Фото: Pitpass.com

Ferrari не соперник Mercedes. Итоги Гран При Испании

Иван Беликов
13 мая в 18:23

Крах всех надежд Ferrari, новый рекорд Mercedes и героическая гонка Квята – AUTOSPORT.com.ru разбирает ключевые события гоночного уик-энда Формулы 1 в Барселоне

Главная тема уик-энда

Старт Гран При Испании © Motorsport-Magazin
Старт Гран При ИспанииФото: Motorsport-Magazin

Надежды Ferrari на победное шествие в сезоне-2019 появились и, увы, растаяли в Барселоне с разницей 2,5 месяца.

В феврале на зимних тестах «Красные» выглядели безоговорочными фаворитами. Ходовые характеристики SF90 приводили в восторг наблюдателей с обочины испанской трассы. «Их машина зверски быстра в поворотах, а по эффективности разгона на выходе напоминает драгстер – ни одного лишнего движения, как по рельсам»; «Гонщики Ferrari могут очень поздно тормозить и достаточно рано вставать на газ при выходе из поворотов. При этом стабильность машины не меняется»; «Отставание Mercedes от Ferrari может составлять полсекунды». Верили в потенциал SF90 и болельщики. В опросе AUTOSPORT.com.ru 43% респондентов проголосовали за победу Скудерии в Кубке конструкторов. Но теперь все эти мечты, чаяния и ожидания превратились в пыль.

Возвращение в Барселону в минувший уик-энд и старт европейской фазы сезона, по сути, были последним шансом Ferrari реабилитироваться за неудачное начало чемпионата и убедиться самим, что их машина конкурентоспособна. Ведь впереди специфичные трассы в Монако и Монреале, на которых сложно судить о реальной скорости машины. А потом начнется напряженная летняя серия из пяти гонок за семь недель, по ходу которой исправлять фундаментальные проблемы с техникой будет просто некогда.

Но ни успешное выступление на зимних тестах, ни ряд обновлений аэродинамики и новая версия двигателя с новой спецификацией топлива и масла не помогли Ferrari взять реванш на Гран При Испании. Отставание от Mercedes росло с каждой сессией: 0,1 секунды в первой тренировке, 0,3 во второй, 0,5 в третьей и, наконец, 0,8 в квалификации. А к выезду сейфти-кара на 45-м из 66-ти кругов гонки оба пилота Ferrari проигрывали полминуты Льюису Хэмилтону.

Главной проблемой «Красных» на протяжении всех выходных была скорость в медленных поворотах, где они даже проигрывали Haas c такой подвеской же, как у них, и старой версией мотора Ferrari. Дело, судя по всему, в уникальной аэродинамической концепции SF90, при которой не обеспечивается достаточный уровень прижимной силы на медленных участках и возникает недостаточная поворачиваемость. Так было и в предыдущих четырех Гран При. И даже на зимних тестах в последний день Феттель при лучшем времени круга уступил Хэмилтону на извилистом третьем секторе 0,3 секунды. До сих пор Ferrari не разобралась с этим дефицитом прижимной силы. Mercedes вдобавок выиграла гонку вооружений и прибавила на среднескоростных и скоростных участках, где проигрывала зимой. Вот и весь расклад. В квалификации в Барселоне Феттель уступил 0,6 секунды Валттери Боттасу на третьем секторе.

И в какой форме будет Ferrari в Монако, на самой извилистой и медленной трассе в календаре, страшно даже представить. Но в плане борьбы в чемпионате это уже, наверное, мало что изменит. Точка невозврата была пройдена в Барселоне. В техническом плане итальянская команда не готова к сражению за титул, да и в спортивном тоже, учитывая чехарду с командной тактикой и стратегией. Удержать позади хотя бы Red Bull Racing...

Путь к победе

Победный финиш Льюиса Хэмилтона на Гран При Испании © Mercedes
Победный финиш Льюиса Хэмилтона на Гран При ИспанииФото: Mercedes

Есть все-таки элемент непредсказуемости в гонках сезона-2019, несмотря на тотальное доминирование Mercedes. Судите сами: в Австралии быстрейшим большую часть уик-энда был Льюис Хэмилтон, но выиграл Валттери Боттас. В Бахрейне должен был победить Шарль Леклер, но победил Хэмилтон. В Шанхае все расклады говорили в пользу Боттаса, но на верхнюю ступень подиума поднялся Хэмилтон. А в Баку, наоборот, Боттас не был фаворитом даже при старте с поула, но остался впереди.

Гран При Испании не стал исключением. На пятничных тренировках и во всех трех сегментах квалификации Хэмилтон находился в тени своего финского напарника, который лучше чувствовал себя за рулем обновленной машины. И, наверное, даже с полностью заряженной батарей, без ошибки на первом круге в финале и смены направления ветра в конце действующий чемпион проиграл бы сражение за поул.

Статистика в воскресенье была полностью на стороне Боттаса: 21 раз в 28-ми предыдущих гонках в Барселоне побеждал обладатель поул-позиции, тогда как стартовавший вторым выигрывал лишь четырежды. Но снова всё перевернулось: Валттери чуть замешкался из-за проблем со сцеплением, Льюис умчался вперед и был таков. Уже в конце первого круга он привез напарнику две секунды, а к появлению сейфти-кара в заключительной трети дистанции оторвался на восемь секунд. На рестарте Льюис снова легко создал задел и на пути к третьей в сезоне победе заработал свой первый бонусный балл за лучший круг.

Всё-таки в хороший для себя день Хэмилтон на уровень превосходит напарника, и в плане интриги в чемпионате это не сулит ничего хорошего.

Хороший день для…

Даниил Квят на старте Гран При Испании © Toro Rosso
Даниил Квят на старте Гран При ИспанииФото: Toro Rosso

Звание «Гонщик дня» по итогам Гран При Испании получил Макс Ферстаппен. Голландец провел, конечно, хорошую гонку, в 14-й раз подряд финишировав в первой пятерке и оставив за спиной двух пилотов Ferrari в борьбе за третье место. Но без оглядки на национальность: в большей степени эту награду заслуживал Даниил Квят. Да, часть голосов россиянин получил – 8,3% против 8,4% у Шарля Леклера, 16,5% у Льюиса Хэмилтона и 19,9% у Ферстаппена. Но учитывая, какую гонку провел Квят, это маловато.

Даниил стал одним из тех, кто внес разнообразие в достаточно скучную гонку. Он оборонялся и обгонял. 5 из 21 обгона за всю дистанцию принадлежат именно ему. Пилот Toro Rosso прошел более быстрых Кевина Магнуссена и Ромена Грожана, напарника по Toro Rosso Алекса Албона и Нико Хюлькенберга. Но самый красивый маневр у россиянина получился в борьбе с Кими Райкконеном – обгон по внешней траектории в затяжном четвертом повороте.

И если бы не 10-секундная заминка с шинами на втором пит-стопе, Квят мог бы финишировать седьмым и добиться своего лучшего результата в составе команды Toro Rosso. А так он в седьмой раз за четыре года в команде стал девятым. Но в любом случае это было образцовое выступление.

Плохой день для…

Нико Хюлькенберг и Даниэль Риккардо на Гран При Испании © Renault
Нико Хюлькенберг и Даниэль Риккардо на Гран При ИспанииФото: Renault

Ох и полетят скоро головы в руководстве Renault. Совет директоров уже спросил менеджмент о том, где результаты инвестиций концерна в заводскую команду – а это около 180 млн евро за три предыдущие года. И учитывая регресс за минувшую зиму, эти инвестиции улетели в трубу.

На Гран При Испании впервые в этом году обе машины из Энстоуна добрались до финиша, но лишь на 12-м и 13-м месте. Да, с одной стороны, результат был обусловлен штрафом Даниэля Риккардо за столкновение с Даниилом Квятом в Баку и вылетом Нико Хюлькенберга с трассы в квалификации. Но с другой, в гонке машине не хватило скорости на фоне основных конкурентов Haas и Toro Rosso. Самой команде не хватило тактической гибкости, чтобы подстроиться под выезд сейфти-кара и попытаться набрать очки, как это удалось McLaren и Карлосу Сайнсу, которым тоже недоставало темпа для попадания в топ-10.

Даниэль Риккардо недоволен стратегами Renault

Еще пару таких гонок, и в Кубке конструкторов Renault окажется лишь впереди безнадежной Williams. Они и так уже восьмые с 12 очками против 6 у Toro Rosso на девятом месте…

Что еще интересного произошло?

Кевин Магнуссен и Ромен Грожан на Гран При Испании © Haas
Кевин Магнуссен и Ромен Грожан на Гран При ИспанииФото: Haas

Команда Haas в кои-то веки квалифицировалась и финишировала в первой десятке двумя машинами. С подопечными Джина Хааса подобное не случалось с прошлогоднего Гран При Бельгии в конце лета. Но значит ли это, что они решили проблемы с прогревом шин в гонках? «В жаркой Барселоне всё должно быть нормально. Но в Монако и Канаде мы рискуем снова столкнуться с проблемами», – говорил Ромен Грожан ещё после этапа в Азербайджане. Так что с выводами лучше подождать ещё пару гонок.

А вот в чем не может быть сомнений, так это в прогрессе Пьера Гасли. Француз потихоньку подбирается к пяти другим пилотам топ-команд. Еще месяц назад в Китае он, квалифицировавшись шестым, уступил без малого секунду обладателю пятого места, напарнику Макс Ферстаппену. В Барселоне Пьер проиграл Шарлю Леклеру всего 0,120 секунды. А на рестарте в конце гонки он даже некоторое время прессинговал гонщика Ferrari. Пока, конечно, к лидирующей группе Гасли не отнесешь. Но и из середины пелотона он наконец-то выбрался, в том числе в личном зачете, где теперь единолично занимает шестое место, которое ранее делил с Кими Райкконеном.

Чемпион мира-2007 в Барселоне впервые после перехода в Alfa Romeo/Sauber финишировал за пределами топ-10. Скорость машины в минувший уик-энд позволила ему рассчитывать лишь на 14-е место.

Цитата дня

Маттиа Бинотто © Channel 4 F1
Маттиа БиноттоФото: Channel 4 F1

«Нам мешает сильная недостаточная поворачиваемость, не хватает прижимной силы. То же самое было и в предыдущих гонках. Не знаю, сколько времени потребуется для устранения этих проблем. Возможно даже, что дело в концепции машины», – руководитель Ferrari Маттиа Бинотто о возможных мерах по устранению недостатков SF90.

Любопытный факт

Празднование победы Mercedes на Гран При Испании © Mercedes
Празднование победы Mercedes на Гран При ИспанииФото: Mercedes

Какой же чудовищный запас хода Mercedes набрала в начале гибридной турбоэры, если продолжает задавать новую планку после пяти подряд чемпионских титулов и 79-ти побед в 104-х гонках.

В Барселоне «Серебряные стрелы» завоевали пятый из пяти возможных победных дублей на старте сезона и установили новый рекорд. Правда, в плане общего контекста чемпионата подобное достижение не ново. Подопечные Тото Вольфа в третий раз повторили эту серию после триумфальных отрезков с Малайзии-2014 по Монако-2014 и США-2015 по Австралию-2016. Такая же серия была у Ferrari: с Бельгии-1952 по Голландию-1952 и Венгрии-2002 по Японию-2002.

Но ни одна команда за все 70 лет существования Формулы 1 не завоевывала шесть дублей кряду. Так что через две недели на Гран При Монако Mercedes может сотворить историю, а может и не сотворить. На специфичной городской трассе в Монте-Карло это будет крайне непросто сделать. К тому же, Валттери Боттас никогда не финишировал там выше четвертого места, да и Льюис Хэмилтон за последние десять лет победил только в 2016-м. Так что, наверное, в Монако Ф1 ждет передышка от доминирования Mercedes. А вот дальше все может начаться заново. Mercedes вполне по силам побиться за свой собственный рекорд в 12 дублей за сезон. Для этого нужно ещё восемь дублей, а до конца чемпионата целых 16 гонок...