Параллельные прямые пересекаются. Путь воинов. Максишарль и Шарлимакс

Александр Гинько
18 июля в 9:29
Фото: rallystar.net

Гран При Австрии и Великобритании нынешнего года запомнятся поклонникам Формулы 1 отнюдь не спадом и возвращением на вершину пилотов Mercedes, а отчаянной борьбой вплоть до контакта восходящих звезд Больших Призов Макса Ферстаппена и Шарля Леклера. Сегодня всё внимание им…

Австрия, Шпильберг. 15 кругов до финиша гонки. Первый Шарль Леклер, в пяти секундах позади Валттери Боттас, у которого на хвосте Макс Ферстаппен. Голландец усыпляет бдительность финна, жалуясь по радио на проблемы с мотором, и уже через несколько поворотов легко оставляет его позади. Бинго! Но этот соперник Максу неинтересен. Совсем.

До монегаска пять секунд… Четыре, три, две, одна... Red Bull быстрее. Последние круги – отставание Макса в пределах открытия крыла. Первая попытка в Remus – неудачно! По внешней в следующем – нет. Ферстаппен в каждом повороте пытается заходить шире, после чего режет траекторию. Это борьба за победу! Первый вираж – я в зеркалах, я рядом! Третий поворот, обманный маневр влево, вдруг резкий заход по внутренней – обгон! Нос Макса на мгновение оказался впереди, но Шарль не сдается и вновь выходит вперед! Удержался!

Увы для фанатов Скудерии, кругом спустя там же, в Remus, голландцу удается протиснуться внутрь, с контактом опередить монегаска и вырвать победу на домашней для команды трассе под вопли многотысячной армии своих поклонников и безропотное молчание судей.

Австрия-2019 © Wide World of Sports - Nine
Австрия-2019Фото: Wide World of Sports - Nine

Переносимся на две недели вперед, в Сильверстоун. Макс сразу со старта гонки сел на хвост Шарлю в борьбе за третье место, и после непродолжительного сражения пилотов Mercedes за лидерство слётанная пара «Шарлимакс» полностью перехватила инициативу в телевизионной трансляции. Двух недель как не бывало. 11-й круг и попытка атаки в связке The Loop-Aintree! Но на этот раз, в отличие от Австрии, Шарль защищается предельно жестко – вплоть до контакта. Он усвоил урок Шпильберга и больше не намерен пускать вперед обидчика. Это был очень показательный эпизод, и в дальнейшем новобранец Ferrari действовал так же.

Кто знает, чем бы закончилось это сражение, если бы не машина безопасности. Так или иначе, Ферстаппен и Леклер "закусились" не на шутку, и дальше их очное противостояние будет только накаляться, обрастать историями, карбоновыми шрамами и душевными ранами, взрослеть и крепнуть вместе с ними.

На фоне откровенно стареющего в гоночным смысле Себастьяна Феттеля и изо всех сил молодящегося Льюиса Хэмилтона, временно оставшегося без конкурентов, дуэт молодых да ранних набирает обороты.

Все великие противостояния в Формуле 1, как правило, строились на контрасте характеров. Вспомните борьбу разбитного весельчака Джеймса Ханта и дотошного и скрупулезного Ники Лауды в середине 70-х, жесткое соперничество норовистого и ершистого Айртона Сенны с целой профессурой в лице Алена Проста спустя десятилетие или жаркие сражения способного на всё ради победы Михаэля Шумахера с Микой Хаккиненом, обладающим нордическим складом характера.

Шарль Леклер и Макс Ферстаппен (60+) © FaceApp
Шарль Леклер и Макс Ферстаппен (60+)Фото: FaceApp

Сейчас многие скажут, мол, опять вы сравниваете этих сопляков с великими гонщиками прошлых лет. Но и у великих был насморк, все с чего-то начинали, и, быть может, через два десятка лет мы будем вспоминать последние круги Гран При Австрии как начало целой эпохи соперничества между голландцем и монегаском. Тем более, что в столь юном возрасте они уже выступают за топ-команды, а значит, им более не придется растрачивать свой талант на борьбу за места в первой десятке.

Кстати, мы не просто так вспомнили Шумахера с Хаккиненом. Любопытно, что через несколько дней после рождения Макса Ферстаппена одну из своих многочисленных побед одержал Михаэль (Сузука-1997), а еще через две недели, за которые на свет успел появиться Шарль Леклер, Мика впервые в своей карьере поднялся на высшую ступень подиума в испанском Хересе. Без энергетического обмена здесь явно не обошлось.

Негатив к Максу

Макс Ферстаппен появился на арене Больших Призов в 2015 году в составе Toro Rosso, став самым молодым боевым гонщиком Ф1 за всю историю спорта.

Ни для кого не секрет, что юный голландец сразу вызвал волну критики в свой адрес в среде болельщиков Формулы 1. Слишком молод, нагловат, дерзок, в чем-то даже нахален. Выскочка из Ф3, не прошедший все круги ада младших формул. К тому же, папа Йос, скажем прямо, – не самая приятная личность.

Да еще и эти аварии с незавидным постоянством. Монако 2015 года – въезд в зад Ромену Грожану. Бельгия 2016-го – столкновение с Кими Райкконеном с эффектом домино, Венгрия 2016-го – агрессивная защита позиции против того же Райкконена до столкновения, Мексика того же года – авария с Феттелем, Венгрия-2017 – выбил с трассы напарника Даниэля Риккардо, Бахрейн-2018 – жесткая атака на Хэмилтона с дальнейшим проколом, Китай-2018 – столкновение с Феттелем с синхронным разворотом...

Добавьте сюда тот факт, что Макс фактически высадил Даниила Квята из машины Red Bull Racing, заняв его место уже после четырех этапов сезона-2016. Сей газированный переворот не мог добавить Ферстаппену поклонников на финско-китайском пограничье.

Позитив к Шарлю

Шарль Леклер – совсем иной случай! Тихий, спокойный и скромный парень из небогатого княжества.

21-летний монегаск является практически полной противоположностью Макса в отношении психотипа. К тому же, он аккуратно прошел всю молодежную формульную лестницу, не оступившись ни на одной из ступенек.

Двухлитровая Формула Renault, Европейская Формула 3, GP3 и GP2 – полный джентльменский набор приличного дебютанта Больших Призов.

Параллельный путь воинов

Для того, чтобы составить летопись великого сражения потенциально многократных чемпионов мира Макса Ферстаппена и Шарля Леклера, необходимо рассказать об их первых шагах в автоспорте. Любопытно, но, несмотря на такой разный путь, голландец и монегаск несколько раз пересекались по дороге в Формулу 1, а в паре случаев разминулись, едва сойдясь.

Макс Ферстаппен и Шарль Леклер © Gazzetta
Макс Ферстаппен и Шарль ЛеклерФото: Gazzetta

Как и у большинства гонщиков Формулы 1, у маленьких Макса и Шарля всё начиналось с картинга. Но если первый опробовал гоночную технику всего в четыре с половиной года, то второй на три года позже.

Подробности пути гонщиков к славе через тернии картинговых сражений могут быть интересны не всем, но мы решили, что в летописи без них не обойтись, тем более, что здесь есть очень любопытные детали становления гоночных талантов.

2006-2009

Первый локальный успех Ферстаппена в детских гонках датируется 2006 годом, когда он выиграл в классе Rotax Max Minimax бельгийского первенства. Годом позже он добавил победу в этой категории и в первенстве Нидерландов. На тот момент Максу было 9-10 лет.

В те же годы маленький Шарль уже блистал на французских картинговых трассах, выиграв местное первенство «Прованс – Альпы – Лазурный Берег» трижды – в 2005-м, 2006-м и 2008-м.

В 2009 году Макс присоединился к клиентской команде производителя картов CRG, выиграв первенство Фландрии и став лучшим в классе KF5 в Бельгии. Шарль, двигаясь параллельным курсом, стал чемпионом французского первенства Cadet, после чего перешел в класс KF3.

«Они шли навстречу судьбе. Они сближались...»

2010

В 2010 году в возрасте 13 лет Макс дебютировал на международной картинговой арене. В Кубке мира в классе KF3 он занял второе место, уступив более опытному Александру Албону, но в европейской серии WSK одолел его, а также отнял мировое первенство у Роберта Вишую.

В том же году Леклер одержал победу в знаменитой гонке Junior Monaco Kart Cup, которую ранее выигрывали Роберт Кубица, Себастьян Феттель и Карлос Сайнс.

Макс Ферстаппен © Motor1.com
Макс ФерстаппенФото: Motor1.com

2011

На следующий год Макс Ферстаппен выиграл Европейскую серию WSK, тогда как Шарль отметился титулами в Кубке мира CIK-FIA в классе KF3, CIK-FIA Karting Academy Trophy и юниорском первенстве Masters ERDF. В том же году монегаск примкнул к компании юных гонщиков, продвигаемых Николя Тодтом.

2012

Подрастающий Макс также не остался без поддержки гоночных программ, примкнув к академии Intrepid, в составе которой начал выступать в классах KF2 и KZ2. Голландец выиграл первенство WSK Master и зимний Кубок South Garda, в котором оставил позади Антонио Фуоко.

Шарль тоже перешел в класс KF2 в составе команды ART Grand Prix с заводской поддержкой, с которой выиграл Евросерию WSK и финишировал вторым в европейском первенстве KF2 и чемпионате мира по картингу до 18 лет.

2013

Ферстаппен вернулся в заводскую команду CRG, с которой взял титулы в европейских первенствах в классах KF и KZ и в возрасте 15 лет стал чемпионом мира в старшей картинговой категории KZ1 во французской коммуне Варен-Сюр-Алье, завоевав трофей в борьбе как раз с Шарлем Леклером, который в итоге стал вторым.

Какие выводы можно сделать из подготовительного пути двух этих гонщиков? В принципе, до этого момента Макс и Шарль шли практически нога в ногу, по пути выигрывая всё, что представлялось возможным, сначала в местных соревнованиях, а затем и в международных. Кроме того, накануне сезона-2012 оба заручились поддержкой сильный промоутерских систем, что позволило им к 15 годам во всеоружии подойти к главному юношескому первенству планеты.

Взрослая жизнь

Дальнейший подход к продвижению на вершину автоспорта у Макса и Шарля получился кардинально разным.

Ферстаппен после нескольких тестов в двухлитровой Формуле Renault сразу запрыгнул в Европейское первенство Формулы 3 в составе команды Van Amersfoort Racing, где в итоге занял третье место, уступив Эстебану Окону и Тому Бломквисту. Также прямо по ходу сезона голландец стал членом молодежной академии Red Bull и подписал контракт тест-пилота с Toro Rosso в Формуле 1.

В семействе Ферстаппенов посчитали, что одного года в младших формулах Максу вполне достаточно, и уже в 2015-м он дебютировал в Больших Призах в качестве боевого гонщика в партнерстве с Карлосом Сайнсом.

Шарль Леклер и Макс Ферстаппен © Sports Love Me
Шарль Леклер и Макс ФерстаппенФото: Sports Love Me

Что касается Шарля, то он не ограничился экспресс-курсом подготовки молодого бойца, а прошел все ступени молодежных формул.

В 2014-м монегаск выступал за команду Fortec Motorsports в двух литрах Формулы Renault, а годом позже фактически занял место Ферстаппена в коллективе Van Amersfoort Racing в Ф3. Но Леклеру также не покорилось это первенство – он стал лишь четвертым.

Зато в дальнейшем осечек у Шарля не наблюдалось. В сериях GP3 и GP2 он взял титулы, практически не встретив сопротивления, после чего в 2018 году дебютировал в Формуле 1 в Sauber.

Разумеется, пока голландец и монегаск были в разных частях пелотона Ф1, об очных противостояниях и речи идти не могло. Но с переходом Леклера в Ferrari баланс сил выровнялся, и оппоненты стали все чаще оказываться на трассе в одно время и в одном месте. А смотреть за их очной борьбой, согласитесь, – лакомство для настоящих гурманов.

При том, что многие считали переход Макса из Ф3 в Ф1 преждевременным, очевидным этом стало лишь тогда, когда в Больших Призах дебютировал Шарль. Он был гораздо более подготовленным, пройдя горнило младших категорий, и это бросалось в глаза. Так или иначе, голландец уже набил шишки на своем и чужих лбах и в полной мере готов к противоборству с равным ему по таланту и возрасту соперником.

У любителей аквариумных рыбок есть целая система правил подсадки новых рыбёшек в устоявшуюся экосистему аквариума. И если проводить параллели, то Ферстаппена просто бросили в неспокойную водную среду Формулы 1 в надежде на то, что он там выживет. А через год и вовсе поместили на глубину, где обитают одни акулы.

Но Макс выжил и дождался Шарля, с которым шесть лет назад решал судьбу мирового первенства в картинге. Быть может, совсем скоро борьба за титул между ними возобновится и в Королевских гонках…

Автор материала: Александр Гинько

Шарль Леклер и Макс Ферстаппен © Irish Examiner
Шарль Леклер и Макс ФерстаппенФото: Irish Examiner

  • Поделиться: