Как собрать машину Формулы 1 с нуля прямо по ходу Гран При?

Крэг Скарборо
20 мая 2019 в 9:49
Фото: motorsport.tech

Тщательное планирование всех без исключения действий – залог успеха любой команды в Формуле 1. Но что делать, когда все планы рушатся, а машина разлетается на части еще на старте уик-энда? Где взять новую? Послушаем технического эксперта Крэга Скарборо...

Когда Джордж Рассел наехал на открытый люк в первой тренировке Гран При Азербайджана, сразу стало ясно, что механикам Williams в ночь с пятницы на субботу спать не придется.

В Формуле 1 команды готовы работать 24 часа в сутки, с этим никаких проблем нет, но вот в FIA не слишком довольны, когда механикам приходится заниматься своими рабочими обязанностями ночи напролет. Несколько лет назад руководящий орган ввел правило комендантского часа для механиков команд, и бесконечные бессонные ночи в гаражах под свет масляной лампы остались в прошлом.

Но бывают ситуации, когда без ночной работы просто не обойтись.

Шасси Рассела © motorsport.tech
Шасси РасселаФото: motorsport.tech

Если бы конфуз с Расселом произошел лет двадцать назад, никаких проблем не возникло бы. Команда просто выкатила бы из боксов запасное шасси, британец прыгнул бы в него, подогнал настройки и устремился продолжать тренировку.

Вплоть до 2003 года запасные шасси в Формуле 1 были разрешены, и буквально у каждой команды в боксах стояла резервная машина на случай непредвиденных обстоятельств.

Это шасси обычно было настроено под одного из гонщиков, и при возникновении у него проблем он мог без лишних регулировок продолжить уик-энд, сменив машину. Второй пилот также мог использовать запасное шасси, но для этого необходимо было настроить под него педальный блок, руль и гоночное сиденье. Также нужно было не забыть сменить номера на машине.

Но сегодня резервные шасси в Формуле 1 запрещены в целях экономии средств, и командам приходится ограничиваться запасным монококом и комплектом запчастей, необходимых для сборки полноценной машины вокруг него.

Кроме того, в последние годы в Больших Призах присутствует правило закрытого парка, повествующее о том, что машины после квалификации должны оставаться неизменными и появиться в воскресенье в гонке ровно в таком же виде, в каком участвовали в субботних заездах. Это касается настроек аэродинамики, двигателя и коробки передач, тормозов и всего остального.

В прошлые годы вес машины старались максимально снизить перед гонкой, а также всячески настраивали ее под продолжительную дистанцию.

Правило закрытого парка вкупе с комендантским часом полностью регулируют активность команд в боксах на протяжении гоночного уик-энда. Все работы должны заканчиваться рано вечером, и утром механики не имеют права возобновлять деятельность до определенного часа.

В то же время сохранилось исключение на случай форс-мажора в виде джокеров, которые команды могут использовать, когда им необходимо. Также FIA идет навстречу коллективам, у которых возникли непредвиденные обстоятельства, чтобы компенсировать им рабочее время для устранения проблем.

Шасси Ф1 © motorsport.tech
Шасси Ф1Фото: motorsport.tech

В случае с пятничным инцидентом Рассела в Баку довольно быстро стало понятно, что монокок британца поврежден фатально и восстановлению к субботе не подлежит. Таким образом, в команде приняли практически единственное решение собрать запасное шасси вокруг нового монокока.

С учетом обстоятельств FIA разрешила команде из Гроува нарушить правило комендантского часа, чтобы вовремя завершить работы.

Строительство шасси вокруг запасного монокока – не самая сложная задача для команды профессионального уровня, но в наши дни это и не самая частая операция, которую приходится выполнять механикам.

Между гонками коллективы проводят тренировки, разбирая и собирая машины с нуля, инспектируя при этом все составные элементы. Кроме того, после "гастрольных" заокеанских гонок командам приходится разбирать свои машины до минимального состояния погрузки в контейнеры, чтобы отправить их на базу или на следующий автодром. Так что для механиков подобные работы не являются чем-то из ряда вон выходящим.

Но не стоит забывать, что во время уик-энда работники команды чрезвычайно ограничены в сроках, и у них практически нет права на ошибку. В гараже Williams работы по сборке нового шасси в Баку начались в пятницу после первой тренировки и продолжались до поздней ночи.

Что включает в себя сборка шасси вокруг запасного монокока?

В первую очередь давайте посмотрим на сам монокок. В FIA эту базовую деталь шасси именуют не иначе как ячейкой безопасности и ключевой структурой, оберегающей гонщика от последствий возможных аварий.

Но на деле монокок представляет из себя гораздо больше, чем просто защитная капсула пилота. Это база шасси, его структурная основа, к которой крепятся все остальные части машины.

Фотографии можно листать и увеличивать по клику:

Количество деталей, из которых состоит шасси Формулы 1, доходит до 11 тысяч. К счастью для механиков, все эти составляющие не нужно крепить непосредственно к монококу, ведь большинство из них заранее собраны в промежуточные конструкции. Это касается подвески, топливного бака, двигателя, радиаторов, блока электроники и кузова.

Все детали так или иначе – напрямую или в сборе – крепятся к монококу, делая последний базовым элементом шасси. И спешка здесь совершенно неуместна, ведь все мелкие элементы нужно либо снять с разбитого шасси, либо вытащить из коробок и аккуратно и в четкой последовательности установить на запасной монокок.

Чтобы облегчить эти операции, резервный монокок также заранее подготавливается к монтажу на него других деталей. Некоторые процессы занимают слишком много времени, чтобы производить их непосредственно на трассе. Кроме того, монокок заранее должен быть проверен и омологирован FIA, а также выкрашен.

Заблаговременно подготавливается также конструкция топливного бака со всеми внутренними отсеками и насосами, ведь пропускание гибкого бака через узкое отверстие в днище монокока – процесс довольно долгий и трудозатратный, к тому же, для его выполнения необходимо специальное оборудование.

Кроме того, много времени уходит на укладку электрической проводки и установку различных датчиков, а также прокладку гидравлических шлангов и приводов тормозов и рулевого управления, которые, кроме прочего, нуждаются в прокачке.

Некоторые внутренние детали конструкции подвески также собираются заранее – к примеру, передние рокеры, взаимодействующие с пружинами и амортизаторами посредством толкателей. Часто можно видеть в боксах команд запасной монокок с установленными на нем толкателями, свисающими с верхней части шасси в ожидании монтажа подвески в сборе. И по прибытии на трассу механики достают резервный монокок из коробки, устанавливают на опоры и предварительно готовят его к возможной замене.

Шасси Ф1 © motorsport.tech
Шасси Ф1Фото: motorsport.tech

Сборка нового шасси вокруг монокока отчасти зависит от причин, по которым это пришлось делать. Если к аварии привела ошибка пилота или форс-мажор, что ж, бывает. А если в команде поняли, что виновата была какая-то деталь шасси, то механикам предстоит для начала удостовериться, что с этой деталью не возникнет проблем на запасной машине.

Также ускорение процесса сборки часто достигается за счет использования новых запасных частей, а не тех, что были сняты с разбитой машины. Ведь это требует дополнительного времени и проверки всех элементов.

Механики во время сборки машины пользуются как бумажными инструкциями, так и электронными. Это не обычная инструкция по эксплуатации, а специализированные схемы сборки с указанием сопутствующих средств для крепления и момента затяжки болтов.

Инструкция по сборке © motorsport.tech
Инструкция по сборкеФото: motorsport.tech

После завершения монтажа основных элементов необходимо подключить все коннекторы в проводке, соединить шланги и хорошенько их прокачать. Только после этого машина будет готова к первому запуску, но до появления на трассе еще далеко.

Сначала нужно провести полную настройку шасси – подобрать геометрию подвески, регулировки сжатия и отбоя амортизаторов, установить необходимые углы атаки антикрыльев и так далее.

Первый выезд на трассу делается всегда на один круг. После этого шасси частично разбирается в боксах и проверяется на предмет утечки рабочих жидкостей и ослабления креплений. И только по окончании этих проверок машина вновь собирается и считается готовой к продолжению гоночного уик-энда.

Можете садиться в кокпит, Джордж!..

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: https://motorsport.tech/formula-1/what-happens-when-you-need-to-rebuild-your-entire-f1-car-at-a-grand-prix

Фотографии можно листать и увеличивать по клику:

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle