На Гран При нижних земель – на велосипеде! Ян Ламмерс о Зандворте

Адам Купер
31 мая 2019 в 9:34
Фото: FormulaSpy

Гран При нижних земель, как в переводе звучит название страны Нидерланды, вернется в календарь Больших Призов впервые за последние 35 лет. И кто сможет лучше рассказать о том, чем нас встретит историческая трасса в следующем году, как не главный идейный вдохновитель этого возвращения...

В последние десятилетия главной движущей силой в плане популярности этапов Формулы 1 являются местные гонщики, выступающие в Больших Призах. На заре 90-х Михаэль Шумахер поднял до небес интерес к королеве автоспорта в Германии, а десятилетием позже Фернандо Алонсо сделал то же самое в Испании, следствием чего стала предельная заполняемость трибун на трассе в Барселоне.

Совсем недавно крайне популярный у себя на родине Серхио Перес поспособствовал возвращению в календарь Гран При Мексики после 23 лет отсутствия.

Макс Ферстаппен, буквально ворвавшийся в Формулу 1 в последние годы, способен в одиночку собирать огромные толпы народу на трибунах любого этапа – чего только стоит «оранжевое облако», путешествующее за голландцем по всему миру и раскрашивающее трибуны в яркие цвета.

Неудивительно, что после прихода Макса появились разговоры о возвращении в календарь местного Гран При. И спустя пару лет контракт с Зандвортом оказался подписан.

«Первый раз, когда я подумал о возвращении в календарь Нидерландов? Пожалуй, это было в Австрии, где я впервые увидел это оранжевое море фанатов Макса, – вспоминает председатель Формулы 1 Чейз Кэри. – Не знаю, сколько точно там было болельщиков в оранжевом, но не меньше 25 тысяч – это точно. А ведь до Австрии им было добираться из дома не менее восьми часов.

Меня это очень впечатлило, и именно это стало главным фактором возвращения местного Гран При в календарь Больших Призов».

А кто был основной движущей силой в попытке вернуть этап в Голландию? Безусловно, этим человеком можно назвать Яна Ламмерса – победителя суточного марафона в Ле-Мане в 1988 году и бывшего гонщика Формулы 1, который был назначен спортивным директором предстоящего Гран При на трассе, принадлежащей Принцу Бернхарду из Оранской династии.

Ян Ламмерс © autosport.com
Ян ЛаммерсФото: autosport.com

При рассмотрении возвращения Гран При Нидерландов в Ф1 Ян сотоварищи должны были уладить три ключевых вопроса: деньги на проведении этапа, пригодность трассы для проведения гонки с точки зрения безопасности и логистические проблемы доставки огромного количества болельщиков на автодром.

Финансовый аспект подразумевал определенные трудности из-за палок, которые тем или иным способом в колеса Зандворту пытались вставлять соседи из Ассена. При этом реальных шансов на то, что Формула 1 приедет к ним, а не на побережье Северного моря, не было.

«В прошлом году – где-то в октябре-ноябре – Зандворт подписал с Формулой 1 предварительное соглашение, – рассказал Ян Ламмерс. – Следующие шесть месяцев должны были выявить финансовые и иные возможные проблемы проекта. Нам было непросто, поскольку на словах и в глазах читателей прессы мы соперничали с Ассеном, хотя официально FOM контактировала только с нами.

Это добавляло нам проблем, в том числе при взаимодействии с партнерами и спонсорами. Нам приходилось каждый раз объяснять ситуацию, да и болельщики ничего не понимали. Со стороны Ассена вброс информации о том, что они реально претендуют на проведение Гран При, был за границей чести. Да, у них большой опыт проведения мотогонок, а Зандворт изначально был построен для соревнований на автомобилях. И я считаю Зандворт родным домом Гран При Нидерландов».

Портфолио спонсоров и партнеров ГП Нидерландов впечатляет своим объемом, и главным образом в нем представлен семейный бизнес, так или иначе связанный с автомобилями и гонками. Так что эти компании очень заинтересованы в проведении этапа Формулы 1 у них на родине.

«Нам нужно было всё продумать с точки зрения финансов, – продолжил Ян. – Изначально партнеры и спонсоры проявляли огромный энтузиазм, но затем наступило время детальных обсуждений и подписания предварительных и окончательных соглашений.

Когда вы спрашиваете, не хочет ли компания участвовать в мероприятии финансово, – это одно, а когда речь идет сразу о трехлетнем контракте – это другое. Всё это потребовало немалого времени, но в итоге мы, я считаю, справились отлично, всё прошло гладко. К концу марта мы окончательно поняли, что Гран При состоится».

Зандворт © autosport.com
ЗандвортФото: autosport.com

В результате список спонсоров этапа во главе с Heineken оказался очень внушительным – ему позавидовал бы любой Гран При. Пивоваренная компания пришла в Формулу 1 еще при Берни Экклстоуне, чтобы расширить маркетинговую программу за пределами Европы. И от участия в проведении их домашнего Гран При они отказаться никак не могли.

Также активное финансовое участие в организации этапа приняла сеть супермаркетов Jumbo, долгое время являющаяся персональным спонсором Макса Ферстаппена, и голландский конгломерат в транспортном секторе Pon Holdings, основатель которого Бен Пон младший гонялся за Porsche на Гран При Нидерландов в 1962 году.

Talpa Network, владеющая сетью радиостанций, примет участие в продвижении и освещении этапа. А концерн в области электронной коммерции CM.com возьмет на себя продажу билетов.

Стоит отметить и помощь от строительного гиганта VolkerWessels, часть акций которого принадлежит бывшим коммерческим владельцам Ф1 CVC Capital. Компания займется своим профильным делом – строительством инфраструктуры на автодроме.

К счастью, работы у VolkerWessels должно быть не так много. Сноса существующего и возведения нового здания пит-комплекса не потребуется – нужно будет лишь доработать то, что есть.

«Мы продлим пит-комплекс на восемь метров в глубину, чтобы команды там комфортно разместились, – отметил Ламмерс. – Очевидно, что в FOM понимают бесполезность огромных затрат на строительство пит-билдинга, которое не сможет окупиться. Мы прекрасно помним недавний пример Сильверстоуна – они построили великолепный пит-комплекс «Крыло», который оказался абсолютно нерентабельным.

Также мы построим еще два-три комплекса для приема гостей, а трибуны – некоторые будут модернизированы, другие построены заново».

Что касается изменений конфигурации автодрома, то они будут незначительными. И в этом отношении нужно отдать должное Чарли Уайтингу, посетившему трассу в прошлом году. Именно бывший гоночный директор Формулы 1, ушедший из жизни в марте этого года, по сути, дал зеленый свет возвращению Зандворта в Большие Призы при условии незначительных доработок инфраструктуры.

Какие перемены ждут Зандворт перед первым за 35 лет Гран При Формулы 1?

Зандворт © autosport.com
ЗандвортФото: autosport.com

При этом обстоятельства также сложились в пользу голландского автодрома. После трагедий 1994 года FIA всерьез принялась за безопасность трасс, снабдив их огромными зонами вылета и пересмотрев конфигурацию самых опасных поворотов.

Однако с годами машины Формулы 1 стали гораздо более безопасными сами по себе, вследствие чего были снижены некоторые нормы безопасности, касающиеся автодромов. Именно в это время у владельцев трассы старой школы в Зандворте появилась надежда на возвращение в спорт.

«Нам в определенной мере повезло, – продолжил Ламмерс. – Современные машины Ф1 действительно гораздо лучше противостоят возможным ударам, и трассы, которые еще недавно считались неподходящими для Больших Призов, вновь оказались в игре.

Чарли очень высоко ценил наш автодром и предлагаемые им вызовы гонщикам. Мне кажется, что в этом плане трасса в Зандворте находится в одном ряду с такими автодромами, как Брэндс-Хэтч, Сузука, Спа, старый Нюрбургринг и Уоткинс Глен. Это особенное поколение трасс, и очень хорошо, что в FOM понимают их важность для спорта. Приятно, что и Чарли это понимал. Все изменения, которые будут произведены в Зандворте, будут сделаны в соответствии с его советами».

Кроме того, болельщикам, уставшим от стерильности и искусственности трасс современной школы, возвращение в Формулу 1 голландского автодрома должно быть по душе.

«Конечно, Зандворт не прощает ошибок, – признал Ян. – Но мы видим то же самое в Баку и в Монако – одна оплошность, и твоя машина в стене. Да, такая опасность будет и на нашей трассе, но если вы хотите участвовать в соревнованиях мирового уровня, то должны быть готовы к такой цене ошибки.

Зандворт действительно славится тем, что здесь нужно пилотировать крайне точно, чтобы не вылететь с трассы. Это должно добавить гонке непредсказуемости, а это то, что сейчас нужно спорту».

Безопасность – это одно, а гонки – совсем другое. Да, в паре медленных секций конфигурация будет немного скорректирована, но главным изменением станет бэнкинг, который сделает скоростной последний поворот трассы еще более быстрым. Гонщики вольны будут активировать здесь DRS раньше, чтобы попробовать обогнать соперника на подходе к первому повороту Tarzan.

Зандворт © autosport.com
ЗандвортФото: autosport.com

Также будет изменена секция заезда на пит-лейн – это должно сократить времена пребывания пилотов в боксах и открыть командам новые стратегические возможности.

В целом работ по обновлению автодрома предвидится не так много, но все они должны быть выполнены в срок – к старту следующего гоночного сезона для Зандворта, где проводится достаточно много гонок.

«Конечно, когда настанет день X, мы будем в полной боевой готовности, – заверил Ламмерс. – Большая часть работы в отношении планирования и дизайна уже завершена. Нужно будет просто продумать наиболее выгодную стратегию изменений с точки зрения вложений. Мы не спешим, важно всё сделать качественно.

Уверен, наши партнеры из VolkerWessels успеют выполнить все запланированные работы за несколько недель – им это по силам. Они настоящие эксперты в этой области, так что я надеюсь, что они нас не подведут.

При этом стоит отметить, что мы способны производить доработки автодрома без ущерба для текущей гоночной активности. Это очень важно, ведь это один из наших источников дохода. В общем, впереди много работы, но мы всё учли».

Возможно, одной из главных головных болей организаторов Гран При в Нидерландах станет доступность подъездов на трассу для огромного наплыва болельщиков. И одним из выборов для посетителей станет система перекладных парковок для велосипедов, которая должна быть организована дочерней компанией Pon Holdings – Gazelle.

«Мы постараемся максимально информировать потенциальных посетителей Гран При о наиболее быстрых и выгодных способах посещения автодрома, – заверил Ламмерс. – Болельщики должны получать удовольствие от этапа. И у них будет выбор – либо стоять в бесконечных пробках, либо приобрести комбинированный билет.

Комбинированные билеты будут разные, и один из них будет предусматривать преодоление последнего отрезка пути до автодрома на велосипеде. Нидерланды – страна велосипедов, и я уверен, что если с погодой повезет, болельщикам будет очень приятно проделать велопрогулку по дюнам. К тому же, это улучшит экологическую составляющую мероприятия».

Зандворт © autosport.com
ЗандвортФото: autosport.com

Местные власти Зандворта пообещали выделить 4,1 миллиона евро на улучшение местной инфраструктуры и поддержку в дни проведения Гран При, в то время как государственной поддержки этап так и не дождался.

Еще одной проблемой для организаторов может стать вопрос удобства размещения команд на автодроме. Основной паддок в Зандворте довольно мал, и места для установки огромных зданий для приема гостей команд просто нет.

Руководство автодрома рассматривает вариант проведения Гран При по примеру выездного этапа, когда местные постройки заменяют командам их огромные моторхоумы. К тому же, нужно будет где-то размещать и команды гонок поддержки.

Но Ян Ламмерс уверен, что к следующему маю его родной город будет готов принять великолепное шоу Формулы 1.

«В дни проведения Гран При фотографии Зандворта с высоты птичьего полета будут насыщены оранжевыми цветами, и это великолепие будет поддержано нашими лучшими диджеями и артистами. Это будет настоящий семейный уик-энд, а не просто очередное воскресенье», – уверен Ян Ламмерс.

Что ж, ждать осталось не так долго...

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/9145/the-full-story-behind-zandvoort-return-to-f1

Зандворт © autosport.com
ЗандвортФото: autosport.com

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle