«Радиоуправляемые Ferrari из Китая. Дорого». Итоги гонки в Шанхае

Иван Беликов
15 апреля в 15:41
Фото: telegraph.co.uk

AUTOSPORT.com.ru разбирает ключевые события гонки Формулы 1 в Китае

Главная тема

Шарль Леклер перед стартом Гран При Китая © Kymillman.com
Шарль Леклер перед стартом Гран При КитаяФото: Kymillman.com

Вы можете вспомнить, когда в Формуле 1 ещё было такое, чтобы в трёх гонках кряду капитанский мостик, не тушуясь, вмешивался в борьбу своих пилотов и откровенно придерживал одного из них? Наверное, нет, потому что такое частое применение командной тактики – это нонсенс.

В Мельбурне ещё можно было понять приказ Себастьяну Феттелю и Шарлю Леклеру оставаться на своих местах в конце дистанции, всё-таки на кону было лишь четвёртое место. На первых кругах в Бахрейне указание было настолько лишним, что Леклер без каких-то последствий его проигнорировал, обогнав Феттеля. Но самый странный и некрасивый эпизод произошёл в минувшее воскресенье в Шанхае.

Началось всё с того, что Леклер опередил Феттеля на старте. Но оторваться от напарника монегаск не смог. И следующие 9 кругов он ехал в одном темпе с Себом: +0,003 секунды (в пользу Феттеля) на 2-м круге, -0,006 на 3-м (в пользу Леклера), -0,078 на 4-м, -0,006 секунды на 5-м, -0,096 на 6-м, -0,011 на 7-м, -0,021 на 8-м, -0,041 на 9-м, +0,075 на 10-м. Понятно, что дуэт Mercedes уезжал всё дальше, но был ли смысл в перестановке на 11-м круге? Да, из-за проблем с машиной на тренировках Шарль впервые по ходу уик-энда ехал в гоночном режиме, на тяжело заправленной машине. Но если Феттель был бы так быстр, чтобы включиться в погоню за Хэмилтоном и Боттасом, то на широкой китайской трассе он и сам обогнал бы напарника, разве не так?

Итальянские СМИ: Ferrari стоит отдать капитанскую повязку Леклеру

И после рокировки ничего не изменилось. Скорости, чтобы угнаться за Mercedes и даже выйти из зоны активации DRS от Шарля, у Себа всё равно не было. Леклер чуть-чуть потерял относительно напарника, но не столь критично: +0,115 секунды на 12-м круге, но -0,115 в свою пользу на 13-м, +0,154 на 14-м, -0,074 на 15-м, +0,258 на 16-м, +0,195 на 17-м. Вот только возвращать подиумную позицию молодому монегаску ни команда, ни Феттель не собирались, хотя тот несколько раз намекал на это по радио. По сути, Скудерия просто задвинула своего новичка и продвинула четырёхкратного чемпиона мира. А вдобавок к этому команда вооружила Шарля ещё и неудачной тактикой с максимальной оттянутыми пит-стопами, которая отбросила его на пятое место позади Макса Ферстаппена. Зачем? Тут два варианта: либо Ferrari развела пилотов по разным тактикам, чтобы они просто больше не пересеклись, либо для того, чтобы Леклер попробовал придержать Боттаса перед своим пит-стопом и помочь напарнику. Сам Шарль после финиша намекнул на второй сценарий

Как была разыграна победа

Льюис Хэмилтон лидирует после первого круга Гран При Китая © BBC F1
Льюис Хэмилтон лидирует после первого круга Гран При КитаяФото: BBC F1

Перед стартом в воскресенье все статистические и фактические расклады были в пользу обладателя поула Валттери Боттаса. Финн был неудержим как на свободных заездах, так и в квалификации. А за 16 лет проведения Гран При Китая в 60% случаев победы одерживались именно с поул-позиции. Плюс к этому его главный соперник Льюис Хэмилтон большую часть уик-энда никак не мог приспособиться к машине и на тренировках проигрывал напарнику по 0,7-0,8 секунды на круге.

В прошлые годы Боттас всегда был хорош на стартах. Четыре из своих шести предыдущих поула он неизменно трансформировал в лидерство после первого поворота. Но в Шанхае, как и в случае с проехавшим мимо Феттелем в Бразилии-2017 и Хэмилтоном в Австрии-2018, он вчистую проиграл стартовую дуэль. Как объяснил сам Валттери, причиной стала пробуксовка колёс на белой линии старта-финиша. И есть подозрение, что неспроста после финиша он сказал на пресс-конференции, что проиграл гонку именно в тот момент. Это не точно, но, может быть, в «Серебряных стрелах» была договоренность о том, кто первым войдет в первый поворот, тот и выиграет. Потому что динамика разрыва была очень интересная: до седьмого круга Валттери держался в 1,5 секундах, но затем резко отстал на 4 секунды. После первой волны пит-стопов финн снова подъехал на эти 1,5 секунды и потом вновь отстал. На дистанцию атаки он ни разу не вышел, а в радиоэфире ни со стороны его гоночного инженера, ни его самого не было и намека на хотя бы тактическую борьбу с напарником. Мало того, на второй пит-стоп он заехал синхронно с Льюисом.

Хотя, возможно, всё было куда банальнее: в грязном воздухе Валттери больше скользил и перегревал шины, из-за чего был вынужден отступать. Как бы там ни было, но Хэмилтон спокойно преодолел отметку в 4000 кругов лидирования и одержал свою юбилейную 75-ю победу в карьере, став ещё на шаг ближе к рекордному 91-му триумфу Михаэля Шумахера.

Хороший день для…

Алекс Албон на Гран При Китая © Toro Rosso
Алекс Албон на Гран При КитаяФото: Toro Rosso

В 250 гонках за Toro Rosso выступали 14 пилотов, но до минувшего воскресенья лишь трём из них – Себастьену Буэми в 2009-м, Даниилу Квяту в 2014-м и Карлосу Сайнсу в 2015-м – удавалось закончить в очках сразу две из трёх дебютных гонок. И вот теперь этот список пополнился ещё одним именем. Кто-то скажет: «Ну что это за достижение?» Учитывая, что Toro Rosso исторически не является таким уж частым претендентом на очки, это в принципе неплохой результат. А то, как Алекс Албон финишировал в первой десятке в Шанхае, это и вовсе отдельная история, заслуживающая внимания.

После тяжелой аварии в финальной тренировке англо-таец стартовал с пит-лейна на абсолютно новом шасси, с новыми двигателем и коробкой передач, т.е. фактически за рулём новой машины и к тому же на знакомой лишь по тренировкам трассе, по которой он в пятницу и субботу и проехал всего 61 круг. Но это всё не помешало Алексу уже к середине дистанции выйти на 12-ю позицию, а затем за счёт грамотной реализации тактики одного пит-стопа опередить пилотов Haas в борьбе за 10-е место. А под занавес гонки он удержал за спиной Ромена Грожана, ехавшего на свежих шинах. Для новичка, который впервые в жизни сел за руль машины Формулы 1 только два месяца назад на предсезонных тестах, это было не годам уверенное и зрелое выступление.

Плохой день для…

Даниил Квят готовится к выезду на трассу на Гран При Китая © Toro Rosso
Даниил Квят готовится к выезду на трассу на Гран При КитаяФото: Toro Rosso

«Я горжусь быть среди участников 1000-го Гран При, ведь все мы войдем в историю», – говорил пилот Toro Rosso Даниил Квят перед началом гоночного уик-энда в Шанхае.

Что же, все участники достаточно блеклой для юбилея гонки войдут в историю вряд ли, но россиянин – почти наверняка. Вот только, к большому сожалению, как антигерой. Никто про прошествии времени не будет спорить, как сейчас, кто в тройном столкновении на первом круге был виноват больше. Решением выписать штраф Квяту судейская коллегия в составе Тима Майера, Стива Стрингвела и экс-пилота Ф1 Дерека Уорика обозначала виновного.

И понятно, что сейчас российская аудитория Формулы 1 негодует, но давайте посмотрим правде в глаза: Даня виноват. В толчее первого круга, где каждое лишнее движение чревато серьёзными последствиями, непозволительно «распускать» машину. Именно эта неаккуратность и привела к аварии. Да, Норрис спешил вернуться на трассу, Сайнс полез между двумя машинами, но столкновение началось с избыточной поворачиваемости Квята и его последующих движений рулём на выходе из поворота. Чуть-чуть STR14 снесло влево, и этого оказалось достаточно. За такую неосторожность стюарды и зацепились при расследовании, вот и всё. Если бы Квят без этих движений столкнулся с пилотами McLaren, то инцидент просто был бы признан гоночным.

Видео: Авария Даниила Квята и гонщиков McLaren с четырёх ракурсов

Другое дело, что штраф было непомерно жёстким, тем более, что никто из пострадавших даже не сошёл. Пяти или на край десяти лишних секунд на пит-стопе хватило бы. Но тут против Квята сыграла его репутация. Ведь сколько раз он попадал в аварии на первых кругах в прошлые годы: столкновение с Алонсо и Ферстаппеном в Шпильберге-2017 (штрафной проезд по пит-лейну), авария с Сайнсом в Сильверстоуне-2017 (опять штрафной проезд), разворот Переса в Остине-2016 (10 секунд), плюс ошибки на первых кругах в Сахире-2017 и Баку-2017. Одним словом, сработал «синдром Мальдонадо», при котором стюарды предвзяты и чересчур жёстки к неоднократному провинившемуся гонщику. И тревожнее всего, что за год паузы в Формуле 1 Квят не избавился от этого синдрома…

Что ещё интересного произошло?

Пьер Гасли рядом с Максом Ферстаппеном на старте Гран При Китая © Red Bull Racing
Пьер Гасли рядом с Максом Ферстаппеном на старте Гран При КитаяФото: Red Bull Racing

Медленно, но верно Пьер Гасли вкатывается за рулём машины Red Bull Racing и обеспечивает себе будущее в старшей команде Дитриха Матешица. Да, в квалификации француз уступил 0,8 секунды напарнику Максу Ферстаппену, а в гонке даже до своего третьего пит-стопа отстал от голландца на 40 секунд. Но оба раза он уверенно стал шестым. Причём в гонке запас над ближайшим преследователем Даниэлем Риккардо был настолько огромным, что в конце Пьер без потери позиции заехал за свежими шинами и благодаря этому отобрал у соперников впереди заветный бонусный балл за лучший круг.

Символично, что параллельно со своим сменщиком в Red Bull Racing показал признаки прогресса и сам Риккардо. После невыразительных выступлений в Австралии и Бахрейне австралиец доказал, что не просто так получает свою немалую зарплату в Renault, в квалификации впервые опередив напарника Нико Хюлькенберга. А всю гонку, за исключением пяти кругов после своего единственного пит-стопа, Дэн уверенно ехал седьмым. Но до возвращения в лидирующую группу ещё световые годы – за рулем машины Renault прошлогодний победитель Гран При Китая уступил триумфатору гонки нынешнего года колоссальные 1 минуту и 50 секунд. Это, конечно, пропасть, которую без смены регламента Renault не преодолеть.

Цитата дня

Роберт Кубица на Гран При Китая © Williams
Роберт Кубица на Гран При КитаяФото: Williams

Финишировавший 17-м пилот Williams Роберт Кубица о том, насколько ему скучно было в конце пелотона: «Самым захватывающим моментом гонки для меня стал разворот на прогревочном круге».

Любопытный факт

Дуэт гонщиков Williams лидирует на старте Гран При Бразилии-1992 © motorsportimages.com
Дуэт гонщиков Williams лидирует на старте Гран При Бразилии-1992Фото: motorsportimages.com

За предыдущие пять лет практически безраздельного властвования в Формуле 1 у Mercedes было несколько серий победных дублей – пять кряду с Малайзии-2014 по Монако-2014, четыре с Японии-2014 по Бразилию-2014, пять с США-2015 по Австралию-2016, четыре с США-2016 по Абу-Даби-2016. Но никогда прежде «Серебряные стрелы» не делали хотя бы два дубля на старте сезона. И вот теперь подопечные Дитера Цетше и Тото Вольфа взяли три двойные победы в трёх первых гонках. Даже у грозной Ferrari образца первой половины 2000-х не было таких успешных стартов чемпионата. И вообще в последний раз так мощно сезон начинала только Williams в 1992-м, когда Найджел Мэнселл и Риккардо Патрезе финишировали первым и вторым в ЮАР, Мексике и Бразилии. Вдуматься только: с тех пор прошла почти половина от всех 1000 Гран При Формулы 1 – 481. Кто бы мог представить такое достижение Mercedes ещё полтора месяца назад, после зимних тестов…