«Лучше поздно, чем никогда». 5 самых долгожданных возвращений в Формулу 1
Кто до Роберта Кубицы снова садился в кресло боевого пилота Формулы 1 после очень длительного перерыва в карьере? AUTOSPORT.com.ru рассказывает об этих счастливчиках...
33-летний польский гонщик Роберт Кубица в 2019 году возвращается в Гран При после долгого восьмилетнего перерыва, связанного с тяжелыми последствиями аварии на ралли. Пока невозможно сказать, насколько успешным будет это возвращение. Да, история Формулы 1 знает немало успешных и не очень камбэков после нескольких лет паузы, как победные возвращения Ники Лауды и Алена Проста, разочаровывающие выступления Михаэля Шумахера за Mercedes и неожиданно хорошие результаты Кими Райкконена в начале второй части карьеры с Lotus. Однако в большинстве случаев гонщики возвращаются в среднем через 1-3 года. Восемь лет – это, скорее, исключение из правил, хотя и не рекорд…
Нараин Картикеян, перерыв 5 лет: 2006-2010
За последние 15 лет многие гонщики дебютировали, уходили, а затем снова возвращались в Формулу 1: Эстебан Гутьеррес, Нико Хюлькенберг, Камуи Кобаяши, Ромен Грожан, Адриан Сутиль, Тимо Глок, Витантонио Льюцци, Кристиан Клин, Сакон Ямамото. В 2019 году возвращается россиянин Даниил Квят. Но ни один из этих гонщиков не пропустил больше трех сезонов подряд. Это, наверное, определенная планка, после которой начинается уже точка невозврата. И лишь одному пилоту удалось за эти годы перепрыгнуть эту самую планку. Речь идет о Нараине Картикеяне!
После неоднозначного дебютного сезона за Jordan в 2005-м первый индийский гонщик Формулы 1 работал тест-пилотом в Williams, пробовал силы в третьем дивизионе NASCAR, участвовал в Кубке наций A1GP и Формуле Суперлига. Но в 2011-м неожиданно для всех он вернулся в Ф1. Хотя так ли это было неожиданно, учитывая появление Гран При Индии в календаре как раз в том сезоне? Для популяризации своего этапа Индия нуждалась в своем гонщике, и более известный Картикеян подходил на эту роль лучше, нежели молодой Карун Чандок.
Нашлись и спонсоры – индийская транснациональная компания Tata Group и производитель аккумуляторов Base Batteries. Нашлась команда – HRT, дебютировавшая в Формуле 1 годом ранее. Так что возвращение самого быстрого индуса в мире состоялось. Правда, ничем эти два года выступлений Картикеяна не запомнились. Кроме временного отстранения посередине сезона-2011, замены на новичка Даниэля Риккардо и, конечно, столкновения с Себастьяном Феттелем при отставании на круг в Малайзии-2012 и дальнейшей перепалкой с гонщиком Red Bull в прессе. В конце 2012-го Нараин вслед за обанкротившейся HRT покинул Ф1, уже безвозвратно. До юбилейного 50-го Гран При ему не хватило всего два старта...
Алекс Вурц, перерыв 6 лет: 2001-2006 с заменой на одну гонку в 2005-м
После многообещающего дебюта за Benetton – подиума в третьей гонке в карьере, в Сильверстоуне-1997 – карьера Алекса Вурца пошла на спад и к концу 2000 года сошла на нет. Следующие шесть лет австриец работал тест-пилотом в McLaren. На Гран При Сан-Марино-2005 он даже вышел на старт в качестве замены травмированного Хуана-Пабло Монтойи и занял четвертое место, которое после дисквалификации Дженсона Баттона превратилось в подиум. Возможно, именно это уверенное выступление в Имоле позволило ему через полтора года вернуться в чемпионат на полное расписание – на сезон-2007 Вурц подписал контракт с Williams. Интересно, что, как и Кубице сейчас, ему тогда было 33 года.
В целом, несмотря на подиум в сумасшедшей гонке в Монреале и еще два финиша в очках, Алекс смотрелся в разы слабее молодого напарника Нико Росберга, регулярно был позади немца как в квалификациях, так и в гонках. В результате, даже не дожидаясь финального Гран При сезона, он добровольно попрощался с командой и ушел в отставку.
Питер Ревсон, перерыв 6 лет: 1965-1970
Примеров удачного возвращения в Формулу 1 после очень, очень долгого перерыва в истории на самом деле мало. При разрыве более чем три-четыре года мало кому удавалось не просто вернуться, но и показывать результаты. Один из немногих таких примеров – это американец Питер Ревсон.
Уроженец Нью-Йорка был сыном американского бизнесмена, создателя крупнейшей косметической компании Revlon Чарльза Ревсона. Но финансовой поддержки отца он лишился еще во время выступлений в Ф2 в 1962-м, поэтому на вершину автоспорта пробивался самостоятельно. Удалось Ревсону-младшему это достаточно быстро, учитывая, что он занялся автоспортом в 21 год, а в Большие Призы попал в 25 лет. Но это и сыграло против него. Нехватка опыта и подготовки, финансовые проблемы и неконкурентоспособная частная машина Lotus – все это привело к скомканному дебюту и решению в конце сезона сделать шаг назад.
Следующие шесть лет Питер активно работал над собой, заново выстраивал карьеру, гоняясь параллельно по обе стороны океана. Наибольших успехов за это время он добился в сериях спорткаров Can-Am и Trans-Am, а в 1971-м с третьей попытки стартовал с поула и финишировал вторым в Инди 500. Во многом успешное выступление за McLaren на «Старой кирпичнице» и открыло ему двери обратно в Формулу 1. В конце сезона-1971 Ревсон вернулся в составе команды Tyrrell, а уже в 1972-м вышел на старт в качестве гонщика McLaren. За два следующих сезона он завоевал шесть подиумов и одержал две победы, дважды становился пятым в чемпионате. Но развить этот успех ему было не суждено. В начале 1974 года Питер Ревсон погиб на тестах в Кьялами…
Лука Бадоер, перерыв 9 лет: 2000-2008
Не о таком возвращении в Формулу 1 мечтал вечный тест-пилот Ferrari Лука Бадоер, наматывая по несколько тысяч тестовых километров каждый год на протяжении десяти лет подряд. Пожалуй, даже боевые пилоты Скудерии, включая Михаэля Шумахера, проезжали за год меньшую дистанцию, чем их итальянский коллега. Естественно, Лука грезил мечтой однажды все-таки выйти на старт за рулем красной машины. И в самом конце своей карьеры Бадоер, который свой последний, 56-й Гран При провел за Minardi на Гран При Японии-1999, наконец-то получил заветный шанс.
В Валенсии и Спа в конце лета 2009 года он заменил травмированного Фелипе Массу. Но обернулось это возвращение в гонки тотальным позором. Только по ходу пятничных тренировок в Валенсии он четырежды превысил скорость на пит-лейне, стал последним в квалификации, дважды вылетел с трассы в гонке и по ошибке пропустил прямого соперника Ромена Грожана при выезде с пит-лейна. А апофеозом этого провала стал удар в припаркованную машину Адриана Сутиля в закрытом парке после финиша.
Ничуть не лучше прошел для Луки и этап в Спа – последнее место в квалификации и гонке с отставанием 1 минута и 42 секунды от напарника Кими Райкконена, одержавшего победу. Очевидно, что продолжаться долго так не могло, поэтому уже через две недели в Монце Бадоера заменил другой итальянец Джанкарло Физикелла. В дальнейшем Лука признал, что за десять лет работы тест-пилотом утратил гоночные навыки и многим вещам по ходу тех двух этапов был вынужден учиться заново.
Ян Ламмерс, перерыв 10 лет: 1983-1992
Но абсолютный рекорд по протяженности паузы в гоночной карьере принадлежит отнюдь не Луке Бадоеру, вернувшемуся в гонки через 9 лет 9 месяцев и 23 дня. Самый долгий перерыв за всю историю Формулы 1 был у голландца Яна Ламмерса.
После победы в чемпионате Европейской Формулы 3 в 1978 году уроженец Зандворта дебютировал в Больших Призах, но каких-либо успехов не добился и даже не заработал ни единого очка. После четырех лет скитаний из одной команды-аутсайдера в другую – Shadow, ATS, Unipart и снова ATS, Theodore – Ламмерс сосредоточился на гонках спорткаров, где дела у него шли гораздо лучше, нежели в Ф1. Выиграв знаменитые суточные марафоны в Ле-Мане и Дайтоне, а также попробовав силы в IndyCar, он решил вновь попытать счастья в Формуле 1.
Возвращение состоялось на Гран При Японии в конце 1992 года, когда с его предыдущей гонки прошло ни много ни мало 10 лет и 3 месяца. Но снова голландец не угадал с командой – британская March, сооснователем которой был президент FIA Макс Мосли, находилась на грани закрытия и ни на что уже не претендовала. Ян худо-бедно провел две гонки, финишировав 12-м в Аделаиде, и планировал продолжить выступления в 1993 году. Был подписан контракт с March на следующий сезон. Но зимой команда обанкротилась и прекратила существование, а вместе с ней окончательно Формулу 1 покинул и Ламмерс.