В тихом омуте… Трагедия самого непопулярного нечемпиона Ferrari

Найджел Робак
4 октября в 9:36
Фото: live.staticflickr.com

После гибели Жиля Вильнёва в Зольдере в 1982 году его напарник по Ferrari Дидье Пирони приобрел очень противоречивую репутацию, с которой не смог в полной мере совладать. Все совпадения с прошедшим Гран При России просьба считать случайными...

В этом году исполнилось 37 лет с момента трагического ухода Жиля Вильнёва – самого славного парня в Королевских гонках и человека, без которого Формула 1 для многих просто перестала существовать.

Многие считают отчасти и косвенно причастным к тому печальному инциденту с канадцем его партнера по Скудерии Дидье Пирони.

Двумя неделями ранее в Имоле пилоты на красных машинах уверенно шли к победному дублю – первым был Жиль. Однако на последнем круге и в последней точке для обгона Пирони вдруг вырвался вперед и выиграл заезд. До этого момента Вильнёв полностью доверял напарнику, но впредь поклялся никогда с ним более не разговаривать. А тринадцатью днями позже на своем сумасшедшем круге в стиле камикадзе под конец квалификации канадец разбился.

Пирони откровенно считал, что в Имоле он поступил честно, поскольку полагал, что они с напарником боролись за победу. Однако факты, включая табличку «Сохраняйте позиции», которую механики держали на пит-борде, говорили об обратном.

«В Имоле мы видели нечто большее, чем просто украденную победу, – сказал тогда один неназванный, но высокопоставленный человек из паддока. – Пирони прекрасно знал, какой эффект его поступок окажет на Жиля, и делал всё, чтобы вывести его из равновесия».

Дидье Пирони и Жиль Вильнёв © autosport.com
Дидье Пирони и Жиль ВильнёвФото: autosport.com

По своему характеру Дидье был очень тихим и застенчивым, и за год до описываемых событий – в 1981-м – он вполне смиренно принимал роль второго номера в Скудерии. Он вел себя очень скромно и использовал любую возможность, чтобы отметить дружбу между ним и Жилем, каждый раз подчеркивая, как канадец помогал ему. Но, как известно, в тихом омуте… В общем, был в нем и скрытый демон, несогласный с тем, что кто-то на равной технике раз за разом его превосходит.

Прежде чем присоединиться к Ferrari, Пирони выступал за команду Ligier, выиграв один раз в 1980-м. При этом французу зачастую откровенно не везло с надежностью машины. Да и противостоять Жаку Лаффиту – совсем не то же самое, что бороться с Вильнёвом.

«Когда Жиль был с нами, его преимущество было настолько весомым, что мы в какой-то степени даже недооценивали Дидье, – сказал как-то бывший главный конструктор Ferrari Мауро Форгьери. – Просто потому что он раз за разом оказывался бит напарником на такой же точно машине».

В сезоне-1982 Скудерия была в полном порядке с машиной, которую построил Харви Постлтуэйт. На дебютном этапе, правда, ни один из гонщиков команды не финишировал, зато Жиль Вильнёв лидировал большую часть дистанции в Бразилии, будучи значительно быстрее напарника.

После квалификации в Рио (где Жиль показал второе время, а Дидье – только восьмое) Вильнёв отозвал меня на пару слов. Он хотел поговорить о Пирони, который совсем недавно попал в сильную аварию на тестах во Франции.

«Сейчас Дидье немного сбит с толку, но к следующей гонке он снова будет в порядке, – сказал канадец. – Вы можете попросить своих коллег сильно на него не наседать?»

Этот поступок в полной мере продемонстрировал истинный альтруистический подход Жиля к жизни, что в среде гонщиков Формулы 1 встречается нечасто. Обычно пилоты используют любую психологическую лазейку, чтобы вывести напарника из себя. Вильнёв был очень бесхитростным человеком, и после его ухода многие задавались вопросом, понимает ли Пирони на самом деле, дружбой с кем он так походя и неосторожно распорядился.

Дидье Пирони и Жиль Вильнёв © autosport.com
Дидье Пирони и Жиль ВильнёвФото: autosport.com

Незадолго до этапа в Имоле Дидье женился на своей давней подруге Кэтрин, и на их свадьбу был приглашен директор команды Ferrari Марко Пиччинини, тогда как Жиль с супругой Джоанной такой чести не удостоились. Канадец посчитал сей факт странным и так прокомментировал это в первые дни Гран При: «Джоанна сказала, что здесь нечему удивляться. Она никогда не доверяла Дидье...»

Через две недели после трагического этапа в Зольдере Формула 1 приехала в Монако, где Пирони – теперь единственный гонщик Ferrari – стал вторым. Далее последовало третье место в Детройте, после чего настала очередь Монреаля, где Дидье взял поул на автодроме, только что получившем имя его ушедшего из жизни напарника.

«Я хочу посвятить этот поул Жилю, – сказал француз после квалификации. – Все мы знаем, что если бы он сейчас был здесь, он был бы на поуле».

В тот момент рядом со мной находился Кеке Росберг.

«Если бы не он, Жиль был бы сейчас здесь», – пробурчал он.

И эти чувства в то время разделяли многие. Но общая неприязнь к Дидье как к человеку не распространялась на его профессиональные качества. За рулем машины Пирони был очень хорош, и в паддоке уже видели его чемпионом мира 1982 года.

Неизвестно, какие силы заставили машину Пирони застрять на старте Гран При Канады, но это привело к еще одной трагедии. Стартовав 23-м в своей второй гонке в Формуле 1, юный Риккардо Палетти на скорости 180 км/ч влетел в машину Дидье, замершую на поуле, а спустя пару часов итальянец скончался в больнице.

В Зандворте француз выиграл, в в Брэндс-Хэтче приехал к финишу вторым, впервые в сезоне захватив лидерство в личном зачете. После этого Пирони отправился на домашний для себя этап во Францию, на трассу Поль-Рикар.

Харви Постлтуэйт так описал то, что тогда происходило с Дидье: «С ним творилось нечто странное. У него были серьезные проблемы личностного характера, но они его, похоже, не волновали. Со временем он стал очень заносчивым и самоуверенным во всем, включая вопросы потенциального чемпионства».

Дидье Пирони © autosport.com
Дидье ПирониФото: autosport.com

Вряд ли слова конструктора Ferrari о личностных проблемах Пирони можно назвать пустыми. На фотосессии для французского журнала Paris Match он познакомился с одной актрисой, и у них закрутился роман. Семья, которой не было и трех месяцев от роду, была разбита.

В Ле-Кастелле, не сумев совладать с пилотами Renault, Дидье финишировал третьим, что позволило ему увеличить отрыв от преследователей в чемпионате до девяти очков. Далее был Хоккенхайм.

В субботу я немного припозднился с прибытием на трассу, и тренировка уже была в самом разгаре. Если за день до этого была страшная жара, то сейчас шел дождь и было прохладно.

С парковки для прессы мне открывался вид на прямую перед секцией стадиона. Я увидел, как красная машина взмыла в воздух – носом вверх. Приземлившись на заднюю часть, она начала кувыркаться, в итоге замерев у дорожного полотна.

Дидье получил серьезную травму голени, что не было редкостью во времена, когда ноги пилотов располагались прямо между передними колесами, а на его окровавленном лице была маска ужаса, пока Сид Уоткинс и спасатели пытались извлечь его из кокпита.

В период восстановления от травм Пирони не раз заявлял о возможном возвращении в Формулу 1, а Энцо Феррари обещал, что ему непременно найдется место в команде. Но никто не воспринимал их слова всерьёз. Все понимали, что это была последняя гонка в карьере француза.

Пятью годами позже Дидье уже вовсю соревновался, но не на машинах, а на моторных лодках. В августе 1987-го он попал в аварию в гонке Needles Trophy в районе острова Уайт. Встретив сильную волну, поднятую танкером, француз решил не отступать – в результате его катер перевернулся, и бывший гонщик Ferrari не смог выбраться.

В паддоке Формулы 1 горевали. Но могли горевать и больше… и дольше...

P.S. Вскоре после гибели француза его подруга Кэтрин Гу родила близнецов, которых назвала в честь бывших напарников по Скудерии – Дидье Пирони и Жиль Пирони. В 2014 году Жиль Пирони присоединился к команде Mercedes AMG Petronas в качестве инженера.

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/9288/the-tragedy-of-ferrari-most-unpopular-star

Дидье Пирони © autosport.com
Дидье ПирониФото: autosport.com

  • Поделиться: