Человек с большой буквы Ч, которого знали только по имени...

Дэвид Тремейн
14 марта 2019 в 14:33
Фото: PlanetF1

Сегодня, 14 марта, из жизни ушел бессменный гоночный директор Формулы 1 Чарли Уайтинг, и с ним ушла целая эпоха. А как она начиналась? Вспомним путь Чарли к главной кнопке на пульте управления Большими Призами...

С самых ранних лет, когда Чарли только начал помогать своему старшему брату Нику в подготовке машины к гонкам в Вест Кингсдауне близ Брэндс-Хэтча, он понял, что октановое число его крови выше, чем у сверстников. И в тот момент его судьба была решена.

Чарли вырос на ферме и с огромным удовольствием любил наблюдать за тем, как его брат бросал машину из поворота в поворот на местной трассе в графстве Кент, выступая на Ford Escort под баннером All Car Equipe. Уже в 12 лет он абсолютно точно решил для себя, что будет заниматься подготовкой гоночной техники для соревнований, и после школы сразу бежал в гараж, где осваивал азы работы механика.

Свой первый реальный опыт Чарли получил, когда в 1976 году помогал своему брату Нику готовить машину Surtees TS16, которой ранее управлял Джон Уотсон, для бывшей горнолыжницы Давины Галики в британской серии Group 8.

Клубные гонки разожгли настоящую страсть в Чарли, но ему всегда хотелось большего, и в 1977 году – в возрасте 25 лет – он присоединился к команде Александра Хескета в Формуле 1. Увы, это были далеко не лучшие времена для команды после подъема 1973-75 годов, когда за коллектив выступал Джеймс Хант, но в плане обучения ремеслу лучшее окружение и представить было трудно.

После того, как Хескет вынужден был закрыть команду в конце года, Чарли переехал в Вейбридж, объединив усилия с Brabham. В то время коллективом владел Берни Экклстоун, который очень быстро разглядел незаурядный талант и приверженность делу нового сотрудника.

Чарли Уайтинг и Берни Экклстоун © formula1.com
Чарли Уайтинг и Берни ЭкклстоунФото: formula1.com

Чарли грезил о карьере шеф-механика – в своих мечтах он приводил гонщиков к чемпионскому титулу, как некогда его кумир Роджер Хилл, который помог Джеки Стюарту завоевать многочисленные трофеи.

В итоге Берни повысил Чарли до вожделенной должности главного механика, и среди его коллег по работе оказались легендарный конструктор Гордон Марри и потрясающие гонщики калибра Ники Лауды, Карлоса Пасе, Джона Уотсона и восходящей звезды Нельсона Пике.

Но работа приносила Чарли не только удовольствие но и… новые ощущения. Однажды он с кривой ухмылкой рассказал об истории, в которой Нельсон надул его на пит-стопе, причем в буквальном смысле.

Пике остановился в боксах и сообщил своему механику Чарли о том, что в кокпите появилась какая-то жидкость. Тот, не долго думая, исследовал внутренности кокпита, и, обнаружив течь, промочил палец и попробовал его на вкус, чтобы определить, что это – тормозная жидкость или масло. В этот момент Нельсон буквально взорвался от смеха, признавшись бедняге Чарли, что он просто обмочился в кокпите.

В 1981 году Чарли привел Пике к первому из трех чемпионских титулов, и второго долго ждать не пришлось – уже через два года бразилец вновь праздновал победу за рулем турбированной BT52 кисти Гордона Марри с двигателем BMW.

Чарли проработал в Brabham до конца 1987 года и ушел незадолго до того, как Берни распрощался с активами команды. Уже со следующего года он продолжил свою карьеру на посту технического делегата FIA.

«Ближе к концу года Берни признался нам, что намерен продать команду и найти себе что-то другое, – вспоминал Чарли в интервью GP Week. – Кто-то из парней перешел под крыло Экклстоуна в его новый проект с Alfa Romeo, получивший название ProCar. Это был прототип серийного автомобиля в двигателем Ф1, вышедший из мастерской Brabham. Берни посоветовал мне перейти на работу в FISA (так тогда именовалась нынешняя FIA), поскольку считал, что я со своим техническим опытом и знаниями как никто другой смогу пресекать попытки команд Формулы 1 нарушать закон с использованием различных ухищрений и лазеек».

Чарли Уайтинг © formula1.com
Чарли УайтингФото: formula1.com

Изначально роль Чарли в руководящем органе спорта сводилась к инспекции машин Ф1. На этом поприще он добился огромных успехов, поскольку сам некогда был браконьером, и переквалифицироваться в егеря ему не составило большого труда. Чарли без труда уличал команды в попытках обнаружить серые зоны в техническом регламенте и при этом мог похвастаться бесспорным авторитетом как у участников соревнований, так и у высшего руководства спорта.

Как в свое время Берни Экклстоун рассмотрел в Чарли талант механика, так позже президент FIA Макс Мосли признал его очевидные способности организатора и дипломата. В результате в 1997 году он был назначен на должность гоночного директора и делегата по безопасности FIA.

Позже Чарли стал бессменным стартером гонок Формулы 1 – человеком, неизменно присутствующим на вышке и держащим руку на пульсе гонок, а также возглавил технический департамент федерации. Такой стремительный взлет лишний раз подтверждает бесспорный талант и приверженность Чарли своему делу.

Новость о внезапной кончине Чарли в четверг утром, непосредственно перед стартом гоночного уик-энда в Австралии, потрясла паддок Формулы 1 и даже повергла его в шок.

Седовласого Уайтинга, полностью оправдывающего свою фамилию, в мире Формулы 1 звали исключительно по имени, и никогда никому не требовалось пояснять, о ком именно идет речь.

Но жизнь Чарли не обошлась без трагедий. В далеком 1990 году он потерял брата Ника, с которого началось его увлечение гонками.

«Лично для меня и для семьи это была большая трагедия, но это никак не отразилось на моей работе, – сказал тогда Чарли. – Жизнь полна печальных неожиданностей, с этим нужно смириться. Ник хотел бы, чтобы я двигался дальше».

Таким был Чарли. Он воодушевлял людей вокруг себя на свершения и погоню за мечтой, ведь свою собственную мечту он догнал.

Все пилоты Формулы 1, как бы они ни относились к тем или иным решениям Чарли, после того, как страсти утихали, всегда признавали в нем истинного гонщика. Он никому не отказывал во внимании и всегда выслушивал все конфликтующие стороны.

Как Чарли воспринял эпизод на Гран При Мексики в 2016-м, когда Себастьян Феттель по радио разразился бранной тирадой в его адрес? С улыбкой. Что ж, в житейской мудрости ему отказать было нельзя.

Чарли любил жизнь. И любил Формулу 1. Восполнить пустоту в спорте, которую он оставил после себя, будет непросто. Сложно. Невозможно…

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: https://www.formula1.com/en/latest/article.obituary-charlie-whiting.6eCnbWosrNJY8lCCe1LzyT.html

Росс Браун и Чарли Уайтинг © formula1.com
Росс Браун и Чарли УайтингФото: formula1.com

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle