Сравнение машин Формулы 1 в преддверии сезона. Взгляд с обочины

Карун Чандок
12 марта 2019 в 9:36
Фото: Mercedes-AMG Petronas Motorsport

Бывший гонщик Больших Призов, а ныне эксперт Карун Чандок по традиции посетил предсезонные тесты в Барселоне и проанализировал поведение новых машин на трассе, наблюдая за ними непосредственно от кромки...

Как обычно, предсезонные тесты Формулы 1 поставили перед нами несколько вопросов и ответили на ряд из них, но не на все. Это всегда очень волнительное время в ожидании нового чемпионата и новой интриги.

В паддоке на испытаниях всегда очень много народу, и все пытаются отличить длинные серии кругов от коротких, подсматривая за тем, какие шины механики устанавливают на машины и сколько топлива заливают в баки. Но как только маршалы взмахивают зелеными флагами, всё забывается, и впереди оказывается только дорога. Дорога, ведущая в Мельбурн…

Ну а я на тестах по привычке попытался дать оценку новым машинам команд, удобно расположившись у обочины.

Первое, что я сразу хочу заметить, – у меня сложилось впечатление, что этими машинами куда легче управлять, чем прошлогодними. С самого первого дня испытаний гонщики спокойно и легко атаковали трассу почти на пределе возможностей шасси. Из этого можно сделать вывод, что изменения в техническом регламенте сделали баланс машин более стабильным и постоянным – без критических пиков. В прошлые годы на тестах, особенно в первые дни, пилоты боролись с машинами, и это было отчетливо видно. В этот раз ничего подобного заметно не было.

Что касается расклада сил, то пелотон, судя по всему, снова разделится на два эшелона: первые три команды и все остальные. Неудивительно, что в когорту лучших должны войти Mercedes, Ferrari и Red Bull, но борьба между ними в этом году может развернуться куда более остро.

Ни одна из команд не прошла через все восемь дней предсезонки без проблем. У Ferrari были определенные сложности в отношении надежности, Mercedes потеряла время из-за замены силового агрегата, а Red Bull пострадала из-за двух серьезных аварий Пьера Гасли и, как следствие, недостатка запасных частей.

RB15 © autosport.com
RB15Фото: autosport.com

Каждый год в конце зимы я собираю чемоданы и отправляюсь на тесты в Барселону, где наблюдаю за работой пилотов в одних и тех же поворотах. Это позволяет мне разглядеть динамику развития машин и оценить их поведение, не обращая внимания на времена на круге.

В прошлом году пилоты Mercedes практически не работали на предсезонке на самых мягких шинах, но их уверенные длинные отрезки на жесткой резине говорили сами за себя – сразу было видно, что они фавориты сезона. И предчувствие не обмануло нас – в Мельбурне Льюис Хэмилтон легко переиграл оппонентов, привезя им в квалификации семь десятых секунды.

В этом году уже складывается ощущение, что преимущество у Ferrari. Красная машина ведет себя на трассе очень уверенно и прощает многие ошибки. И это при том, что ни один из гонщиков Скудерии, как мне кажется, не показал своего максимума.

Наблюдая за работой пилотов в девятом повороте, я отметил, что лишь Себастьян Феттель спокойно переключал передачу вверх на входе в излом – все остальные вынуждены были чуть поднимать ногу с педали газа на этом участке.

В местах трассы, где идут резкие смены направления (второй-третий повороты и виражи 11-й и 12-й), шасси SF90 вело себя очень послушно. Несмотря на большую прижимную силу, машина Mercedes временами выглядела более нервной и неподатливой.

На длинных отрезках в первом и седьмом поворотах машина Ferrari, казалось, вот-вот выскочит в гравий, но гонщикам удавалось очень легко и непринужденно удерживать ее на гоночной траектории в середине виража без потери скорости и без необходимости серьезно оттягивать момент открытия акселератора на выходе.

Карун Чандок © autosport.com
Карун ЧандокФото: autosport.com

Кроме того, Ferrari прибавила в отношении стабильности шасси на разгоне и передачи мощности на колеса. В прошлом году именно машина Mercedes выглядела наиболее "приклеенной" к дорожному полотну на выходах из виражей четвертого, пятого и 12-го поворотов, но теперь первенство в этой номинации, похоже, перешло к Скудерии.

Если смотреть на времена, можно сделать вывод, что на данный момент команда из Маранелло в среднем на три-четыре десятые секунды опережает действующих чемпионов мира. Более того, в этот раз было очень интересно и показательно сравнить эффективность красной и серебристой машин на длинных отрезках, поскольку в седьмой день Шарль Леклер и Валттери Боттас проводили симуляцию гонки практически в одно и то же время. И если смотреть на среднее время прохождения круга за 53 оборота по трассе, то монегаск оказался более чем на две десятые секунды быстрее финна.

Да, мы не знаем, какие режимы работы двигателя они использовали, но лично мне, исходя из моего опыта, кажется, что в этот раз Скудерия действительно подошла к старту чемпионата в чуть лучшей форме, чем «Серебряные стрелы».

Что касается Red Bull, то пока очень трудно определить их форму, поскольку в решающие два дня тестов они практически не работали с полной выкладкой из-за аварии Пьера Гасли и проблем с надежностью у Макса Ферстаппена. Так что пока выводы о состоянии команды можно делать лишь по их длинным отрезкам. Я разговаривал с несколькими людьми по этому поводу, и мы сошлись во мнении, что коллектив из Милтон-Кинса сейчас уступает в среднем одну-две десятки Mercedes, то есть они ближе к действующим чемпионам, чем в конце прошлого сезона, но больше уступают Ferrari.

Но не будем забывать о том, что в последней трети прошлогоднего чемпионата пилоты Red Bull редко уступали двум лидерам в отношении гоночного темпа. Самое интересное будет в Мельбурне в субботу, когда австрийцы в очередной раз заведут свои силовые установки Honda во втором сегменте квалификации. Я беседовал с очень осведомленными инсайдерами, которые заверили меня, что японцам действительно удалось найти пару десятых секунды за счет включения квалификационного режима работы мотора. А вкупе с улучшениями, полученными с третьей спецификацией двигателя, быки и правда способны вплотную приблизиться к лидерам в этом году.

RB15 © autosport.com
RB15Фото: autosport.com

Что касается впечатлений с трассы, можно отметить, что нынешний мотор Honda звучит более ровно по сравнению со своим предшественником, который время от времени рычал и гавкал на всех вокруг.

При отпускании педали газа японский двигатель все еще звучит громче, чем Mercedes, но на переключении передач вверх звук выравнивается, что говорит о том, что инженеры Honda и Red Bull Racing действительно нашли общий язык.

За шасси австрийской команды, как и всегда, можно не беспокоиться. Существенный клиренс сзади и незначительный спереди позволяет гонщикам RB15 полагаться на работу переднего антикрыла в медленных и среднескоростных поворотах больше, чем остальным.

Понаблюдав за поведением машины RBR в конце стартовой прямой, могу сказать, что Макс Ферстаппен мог тормозить перед первым поворотом гораздо позже своих соперников и при этом умудрялся выставлять шасси на гоночную траекторию. Это говорит о великолепно отзывчивости передней части машины, тогда как задняя ось послушно отрабатывает повороты без неконтролируемых поперечных смещений.

Такое поведение передка, я думаю, очень подходит стилю пилотирования голландца. Я наблюдал за ним на предсезонных тестах начиная с его дебютного сезона за Toro Rosso и могу сказать, что он всегда любил забрасывать машину в поворот, дотормаживая, после чего распускал руль в районе апекса раньше, чем остальные.

К тому же, такая техника помогает контролировать износ задней резины на выходах из поворотов, что не раз помогало Максу в гонках, когда ему нужно было продержаться на одних шинах подольше.

Гасли, кажется, остался менее доволен балансом шасси RB15, а две аварии на тестах не добавят уверенности молодому французу. Ему нужно во что бы то ни стало успокоиться и стартовать в Австралии в свою силу, ведь сезон для него в напарничестве с динамично прогрессирующим Ферстаппеном будет не сахарным.

RS19 © autosport.com
RS19Фото: autosport.com

Средняя группа пелотона в этом году обещает быть не менее плотной, чем в прошлом – Renault, Haas, Toro Rosso, McLaren и Alfa Romeo показывали свои круги на тестах в интервале трех десятых секунды, и эти цифры вполне могут привести к перестановкам в зависимости от режима работы двигателя.

Я ожидаю, что в Австралии к средней группе также примкнет и Racing Point. В первую неделю тестов у экс-Force India возникли определенные сложности с надежностью, а дальше они в основном концентрировались на длинных отрезках.

Что касается Renault, то на первом блоке испытаний показалось, что французский коллектив единолично возглавит среднюю группу пелотона – столь весомым было их превосходство. Однако чуть позже и остальные команды подтянулись к желто-черным. Интересно было бы знать наверняка, это в Renault сбавили обороты, или соперники включились. В любом случае в последние дни испытаний французы довольно заметно отстали от Ferrari и Mercedes.

В отношении поведения шасси RS19 на трассе я бы отметил, что передняя часть его была уж очень низко расположена – практически вплотную к дорожному полотну. Таким образом, в Энстоуне явно пошли по пути своих бывших клиентов из Red Bull Racing, серьезно увеличив клиновидность шасси.

В первом повороте трассы желто-черная машина очень уверенно вела себя на входе в вираж, а пилоты могли атаковать на пределе без видимых трудностей – передок шасси предсказуемо отвечал на каждое их движение рулем. Да, в резкости входа в поворот они еще немного уступают Red Bull, но это явный прогресс по сравнению с прошлым сезоном.

Haas VF19 © autosport.com
Haas VF19Фото: autosport.com

Команды Haas и Toro Rosso впечатлили на разных стадиях испытаний. Несмотря на некоторые проблемы с надежностью, новая машина американской команды выглядела на трассе довольно быстрой и стабильной. В седьмой день тестов Кевин Магнуссен показал очень неплохое время на составе резины С3, да и с гоночным темпом у коллектива, кажется, всё в порядке.

Что касается Toro Rosso, то на длинных отрезках они смотрелись очень резвыми. Более тесное сотрудничество с Red Bull дает свои плоды в плане надежности, что позволило Алексу Албону и Даниилу Квяту проехать огромное количество кругов и привыкнуть к новому шасси.

Если говорить о быстрых временах, то пилоты команды из Фаэнцы немного увереннее смотрелись на шинах С5 по сравнению с С4, а на длинных отрезках их машине не хватало стабильности и сцепления в задней части по сравнению с Haas и Renault. Но у Toro Rosso есть обширные планы по доработке машины к старту сезона, так что перспективы у них есть.

Команда Alfa Romeo начала предсезонные тесты очень уверенно, и в какой-то момент даже показалось, что они являются главными претендентами на званием лучшей команды из остальных. Однако дни шли, а с ними постепенно приходило понимание, что экс-Sauber в этом году, скорее всего, будет бороться внутри второго эшелона примерно на тех же позициях, что и в прошлом.

В Барселону коллектив из Хинвила привез довольно агрессивный аэродинамический пакет с множеством новинок, и в скоростных виражах вроде девятого поворота их шасси выглядело плотно "приклеенным" к полотну. Однако при резких сменах направления стабильности C38 в сравнении с конкурентами немного не хватало. Но не стоит забывать о расширенном партнерстве с Ferrari и увеличенном бюджете команды – в предстоящем сезоне она способна преподнести сюрприз.

McLaren, как и год назад, всех удивила на прошедших тестах. Да, пилоты команды дважды возглавляли протоколы дня по лучшим временам, однако более строгие подсчеты с учетом количества топлива и составов шин говорят о том, что команда вряд ли сможет сделать существенный рывок, а скорее будет бороться в плотной группе позади лидеров. Да, в этом году они, вероятно, прибавят, и у них не будет самая медленная машина в пелотоне, как это было в конце минувшего сезона, но их уделом, скорее всего, станет постоянная борьба за выход в третий сегмент квалификации.

Williams опоздала на вечеринку, но, в отличие от Brawn в 2009-м и McLaren в 1988-м, вряд ли сможет удивить чем-то в положительном смысле.

Как умирали великие: повторит ли Williams судьбу Lotus или Brabham?

Машине, судя по тому, что я видел с обочины, серьезно не хватает прижимной силы и сцепления, что может означать лишь очную борьбу между Джорджем Расселом и Робертом Кубицей в арьергарде пелотона. Если команда сможет привезти какие-то обновления аэродинамики в первых гонках сезона, они могут попытаться зацепиться за среднюю группу, но прижимную силу, увы, обычно так быстро не вернуть...

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/8903/karun-chandhok-trackside-f1-test-verdict

FW42 © autosport.com
FW42Фото: autosport.com

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle