Реклама 18+, ООО «ДЖЕМИНОРУМ», ИНН: 9719016944, erid: 2Vtzqvr3kcx

— У меня шары больше! — Даже не пытайся! Как Хаккинен разбудил Айртона Сенну

Чарльз Бредли
21 января 2019 в 9:39
Фото: F1i.com

Сегодня мы вспомним первую гонку двукратного чемпиона мира Мики Хаккинена в составе McLaren в далеком уже 1993 году – гонку, которой летучий финн разбудил потерявшего всякую мотивацию Айртона Сенну...

Гран При Португалии 1993 года запомнился болельщикам Формулы 1 сразу по нескольким причинам. На этом этапе Ален Прост объявил о своем уходе из Больших Призов, а на следующий день завоевал свой четвертый и последний чемпионский трофей.

Но главным образом тот уик-энд запомнился потрясающим выступлением дебютанта команды из Уокинга, который не потерялся на фоне гораздо более опытного и титулованного напарника – бразильского волшебника.

Конечно, речь идет о Мике Хаккинене, который перешел в McLaren из команды Lotus, за которую довольно уверенно провел первые два сезона в Формуле 1 в 1991-м и 1992-м, став сначала 15-м в личном зачете, а затем – восьмым.

Однако в McLaren финн большую часть сезона провел в качестве тест-пилота, поскольку Айртон Сенна раз за разом продлевал контракт, рассчитанный на одну гонку.

Отказ от моторов Honda годом ранее вверг бразильца в уныние – он совершенно не верил в потенциал машины с 8-цилиндровым двигателем Ford в противостоянии доминирующей Williams-Renault с Аленом Простом и Деймоном Хиллом. Однако это неверие не помешало Сенне выиграть три гонки из шести на старте сезона.

В течение следующих семи этапов явное преимущество было на стороне команды из Гроува. А когда Майкл Андретти был уволен из команды после Гран При Италии, несмотря на завоеванный подиум, шанс проявить себя рядом с великим Сенной получил дебютант коллектива Мика Хаккинен.

В первой же пятничной квалификационной сессии финн громко заявил о себе, уступив многоопытному напарнику всего две тысячные секунды, а в субботу опередил Сенну на 0,048 секунды, показав третий результат.

Удивил ли Хаккинен трехкратного чемпиона мира?

«Удивил ли?! Разумеется! – ответил сам Мика. – Зимние тесты прошли для него весьма неплохо, но там было довольно прохладно, так что с шинами не было никаких проблем, перегреть их было проблематично.

Айртон Сенна © autosport.com
Айртон СеннаФото: autosport.com

Айртон ставил очень приличные времена и чувствовал себя за рулем весьма комфортно, но я сказал себе: «Что ж, McLaren, ладно, посмотрим!» При этом у Майкла Андретти всё шло не так гладко – он то и дело попадал в аварии.

После нескольких первых гонок сезона было ощущение, что машина на самом деле не так быстра, как хотелось бы. Айртон проигрывал Просту довольно прилично – по полсекунды или даже секунде. Это привело к тому, что бразилец утратил всякую мотивацию.

К этапу в Португалии Сенна подошел не на максимуме возможного – к тому же, напарник не оказывал на него никакого прессинга.

Но в Эшториле его напарником стал уже я, и я сразу же надрал ему задницу».

Айртон сразу понял, что нового партнера по команде одолеть ему будет не так просто, как Андретти, и ему стало не по себе – во время прогревочной сессии он даже разбил машину, когда в этом не было никакой необходимости.

«Подойдя ко мне по ходу уик-энда, Айртон спросил, как мне удается так быстро ехать, в ответ на что я развел руки и сказал: «У меня шары больше!» – вспоминал Мика. – Это привело его в настоящее бешенство. Он зачем-то начал мне рассказывать о том, какой путь он прошел и сколько титулов выиграл. Потом он прижал меня к стене и произнес: «Даже не пытайся».

Да, Хаккинен сошел в своей первой гонке за команду из Уокинга, но перед этим он успел опередить на старте без пяти минут четырехкратного чемпиона мира Алена Проста на Williams и вступить в борьбу за лидерство с Жаном Алези на Ferrari (на фото внизу).

Сенна быстро опомнился и уже через несколько поворотов вернул себе второе место, однако в итоге ни один из пилотов McLaren не финишировал – Хаккинен разбил свою машину, а у Айртона возникли проблемы с мотором.

Гран При Португалии-1993 © autosport.com
Гран При Португалии-1993Фото: autosport.com

После этапа в Португалии Сенна встрепенулся и выиграл две оставшиеся гонки в сезоне.

«Думаю, я его неплохо так разбудил тогда, – вспоминал Мика позже. – Трехкратный чемпион мира тогда точно подумал: «Какого чёрта?! Неужели какой-то блондинистый финн меня объедет?!»

После этого он начал работать на полную катушку. Это было нечто! Они со своим итальянским инженером Джорджио [Асканелли] вывели потенциал шасси на абсолютный максимум возможного.

После того Гран При в Эшториле я понял, каким на самом деле я был зеленым новичком по сравнению с Айртоном.

Он стал работать с утроенной энергией и в отличном стиле выиграл последние гонки сезона. И даже если иногда наши с ним времена были сопоставимы, он на самом деле в любой момент мог прибавить, ведь у него был огромный опыт за плечами».

Разбудив Сенну, Хаккинен фактически вынудил его дать себе несколько ценных уроков.

«Определенно, это так, – признался финн. – Гонщику нужна сплоченная команда вокруг него. McLaren работала на нас двоих, но у Айртона был свой главный инженер, инженер по работе с телеметрией, несколько механиков. Так проходит работа, и очень важно, насколько глубоко вы проникаете в технические аспекты. Айртон был очень сосредоточен и всё держал под контролем, я это видел.

Айртон Сенна © autosport.com
Айртон СеннаФото: autosport.com

Так не бывает, что машина идеально ведет себя во всех без исключения поворотах. Всегда нужно идти на какие-то компромиссы, но важно выбрать, где именно на них идти. И Сенна был настоящим мастером в этом вопросе.

Я очень многому у него научился. К примеру, никогда нельзя жертвовать скоростью там, где у тебя есть возможность выиграть время – нужно делать это на тех участках трассы, где ты не сможешь много проиграть, а остаток придется компенсировать за счет техники пилотирования.

Нужно постоянно держать команду на предельном уровне мотивации. Вспомните, когда Айртон пришел в McLaren, машина просто летала! Они выигрывали почти каждую гонку, это была просто фантастика!

Бразильцу было очень непросто смириться со сложными ситуациями в команде, как, к примеру, в 1993-м. Однако надо признаться, что машина у команды и тогда была отличная. Просто она не была фантастической.

И в такие моменты необходимо работать с утроенной энергией. Хорошие инженеры, хорошие механики – нужно их всех мотивировать на работу в трудные времена, без этого никуда.

Когда успех не приходит, им будет очень тяжело – я это чувствовал и на себе. Так что нужно быть настоящим командным игроком и много трудиться для достижения успеха.

Лично мне кажется, что Айртон не всегда делал всё, что было в его силах, чтобы поддерживать людей вокруг себя».

Свой первый подиум в Формуле 1 Мика Хаккинен завоевал уже на следующем этапе в Японии, а на пьедестал почета он поднялся в окружении таких мастодонтов Формулы 1, как Айртон Сенна и Ален Прост. Что он чувствовал в тот момент?

«Это было просто невероятно, – сказал финн и быстро добавил: – Конечно, я был рад, но, как бы это сказать по-английски, меня очень расстроило то, что я не выиграл ту гонку.

Однако тот подиум определенно придал мне уверенности в своих силах, и мне было очень приятно, что я дал команде понять, на что на самом деле способен.

Конечно, я был счастлив подняться на подиум в качестве одного из двух пилотов McLaren, да еще и рядом с Аленом. Присутствие на пьедестале с этими великими чемпионами сильно мотивировало меня».

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/8670/how-hakkinen-gave-senna-a-wakeup-call-in-1993

Подиум ГП Японии-1993 © autosport.com
Подиум ГП Японии-1993Фото: autosport.com

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle