Русские горки на Хоккенхаймринге. Итоги Гран При Германии

Иван Беликов
29 июля в 17:55
Фото: Toro Rosso

Сенсационный подиум Квята, убедительная победа Ферстаппена, драмы Леклера, Боттаса и Хюлькенберга – AUTOSPORT.com.ru разбирает ключевые события гонки в Хоккенхайме

Главное

Даниил Квят в закрытом парке после финиша Гран При Германии © Toro Rosso
Даниил Квят в закрытом парке после финиша Гран При ГерманииФото: Toro Rosso

Возвращение Даниила Квята на подиум стало одним из ключевых событий сумасшедшей дождевой гонки в Хоккенхайме не только для российского автоспорта, но и без всякого преувеличения всей Формулы 1. В паддоке очень сочувствовали Дане после перевода из Red Bull в Toro Rosso в мае 2016-го, психологического надлома и окончательного увольнения через полтора года, отмечали заслуженность его камбэка в 2019-м. И теперь многие, включая чемпионов прошлых лет Дженсона Баттона, Деймона Хилла, Нико Росберга и действующего чемпиона Льюиса Хэмилтона, порадовались выступлению и подиуму российского гонщика.

В конце концов, немногие гонщики получают второй шанс в Формуле 1, а тех, кто добираются до подиума после этого, можно пересчитать по пальцам. Не считая чемпионов Михаэля Шумахера и Кими Райкконена, за последние 10-15 лет можно вспомнить разве что Педро де ла Росу, Тимо Глока, Алекса Вурца.

Нелёгкая доля Даниила Квята. Что пришлось пережить российскому гонщику за два последних года?

Конечно, Квяту, как и вышеперечисленным пилотам, отчасти повезло оказаться на подиуме. Но, может быть, судьба таким образом вернула ему должок за все невзгоды в предыдущие годы. Потому что в воскресенье в Хоккенхайме для него сошлось всё. Хотя в предыдущих восьми дождевых гонках в Формуле 1 он только раз был в первой десятке, в Сильверстоуне-2015, когда финишировал шестым.

До 40-го из 64-х кругов в Германии Даниил шёл за пределами первой десятки и ни на что особо не претендовал. Но решение одним из первых перейти на слики было абсолютно правильным – в тот момент шины для сухой трассы уже работали лучше промежуточных. В условиях ещё не растянувшегося после рестарта пелотона это дало достаточное преимущество для того, чтобы после остановок всех остальных в течение одного-трех кругов выйти на третье место. Везение? Частично да. С другой стороны, тактический успех Toro Rosso и самого гонщика.

Но место в первой тройке ещё надо было удержать. Даниил сделал для этого главное – обогнал Лэнса Стролла и отъехал на безопасное расстояние от группы преследователей. Выезд машины безопасности и рестарт за пять кругов до финиша, конечно, заставил поволноваться болельщиков Квята. Но влияния на результат он не оказал. Да, второе место удержать не получилось. Но, по правде, шансов не было бы и без сейфти-кара. Если бы не авария, то Боттас прошёл бы Стролла и устремился бы за Квятом, а что такое гандикап три секунды в борьбе Toro Rosso и Mercedes при семи кругах в запасе? Но Квята и Феттеля в тот момент разделяли семь секунд и Стролл с Сайнсом, поэтому размена позициями между ними без сейфти-кара, скорее всего, не произошло бы.

Так что третье место Квята в принципе было в безопасности при любом раскладе. Российский гонщик сделал отличный подарок дочке, родившейся накануне, и принёс Toro Rosso второй подиум в истории после Монцы-2008.

Путь к победе

Победный финиш Макса Ферстаппена на Гран При Германии © Formula 1
Победный финиш Макса Ферстаппена на Гран При ГерманииФото: Formula 1

При всей хаотичности и драматичности гонки в Хоккенхайме главный итог получился весьма предсказуемым и закономерным. Обладатель поула Льюис Хэмилтон выиграл предыдущие девять дождевых Гран При с 2014-го и являлся бесспорным фаворитом. А ввиду далеких стартовых позиций пилотов Ferrari соперников у действующего чемпиона мира было не так много. Напарник Валттери Боттас никогда не отличался мастерством езды в дождь. Оставался только сосед по первому ряду стартового поля Макс Ферстаппен, который за свои выступления на мокрой трассе, как в Бразилии-2016, заслуживал сравнения с Михаэлем Шумахером и Айртоном Сенной.

И действительно все 64 круга дистанции почти поровну поделили между собой Хэмилтон и Ферстаппен. Льюис задавал темп до выезда машины безопасности из-за аварии Шарля Леклера. К тому моменту его отрыв достиг восьми секунд. Но затем последовала череда несвойственных ему и его команде ошибок – переход на слики под моросящим дождем, вылет в последнем повороте, сломанное переднее крыло, заезд на пит-лейн мимо ограничительного столбика, приведший к пятисекундному штрафу, и заминка на пит-стопе. Механики ждали Боттаса с комплектом промежуточных шин и, конечно, без нового переднего крыла. Хэмилтон оказался в конце первой пятерки, откуда не просто не смог выбраться, но и откатился за пределы топ-10. Повреждения машины при вылете и поздний на переход на слики в конце дорого обошлись действующему чемпиону мира.

Ферстаппен в ключевой момент, когда вновь заморосил дождик и вылетел Леклер, тоже ошибся. Его развернуло на все 360 градусов, ему так же, как и Льюису, пришлось снова переобуваться со сликов в промежуточные. Но гонщик Red Bull всё равно вышел в лидеры, опередив Боттаса, который из-за внепланового пит-стопа напарника проехал лишний круг на сликах под дождиком.

На оперативном просторе после ухода машины безопасности Максу не было равных, и подобная картина также наблюдалась на двух следующих рестартах. Пока оставшиеся основные соперники, Боттас и Феттель, разбирались с Хюлькенбергом, Строллом, Квятом, он отрывался на пять-семь секунд. Как итог, убедительная вторая победа за три последние гонки и седьмая в карьере. По числу триумфов Макс уже сравнялся с бывшим напарником Даниэлем Риккардо и звездой Формулы 1 первой половины 2000-х Хуаном-Пабло Монтойей.

В чемпионате Макс сократил отставание от Льюиса Хэмилтона до 63 очков. Это расстояние двух чистых побед и одного третьего места, поэтому сократить его в оставшихся десяти гонках будет почти нереально, особенно учитывая, что всё-таки Mercedes наголову сильнее Red Bull. Но призрачный шанс на борьбу за вице-чемпионство с Валттери Боттасом появился, до финна Ферстаппену не хватает 22 очков.

Хороший день для…

Себастьян Феттель и Даниил Квят после финиша Гран При Германии © motorsport-magazin.com
Себастьян Феттель и Даниил Квят после финиша Гран При ГерманииФото: motorsport-magazin.com

Четырехкратный чемпион мира Себастьян Феттель взял-таки реванш за прошлогодний провал на родной трассе. После старта из конца пелотона немец совершил с десяток обгонов в реальной борьбе, избежал ошибок в сложнейших и непредсказуемых условиях и прорвался на второе место. Дотянуться до Макса Ферстаппена, конечно, было невозможно – голландец был неудержим. Но, без сомнений, Феттель провел свою лучшую гонку в сезоне.

Вообще гонка в Хоккенхайме выдалась очень удачной для воспитанников Red Bull. Взгляните на итоговый протокол: Ферстаппен, Феттель, Квят на подиуме, Сайнс финишировал пятым, добившись своего лучшего результата с McLaren, а Алекс Албон после борьбы чуть ли не за подиум стал шестым, что тоже весьма достойно для новичка Формулы 1. Так что пять мест в первой шестерке заняли бывшие и нынешние подопечные Хельмута Марко. Это ли не показатель успешности работы молодежной программы Red Bull?

Плохой день для...

Машины сошедших гонщиков на Гран При Германии © @karunchandhok
Машины сошедших гонщиков на Гран При ГерманииФото: @karunchandhok

В дождевой гонке шанс на успех есть у всех и каждого, но при этом грань между успехом и поражением становится тоньше. И в минувшее воскресенье в Хоккенхайме для целого ряда пилотов поражение стало личной драмой и крахом надежд.

Кто знает, где оказался бы на финише Даниэль Риккардо, если бы не поломка выхлопной системы на 15-м круге. Первый подиум с Renault был вполне реален для мастера хаотичных гонок, ведь шесть из семи своих побед с Red Bull австралиец одержал в Гран При, в которых всё шло вверх дном.

Шарль Леклер на момент вылета в последнем повороте на 29-м круге шел третьим, впереди будущего победителя гонки Макса Ферстаппена. Но в защиту монегаска стоит сказать, что эта была его первая полноценная дождевая гонка за полтора сезона в Формуле 1. 15 последних кругов в Хоккенхайме год назад не в счёт.

Обидно, безусловно, за Нико Хюлькенберга, который на первом рестарте, на 30-м круге, занимал второе место. Через восемь кругов с ним с легкостью расправились гонщики Mercedes. Но шансы избавиться от статуса штамповщика рекордов по количеству гонок в Формуле 1 без подиумов у него оставались. События впереди в оставшиеся 24 круга могли развиваться как угодно и нужно было только держаться в стороне от неприятностей. Казалось бы, для опытнейшего пилота с 167-ми Гран При и девятью сезонами за плечами это не проблема. Но опять же, так же, как и в дождевой Бразилии-2012, сумасшедшем Баку-2017, Нико оказался раз тем, кто спровоцировал выезд машины безопасности и невольно перевернул ход гонки в пользу других, но не себя.

В американском NASCAR не так давно Кайла Ларсона в шутку отправили к шаману, чтобы он наконец прервал двухлетнюю беспобедную серию. Может, Хюлькенбергу тоже стоило бы обратиться за помощью к потусторонним силам? Одними ошибками такое жуткое невезение трудно не объяснить.

Авария Валттери Боттаса на Гран При Германии © Formula 1
Авария Валттери Боттаса на Гран При ГерманииФото: Formula 1

А вот кто может только пенять на себя после гонки в Хоккенхайме, так это Валттери Боттас. Финн получил золотой шанс после всех злоключений Льюиса Хэмилтона. Догони он и обгони Макса Ферстаппена в конце, и отставание от напарника в чемпионате сократилось бы разом с 39 до 22 очков. Но не тут то было: Валттери на Mercedes не справился даже с Лэнсом Строллом на Racing Point в борьбе за третье место и за семь кругов до клетчатого флага расколотил машину в первом повороте к негодованию Тото Вольфа. Может быть, в этот момент финн окончательно снял с себя и без того номинальное звание претендента на чемпионство. Во-первых, его титулованный напарник редко дает такую фору и не воспользоваться ей было огромным упущением. А во-вторых, с такой «точностью и расчетливостью» в чемпионской гонке, мягко говоря, делать нечего. Ещё один такой просчёт и Боттас разом пропустит вперёд Макса Ферстаппена, а там уже Mercedes почти наверняка включит командную тактику…

Что ещё интересного произошло?

Роберт Кубица на Гран При Германии © motorsport-magazin.com
Роберт Кубица на Гран При ГерманииФото: motorsport-magazin.com

  • Лэнс Стролл остановился в шаге от подиума, финишировав четвертым. Как и Квяту, канадцу помогла смелая тактика с ранним переходом на слики, но скорости и везения удержаться в топ-3 ему не хватило.

  • Гонщики Haas Ромен Грожан и Кевин Магнуссен вторую гонку подряд не поделили трассу. На счастье обоих, контакт не привёл к последствиям и оба остались в очках. Тем не менее, суровый руководитель Гюнтер Штайнер пообещал провести с обоими беседу перед Гран При Венгрии. «Если они не понимают, то я буду повторять это каждую гонку, каждый круг, пока они не поймут», – сказал Штайнер.

  • Red Bull Racing вторую гонку подряд установила рекордное время пит-стопа. Две недели в назад в Сильверстоуне механики из Милтон-Кинса сменили шины на машине Пьера Гасли за 1,91 секунды, а в Хоккенхайме при обслуживании машины Макса Ферстаппена улучшили этот показатель до 1,88 секунды.

  • После двойной дисквалификации Alfa Romeo спустя четыре часа после финиша в первую десятку поднялся финишировавший на предпоследнем, 12-м месте Роберт Кубица. Польский гонщик и команда Williams не останутся без очков в сезоне-2019, несмотря на статус откровенных аутсайдеров. Если только Alfa Romeo вдруг не добьется отмены решения стюардов.

Цитата дня

«Гонка была похожа на русские горки, прямо как моя карьера», – Даниил Квят о непредсказуемости гонки в Хоккенхайме.

Любопытный факт

Подиум Гран При Австралии-1988 © @Adelaide_GP
Подиум Гран При Австралии-1988Фото: @Adelaide_GP

В пятый год своей новейшей истории в Формуле 1 компания Honda один за одним повторяет свои лучшие достижения. В Мельбурне первый подиум с Сильверстоуна-2008, в Монако первый 100%-ный финиш в очках с Сильверстоуна-1987, в Шпильберге первая победа с Хунгароринга-2006. И вот теперь японцы взяли ещё одну точку в гибридной турбоэре – двойной подиум. Макс Ферстаппен победил, Даниил Квят финишировал третьим.

Статистика немного разнится. Если брать в расчёт эпоху моторов Honda под маркой Mugen, то в предыдущий раз двойной пьедестал почёта был у японской марки в легендарном дождевом Спа-1998, когда гонщики Jordan Деймон Хилл и Ральф Шумахер завоевали дубль. Если же нет, то это Португалия-1992 с вторым и третьим местом Айртона Сенны и Герхарда Бергера на McLaren.

Но одно можно сказать наверняка: в предыдущий раз две разные машины с моторами Honda финишировали в первой тройке 31 год назад, в Аделаиде-1988. McLaren с Айртоном Сенной и Аленом Простом завоевала подиум, а кто финишировал третьим на машине Lotus? Нельсон Пике, тесть Даниила Квята…

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle