Шасси McLaren, принесшее команде два чемпионских титула

Джейк Боксалл-Легг
6 октября в 10:49
Фото: Pinterest

В нынешнюю эпоху постоянных модернизаций, когда машины меняются от гонки к гонке, трудно себе представить, что когда-то одно шасси могло служить команде несколько лет и при этом продолжать завоевывать трофеи. И McLaren M23 – как раз тот самый случай...

Сегодня Формула 1 проповедует философию кардинальных изменений шасси от года к году. Меняются правила, требования и ограничения, так что просто нереально вообразить себе, что одна и та же машина может оставаться в обойме команды долгих шесть лет.

Но в былые годы технологический прорыв какой-либо из команд мог обеспечить ей превосходство сразу на несколько лет. Так было с революционными заднемоторными Cooper, пальму первенства у которых в 60-х – начале 70-х перехватили шасси на базе монокока Lotus. 25, 33, 49 и 72 – все эти болиды оставались на вершине технической мысли не один год.

Тогда как своим долголетием шасси Lotus 72, скорее, было обязано безуспешным попыткам команды родить ему столь же передового наследника, Гордон Коппак не терял времени в McLaren, представив в 1973 году действительно инновационное творение с индексом M23, которое оставалось в авангарде Формулы 1 до 1977-го.

Гордон, без сомнений, питал свое вдохновение в Lotus 72, что изначально воплотилось в шасси M16 для заокеанской гонки «500 миль Индианаполиса». Он также был сторонником философии предельно низкой посадки машины с максимально опущенным центром тяжести. Это, ко всему прочему, способствовало снижению центра крена, что сделало M23 очень простым в управлении по сравнению с его ромбовидным предшественником M19C.

Предыдущее семейство шасси M19 назвать плохим язык не поворачивается, но темпы его разработки оставляли желать лучшего по сравнению с конкурентами, активно уходящими от идеи "трубчатых" шасси. Трапециевидная геометрия передней перегородки и обновленная подвеска позволили инженерам до предела снизить дорожный просвет и увеличить ширину шасси без необходимости идти на компромисс в плане нежелательных смещений в поворотах, а это в свою очередь помогло увеличить сцепление в виражах.

McLaren M23 © autosport.com
McLaren M23Фото: autosport.com

Вместо того, чтобы нести дополнительные убытки в отношении лишнего веса из-за переднего расположения радиатора, Коппак установил два отдельных радиатора в боковых понтонах перед задними колесами, что также позволило снизить переднюю часть шасси.

В задней части нижние рычаги подвески были перевернуты с целью уменьшить гибкость конструкции, а тормозные механизмы были перенесены с колес на шасси, чтобы снизить неподрессоренную массу автомобиля и еще улучшить управляемость.

Переход на шасси M23 тут же принес плоды команде в виде поула, добытого Деннисом Хьюмом в Южной Африке. Однако в гонке лучше себя проявило старое шасси M19C, за рулем которого Питер Ревсон стал вторым, тогда как Денни финишировал лишь пятым.

С течением времени M23 все же доказало свое превосходство – в Швеции Хьюм опередил местного героя Ронни Петерсона на предпоследнем круге и одержал победу, а Ревсон выиграл на нем двумя этапами позже в Сильверстоуне.

К тому же, новое шасси показывало чудеса надежности с самого начала – машина не испытывала механических проблем вплоть до восьмого этапа в Зандворте, где отказал мотор Cosworth.

McLaren M23 © autosport.com
McLaren M23Фото: autosport.com

До конца сезона Ревсон одержал еще одну победу на хаотичном Гран При Канады в Моспорте, а по окончании чемпионата его место в команде занял чемпион мира 1972 года Эмерсон Фиттипальди. Бразильца в первую очередь привлекла именно машина M23 – особенно после его мучений за рулем Lotus 72 спецификации E и проигранного титула Джеки Стюарту в 1973-м. Принеся с собой опыт выступлений за Lotus, Эмерсон сразу попросил увеличить колесную базу шасси и ширину машины, чтобы улучшить развесовку автомобиля.

В 1974 году M23 впервые появилась на трассе в цветах Marlboro, и Хьюм победил в первой же гонке в Аргентине, тогда как Фиттипальди праздновал триумф у себя на родине в Интерлагосе. В том году главным соперником коллектива из Уокинга была возрождающаяся Ferrari, ведомая вернувшимся в команду Клеем Регаццони и приглашенным из BRM Ники Лаудой. Оба с первых же гонок чемпионата включились в борьбу за титул.

В итоге Фиттипальди удалось выиграть свой второй трофей в последней гонке сезона в Уоткинс-Глене, к которой они с Клеем подошли с равным количеством очков.

Перед сезоном 1975 года шасси M23 было незначительно доработано – боковые понтоны были продлены назад в нескольких гонках для улучшения аэродинамики, к тому же, машина была оснащена новой шестиступенчатой коробкой передач от Hewland.

В конце предыдущего сезона Хьюм, не сумевший пережить трагическую гибель его друга Ревсона, завершил карьеру гонщика, и ему на замену пришел Йохен Масс.

Попытка Фиттипальди защитить свой титул началась успешно – с победы в Буэнос-Айресе. Но в дальнейшем у M23 не было никаких шансов против новенькой Ferrari 312T с 12-цилиндровым мотором и поперечной коробкой передач, обеспечившими шасси потрясающую мощность и распределение веса.

В итоге Лауда завоевал пять побед, тогда как Эмерсон лишь раз пересек финишную черту первым – в Сильверстоуне. Масс также одержал свой единственный триумф в Формуле 1 в Монжуик-Парке – в гонке, запомнившейся трагической гибелью пяти зрителей.

McLaren M23 © autosport.com
McLaren M23Фото: autosport.com

По окончании сезона-1975 команду McLaren неожиданно покинул Фиттипальди, перешедший в команду своего брата Уилсона Copersucar. В тот момент на рынке не оставалось ни одного свободного топ-пилота, но не было бы счастья, да несчастье помогло – коллектив Hesketh приказал долго жить, в связи с чем неожиданно освободился Джеймс Хант.

И хотя перед сезоном машина McLaren была немного доработана – радиаторы были разнесены по бокам от дуги безопасности в ответ на запрет на верхний радиатор, – в целом шасси осталось прежним. Ники Лауда начал чемпионат с двух побед в трех первых гонках.

Хант ответил победой на четвертом этапе сезона. Лауда следом выиграл в Бельгии и Монако за явным преимуществом, а британец одержал победу во Франции, стартовав с поула – движок на машине Ники не выдержал борьбы и сгорел. На Брэндс-Хэтче вновь первым финишную черту пересек Хант, но после гонки был дисквалифицирован за использование запасного автомобиля на рестарте.

Ужасная авария Лауды на Нюрбургринге оставила его без шансов набрать очки в следующих двух гонках, но уже в Монце легендарный австриец вернулся на трассу и финишировал в очках.

Вплоть до финала сезона в Фудзи Лауда и Хант боролись на равных, но в Японии Ники отказался от сражения в непозволительных для гонок условиях и сошел с дистанции досрочно, тогда как Хант сделал минимум необходимого для завоевания своего единственного титула.

Команда McLaren начала сезон-1977 с шасси M23 по причине того, что его наследник M26 обладал рядом недочетов и дебютировал позже. При этом частные команды продолжали использовать шасси M23 вплоть до 1978 года, после чего заслуженная машина отправилась на покой с двумя чемпионскими титулами в личном зачете и одним – в командном.

Спецификация:

Шасси: Монокок из алюминия
Передняя подвеска: Двойные рычаги на амортизаторах и пружинах, стабилизатор поперечной устойчивости
Задняя подвеска: Перевернутые нижние рычаги, двойная продольная реактивная штанга, амортизаторы и пружины
Двигатель: Ford Cosworth DFV 90-градусный V8
Объем двигателя: 2,993 куб. см.
Мощность: 465 л.с.
Максимальные обороты: 10,500 об/мин
Коробка передач: Hewland 5/6-ступенчатая ручная
Шины: Goodyear
Вес: 575 кг
Гонщики: Эмерсон Фиттипальди, Джеймс Хант, Йохен Масс, Питер Ревсон, Деннь Хьюм

Результаты шасси M23:

Старты: 165
Победы: 16
Поулы: 14
Быстрые круги: 10
Подиумы: 22
Очки: 319

McLaren M23 © autosport.com
McLaren M23Фото: autosport.com

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/9143/the-mclaren-that-won-two-drivers-titles

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle