Себастьен Ожье: Шаг в непривычное
Лидер общего зачета WRC Себастьен Ожье в Монако оказался в не самых привычных для себя условиях, соревнуясь с Себастьеном Лёбом в Суперкубке Porsche. О сбывшейся мечте Себа-младшего рассказывает Дэвид Эванс
Себастьена Ожье с другими пилотами разделяет целая пропасть. Но я имею в виду вовсе не преимущество француза над своим ближайшим соперником в личном зачете чемпионата мира по ралли.
В прошлое воскресенье он гонялся на улицах и набережных, а всего пять дней спустя оказался высоко в горах.
Честно говоря, Суперкубок Porsche никогда не привлекал меня – даже этап в Монако не казался достойным внимания. Но появление Ожье в заявочном листе воскресной гонки изменило эту ситуацию. Мне захотелось не только посмотреть, как Себ проявит себя во втором всего старте на технике GT, но и выяснить, как он поведет себя в паддоке. Как приспособится к тому, что будет находиться в тени самых лучших кольцевых гонщиков современности?
Ответ оказался таким: Супер-Себ, знакомый всем по раллийному сервис-парку, на этот раз оказался едва ли не образчиком скромности.
Лидер общего зачета Мирового ралли выступал в княжестве с багажом позитивных воспоминаний: в последний раз мы видели его на этих улочках на Ралли Монте-Карло, когда француз, впервые выступающий за рулем дебютирующего в чемпионате мира Polo R WRC, финишировал на второй позиции. Но тогда перед нами предстал мрачный Ожье. Гонщик отказался от борьбы со своим главным конкурентом Себастьеном Лёбом, отказавшись отвечать на вопросы о соперничестве между ними. Он просто сосредоточился на пилотировании машины.
За повторение подобного поведения в рамках уик-энда Гран При Ожье подняли бы на смех во всем паддоке.
И на этот раз Себ-младший вновь сидел за рулем, а его взгляд был сосредоточен на стартовой прямой. Но на лице гонщика была уловима улыбка, а глаза француза сверкали. Его молчание было обусловлено сбывшейся мечтой, в которую он отказывался верить.
Много лет назад Ожье вместе со своим отцом каждый раз проезжали через горы более 240 километров, чтобы поспеть к солнечному побережью утром в четверг. У семьи не было возможности купить билеты на весь уик-энд, поэтому они приезжали, стояли, смотрели и мечтали. Тренировочные заезды Формулы 1 увлекали и захватывали, и Ожье словно оказывался в ином мире.
«Разве я мог когда-либо себе представить, что приму участие в гонке в Монако? – сказал француз. – Мне не могло это даже присниться».
С этим нельзя не согласиться, учитывая, что Ожье выбрал ралли, а не кольцевые гонки.
Монако зачаровывает. На этих улочках гонки приобретают свой первозданный вид и не имеют никакого отношения к бизнесу.
Монте-Карло околдовало и Ожье. До такой степени, что в молодости он на протяжении двух лет работал пожарным, чтобы продлить – хотя бы на неделю в году – свои отношения с одной из самых легендарных трасс в мире.
А сейчас он вновь оказался здесь. Взгляд Ожье прикован к стартовой прямой, ремни безопасности пристегнуты, шлем уже давно туго затянут. Но если ему начинает казаться, что все это происходит с кем-то другим – достаточно просто взглянуть в зеркала… позади него Лёб. Обе звезды мирового ралли провалились в квалификации: ни одному из пилотов не удалось проехать целый круг, избежав ошибок. В итоге они принимают старт из второго десятка. Это Монако. Здесь нужно пилотировать безупречно.
Огни еще не погасли, но у Ожье уже есть повод для беспокойства – с начала уик-энда он успел всего лишь раз потренировать стартовал с места на Porsche 911 GT3 команды Allyouneed Project 1. Если что-то пойдет не так, Лёб будет тут как тут.
Огни гаснут, и гонка берет старт. Поворот Sainte Devote приближается с невероятной скоростью. Но есть хорошие новости – Ожье уже удалось опередить одного из своих соперников на торможении.
Однако Лёб по-прежнему дышит в затылок Себу-младшего. Девятикратный чемпион мира настолько близко, что едва не касается машины своего тезки. Но эльзасец не допускает контактов, он – честный гонщик. В любом случае, ему необходимо прежде разобраться с соперником, напирающим справа.
Борьба в повороте Loews приводит к тому, что Себастьен выходит слишком широко, не удерживает машину, оказывается на поребрике и "чиркает" ограждение. Позиция потеряна. Ожье может вздохнуть спокойнее - соперники по-прежнему очень близко, но непосредственно за ним уже не тот гонщик, кого он опасается больше всего.
Затем, как это обычно бывает в Монако, остаток гонки проходит по заранее известному сценарию без обгонов. Для нас, но не для гонщиков – тем более не для Ожье. Он наслаждался тем, что его мечта стала реальностью. Переключая передачу за передачей, он с каждым разом заставлял реветь свой шестицилиндровый двигатель, поднимаясь вверх к повороту Massenet с улыбкой на лице. Он действительно здесь, за рулем гоночной машины.
А затем француз увидел клетчатый флаг.
Итоговый результат всегда важен для Ожье. Его выступление нельзя оценить однозначно. Француз финишировал 12-ю позициями ниже, чем привык, но на три места опередил в итоговом протоколе Лёба, выиграв у того 11 секунд.
Если не говорить о результате, Ожье проявил себя просто отлично. Он предстал перед нами открытым человеком и показал себя с неведанной прежде стороны.
Француз решился выступить не в самых привычных для него условиях, сделав шаг в непривычное и оказавшись в центре внимания – рядом с Лёбом, намного более опытным пилотом. Но Себ-младший с достоинством со всем справился.
Ожье не раз критиковали за его тщеславный и высокомерный подход в ралли. Но в прошлый уик-энд его можно было охарактеризовать одним словом – и это скромность.
Лично мне нравится отношение Ожье к его основной работе. Он – лучший. Себастьен знает об этом, и никому не удастся переубедить его. Можно много рассуждать о предсказуемом и прагматичном подходе француза, но если возвращаться к истории спорта, то подход Мохаммеда Али всегда оказывался действенным.
Стоит ожидать, что Ожье, на прошлой неделе порхавший как бабочка на улицах в Монако, в предстоящий уик-энд будет жалить как пчела, когда в Греции возьмет старт очередной этап чемпионата мира по ралли.
Возвращаясь к Али, стоит вспомнить еще одну из его самых популярных фраз. Легендарный боксер говорил: «Я настолько быстр, что когда выключаю свет в своей спальне, то оказываюсь в кровати еще до наступления темноты».
Ожье даже быстрее.
Он быстрее каждого из нас. Единственное различие заключается в том, что француз идет навстречу своей мечте с открытыми глазами. Остальные же, мчась вдоль секции в повороте Swimming Pool, все равно на долю секунды закрывали бы глаза.
Но сейчас Ожье настало время вернуться к своей основной работе – к завоеванию первого в карьере чемпионского титула.
Но вновь вернемся к Али. Если на Ралли Акрополис все пройдет в том же ключе, как и на некоторых других этапах этого сезона (не считая Монте-Карло и Аргентины, где успех праздновал Лёб, в то время как Ожье отказался от борьбы за победу), Себ-младший может добиться желаемого результата уже к концу первого полноценного гоночного дня – то есть к вечеру субботы (напомню, Ралли Акрополис стартует двумя допами в пятницу вечером).
«Вставай, щенок. Вставай и дерись».