и 288 дней.

Наблюдая за тем, как Широн прогуливается по тротуарам в 'шпильке' Station Hairpin, невозможно не испытывать зависти. В конце концов, он наблюдал за великими с невероятно близкого расстояния.

Одна из главных привилегий работы в Формуле 1 в качестве журналиста заключается в том, что у тебя также есть шанс оказаться совсем рядом от величайших гонщиков современности. В четверг, как это традиционно бывает в Монако, я провел три часа, наблюдая за тренировками, следуя стопами Широна.

Да, сейчас гонки стали безопаснее, чем в те дни, поскольку по периметру трассы располагаются специальные барьеры и ограждения. Но в Монте-Карло вы все равно получаете уникальный шанс подобраться к машинам Гран При ближе, чем где бы то ни было.

ПЕРВАЯ ТРЕНИРОВКА – ОТ 'ШПИЛЬКИ' К ПЛОЩАДИ КАЗИНО

Лучшее место, откуда стоит начать путь – это 'шпилька'. Стоя на тротуаре во внутренней части поворота, вы можете увидеть, как пилоты часто блокируют колеса своих машин, причем переднее левое частенько отрывается от асфальта по мере приближения к апексу.

С этого места вы не только можете увидеть выход из Mirabeau, где пилоты практически касаются барьера, расположенного на выходе из поворота - но также у вас есть возможность посмотреть вниз в направлении правого поворота, находящегося перед Portier, где пилоты полностью используют широкий поребрик (хотя на самом деле это тротуар).

Поднимаясь выше к Mirabeau, вам достаточно только опустить голову вниз, чтобы увидеть летящие под мостом машины. На ранней стадии уик-энда несколько пилотов вообще не атакуют здесь, предпочитая просто катиться на небольшой скорости – но по мере улучшения состояния трассы уверенность гонщиков в себе возрастает.

В первые полчаса или около того все участники чемпионата проезжают установочные круги, после чего следует долгий период, когда пилоты отсиживаются в боксах.

Росберг выглядел (и ехал) в четверг очень здорово. Фото в Mirabeau сделал сам Эд Стро © AUTOSPORT
Росберг выглядел (и ехал) в четверг очень здорово. Фото в Mirabeau сделал сам Эд СтроФото: AUTOSPORT

В конце концов, активность на трассе начинает постепенно увеличиваться, и первым, кто показался в объективах телекамер, стал Даниэль Риккардо. Гонщик Toro Rosso раньше всех начал работу над настройками своей машины, поведение которой со стороны выглядело нервным и отличалось избыточной поворачиваемостью. Австралиец успешно с ней справлялся, хотя и не мог в такой ситуации рассчитывать на хорошее время круга.

Это стало лишь первым напоминанием о том, сколь невероятно смотрятся на этой трассе машины Формулы 1.

«Едва выехав на трассу, я хотел как можно скорее найти верный ритм, - рассказал Риккардо о программе на утреннюю тренировку. – Здесь вам требуется уверенность в своих силах - и чем быстрее вы обретете её, тем лучше будете себя чувствовать. Возможно, мы немного помогли другим пилотам и почистили для них трассу. Нам этого не хотелось, но я старался атаковать на пределе».

Вскоре зазвучали моторы и на машинах других пилотов. Двигаясь дальше к выходу из Mirabeau – узкому правому повороту, где прямо на апексе находится очень коварная впадинка, – было очень интересно наблюдать, как пилоты используют в этом месте разные варианты.

Сразу стало ясно, что Mercedes очень быстры. Несколько раз Нико Росберг показывал, что готов на апексе проезжать даже ближе к барьеру, чем другие пилоты. Это говорит о его уверенности в предсказуемой и хорошо сбалансированной машине.

Тем временем оба пилота Lotus, благодаря лучшему сцеплению передних колёс, могли атаковать агрессивнее, чем остальные, особенно на выходе из поворотов, где ни у Райкконена, ни у Грожана не было даже намёка на недостаточную поворачиваемость.

Когда речь заходит о зрелищности происходящего на трассе, есть идеальное место для просмотра гоночного спектакля – у отбойника в зоне апекса. Складывается впечатление, что когда стоишь там, можно запросто протянуть руку и выхватить рулевое колесо из рук пилота, когда машина проносится в считанных сантиметрах от ваших ног.

Затем пришел самый яркий момент утренней сессии – площадь Казино. По пути туда нужно преодолеть в горку небольшую прямую. В какой-то момент мимо промчался Пол ди Реста. Когда ему надо объехать знаменитую кочку на перекрестке двух улиц, шотландец резким движением уходит с траектории и, кажется, направляет машину прямо на вас.

Невозможно остаться равнодушным, видя как машина на полной скорости вдруг резко меняет направление движения.

Правый поворот на площади Казино – один из тех, где телевизионная картинка не дает полного представления о происходящем. Наиболее запоминающимся прохождением этого участка в последние годы запомнился Роберт Кубица, который выступал здесь на верткой Renault в 2010. А в этот раз не меньшего внимания заслуживает уже Фернандо Алонсо.

Хорошее сцепление передних колес помогает Lotus на выходе из поворотов © LAT
Хорошее сцепление передних колес помогает Lotus на выходе из поворотовФото: LAT

После апекса у казино машина испанца 'танцует' на всех неровностях покрытия так, словно она на 100 кг легче автомобилей соперников (конечно, это не так), пока Алонсо мастерски направляет F138 к выходу из поворота.

Со стороны видно, что он прикладывает немало усилий – однако страха, что Фернандо потеряет контроль на машиной или влетит в отбойник, почти на вершину которого вы взобрались, нет и в помине. Это наглядная демонстрация мастерства испанца.

Его партнёр по команде Фелипе Масса действует практически так же, однако при этом более драматично и зрелищно. Он постоянно балансирует на грани срыва задних колес в занос из-за иных настроек подвески. Однако, похоже, у бразильца тоже всё под контролем.

Росберг впечатляет по-своему: его машина не привлекает столько внимания, у него нет избыточной поворачиваемости, а значит, с ней не приходится постоянно бороться. Однако немцу удается уверенно и без особого напряжения направлять машину по траектории, что показывает, каким прекрасным откликом на действия пилота обладает Mercedes 2013 года. Его напарник Льюис Хэмилтон, напротив, ведёт машину ожидаемо агрессивно, визуально подбираясь заметно ближе к пределу её возможностей.

Однако большое табло красноречиво демонстрирует, что подход Росберга эффективнее: он оказался пусть совсем немного, но быстрее Хэмилтона.

ПЕРВАЯ ТРЕНИРОВКА – ОТ ТОННЕЛЯ К БАССЕЙНУ

Если у вас в жизни случалась возможность промчаться по туннелю на быстрой машине с мощным двигателем, и при этом оставить окна открытыми – вы имеете отдалённое представление, что происходило во время второй тренировки в четверг.

Лишь прибавьте к этому небольшое землетрясение и словно разрывающий изнутри вашу грудную клетку звук, с которым не могут справиться даже самые дорогие беруши, и вы поймёте, каково это – стоять в тоннеле, когда мимо на полном ходу проносится машина Формулы 1.

Это тот момент, для которого подходит термин ‘взрыв эмоций’. Человеку по силам лишь совсем недолго наблюдать эту вакханалию скорости и шума, а затем придётся отступить к шикане, наблюдая по пути, как на кочках машины буквально отбрасывает в сторону, потому пилоты агрессивно избегают всех неровностей покрытия. Кажется еще чуть-чуть – и автомобиль улетит прямиком в отбойник, однако при этом все неизменно выходят сухими из воды.

В шикане куда тише и спокойнее. Здесь с внешней стороны трассы непросто найти такое место, откуда просматривается и зона торможения, и непосредственно сам поворот – однако разница между двумя машинами Mercedes всё равно вполне очевидна.

У McLaren явно просматривались проблемы с управляемостью © LAT
У McLaren явно просматривались проблемы с управляемостьюФото: LAT

Росберг на свежем комплекте SuperSoft атакует поребрики так, словно их там нет, а на асфальт просто нанесли немного краски – затем начинает разгон, вдавливая педаль акселератора в пол. Похоже, но не допускает даже мысли о том, что сцепление с асфальтом может оказаться недостаточным.

Хэмилтон тоже проходит этот участок на хорошей скорости, но переднюю часть его машины куда серьезней подбрасывает на поребриках, она приземляется обратно на полотно под аккомпанемент разлетающихся искр. Это очень впечатляет, Льюис тут довольно быстр, но все же не настолько, как его товарищ по команде.

Один из примечательных моментов этого поворота состоит в том, что здесь можно видеть, насколько эффективно мощность двигателя передается колесами на асфальт. Обычно об этом можно судить по тому, насколько быстро задняя часть "успокаивается" после прохождения поребрика. Лучше всего ситуация обстоит у Нико Росберга и пилотов Lotus, у многих других есть серьезные проблемы.

Гонщики Marussia и Caterham ожидаемо проходят этот участок неважно, но особенно большие трудности испытывают здесь представители Williams и McLaren. В случае с Дженсоном Баттоном и Серхио Пересом задней части машины требуется в два, а то и в три раза больше времени, чтобы "прийти в себя" и задействовать полную мощность.

На подходе к повороту Tabac гоночное полотно от гавани отделяет какой-то метр - здесь трасса невероятно узкая и не прощает ни малейшей ошибки.

Чтобы проходить этот поворот по максимально внутреннему радиусу, требуется огромная уверенность в своих силах. Здесь можно выделить Фернандо Алонсо и Ромена Грожана - жаль только, что с этой стороны трассы невозможно нормально толком разглядеть вход, центральную часть и выход из поворота.

Следующая остановка - бассейн, где совсем недавно восстановили поребрик, что даже потребовало короткого периода красных флагов. Первый апекс этой связки, где пилоты далеко заезжают на поребрик, дает уникальную возможность рассмотреть, как современные машины Ф1 с заполненными под завязку баками резко меняют направление движения.

Все без исключения проходят этот участок очень эффектно, но отдельно можно выделить Фернандо Алонсо. На своем быстром круге на свежем комплекте SuperSoft он был просто неподражаем. Едва заметные корректировки машины рулем при прохождении первого и второго поребрика позволяют испанцу постоянно держать заднюю часть машины под контролем - возникло ощущение, что на этом участке он может ближе, чем остальные пилоты, подбираться к абсолютному пределу.

К сожалению, далее Фернандо застрял за машиной Sauber и не смог показать хорошее время. Но если учитывать, насколько впечатляюще испанец проходил всю дистанцию, становится понятно, что он является серьезным претендентом на победу.

Стро надлюдает, сколь хорош Алонсо в "эске" у бассейна © AUTOSPORT
Стро надлюдает, сколь хорош Алонсо в "эске" у бассейнаФото: AUTOSPORT

Также стоит обратить внимание на стиль пилотирования Даниэля Риккардо. Он резко взбирается на первый поребрик, вследствие чего заднюю часть машины немного сносит. Но австралиец очень вовремя корректирует траекторию рулем и тотчас заезжает на второй поребрик - при этом эффект маятника направляет заднюю часть машины в другую сторону.

На мгновение создается ощущение, что авария неминуема, но одно неуловимое движение кистью в кокпите - и машина снова под контролем пилота с минимальными потерями во времени. Возможно, это было не столь быстро, но очень эффектно.

«Пожалуй, это было забавно, – ответил Даниэль на вопрос о своих ощущениях в тот момент. – Я обожаю участок у бассейна - это мое любимое место на трассе.

Я не волновался по поводу того, что машину здесь немного раскачивало, хотя это и не самый быстрый способ прохождения этого участка. Вы стараетесь вворачивать её в повороты, но при этом не хотите, чтобы она соскальзывала с поребриков.

На этом участке нужно пилотировать очень агрессивно, но в данный момент у нас есть определенные трудности с контролем задней части машины. Я старался как можно больше заезжать на поребрики, чтобы максимально сгладить траекторию.

Ничего серьезного, на самом деле».

Последняя фраза как нельзя лучше показывает, что здесь - в Монако - важна не столько техника, сколько искусство пилотов, ведь на каждом круге им приходится продевать машину сквозь игольное ушко этой легендарной трассы.

Наблюдать за этим - большая честь.

Взгляд с обочины: на улочках Монако
Взгляд с обочины: на улочках Монако

  • Поделиться: