Ханойская башня. Станет ли трасса во Вьетнаме вторым Баку?
Издание F1 Racing получило эксклюзивное право посещения строительства автодрома, на котором уже в следующем году будет проведен дебютный Гран При Вьетнама. Посетим ханойскую стройку века вместе с Джеймсом Робертсом и мы...
На севере Вьетнама – километрах в 150 от границы с Китаем – располагается второй по величине город этой самобытной страны. Ханой с населением четыре миллиона жителей по праву считается культурным центром Вьетнама – в нем гармонично переплелись современные азиатские мотивы с отголосками колониального французского прошлого.
В городе много древних храмов и пышных парков, и всё это на фоне покрытых зеленью гор. Ханой затаился километрах в 70 от побережья – в устье Красной реки, и его покой нарушают разве что моторчики популярных в этих краях скутеров, обгоняющих велосипеды.
А в 20 минутах от центра города – в районе Нам Ту Льем – уже полным ходом идут грандиозные работы по очистке территории и возведению современного пит-комплекса и паддока, которые примут Гран При Формулы 1 уже в следующем году – дебютный для Вьетнама этап Королевских автогонок.
Для владельцев Больших Призов – компании Liberty Media – эта стройка являет собой настоящую гордость, ведь это будет первая новинка в календаре Формулы 1 после "свержения" Берни Экклстоуна в 2017 году.
Две трети трассы пройдут по дорогам общего пользования, тогда как извилистый заключительный сектор и стартовая прямая будут построены с нуля. Более того, в месте, где будет возведен пит-комплекс, еще совсем недавно плавали рыбки – это было небольшое озеро.
В последнюю неделю марта президент Международной автомобильной федерации Жан Тодт посетил Ханой вместе с "придворным" архитектором Ф1 Германом Тильке, заложив первый камень в строительство будущего автодрома. На торжественной церемонии присутствовали также представители вьетнамских промоутеров этапа и председатель городского Народного комитета.
У Тильке и строителей есть в распоряжении 12 месяцев, чтобы завершить проект и превратить отведенные 88 гектаров земли в 5,5-километровую современную трассу о 22 поворотах.
Созданные на компьютере изображения позволяют наглядно увидеть, как и что здесь будет через год.
Дизайн верхней части главной трибуны будет выполнен в стиле знаменитой старой ханойской цитадели, а облицовка будет сделана из бамбука, что должно усилить вьетнамский дух автодрома. Также в традиционном для этих мест архитектурном стиле над зданием пит-комплекса будет возведен своеобразный мост для прохода высокопоставленных гостей в паддок-клуб трассы.
В целом же автодром станет частью спортивного комплекса My Dinh, который включает футбольный стадион, теннисные корты и плавательные бассейны.
Как и в случае с австралийским Альберт-Парком, пит-билдинг и паддок будут размещены прямо в городском парке, и местные жители смогут прогуливаться в этих местах на протяжении всего года. Для самой трассы будет характерно наличие длинных прямых (максимальная длина – 1,5 км) и разворотов с зонами жесткого торможения.
Руководство спорта намерено повторить во Вьетнаме опыт строительства городского автодрома с большим количеством мест для обгона, так что при создании проекта они больше ориентировались на трассу в Баку, нежели в Монако.
«Мы очень тесно сотрудничали с командами Формулы 1 и организаторами этапа в Ханое в процессе проектирования конфигурации автодрома, – сказал сын Германа Тильке Карстен, ответственный за строительство трассы. – Команды вносили свои пожелания и поправки в проект, чтобы сделать конфигурацию не только более интересной для пилотирования, но и чтобы она была потенциально обгонной.
Конечно, мы были ограничены существующими улицами, по которым будет проложена часть трассы – и это в основном прямые, – но мы задействовали симуляторы, чтобы спроектировать лучшую из возможных конфигураций».
Шпилька в конце длинной прямой (11-й поворот) будет окружена трибунами с обеих сторон, что, по мнению Тильке, создаст характерную для некоторых трасс секцию стадиона.
Между этими трибунами и футбольным полем расположатся фан-зоны и деревня Формулы 1 с многочисленными ларьками, магазинами и кафе, в которых можно будет отведать самобытную вьетнамскую кухню. Также во время гоночного уик-энда на стадионе будут проходить концерты.
Организаторы Гран При рассчитывают общую вместимость трибун на 100 тысяч человек.
Наибольшее вдохновение семейство Тильке питает от заключительного сектора трассы, где они не были ограничены существующими улицами. В итоге здесь была спроектирована очень техничная и одновременно скоростная секция с небольшими зонами безопасности и абсолютным отсутствием права на ошибку.
«Трасса будет представлять из себя симбиоз скоростных виражей с длинными прямыми, так что командам здесь очень непросто будет подобрать правильные настройки, – продолжил Карстен. – Наши симуляции показывают, что во Вьетнаме должны быть очень интересные гонки с множеством обгонов.
В то же время гонщикам будет очень трудно проехать круг идеально, поскольку мест для ошибок здесь будет предостаточно. Мы надеемся, что пилотам понравится этот опыт».
В начале апреля пять инженеров из компании Тильке перебрались в Ханой на постоянное местожительство, чтобы спокойно работать над проектом. И этот амбициозный проект должен был сдан в срок.
«Мы пока еще очень далеки от даты сдачи автодрома, – отметил Тильке-младший. – Почти вся подготовка завершена, но само строительство только начинается. Церемония закладки первого камня прошла в конце марта, и сейчас мы доставляем в Ханой необходимое оборудование для строительства.
Несмотря на то, что календарь 2020 года пока не утвержден, мы должны сделать всё, чтобы трасса была готова к старту следующего чемпионата.
Это очень амбициозная цель, но во Вьетнаме вообще всё строят быстро. Конечно, у нас есть определенные стандарты качества, которых мы должны придерживаться. Как и в случае с остальными спортивными объектами, мы не можем себе позволить завершить подготовку объекта на неделю позже означенного срока. Машины должны прибыть на трассу вовремя и уже в пятницу утром отправиться на свои первые круги».
И когда всё это станет реальностью, Вьетнам можно будет считать 33-й по счету страной, которая примет Гран При Формулы 1, и первой, которая сделает это в эпоху правления Liberty Media.
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько
Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/9088/how-f1-is-creating-its-next-baku-in-vietnam