Спасёт ли Ferrari магия Гарри Поттера?
Смена Маурицио Арривабене на Маттиа Бинотто на посту руководителя команды неизменно повлечет за собой изменение характера Ferrari и ее внутреннего убранства. Возможно, это именно то, что сейчас нужно Скудерии...
Увольнение Арривабене и приглашение на должность руководителя команды Ferrari Бинотто может казаться всего лишь поспешной ответной реакцией на события минувшего сезона, в котором красным в очередной раз не удалось одолеть Mercedes в борьбе за чемпионство.
На фоне завидной стабильности в коллективе из Брэкли многие могут вновь задаться вопросом – почему же в Скудерии всё не так, и зачем они опять кого-то увольняют, а не пытаются заставить работать то, что есть.
Однако для того, чтобы понять истинные мотивы произошедшей перемены, необходимо постараться рассмотреть события последних дней в отрыве от результатов чемпионата и завоеванных, вернее не завоеванных трофеев. И главный недостаток Ferrari, заключающийся в полном отсутствии управления командой как такового, тут же всплывет на поверхность. А значит, перемены в Маранелло были не только желательны, но и необходимы.
Конечно, время для этих перемен было выбрано не лучшим образом, но важно то, что в высшем руководстве прославленного коллектива давно поняли, что за очками Маттиа Бинотто в стиле Гарри Поттера скрывается человек, не только знающий, как устроена команда изнутри, но и способный воодушевить людей и придать им новый импульс, а не крушить и разрушать всё вокруг, как это любил делать его предшественник.
Если копнуть еще глубже, станет вполне очевидно, что после ужасного сезона-2014, когда Ferrari стала лишь четвертой, пропустив вперед Red Bull и Williams, а Фернандо Алонсо покинул коллектив, именно Бинотто, а не Арривабене выправил ситуацию.
Первым делом Маттиа оптимизировал процессы в отделе моторостроения, который возглавил после ухода в конце 2014-го Луки Марморини. И его усилия довольно быстро окупились – красные машины вновь включились в борьбу за победы в гонках, а двигатели Ferrari вышли на уровень, сопоставимый с силовыми установками Mercedes.
Работа, проделанная Бинотто, убедила занимавшего пост президента компании Серджио Маркионе в том, что именно такой человек нужен команде – особенно после ухода с поста технического директора Джеймса Эллисона летом 2016-го.
Стоит отметить, что скептики тогда эту замену не оценили. И правда, несмотря на продолжительную карьеру в Ferrari, в резюме итальянца не было ни строчки об опыте конструирования шасси Формулы 1. В то же время в Скудерии рассчитывали, что именно он станет в команде тем, кем является для Red Bull многоопытный Эдриан Ньюи.
К тому же, в Маранелло решили не нанимать в обновленный технический отдел всех вокруг, кто только был в доступе. Наоборот, они постарались выжать максимум из того, что у них уже было в наличии.
Лучшие режиссеры в мире зачастую ничего не смыслят в актерской игре, многие ведущие футбольные тренеры вряд ли способны забивать красивые голы, а дирижер не обязан виртуозно владеть всеми без исключения музыкальными инструментами в оркестре.
Их объединяет умение точно определить, кто именно будет входить в их коллектив, а также создать все условия для того, чтобы каждый человек сумел полностью раскрыться и проявить себя именно в том, к чему у него есть предрасположенность. И именно этим занялся Маттиа Бинотто.
Те же самые качества, которые помогли ему наладить ситуацию в моторостроительном отделе в 2015-м, пригодились ему и в работе в департаменте производства шасси.
В современной Формуле 1 дизайн шасси более не является целиком и полностью заслугой одного человека. Для создания оптимальной конструкции требуется совместная работа сотен сотрудников, каждый из которых в идеале вносит свою лепту в той или иной области. Все решения принимаются на основании данных анализа и отзывов инженеров, а не по прихоти главного конструктора.
Бинотто изначально высказал идею нового подхода в работе технического отдела Скудерии. Вместо тотального контроля за происходящим на всех уровнях он решил изменить саму структуру работы.
Прежняя вертикальная система управления, когда глава технического департамента находился на самой вершине и общался с ведущими специалистами каждой отрасли, ушла в прошлое. Вместо нее была внедрена горизонтальная схема управления, при которой все сотрудники отдела могут высказывать свое мнение и в какой-то степени участвовать в процессе принятия решений.
В результате такого подхода команда смогла начать мыслить нестандартно, тогда как раньше вся работа была нацелена на удовлетворение требований главы отдела. Отныне все идеи начали приветствоваться, от кого бы они ни исходили, и их начали обсуждать на самом высоком уровне.
Это позволило Ferrari внедрить несколько очень любопытных новинок в области шасси в последние годы, включая уникальные боковые понтоны, которые соперники пытались спешно скопировать, необычные решения с зеркалами, расположение сдвоенной батареи и даже использование вспомогательного масляного резервуара.
Горизонтальная структура управления также позволила разным отделам работать сообща с целью производства оптимального шасси. Отныне в Ferrari не было такого, что у технического директора появлялись отделы-любимчики, вклад которых в итоговый результат оказывался больше, чем у остальных. Во главу угла были поставлены технические характеристики шасси, и все отделы работали с единственной целью – повысить их на деле, а не на словах.
Департаменты аэродинамики, коробок передач и шасси более не работали в полной изоляции друг от друга, как было до этого, а тесно сотрудничали на благо общей цели.
Конечно, на этом пути не обходилось и без сбоев. Проблемы с надежностью в конце сезона-2017, по сути, стоили команде победы в чемпионате, и тогда Бинотто четко определил слабое звено в виде контроля качества производства мелких деталей, и начал работать в этом направлении, не позволив ситуации усугубиться.
В концовке минувшего сезона у команды также возникли серьезные проблемы, которые главным образом были связаны с обновлениями шасси – они просто не работали на трассе так, как предполагалось. В результате этого Скудерии не удалось извлечь максимума возможного из своего перспективного шасси SF71H.
Но на этот раз неудача в погоне за чемпионством объяснялась не только этим, а также ошибками гонщика на трассе и стратегов – на командном мостике. И этот последний аспект целиком и полностью был во власти и на совести Арривабене.
Да, не все обновления шасси сработали как предполагалось, но это часть работы, от этого время от времени страдают все коллективы в Формуле 1, даже записные лидеры. Вспомните жалобы из стана Mercedes относительно выкрутасов своей "капризной дивы" в последние годы.
Организаторский талант Бинотто, безусловно, очень пригодится в Маранелло. Он исключительно хорошо знает, как работает Ferrari изнутри, поскольку прошел по всем ее ступенькам – как на базе в Италии, так и на гоночных автодромах.
Его "зонтичный" подход к управлению, покрывающий все без исключения отделы и проповедующий полное доверие внутри коллектива, должен помочь талантливым сотрудникам раскрыть свои способности, а не находиться в постоянном страхе.
Присущая Маттиа умиротворенность действительно способна снизить градус напряженности в Маранелло, который был исключительно высок при Арривабене – достаточно вспомнить его стиль общения с прессой.
Оттолкнув от себя СМИ, Ferrari утратила возможность донести важные сообщения до своих болельщиков. PR-войну они проиграли с самого первого боя, и когда что-то пошло не так и критика возросла, в команде решили, что весь мир ополчился против них.
Всё это лишь повысило прессинг на команду тогда, когда в этом не было никакой необходимости, и закрутило ее в спираль беспросветного негатива.
Как показала Ferrari в последние годы, наличие быстрейшей машины в пелотоне – это отнюдь не достаточное условие успеха в чемпионате, но необходимое.
Маттиа Бинотто много сделал, чтобы дать Скудерии лучшее шасси. Теперь же ему предстоит доказать, что те же подходы к организации дела могут сработать и на поприще руководства командой в целом. Если ему это удастся, соперникам ничего не останется, кроме как кусать локти...
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько
Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/8747/how-binotto-will-change-ferrari-for-the-better