Фото: Tagesspiegel

Себастьян Феттель отвечает на вопросы читателей

F1 Racing
13 марта в 9:38

Четырехкратный чемпион мира не слишком охотливо дает интервью, но на вопросы читателей F1 Racing он не ответить не мог. Ошибка в Хоккенхайме, слово "Монца" на подшлемнике, дизайн шлема, песни в караоке и в гонке, воспоминания о Шумахере и многое другое – в ответах Себастьяна Феттеля...

В довольно помпезном и высокомерном паддоке Формулы 1 есть человек, который почти всегда улыбается. Почему сразу Даниэль Риккардо? Нет, еще и Себастьян Феттель. Немец очень любит пошутить, но вживую, а не в соцсетях, которые он откровенно недолюбливает.

При этом в живости ума равных Себастьяну найдется немного – если он дает интервью не после сокрушительной оплошности на трассе, то оно всегда наполнено отменным юмором. А его публичную пародию на Жана Тодта несколько лет назад забыть не так-то просто.

Так что встреча титулованного гонщика Ferrari с корреспондентом F1 Racing была лишь вопросом времени. В последний раз мы общались еще когда Себастьян выступал за Red Bull Racing, и пора уже прервать эту затянувшуюся паузу.

Как много воды утекло с тех пор. Так давайте скорее начнем – вот карточки с вопросами от наших читателей, а с вас, уважаемый Себастьян, ответы!

Себастьян Феттель © autosport.com
Себастьян ФеттельФото: autosport.com

Насколько активное участие Вы принимаете при проектировании дизайна нового шлема? И какой из многочисленных вариантов дизайна Ваш любимый?

Себастьян Феттель: У меня много было раскрасок шлема. Не знаю точно, сколько, но мне кажется, что больше сотни. Мы с Йенсом Мунзером [дизайнер шлемов Себастьяна] в этом плане здорово веселимся. В прошлом году в Японии у меня был особенный дизайн. К Германии и Сингапуру мы тоже частенько готовим какие-то новинки.

Обычно Йенс предлагает мне список идей, а я уже выбираю. Иногда мы быстро приходим к консенсусу и сразу берем в работу понравившийся дизайн. Но временами мы долго не можем договориться и даже спорим, но в итоге все же сходимся во мнении. Мне нравится этим заниматься, поскольку это позволяет выразить себя.

Что касается любимого дизайна… Даже не знаю. Да я и не припомню их все...

Время для караоке. Какую песню Вы предпочитаете?

Себастьян Феттель: «Hey Jude», Битлз. И еще раз можно? И еще, и еще… [смеется]

Себастьян Феттель и Гийом Роклен © autosport.com
Себастьян Феттель и Гийом РокленФото: autosport.com

Какой самый ценный совет в жизни Вы получали?

Себастьян Феттель: Хм, сложный вопрос… Не думаю, что их было так уж много.

F1 Racing: Может быть, какой-то совет от отца? Или от кого-то из спортсменов. Или от мэра Хеппенхайма. А может, от школьного учителя?

Себастьян Феттель: Школьные учителя как-то не особо давали мне советы, они меня больше мучали. Не знаю… Мне многие говорили какие-то важные и ценные вещи, которые в какой-то момент мне помогали. Уверен, что родители давали мне много полезных советов, и я должен бы их помнить.

Знаете, что касается гонок, Роки [Гийом Роклен], мой бывший инженер в Red Bull, решил написать слово "Монца" на моем подшлемнике перед гонкой 2010 года в Абу-Даби [где Феттель выиграл свой первый титул чемпиона мира]. За пару этапов до этого он попросил меня выразить одним словом, что значат для меня гонки. Я сказал: «Монца» и пояснил, почему [Себ выиграл свою первую гонку Формулы 1 в Монце в 2008-м]. Это слово выражало для меня суть гонок.

Перед гонкой в Абу-Даби мы много общались – обсуждали возможные стратегии и сценарии. Ситуация с учетом того, что оба гонщика в нашей команде [напарником Себастьяна был Марк Уэббер] сохраняли шанс на первый титул, была очень напряженной. Я был уже на стартовой решетке, когда увидел на своем подшлемнике слово "Монца". Это меня расслабило и напомнило о том, зачем я здесь.

Я слышал о такой тактике от одного из своих тренеров – в трудные времена он напоминал мне о том, ради чего я вообще начал гоняться. Это была просто любовь к гонкам, и он посоветовал мне просто гоняться и больше ни о чем не беспокоиться.

Почему Вы иногда поёте после квалификации или гонки?

Себастьян Феттель: Думаю, это проявление радости. Некоторые танцуют, я не могу, потому что пристегнут. Но я мог бы попробовать… Так что я разделяю свою радость со всеми по радио.

F1 Racing: Мы как-то слышали "сумасшедшую лягушку" от тебя...

Себастьян Феттель: Давненько это было. Сейчас это уже не модно. Довольно ребячества. Теперь я за более взрослые песни.

F1 Racing: В следующий раз мы услышим «Hey Jude»?

Себастьян Феттель: О, да!

Себастьян Феттель © autosport.com
Себастьян ФеттельФото: autosport.com

Когда Вы только пришли в Ф1, немецкая пресса называла Вас бейби-Шуми. Как Вам было носить тогда такое прозвище? Вы с теплотой вспоминаете об этом?

Себастьян Феттель: Сейчас я могу только посмеяться над этим, но тогда… Не знаю. У меня подбородок был поменьше, чем у него, так что не думаю, что мне подходило такое прозвище. Мне не очень оно нравилось, поскольку Михаэль был не просто немцем в Формуле 1, он был лучшим гонщиком. Так что не думаю, что это было справедливо, ведь я тогда еще ничего не выиграл, а просто был из той же страны.

Но это уже история. Раз людям нравилось меня так называть, пусть. Как-то в Германии меня назвали «быстрейшими брекетами» [Себ в юности носил специальные скобки на зубах] – думаю, бейби-Шуми поприличнее будет. Это был прогресс. А теперь у меня нет прозвищ.

F1 Racing: Но Михаэль оказал на тебя влияние?

Себастьян Феттель: Конечно. Мне очень жаль, что я не могу ему просто позвонить и поболтать. Он был моим героем – человеком, на которого я ориентировался, а позже мы познакомились лично. Теперь, когда я оглядываюсь назад, я понимаю, что больше запомнил Михаэля не как гонщика, а как человека. Но при этом я, конечно, признаю его заслуги как гонщика. Мы в Ferrari часто разговариваем о Михаэле, и все относятся к нему с большой теплотой. Он оставил о себе очень приятные воспоминания.

Себастьян Феттель и Валттери Боттас © autosport.com
Себастьян Феттель и Валттери БоттасФото: autosport.com

Что интереснее: проезжать квалификационный круг по трассе на пределе или бороться в гонке с соперником за лидерство колесо в колесо?

Себастьян Феттель: Я выбираю второе. На квалификационном круге ты борешься сам с собой, а машина работает на пределе – с минимальным количеством топлива и на новой резине. В гонке же она ведет себя не идеально.

Но когда борешься с соперником за лидерство в гонке – как, к примеру, в прошлом году в Сильверстоуне с Валттери Боттасом, удовлетворения получаешь больше. В квалификации главное сохранять концентрацию, тогда как в очной борьбе на трассе есть место адреналину и волнению.

F1 Racing: Ну и думать тоже приходится...

Себастьян Феттель: Да, конечно, у тебя нет времени на принятие решения, а попыток для обгона обычно дается не так много. Некоторые вещи ты планируешь заранее, а что-то получается спонтанно, и это доставляет удовольствие.

Себастьян Феттель © autosport.com
Себастьян ФеттельФото: autosport.com

Просто ли бывает забыть серьезную ошибку на трассе? И как Вы с этим справляетесь? Вспомнить, к примеру, прошлогодний Гран При Германии...

Себастьян Феттель: Честно говоря, в Хоккенхайме я допустил совсем небольшую ошибку. Да, последствия были ужасными, но сама ошибка была мизерной. И это очень расстраивает.

Если бы я там делал что-то, чего никогда не делал раньше… Но нет, ничего подобного. А последствия оказались просто разрушительными, у меня такого раньше не было. Однако, повторюсь, сама ошибка не была большой, просто неправильная оценка ситуации. Да и с поворотом не повезло – в других виражах я бы просто немного вылетел за пределы трассы. Но так уж вышло.

Как я справился? Парень в зеркале спрашивал меня, что случилось, что пошло не так. Был ли я недостаточно сконцентрирован. Нет. Может, концентрация была излишней? Тоже нет. После этого я мысленно прошел по списку с пунктами да/нет, заполнил его и двинулся дальше. Логические выводы помогают пережить подобное.

F1 Racing: И логика помогла в этот раз найти ответ на вопрос о том, что случилось?

Себастьян Феттель: Да, это была моя ошибка, иначе я не вылетел бы с трассы. Но я уже сказал, что она была незначительной, и я не буду сильно корить себя за маленькую оплошность. Но последствия были серьезными, и я вынужден с этим жить.

Обычно мне легко удается перевернуть страницу и идти дальше, если я понял причины. Когда причины понять сложнее, приходится копать глубже.

Как Вы любите отвлекаться от гонок? Чем занимаетесь?

Себастьян Феттель: Провожу время с семьей. Мне легко переключаться, поскольку я люблю заниматься обычными делами и комфортно чувствую себя дома. Провожу время с семьей и друзьями. Болтаем, выпиваем, ничего особенного.

F1 Racing: Легко расставлять приоритеты?

Себастьян Феттель: Это зависит. Во-первых, я обожаю свою работу. Конечно, я часто говорю о гонках даже вне трассы. А дальше всё зависит от того, какие времена ты переживаешь – простые или сложные. Иногда есть много тем для разговоров о работе, а иногда мы не говорим об этом. Вообще, очень полезно переключаться, и я делаю это дома.

Пластинка The Beatles © autosport.com
Пластинка The BeatlesФото: autosport.com

Как Вы увлеклись коллекционированием записей Битлз?

Себастьян Феттель: Ну, сейчас всё можно скачать через интернет, но когда я только начал этим заниматься, в интернете ничего не было, так что мне приходилось покупать компакт-диски. Потом я поговорил с родителями, и они рассказали мне о виниловых пластинках.

А поскольку я не застал их, когда рос, то подумал: что за пластинки? Теперь я понимаю, что это оказывает какое-то успокаивающее действие – тебе нужно время, чтобы поменять или перевернуть пластинку. Это не быстро, поэтому доставляет удовольствие – весь этот процесс: сидишь, слушаешь хорошую музыку и не отвлекаешься на дурацкий телефон.

F1 Racing: А ты видел, что Джеймс Корден [актер и телеведущий] приезжал с Полом Маккартни в Ливерпуль?

Себастьян Феттель: Да, они пели в караоке! Это было круто!

Вы славитесь своим английским чувством юмора. А какая Ваша любимая шутка?

Себастьян Феттель: Английский юмор – он не в шутках, он, скорее, в самих ситуациях, в остроте мышления...

F1 Racing: Наблюдательность и быстрота реакции?

Себастьян Феттель: Именно. Так что я не скажу, какая моя любимая шутка. Есть интересные истории, но их нужно переводить – не думаю, что они сработают. Но я действительно обожаю английский юмор.

Себастьян Феттель © autosport.com
Себастьян ФеттельФото: autosport.com

Есть ли какие-то причины, почему Вы не любите общаться в социальных сетях – в Instagram или Twitter, как ваши коллеги?

Себастьян Феттель: Да. Я не люблю соцсети. Почему не люблю? Просто я не люблю рассказывать о себе – мне кажется это пустой тратой времени.

F1 Racing: А ты наблюдаешь за тем, что пишут остальные?

Себастьян Феттель: Нет. Мне кажется, что сама основа соцсетей неправильная, и мне это не нравится. Соцсети существуют для зарабатывания денег.

Найджел Мэнселл © autosport.com
Найджел МэнселлФото: autosport.com

Какой Ваш любимый гонщик в истории команды Ferrari?

Себастьян Феттель: Вы серьезно?!

F1 Racing: Ну, ладно, помимо Михаэля. Найджел Мэнселл?

Себастьян Феттель: Да, мне нравится Найджел. В нем что-то есть, даже если в цифрах он и не дотягивает до лучших...

F1 Racing: Я даже не буду спрашивать о твоем впечатлении от него...

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/8881/sebastian-vettel-answers-your-questions

  • Поделиться: