Шарль Леклер побьет Себастьяна Феттеля в Ferrari. Почему? Да потому...
Юный монегаск стал настоящим откровением для современной Формулы 1. К тому же, всего за год в Sauber он продемонстрировал скорость, достаточную для того, чтобы "высадить" из Ferrari самого Кими Райкконена. Что же будет дальше? Рассуждает Скотт Мэнселл...
Шарль Леклер блестяще дебютировал в Больших Призах в составе команды Sauber после двух подряд титулов – сначала в GP3, а затем и в Формуле 2.
Мало кто сомневается в скорости 21-летнего монегаска, но в чем его истинная сила, и каковы его шансы против титулованного Себастьяна в первый же год их противостояния в Скудерии?
Сравнивая технику пилотирования разных гонщиков, всегда важно обращать внимание на то, как они действуют в сложных обстоятельствах – на трассах старой школы, в трудных погодных условиях или под высочайшим давлением в квалификациях.
Именно в таких ситуациях чистый незамутненный гоночный талант выходит на первый план, и именно на эти аспекты мы обратим основное внимание…
Изумительная техника пилотирования при минимуме ошибок
Квалификационный темп Леклера ни у кого не вызывает вопросов – достаточно сказать, что в свой дебютный сезон в Больших Призах он переквалифицировал более опытного Маркуса Эрикссона с разгромным счетом 17:4. Пусть швед и не является быстрейшим гонщиком на решетке, но в качестве ориентира вполне годится.
Изучая стиль пилотирования Шарля в квалификациях, несложно заметить, что он как-то врожденно, что ли, чувствует машину. Он с невероятной легкостью кидал Sauber в повороты, сохраняя при этом максимально возможный уровень сцепления с трассой и очень редко переходя допустимую грань.
Такое чувство машины позволяет ему очень точно распределять вес шасси в каждой стадии поворота – на торможении, входе в вираж, апексе и выходе. Кроме того, ему несложно справляться с отсутствием этого самого баланса – он способен в любой момент времени по своему желанию нагрузить любую ось, чтобы компенсировать дисбаланс.
Его плавный стиль пилотирования работает вкупе с траекториями в поворотах, близких к идеальным с точки зрения геометрии – они более пологие и открытые. В сравнении с Себастьяном Феттелем, который управляет шасси более резко – тормоз, поворот, газ, – Леклер остается непосредственно в стадии поворачивания чуть дольше, но из-за более пологой дуги способен поддерживать более высокую минимальную скорость в вираже.
Отличия в стилях прохождения поворотов могут объясняться разными характеристиками шасси Sauber и Ferrari, а могут идти и от личного выбора, но об этом позже.
У траектории прохождения поворота, близкой к идеальной геометрической дуге, есть и другие преимущества. Из-за менее резкого трансфера веса машины пологая дуга позволяет дольше удерживать сцепление с дорожным полотном на максимуме и не мучать шины резкими пиками нагрузки. Представьте себе, что вас кто-то резко толкнул – в этом случае вы гораздо быстрее потеряете равновесие и упадете, чем если бы вас толкали осторожно и плавно.
Кроме того, постепенный перенос веса шасси провоцирует меньше ошибок. У гонщика в распоряжении больше времени, чтобы найти и удерживать максимально сцепление с трассой, поскольку в этом случае оно достигается постепенно. А это, в свою очередь, позволяет значительно сгладить и облегчить переход от торможения к повороту, а затем к разгону – таким образом, вероятность перехода грани сводится к минимуму.
Теперь вспомните Остин и круг Шарля на тренировке на влажной трассе. В скользких "эсках" от третьего до девятого поворота монегаск невероятно плавно работал рулем, придавая ему едва уловимые импульсы и тем самым плавно смещая вес машины то вправо, то влево. Это было круто.
Конечно, у нас в распоряжении нет данных телеметрии с педали тормоза, но на бортовой камере можно было легко угадать работу другой педали – газа, а незначительное прокручивание колес в зонах разгона лишний раз говорит о его природном чувстве машины на сырой трассе.
В целом же Шарль не раз на протяжении минувшего сезона доказывал, что способен извлекать из машины максимум возможного как в квалификациях, так и в сложных погодных условиях.
Гоночный этикет
Как мы можем видеть время от времени, в основе обгонов в Формуле 1 лежит баланс между риском и вознаграждением. Леклер очень впечатляет как при атаке соперников, так и при обороне позиции, каждый раз правильно выставляя шасси на трассе для потери как можно меньшего количества времени.
В борьбе колесо в колесо Шарль соблюдает классический гоночный этикет, четко понимая, что допустимо, а что нет, и при этом чаще всего располагая машину на трассе единственно верным способом.
К тому же, он на протяжении всего сезона довольно осмотрительно и дальновидно действовал на трассе в очной борьбе с соперниками, что не раз приводило к похвалам со стороны топ-гонщиков, включая будущего напарника по команде. Не всем удается с самого дебюта карьеры в Ф1 прослыть хорошим парнем.
Также стоит отметить, что, стартуя обычно в самой гуще событий, Леклеру чаще всего удавалось избежать завалов на первых кругах гонок – более того, он регулярно отыгрывал по одной-две позиции. И дело здесь не в везении, просто он хорошо умеет контролировать свои эмоции и предугадывать развитие ситуации на трассе, обладая при этом завидной психологической устойчивостью.
Адаптация техники пилотирования к Ferrari
Как мы уже говорили, стиль пилотирования Феттеля серьезно отличается от манеры управлять автомобилем Леклера. Себ предпочитает V-образный вход в поворот, что приводит к значительному падению минимальной скорости шасси на апексе виража. Сам поворот он выполняет на меньшем отрезке, после чего довольно резко распускает руль, зачастую скашивая дугу выхода из поворота для достижения максимальной скорости на следующей прямой.
Будет очень любопытно посмотреть, придется ли Леклеру адаптировать свою технику пилотирования в следующем сезоне к машине Ferrari, приближая ее к стилю Феттеля. Вообще, способность вносить изменения в манеру управления машиной в зависимости от обстоятельств – одна из характеристик сильного гонщика. И это особенно важно применительно к Формуле 1, где пилотам порой необходимо адаптировать свою технику от этапа к этапу, когда команда испытывает обновления шасси. А при переходе из команды в команду это имеет решающее значение.
Стремительное движение Шарля по молодежным формульным сериям лишний раз доказывает наличие у него настоящего гоночного таланта. Разница между 400-сильной машиной GP3 с относительно низким уровнем сцепления и прижимистым шасси Формулы 2 о 610 лошадиных силах гораздо выше, чем между двумя машинами Больших Призов.
Многим до Леклера удавалось пройти всю эту цепочку, но мало кому – столь быстро, уверенно и триумфально.
Более того, юный монегаск уже прекрасно показал себя на самых разных типах автодромов – от узких городских трасс до размашистых стационарных, включая и те, на которых у него совершенно не было опыта.
Всё это говорит о том, что Леклер способен учиться, и делает он это весьма быстро. Это может помочь ему при переходе в новую команду в следующем сезоне.
Способен ли Леклер побить Феттеля в Ferrari?
Шарль всего за год в Формуле 1 зарекомендовал себя с самой лучшей стороны, а с учетом его способности учиться, адаптироваться и показывать результат непосредственно на трассе, мало что может помешать ему выигрывать гонки уже в свой дебютный сезон за Скудерию.
Более подходящий вопрос звучит так: сможет ли он опередить Себастьяна Феттеля? Конечно, до старта сезона можно лишь догадываться об этом, но лично я не буду сильно удивлен, если к Гран При Абу-Даби Леклер будет располагаться в турнирной таблице выше титулованного немца.
Феттель довольно слабо провел сезон-2018, несколько раз продемонстрировав свое недостаточное умение справляться с критическими ситуациями. А когда давление на него будет оказываться не только извне, но и изнутри команды – с другой стороны гаража, как это было с Даниэлем Риккардо в 2014-м, – Себастьян вполне может "поплыть" и начать допускать еще больше ошибок.
А с учетом невероятного таланта Леклера, его чистой скорости, интеллекта, а также способности быстро учиться и адаптироваться, думаю, Феттелю придется очень туго. В любом случае, за дуэтом Ferrari в новом сезоне будет очень и очень любопытно понаблюдать...
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько
Источник: https://www.motorsportmagazine.com/opinion/f1/why-leclerc-will-win-ferrari